Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 14. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов депутатов Верховного Совета обеспечивают избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Республики Хакасия;
территориальные (районные, городские (городов республиканского значения) избирательные комиссии;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Статья 15. Порядок формирования избирательных комиссий
Избирательная комиссия Республики Хакасия, сформированная в соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий, обеспечивающих организацию и проведение выборов депутатов Верховного Совета.
Территориальные (районные, городские (городов республиканского значения) избирательные комиссии образуются не позднее чем за 55 дней до дня выборов в составе 5-7 членов представительным и исполнительным органами власти района, города республиканского значения на паритетных началах с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии.
Окружные избирательные комиссии образуются в каждом избирательном округе не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе 5-7 членов представительным и исполнительным органами власти районов, городов республиканского значения на паритетных началах по предложению общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии.
Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 40 дней до дня выборов в составе 5-11 членов представительным и исполнительным органами власти районов, городов республиканского значения на паритетных началах по предложению общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов в депутаты либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Каждое избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие свой список кандидатов в депутаты, каждый кандидат в депутаты вправе назначить по одному члену в соответствующую избирательную комиссию с правом совещательного голоса с последующей регистрацией соответствующей избирательной комиссией, полномочия которого заканчиваются после официального опубликования итогов выборов.
В день голосования каждое избирательное объединение, избирательный блок и каждый кандидат в депутаты вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, которые имеют право присутствовать в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получать заверенные копии этих документов.
Статья 16. Статус члена избирательной комиссии
Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
В случае выдвижения кандидатом в депутаты член избирательной комиссии должен сложить свои полномочия в соответствующей избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в течение срока своих полномочий не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса во время подготовки и проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
письменного заявления члена избирательной комиссии о сложении своих полномочий;
выезда за пределы Республики Хакасия на постоянное место жительства;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным;
недобросовестного отношения к обязанностям члена избирательной комиссии.
Утверждение нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего производится в соответствии с настоящим Законом.
Статья 17. Полномочия Избирательной комиссии Республики Хакасия
Избирательная комиссия Республики Хакасия, обеспечивая организацию подготовки и проведения выборов депутатов Верховного Совета в пределах своих полномочий:
руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам депутатов Верховного Совета;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
образует избирательные округа, публикует схему избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей в каждом избирательном округе;
устанавливает время голосования в день выборов;
регистрирует избирательные блоки;
регистрирует списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и принимает по ним решения;
издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего закона, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов Верховного Совета;
осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Совета, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов в депутаты;
заслушивает сообщения министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории республики;
устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения;
организует изготовление избирательных бюллетеней;
распределяет выделенные из республиканского бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и контролирует их целевое использование;
рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
устанавливает общие результаты выборов депутатов Верховного Совета и публикует их в печати;
обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив;
составляет список лиц, избранных депутатами Верховного Совета, и передает этот список и необходимую документацию в Верховный Совет;
организует повторные выборы депутатов Верховного Совета;
назначает и организует подготовку и проведение выборов депутатов Верховного Совета вместо выбывших;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 18. Полномочия территориальных избирательных комиссий
Территориальные избирательные комиссии:
осуществляют контроль за организацией подготовки и проведения выборов депутатов Верховного Совета на соответствующей территории;
координируют деятельность окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения;
совместно с окружными избирательными комиссиями обеспечивают соблюдение равных правовых условий участия в выборах для всех кандидатов в депутаты на соответствующей территории;
организуют доставку бланков и другой выборной документации, а также избирательных бюллетеней окружным и участковым избирательным комиссиям;
оказывают организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив;
контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;
распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов на соответствующей территории, и распределяют их между окружными и участковыми избирательными комиссиями;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим законом.
Срок полномочий территориальных избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 19. Полномочия окружных избирательный комиссий
Окружные избирательные комиссии:
осуществляют контроль за исполнением настоящего закона на территории избирательного округа;
содействуют работе участковых избирательных комиссий;
регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
утверждают текст избирательного бюллетеня для голосования;
проводят досрочное голосование по избирательному округу за 5-4 дня до дня выборов;
устанавливают результаты выборов по избирательному округу и передают их в соответствующую территориальную избирательную комиссию, проводят регистрацию избранного депутата и выдачу ему удостоверения об избрании депутатом;
организуют подготовку и проведение выборов вместо выбывших депутатов;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 20. Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии:
составляют список избирателей по избирательному участку;
проводят ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решают вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
оповещают население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организуют на избирательном участке досрочное голосование не ранее чем за 3 дня до дня выборов и голосование в день выборов;
производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на избирательном участке;
рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия участковых избирательных комиссий прекращаются после официального опубликования общих итогов выборов.
Статья 21. Организация работы избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, открытости и гласности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
Заседание избирательной комиссии созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и представители средств массовой информации.
Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Решение избирательной комиссии, противоречащее закону, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Государственные органы, органы власти районов, городов республиканского значения, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять и менее дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по решению соответствующей избирательной комиссии может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.
В период подготовки и проведения выборов избирательные комиссии могут на договорных началах привлекать работников с оплатой труда в пределах сумм, выделяемых на проведение выборов.
Статья 22. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия Избирательной комиссии Республики Хакасия и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.
Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушение права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Жалобы (заявления), поступившие в суд, рассматриваются судом в сроки, установленные федеральным законом и настоящим законом.
Избирательная комиссия Республики Хакасия и иные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в пятидневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях) требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив решение нижестоящей комиссии.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.