Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Закон Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 43 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 1998, N 33-34; 2002, N 28-29) изменения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Хакасия
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Республике Хакасия"
Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Хакасия (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Хакасия или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - планомерно проводимые соответствующими государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления восстановительные и строительные работы, а также мероприятия по восстановлению систем жизнеобеспечения и природной среды, социально-реабилитационные мероприятия на территории, где была ликвидирована чрезвычайная ситуация;
зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
зона бедствия - часть территории или отдельная местность в зоне чрезвычайной ситуации, сильно пострадавшая, требующая дополнительной и немедленной помощи, материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;
население, оказавшееся в зоне чрезвычайной ситуации - все население, оказавшееся на момент случившегося опасного явления в зоне чрезвычайной ситуации, как пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, так и не пострадавшее от нее;
пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, перенесшая воздействие поражающих факторов опасных явлений, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, и понесшая материальный и моральный ущерб;
жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий государственных органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне чрезвычайной ситуации, на маршрутах и в районе эвакуации пострадавшего населения;
первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - предоставление населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, материальных средств и услуг, минимально необходимых для удовлетворения его жизненно важных потребностей.
источник техногенной чрезвычайной ситуации - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
источник природной чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, в результате которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
потенциально опасный объект - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества или иные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;
аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня действия характерных для них опасных факторов;
нештатные формирования - формирования, созданные на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) и предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;
информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, принятых и принимаемых мерах по их ликвидации, а также сведения о радиационной, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующей территории.
Статья 2. Законодательство Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федедерации.
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
- определение полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций;
- материальная, социально-правовая защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение целевого использования материальных и финансовых средств, направленных на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение организации подготовки различных групп населения на территории Республики Хакасия к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области, ответственности должностных лиц и граждан, виновных в неисполнении требований настоящего Закона;
- определение порядка создания, хранения и использования резервов материальных и финансовых ресурсов, а также порядка восполнения использованных средств этих резервов на территории Республики Хакасия для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Республиканская подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - республиканская подсистема РСЧС) создается в пределах территории Республики Хакасия по территориальному принципу и состоит из территориальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Республики Хакасия, и функциональных звеньев действующих на территории Республики Хакасия функциональных подсистем РСЧС (далее - звенья республиканской подсистемы РСЧС).
Звенья республиканской подсистемы РСЧС имеют три уровня: республиканский, местный и объектовый.
Республиканская подсистема РСЧС является основной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяет органы управления, силы и средства государственных органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководство республиканской подсистемой РСЧС осуществляется Председателем Правительства Республики Хакасия - начальником гражданской обороны Республики Хакасия.
Республиканская подсистема РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам ГО и ЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами республиканской подсистемы РСЧС и звеньев республиканской подсистемы РСЧС являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.
Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, входящих в состав республиканской подсистемы РСЧС, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями Правительства Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций.
Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решении об их создании.
Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия возглавляет председатель - первый заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляют соответственно руководители указанных органов и организаций или их заместители.
В состав сил и средств республиканской подсистемы РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.
Перечень сил постоянной готовности республиканской подсистемы РСЧС утверждается Правительством Республики Хакасия по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил постоянной готовности республиканской подсистемы РСЧС определяют создающие их органы исполнительной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются республиканские, местные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности республиканской подсистемы РСЧС определяются положением, принимаемым Правительством Республики Хакасия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Задачи республиканской подсистемы РСЧС
Задачами республиканской подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- сотрудничество с соседними субъектами Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах компетенции органов государственной власти Республики Хакасия.
Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций, возникших на территории Республики Хакасия
Границы зон чрезвычайных ситуаций, возникших на территории Республики Хакасия, определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации:
- на территории Республики Хакасия руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, ликвидации последствий чрезвычайной ситуации назначается Председателем Правительства Республики Хакасия или председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия;
- на территориях муниципальных образований - главами администраций муниципальных образований или председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администраций муниципальных образований;
- в организациях - руководителями организаций или председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения:
- о прогнозе, фактах и причинах возникновения чрезвычайных ситуаций;
- о планируемых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- о состоянии потенциально опасных объектов и территорий;
- об обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций, ходе и результатах работ по их локализации и ликвидации.
В зависимости от содержания информация может быть чрезвычайной, срочной и текущей.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о принимаемых мерах по защите населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Республики Хакасия согласовывает сроки и формы представления указанной информации, которые устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством.
Средства массовой информации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности обязаны передавать информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступающую от дежурных служб органов управления по делам ГО и ЧС.
Статья 8. Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств дополнительные силы и средства привлекаются в порядке, установленном действующим законодательством.
Глава II. Полномочия органов государственной
власти Республики Хакасия и органов местного
самоуправления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 9. Полномочия Верховного Совета Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Верховный Совет Республики Хакасия:
- принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- утверждает бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Хакасия на финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Статья 10. Полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Председатель Правительства Республики Хакасия:
- принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом решения по вопросам предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий чрезвычайных ситуаций и по вопросам совершенствования республиканской подсистемы РСЧС;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Статья 11. Полномочия Правительства Республики Хакасии в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Республики Хакасия:
- принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации;
- формирует комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия;
- организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организует разработку и обеспечивает выполнение специальных республиканских программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создает в составе Правительства Республики Хакасия орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и руководитству деятельностью;
- утверждает положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе Правительства Республики Хакасия, согласовывает его структуру и численный состав;
- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
- принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
- осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
- осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- определяет объемы и задания на создание республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также сроки накопления, порядок использования и восполнения указанных резервов;
- производит расчет ущерба от чрезвычайных ситуаций и определяет потребности в ресурсах для аварийных работ и полного восстановления объекта.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы местного самоуправления самостоятельно:
- принимают нормативные правовые акты в пределах своих полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляют руководство ими на соответствующей территории; координируют действия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций соответствующих служб, организаций, расположенных на территории муниципальных образований;
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; проводят мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются в государственные органы исполнительной власти Республики Хакасия за оказанием помощи;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; определяют места их хранения, порядок использования и накопления;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создают комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администраций муниципальных образований.
Глава III. Государственное управление в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 13. Задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, входящих в состав республиканской подсистемы РСЧС, в соответствии с их полномочиями являются:
- разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- координация деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Хакасия;
- обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций с действиями федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, входящие в состав республиканской подсистемы РСЧС, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Правительства Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 14. Задачи и права органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе Правительства Республики Хакасия
Основными задачами органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе Правительства Республики Хакасия являются:
- ведение гражданской обороны в Республике Хакасия, проведение на территории Республики Хакасия мероприятий в области гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение управления республиканской подсистемой РСЧС;
- организация разработки и реализации республиканских целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- организация, координация и контроль работ по созданию республиканских чрезвычайных фондов: финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических резервов;
- организация подготовки населения, должностных лиц гражданских организаций гражданской обороны республиканской подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях:
- осуществление на территории Республики Хакасия государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и действиям при их возникновении;
- планирование и контроль за осуществлением мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- выработка и обобщение предложений, подготовка проектов решений комиссий по чрезвычайным ситуациям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе Правительства Республики Хакасия и его представители имеют право:
- обязать руководителей организаций предоставлять необходимые сведения и материалы по вопросам, касающимся защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- давать обязательные для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами предписания по устранению неисполнения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- беспрепятственно входить в любое время суток в служебные помещения и на территорию организаций при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций; - обращаться в надзорные и контрольные органы с просьбой о представлении информации по выявлению нарушений нормативных требований по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- привлекать к административной ответственности лиц за нарушения действующего законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством об административных правонарушениях; - представлять в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия предложения и материалы для принятия решения о закрытии или приостановке деятельности организаций, угрожающих безопасности населения и территорий.
Иные задачи и права органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе Правительства Республики Хакасия определяются положением о нем, утверждаемым Правительством Республики Хакасия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. Режимы функционирования республиканской подсистемы PCЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования республиканской подсистемы РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение о введении одного из режимов функционирования республиканской подсистемы РСЧС и звеньев республиканской подсистемы РСЧС принимает председатель соответствующей комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности путем издания письменных постановлений, распоряжений, приказов.
Статья 16. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления республиканской подсистемы РСЧС. На органы управления республиканской подсистемы РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения и их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
Федерации на территории Республики Хакасия в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная
защита пострадавших
Статья 17. Права граждан Российской Федерации на территории Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Республики Хакасия, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации на территории Республики Хакасия в соответствии с частью первой настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Статья 18. Обязанности граждан Российской Федерации на территории Республики Хакасии в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации
Граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Статья 19. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
В соответствии с порядком подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, определенным Правительством Российской Федерации, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. Министерство образования и науки Республики Хакасия и Министерство здравоохранения Республики Хакасия организуют контроль за пропагандой методов оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обучением школьников и учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе Правительства Республики Хакасия организует обучение пожарно-техническому минимуму.
Статья 20. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается Правительством Республики Хакасия и органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей.
Для организации пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
Глава VI. Порядок финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 21. Финансирование целевых программ
Финансирование федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование республиканских целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
Порядок и условия предоставления налоговых льгот для предприятий промышленности и транспорта, осуществляющих реализацию программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются действующим законодательством.
Статья 22. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканского бюджета Республики Хакасия, страховых фондов, резервов финансовых средств, созданных в соответствии с действующим законодательством для выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, целевых кредитов банков и других не запрещенных действующим законодательством источников.
При недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Республики Хакасия вправе обратиться за финансовой помощью в Правительство Российской Федерации.
Статья 23. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций:
- резервы финансовых и материальных ресурсов Правительства Республики Хакасия - за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия; объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.
Местные резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Органы государственной власти Республики Хакасия и руководители организаций ежегодно определяют норматив отчислений финансовых средств на создание резервов для проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно могут ежегодно определять норматив отчислений финансовых средств из местных бюджетов на создание резервов для проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 24. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Органы управления по делам ГО и ЧС координируют деятельность надзорных органов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации -административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 27. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Хакасия, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Республики Хакасия от 29 мая 2002 года N 21 "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 2002, N 28-29).".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Хакасия от 5 мая 2004 г. N 18 "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О защите населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.