Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII. Голосование и определение результатов выборов
Председателя Правительства Республики Хакасия
Статья 44. Помещение для голосования
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжении участковой избирательной комиссии главой администрации района, города республиканского значения, главой местного самоуправления.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещается образец заполненного избирательного бюллетеня и информационные материалы обо всех кандидатах на должность Председателя Правительства Республики Хакасия. В информационных материалах о кандидатах не должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного бюллетеня, помещенный на стенде, не должен содержать фамилии кандидатов.
Статья 45. Избирательный бюллетень
Для выборов Председателя Правительства Республики Хакасия каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются Избирательной комиссий Республики Хакасия не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов и их данные, предусмотренные статьей 29 настоящего закона. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования избирательного объединения, избирательного блока. В избирательный бюллетень также заносится запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или его независимом статусе. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательные бюллетени печатаются на русском и хакасском языках.
Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению Избирательной комиссии Республики Хакасия.
Территориальные избирательные комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за 6 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой или территориальной избирательной комиссии и заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Не заверенные участковой либо территориальной избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию Избирательной комиссии Республики Хакасия вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.
Статья 46. Порядок голосования
Время голосования в день выборов устанавливается Избирательной комиссией Республики Хакасия.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
Если до дня выборов гражданин, включенный в список избирателей, установит, что не будет иметь возможность прибыть в день выборов в помещение того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе досрочно проголосовать в территориальной избирательной комиссии за 5-4 дня, в участковой избирательной комиссии за 3 и менее дней до дня голосования.
В день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются, после чего председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателей либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня".
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
В избирательном бюллетене избиратель ставит крест или любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель дает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае отсутствия председателя избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Статья 47. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилии членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписываются всем и членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.
Статья 48. Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией
На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия не позднее чем через три дня со дня выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий.
Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которые включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в территориальную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в Избирательную комиссию Республики Хакасия.
Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, со списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составления протокола, хранятся у секретаря территориальной избирательной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Статья 49. Установление итогов голосования Избирательной комиссией Республики Хакасия
На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных Избирательная комиссия Республики Хакасия не позднее чем через 10 дней со дня выбора устанавливает итоги голосования на территории Республики Хакасия.
Избранным считается кандидат на должность Председателя Правительства Республики Хакасия, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.
Избирательная комиссия Республики Хакасия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.
Избирательная комиссия Республики Хакасия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
По итогам голосования Избирательная комиссия Республики Хакасия составляет протокол, в который заносятся данные о числе территориальных избирательных комиссий на территории Республики Хакасия и числе протоколов территориальных избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов территориальных избирательных комиссий.
Протокол Избирательной комиссии Республики Хакасия составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами Избирательной комиссии Республики Хакасия. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных избирательных комиссий Республики Хакасия. Член Избирательной комиссии Республики Хакасия, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К протоколу приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в Избирательную комиссию Республики Хакасия в день голосования, а также принятые по ним решения Избирательной комиссии.
Второй экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах Избирательная комиссия Республики Хакасия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей. Повторный подсчет голосов избирателей проводится Избирательной комиссией Республики Хакасия в присутствии члена (членов) соответствующей избирательной комиссии.
Все документы Избирательной комиссии Республики Хакасия, территориальных и участковых избирательных комиссий хранятся не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее года, протоколы об итогах голосования и о результатах выборов - до назначения даты следующих выборов.
Официальное объявление о результатах выборов Председателя Правительства Республики Хакасия в средствах массовой информации публикуется Избирательной комиссией Республики Хакасия не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.
Статья 50. Повторное голосование
В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Председателя Правительства Республики Хакасия и ни один из них не был избран, Избирательная комиссия Республики Хакасия назначает повторное голосование по выборам Председателя Правительства Республики Хакасия по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления общих выборов с соблюдением требований настоящего закона, за исключением требования, изложенного в части четвертой статьи 49 настоящего закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения Избирательной комиссией Республики Хакасия.
Если до проведения повторного голосования остался один кандидат, то повторное голосование проводится по одному кандидату. Кандидат будет считаться избранным при условии, указанном в части 2 статьи 49 настоящего закона.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Председателя Правительства Республики Хакасия, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Статья 51. Повторные выборы
В случае, если выборы Председателя Правительства Республики Хакасия признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, Верховный Совет Республики Хакасия в месячный срок после проведения первоначальных выборов назначает повторные выборы.
Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Председателя Правительства Республики Хакасия, другие избирательные действия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим законом. При повторных выборах сроки избирательных действий, установленные настоящим законом, могут быть сокращены на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.
В случае проведения повторных выборов кандидатами на должность Председателя Правительства Республики Хакасия не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.
Статья 52. Опубликование итогов голосования и результатов выборов
Итоги голосования по каждому избирательному участку в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
Территориальная избирательная комиссия публикует данные, содержащиеся в ее протоколе об итогах голосования не позднее чем через пять дней со дня проведения выборов.
Избирательная комиссия Республики Хакасия публикует в средствах массовой информации результаты выборов Председателя Правительства Республики Хакасия об итогах голосования не позднее чем через месяц со дня выборов.
Статья 53. Использование автоматизированной информационной системы
В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
С момента начала голосования и до момента подписания протокола Избирательной комиссией Республики Хакасия автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.
В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.
Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной системы и лицом, ответственным за введение информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.