Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Сессия Верховного Совета
Статья 1. Высшим органом государственной власти Республики Хакасия является Верховный Совет. Верховный Совет вправе принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Республики Хакасия.
Верховный Совет осуществляет свою работу на заседаниях сессии, а при необходимости - на заседаниях постоянных комиссий и секционных заседаниях.
Статья 2. Первая сессия Верховного Совета Республики Хакасия созывается Президиумом Верховного Совета не позднее, чем через три недели после выборов.
Для предварительного обсуждения повестки дня первой после выборов сессии, порядка ее работы и других организационных вопросов, связанных с ее проведением, Президиум Верховного Совета созывает организационный комитет, который формируется путем избрания депутатов на собраниях территориальных групп народных депутатов Республики Хакасия.
Статья 3. Первая после выборов сессии Верховного Совета Республики Хакасия правомочна, если на ее заседаниях присутствует не менее двух третьей от установленного законом числа народных депутатов Республики Хакасия.
Последующие сессии Верховного Совета правомочны, если на заседаниях присутствует не менее двух третей от числа избранных народных депутатов Республики Хакасия.
Для определения правомочности сессии перед каждым заседанием и после каждого перерыва проводится регистрация народных депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная регистрация. При подсчете голосов присутствующими на заседании сессии считаются народные депутаты Республики Хакасия, зарегистрировавшиеся на данном заседании.
Статья 4. В зале заседаний сессий Верховного Совета Республики Хакасия народные депутаты размещаются в определенном порядке на постоянно закрепленных за ними местах.
Статья 5. Народному депутату Республики Хакасия обеспечивается возможность активного участия в заседаниях сессии Верховного Совета Республики Хакасия. Он имеет право участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Верховным Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховным Советом, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными правами в соответствии с Конституциями и законами Российской Федерации и Республики Хакасия.
По всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях сессии, народный депутат Республики Хакасия пользуется правом решающего голоса.
Статья 6. Народные депутаты Республики Хакасия могут объединяться в группы по территориальному и иному, избранному группой принципу.
Группы народных депутатов численностью не менее 10 человек, письменно уведомляют секретариат сессии и Председателя Верховного Совета о своем создании, составе, лицах, которые уполномочены выступать от имени группы.
О создании депутатских групп информируются народные депутаты Республики Хакасия. По предложению групп народных депутатов Президиум Верховного Совета распространяет подготовленные группой материалы среди народных депутатов Республики Хакасии. Депутатские группы вправе публиковать свои программы, не противоречащие Конституциям и законам Российской Федерации и Республики Хакасия, в официальном печатном органе Верховного Совета, других средствах массовой информации.
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасии от 23 мая 1995 г. N 383-17 статья 7 изложена в новой редакции
Статья 7. Депутат или группа депутатов Республики Хакасия имеют право внести на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия обращение к сессии Верховного Совета Республики Хакасия, Президиуму Верховного Совета Республики Хакасия, Председателю Верховного Совета Республики Хакасия, Совету Министров Республики Хакасия, Прокурору Республики Хакасия, руководителям министерств, Госкомитетов, комитетов, их отделов и управлений, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций (в том числе федерального подчинения), руководителям органов местного самоуправления, расположенных на территории Республики Хакасия, по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Такое обращение вносится в письменной или устной форме и оглашается на сессии Верховного Совета Республики Хакасия.
Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Хакасия, законов Республики Хакасия, нормативно-правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Советом Республики Хакасия, Правительством Республики Хакасия, решений, постановлений, распоряжений органов местного самоуправления либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, то сессия Верховного Совета Республики Хакасия признает его депутатским запросом и включает в повестку дня сессии, по нему могут открываться прения.
Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, обязаны дать на него устный или письменный ответ не более чем в трехдневный или иной установленный Верховным Советом Республики Хакасия срок.
Депутат вправе дать оценку ответа государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица на запрос.
По результатам рассмотрения депутатского обращения, признанного депутатским запросов, Верховный Совет Республики Хакасия принимает постановление, которое публикуется в официальных изданиях Верховного Совета Республики Хакасия.
Статья 8. Заседания сессии Верховного Совета Республики Хакасия являются открытыми и ведутся гласно, с участием представителей прессы, по решению Верховного Совета транслируются по телевидению и радио.
По решению Верховного Совета может быть проведено закрытое заседание.
Статья 9. На заседаниях Верховного Совета присутствуют приглашенные Президиумом Верховного Совета представители государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, трудовых коллективов, печати и других средств массовой информации, а также иные лица. Председательствующий информирует народных депутатов о составе и числе лиц, приглашенных на сессию.
Для лиц, приглашенных на заседание сессии, отводятся специальные места в зале заседаний.
Приглашенные лица не имеют права вмешиваться в работу сессии Верховного Совета, обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего. Слово для выступления приглашенным предоставляется по решению Верховного Совета.
Председатель Верховного Совета Министров Республики Хакасия, его заместители, министры, председатели комитетов, председатель Верховного Суда Республики Хакасия, председатель Высшего арбитражного суда Республики Хакасия, прокурор Республики Хакасия, а также народные депутаты Российской Федерации имеют право присутствовать на любом заседании сессии Верховного Совета.
Статья 10. На сессии Верховного Совета работа ведется на русском языке. Депутаты хакасской национальности, желающие выступить на родном языке, имеют право выступать на родном языке. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык. Депутат, желающий выступить на родном языке, заблаговременно уведомляет об этом президиум.
Статья 11. Заседания сессии проводятся с 10 до 18 часов с перерывами через каждые полтора часа работы на 20 минут и перерывом на обед до 1 часа 30 минут. По решению Верховного Совета может быть установлено иное время начала и окончания заседаний.
Время для докладов на заседаниях сессии предоставляется до 30 минут, для содокладов - до 10 минут, выступающим в прениях предоставляется до 7 минут, для повторных выступлений на прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов законов, выступлений по кандидатурам, порядку ведения, мотивам голосования, заявлений, вопросов, справок, запросов - до 3 минут. С согласия большинства присутствующих на сессии депутатов председательствующий на заседании сессии может продлить время для выступления.
Статья 12. Первое после выборов заседание сессии Верховного Совета открывает и ведет председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Хакасия. По решению Верховного Совета первое заседание может вести председатель организационного комитета по подготовке первой сессии. Последующие заседания ведет Председатель Верховного Совета и его заместители. По решению Верховного Совета заседание может вести один из народных депутатов, избранный простым большинством голосов от присутствующих на сессии депутатов.
Статья 13. Для проверки полномочий депутатов на первом после выборов заседании Верховный Совет избирает из числа народных депутатов Республики Хакасия мандатную комиссию и ее председателя.
При этом председателем и членами мандатной комиссии на первой сессии не могут быть избранны депутаты, в отношении которых имеются жалобы или поданы протесты о правомочности их избрания.
По представлению мандатной комиссии Верховный Совет принимает постановление о признании полномочий народных депутатов Республики Хакасия, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Статья 14. До признаний полномочий депутатов Верховный Совет Республики Хакасия принимает решения только по повестке дня сессии, по составам секретариата, мандатной и редакционной комиссий сессии.
Статья 15. Председательствующий на сессии Верховного Совета открывает и закрывает заседания, предоставляет слово для докладов и выступлений, организует прения, обеспечивает соблюдение Регламента, способствует сближению позиции сторон, ставит на голосование проекты Законов Республики Хакасия, постановлений и других актов Верховного Совета, объявляет результаты голосования, зачитывает предложения депутатов по рассматриваемым вопросам, отвечает на вопросы, заявления и предложения, поступившие председательствующему или в секретариат сессии, обеспечивает порядок в зале заседания, подписывает протоколы сессии Верховного Совета.
Во время заседаний председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов. Участвуя в открытом голосовании, проводимом без использования электронной системы, председательствующий голосует последним. Председательствующий ставит на голосование все вопросы, предложенными депутатами для голосования.
Статья 16. На период проведения сессий Верховного Совета на первом заседании образуется постоянно действующий секретариат сессии.
Секретариат сессии избирается открытым голосованием из числа народных депутатов в составе руководителя и членов. Предложения по персональному составу вносятся председательствующим на основе обсуждения в Президиуме или на заседаниях организационного комитета.
Об образовании секретариата сессии Верховный Совет принимает постановление. Для участия в работе секретариата могут привлекаться специалисты, консультанты.
Статья 17. Секретариат сессии организует ведение стенограммы и протокола сессии, ведет запись желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов, оформляет их документально, организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес сессии.
Статья 18. Во время сессии Верховного Совета для подготовки документов по отдельным вопросам образуется редакционная комиссия.
Верховный Совет избирает редакционную комиссию из числа народных депутатов Республики Хакасия и принимает постановление об ее образовании.
Редакционная комиссия по поручению Верховного Совета проводит редакционную подготовку проектов законов, постановлений, решений и других документов сессии. Для консультаций редакционная комиссия может привлекать специалистов, консультантов.
Статья 19. Для проведения голосования (при отсутствии электронной системы) по вопросам, рассматриваемым сессией, избирается из числа народных депутатов счетная комиссия. Члены счетной комиссии производят подсчет голосов как при открытом, так и при тайном голосовании.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов. В счетную комиссию не могут входить народные депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав кандидатов на посты Председателя Верховного Совета, его заместителей, Председателя Совета Министров и председателей постоянных комиссий.
Статья 20. Верховный Совет на первом заседании обсуждает и принимает повестку дня и порядок работы сессии.
Предложения и замечания к повестке дня и порядку работы сессии передаются народными депутатами в секретариат сессии в письменном виде либо излагаются ими в выступлениях на сессии. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.
В случае, если на включении вопроса в повестку дня сессии настаивает не менее одной пятой от числа избранных народных депутатов, слово для обоснования предложений повестки дня представляется не менее чем двум депутатам.
Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня сессии решается открытым голосованием по каждому предложению простым большинством голосов от присутствующих на сессии депутатов.
Статья 21. Заявления о предоставление слова для выступления в прениях направляются в секретариат сессии после включения вопросов в повестку дня.
Секретариат сессии нумерует заявления в порядке поступления и передает их председательствующему на сессии.
Народный депутат выступает на сессии после предоставления ему слова председательствующим на заседании. Председательствующий предоставляет слово о порядке поступления заявлений. В необходимых случаях председательствующий с согласия большинства депутатов может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.
Народный депутат Республики Хакасия может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Переуступка права на выступление другому лицу не допускается.
Слово по порядку ведения сессии, для справки и по мотивам голосования предоставляется председательствующим вне очереди. Председатель Верховного Совета имеет взять слово для выступления в любое время.
Слово для выступления в обязательном порядке предоставляется депутатам, выступающим от имени зарегистрированной депутатской группы численностью не менее 10 народных депутатов, если за это проголосует не менее одной пятой от числа избранных народных депутатов.
Статья 22. Выступающий на сессии не должен использовать в своей речи грубые, некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий в этом случае вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов. После второго предупреждения выступающий лишается слова. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Если выступающий взял слово без разрешения председательствующего, микрофон может быть отключен без предупреждения. Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса. Если оратор превысил отведенное ему время выступления или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
Статья 23. Прекращение прений производится по решению Верховного Совета, принимаемому путем открытого голосования простым большинством от присутствующих депутатов. В стенографический отчет сессии по просьбе народных депутатов, которые не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, включаются тексты выступлений, переданные ими в секретариат сессии.
Сессия Верховного Совета гарантирует право меньшинства на особое мнение, если за него проголосовало не менее одной пятой от числа народных депутатов, присутствующих на сессии. Особое мнение прилагается к основному документу.
Статья 24. Все решения Верховного Совета Республики Хакасия принимаются большинством голосов.
Принятие Конституции Республики Хакасия, внесения в нее изменений, отзыв от должности Председателя Верховного Совета требуют большинства голосов в две трети от числа избранных народных депутатов.
Законы и постановления Верховный Совет принимает большинством голосов от числа избранных народных депутатов.
Декларации, заявления и обращения Верховного Совета, решения по процедурным вопросам принимаются большинством голосов народных депутатов, присутствующих на заседании, если иной порядок не установлен настоящим Регламентом.
Статья 25. На заседаниях сессии Верховного Совета решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым (в том числе поименным) и тайным голосованием.
Перед началом голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает, каким большинством (от числа избранных депутатов, от числа присутствующих, простым или квалифицированным большинством) Верховный Совет может принять решение.
По требованию народных депутатов Республики Хакасия на сессии Верховного Совета проводится поименное голосование, если за это предложение проголосовало не менее одной пятой от числа избранных народных депутатов. Результаты поименного голосования вносятся в стенографические отчеты и публикуются в официальных органах Верховного Совета.
Статья 26. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, настоящим Регламентом, проводится тайное голосование.
Бюллетени для проведения тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме в количестве, соответствующем числу избранных народных депутатов.
В бюллетень для тайного голосования по выборам должностных лиц включаются все кандидатуры, которые были утверждены Верховным Советом для включения в бюллетень. В бюллетене указывается фамилия, имя и отчество каждого кандидата.
Счетная комиссия проверяет наличие кабин для заполнения бюллетеней для тайного голосования, опечатывает ящики для тайного голосования и создает все условия для полного обеспечения тайны голосования.
Каждому народному депутату выдается один бюллетень по выборам избираемого должностного лица либо по решению рассматриваемого Верховным Советом вопроса.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов по предъявлении ими удостоверения народного депутата. Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования.
В бюллетене для тайного голосования по выборам избираемого должностного лица при голосовании депутат оставляет не более одной кандидатуры.
После окончания голосования счетная комиссия погашает неиспользованные бюллетени, вскрывает ящики для тайного голосования и производит подсчет голосов.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы и бюллетени, в которых оставлено две или более кандидатуры. Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются председателем, секретарем и членами счетной комиссии. По докладу счетной комиссии Верховный Совет скрытым голосованием принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 27. При использовании электронной системы Верховный Совет избирает из числа народных депутатов группу по контролю за ее работой.
С помощью электронной системы проводятся:
- регистрация депутатов;
- подсчет голосов и определение результатов голосования.
Статья 28. Народный депутат Республики Хакасия обязан лично осуществлять свое право на голосование. Голосование за другого депутата не допускается.
Депутат не вправе подать свой голос после окончания голосования.
При выявлении ошибок в порядке и технике проведенного голосования по решению Верховного Совета проводится повторное голосование. После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании объявляют результаты голосования.
Статья 29. Народные депутаты обязаны своевременно являться и участвовать в заседаниях сессии Верховного Совета, в работе постоянных комиссий и Президиума.
Депутаты, без уважительных причин не посещающие заседания сессии, Президиума и постоянных комиссий, либо опаздывающие на них, а также уклоняющиеся иным способом от выполнения депутатских обязанностей, первоначально предупреждаются председателями постоянных комиссий, Председателем Верховного Совета или его заместителями.
При повторных нарушениях дисциплины либо депутатской этики народный депутат может быть обсужден на заседании мандатной комиссии либо Президиума Верховного Совета.
В дальнейшем о поведении народного депутата, уклоняющегося от депутатской работы, нарушающего депутатскую этику, дисциплину, может быть доведено до сведения избирателей путем опубликования в печати или иным способом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.