Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Хакасия от 18 ноября 1998 года N 45 "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Хакасия" ("Хакасия", 1998, 5 декабря, N 233; 1998, 8 декабря, N 234; Вестник Хакасии", 2001, N 46-47; 2002, N 34-35) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Правовая основа проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления
1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Хакасия проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, Конституции Республики Хакасия, настоящего Закона, законов Республики Хакасия, и иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Российской Федерации.
2. В случае принятия в период избирательной кампании закона Республики Хакасия или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов депутатов, либо в случае внесения в указанный период в закон Республики Хакасия или в устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения выборов депутатов, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к выборам депутатов, назначенным после вступления в силу этих изменений и дополнений.".
2. Статьи 2-4 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются термины и понятия, указанные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Статья 3. Принципы проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Хакасия
Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Хакасия проводятся на основании принципов проведения выборов в Российской Федерации, установленных Федеральным законом.
Статья 4. Назначение выборов
1. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты представительного органа местного самоуправления. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления либо досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
2. Первые выборы депутатов представительного органа местного самоуправления вновь образованного муниципального образования назначаются Верховным Советом Республики Хакасия.
3. Голосование на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. Голосование на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
5. Если уполномоченный на то орган не назначит выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия данного органа, выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования:
в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия представительного органа местного самоуправления. При этом решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов;
не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность представительного органа местного самоуправления. При этом решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
6. Если представительный орган местного самоуправления или избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный законом срок выборы депутатов представительного органа местного самоуправления либо если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется Избирательной комиссией Республики Хакасия в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных Федеральным законом, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.".
3. Статью 5 исключить.
4. Статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Избирательные права граждан
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста 21 года вправе быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия и проводимых законными методами других избирательных действиях.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.
6. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.
7. Депутаты представительного органа местного самоуправления работающие на постоянной основе, не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной стачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, депутаты представительных органов местного самоуправления не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы быть депутатами представительных органов государственной власти.".
5. Статьи 8-14 исключить.
6. Наименование главы II изложить в следующей редакции: "Глава II. Гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, при образовании избирательных округов, избирательных участков".
7. Статьи 15-18 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Образование избирательных округов
1. Для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления образуются одномандатные избирательные округа.
2. Одномандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с Федеральным законом.
3. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц или населенных пунктов входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом представительный орган местного самоуправления до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
4. Если на территории муниципального образования представительный орган местного самоуправления отсутствует или новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципального образования принимает одно из следующих решений:
если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;
если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном Федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона избирательной комиссией муниципального образования и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям Федерального закона и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями Федерального закона.
5. Одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом Республики Хакасия, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;
при образовании избирательных округов на определенных законом Республики Хакасия территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом Республики Хакасия может превышать указанный предел, но не должно составлять более 30 процентов;
избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
6. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательных округов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, учитывается административно-территориальное устройство (деление) Республики Хакасия, территории муниципальных образований.
7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом местного самоуправления, избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Статья 16. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой администрации муниципального образования, главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) либо лицами, указанными в пункте 5 настоящей статьи, соответствующими комиссиями в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
3. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения.
5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия.
6. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой администрации муниципального образования, главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей указанных сведений в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия.
Статья 17. Регистрация (учет) избирателей
1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.
2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой администрации муниципального образования, главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) избирателей осуществляется в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
4. При осуществлении регистрации (учета) избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об избирателях: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа.
5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Хакасия обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.
6. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.
Статья 18. Составление списков избирателей
Составление списков избирателей производится в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона.".
9. Статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Система и статус избирательных комиссий
1. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления.
2. Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляют:
Избирательная комиссия Республики Хакасия;
избирательные комиссии муниципальных образований;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии, в случаях, если на них Избирательной комиссией Республики Хакасии возложены такие полномочия в соответствии с Федеральным законом;
окружные избирательные комиссии;
участковые комиссии.
Окружная избирательная комиссия образуется в каждом избирательном округе. Если число избирателей в округе не превышает одной тысячи человек, окружная избирательная комиссия не создается. В этом случае полномочия окружных избирательных комиссий осуществляет избирательная комиссия муниципального образования.".
10. Статьи 22 - 26 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Сроки формирования, численный состав и сроки полномочий избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых комиссий
1. Избирательные комиссии муниципальных образований формируются не позднее чем за 65 дней до дня голосования в следующем количественном составе в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования:
до 20000 избирателей - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
свыше 20000 избирателей - 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Избирательные комиссии муниципальных образований могут действовать на постоянной основе в случае, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования, при этом срок их полномочий составляет четыре года.
2. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 50 дней до дня голосования в составе 7 членов комиссии с правом решающего голоса. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих выборов депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления.
3. Участковые комиссии формируются не позднее 3 дней после образования избирательного участка в количественном составе в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
до 500 избирателей - 5 членов комиссии с правом решающего голоса;
от 501 до 1000 избирателей - 7 членов комиссии с правом решающего голоса;
от 1001 до 2000 избирателей - 9 членов комиссии с правом решающего голоса;
от 2001 до 2500 избирателей - 11 членов комиссии с правом решающего голоса;
более 2500 избирателей - 13 членов комиссии с правом решающего голоса.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Статья 23. Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых комиссий
1. Избирательные комиссии муниципальных образований формируются в порядке, установленном Федеральным законом.
2. Окружные избирательные комиссии и участковые комиссии формируются соответствующими вышестоящими избирательными комиссиями в порядке, установленном Федеральным законом.
Статья 24. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
Избирательная комиссия муниципального образования:
осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции;
осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации;
осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов;
осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) республиканского бюджета Республики Хакасия средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств;
оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, Конституцией Республики Хакасия, законами Республики Хакасия, уставом муниципального образования.
Статья 25. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;
осуществляет регистрацию кандидатов;
утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;
осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
определяет результаты выборов по избирательному округу;
публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;
оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами. Федеральным законом, иными федеральными законами, законами Республики Хакасия.
Статья 26. Полномочия участковой комиссии
Участковая комиссия:
информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает избирательную комиссию муниципального образования;
объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд;
обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом, иными федеральными законами, законами Республики Хакасия.".
11. Дополнить статью 27 абзацем вторым следующего содержания: формирует территориальные (районные, городские) комиссии;".
12. В статье 28:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, представительных органов местного самоуправления;
выборные должностные лица;
судьи, прокуроры;
кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов;
члены комиссий с правом совещательного голоса;
супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Положения абзацев восьмого, десятого, одиннадцатого данного пункта настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 статьи 29, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "н" пункта 1 статьи 29 Федерального закона.";
в пункте 5 слова "в недельный срок" заменить словами "через десять дней";
дополнить новым пунктом 5 следующего содержания:
"5. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае
утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии либо решения (постановления) суда о назначении члену комиссии административного наказания за нарушение законодательства о выборах;
признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим, смерти члена комиссии;
признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.";
пункт 10 изложить в следующей редакции, пункты 5-15 считать соответственно пунктами 6-16:
"10. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.";
в пункте 13:
после слов "права выдачи" дополнить словами "и подписи", слова "и подсчете" заменить словами ", погашении и подсчете";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.";
пункт 14 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам;";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Срок полномочий членов избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах депутатов представительного органа местного самоуправления. Полномочия остальных членов избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании. Полномочия членов участковых комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату было отказано в регистрации или регистрация кандидата отменена, полномочия назначенных им членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.".
13. Статью 29 дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:
"3. Заявление в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования может быть подано в период после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии.";
пункты 3-5 считать соответственно пунктами 4-6.
14. В статье 30:
пункт 3 после слов "участковой избирательной комиссии" дополнить словами ", а также в дни досрочного голосования";
пункт 6 после слов "должны быть удостоверены" дополнить словами "в направлении";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Документ, указанный в пункте 6 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную или иную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.";
в пункте 8:
в абзаце шестом слова "содержания бюллетеней для голосования" заменить словами "содержащихся в бюллетенях отметок избирателей";
в абзаце одиннадцатом слова "настоящим Законом" заменить словами "Федеральным законом";
дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
"носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию;";
в пункте 12 слова "федеральными конституционными законами и" исключить.
15. В статье 31:
дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
4. Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.";
в пункте 3 слово "Председатель" исключить, слово "заместитель" изложить с прописной буквы, после слов "членов избирательной комиссии" дополнить словами "с правом решающего голоса";
пункт 9 после слова "комиссии" дополнить словами "(председательствующего на заседании)";
пункт 10 дополнить словами "(председательствующим на заседании и секретарем заседания)";
в пункте 12 слова "трудовым соглашениям" заменить словами "гражданско-правовым договорам";
пункты 3-12 считать соответственно пунктами 5-14.
16. Статью 32 изложить в следующей редакции:
"Статья 32. Содействие в реализации полномочий избирательных комиссий
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
2. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие телеи (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 43 настоящего Закона, обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном Федеральным законом иными законами, избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона.
4. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок. но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.".
17. Наименование главы IV изложить в следующей редакции:
"Глава IV. Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов".
18. В статье 33:
в пункте 1 слова "избирателями соответствующего избирательного округа," исключить;
дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:
"3. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.";
в абзаце четвертом пункта 4 слова "осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию" заменить словами "проведения предвыборной агитации";
в абзаце втором пункта 5 цифры "30" заменить цифрами "20",
пункты 3-5 считать соответственно пунктами 4-6.
19. Статью 34 изложить в следующей редакции:
"Статья 34. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.".
20. Статью 35 изложить в следующей редакции:
"Статья 35. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата.
2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
3. Избирательные блоки образуются после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.
4. В избирательные блоки в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия, могут входить помимо избирательных объединений общероссийские общественные объединения, которые созданы в форме общественной организации или общественного движения и уставом которых предусматривается участие в выборах. Указанные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения, либо внесенные в их уставы изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы в соответствии с федеральным законом не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением полномочий органа местного самоуправления - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общероссийского общественного объединения.
5. Не могут входить в избирательные блоки следующие общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения:
объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии;
объединение, уставом которого предусматривается членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому и (или) конфессиональному признаку (признакам);
объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе;
международное общественное объединение.
6. Избирательные блоки подлежат регистрации в избирательной комиссии муниципального образования непосредственно после их образования. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
7. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
8. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от имени избирательного блока в течение периода избирательной кампании, а также в течение периода полномочий органа местного самоуправления, если список кандидатов, выдвинутый этим избирательным блоком, будет допущен к распределению депутатских мандатов в указанных органах.
9. По запросу избирательной комиссии муниципального образования регистрирующие органы обязаны не позднее чем через десять дней со дня получения запроса представить в указанную комиссию список избирательных объединений, а также список общероссийских общественных объединений, отвечающих требованиям пунктов 4 и 5 настоящей статьи, по состоянию на день получения запроса.
10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.
11. Наименование избирательного блока, в том числе краткое наименование, состоящее не более чем из семи слов, определяется на съезде (конференции) представителей общественных объединений, вошедших в данный избирательный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на этом или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок, а также наименование иного ранее зарегистрированного на соответствующих выборах избирательного блока. Использование имени и фамилии конкретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.
12. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия, избирательное объединение, избирательный блок вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представить только свою эмблему, описание которой содержится в его уставе. Избирательный блок вправе представить эмблему любого из входящих в него избирательных объединений либо иную эмблему, за исключением эмблем, описание которых содержится в уставах других общественных объединений, выдвинувших кандидатов на данных либо предыдущих выборах этого же либо более высокого уровня, и эмблем избирательных блоков, выдвинувших кандидатов на данных выборах. Символика избирательного объединения, избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаг, герб, гимн Республики Хакасия, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.
13. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений, избирательных блоков после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.".
21. В статье 36:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.";
в пункте 6 слова "Республики Хакасия" заменить словами "Российской Федерации".
22. В статье 37:
в первом предложении абзаца первого пункта 1 слова "непосредственно избирателем, избирателями," исключить;
пункты 8-9 исключить;
пункты 10-23 считать соответственно пунктами 8-21;
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.";
в пункте 16 слова "5 дней и не позднее чем за 30 дней до дня голосования" заменить словами "десяти дней и";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. В случае отказа в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в регистрации могут быть:
отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями, - требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона;
отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для регистрации кандидата;
грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах. где в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной Федеральным законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 16 статьи 38 Федерального закона);
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона;
несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 Федерального, закона создание избирательного фонда не обязательно);
использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия предельного размера расходования средств избирательного фонда;
превышение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Хакасия предельного размера расходования средств избирательного фонда;
установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 1 статьи 56 Федерального закона;
использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах.";
второе предложение пункта 20 исключить;
в пункте 21 цифру "3" заменить цифрой "6";
пункты 10-23 считать соответственно пунктами 8-21.
23. В статье 40:
первое предложение пункта 1 после слов "органа внутренних дел" дополнить словами "Российской Федерации";
в пункте 6 слова "Зарегистрированный кандидат" заменить словами "Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов,";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения избирательного блока либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатам, выдвинутым избирательным объединением, избирательным блоком, назначившим этих доверенных лиц.".
24. В статье 41:
в пункте 3 слова "Республики Хакасия" заменить словами "Российской Федерации";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
органам государственной власти Республики Хакасия, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
воинским частям, военным учреждениям и организациям;
благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.".
25. В статье 42:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.";
в пункте 3 цифру "3" заменить цифрой "5";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Предвыборная агитация на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего Закона, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.";
в пункте 5 слово "регистрации" заменить словом "выдвижения".
26. Пункт 3 статьи 43 изложить в следующей редакции:
"3. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и в этот же срок представлены в избирательную комиссию муниципального образования либо окружную избирательную комиссию, указанную в законе, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.".
27. В статье 44:
в пункте 2 слова "одной трети" заменить словом "половины";
в пункте 3 последнее предложение изложить в следующей редакции:
"Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза.".
28. В статье 45:
в пункте 1:
в первом предложении слова "за исключением изданий, учрежденных органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов," исключить;
во втором предложении слова "территориальной избирательной комиссией района," заменить словами "избирательной комиссией".
29. В статье 46:
в первом предложении пункта 4:
слова "окружных избирательных комиссий" заменить словами "зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей";
слова "и собственности государственных предприятий, учреждений и организаций" исключить;
после слов "безвозмездно предоставляются" дополнить словами "собственником, владельцем";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части. Такое здание, помещение выделяется для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу избирательной комиссии муниципального образования. Встречи зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с избирательной комиссией муниципального образования с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц.".
30. В пункте 4 статьи 47 слова "у входа в них" заменить словами "на расстоянии менее 50 метров от входа в них".
31. В пункте 2 статьи 51 слова "временных", "временным" заменить соответственно словами "избирательных", "избирательным".
32. В статье 56:
в наименовании статьи слово "временными" заменить словом "избирательными";
в пункте 1 слова "специальными временными счетами" заменить словами "специальными избирательными счетами";
в пункте 2 слова "специальными временными счетами" заменить словами "специальными избирательными счетами".
33. Пункт 2 статьи 57 изложить в следующей редакции:
"2. По истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств на специальном избирательном счете кредитная организация обязана поступить следующим образом: в бесспорном порядке по письменному указанию окружной комиссии перечислить на счет комиссии причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся денежные средства - в доход бюджета соответствующего муниципального образования.".
34. В статье 62:
в пункте 5 цифры "0,5" заменить цифрой "3";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирателей ной комиссии муниципального образования, бюллетени печатаются на русском и хакасском языках, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территории их компактного проживания.";
в пункте 8 цифру "4" заменить цифрой "3".
35. Пункт 9 статьи 63 после слов "Фамилия, имя и отчество" дополнить словами ", серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт,".
36. В пункте 2 статьи 65:
четвертое предложение изложить в следующей редакции:
"При регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение.".
37. Статью 67 изложить в следующей редакции:
"Статья 67. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса
2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти Республики Хакасия, затем - в органы местного самоуправления.
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строки "Против всех кандидатов"), затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении окружной избирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей).
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
в строки 3 и 4 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
в строку 5 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
в строку 6 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, Иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона.
10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка не поврежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, позиции "Против всех кандидатов", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки не поврежденности печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
15. Если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной избирательной комиссии, участковой комиссии избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 65 Федерального закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков, позиции "Против всех кандидатов", или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Хакасия от 26 сентября 2002 г. N 46 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.