Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Республики Хакасия
от 10 ноября 2003 г. N 65
Республиканская целевая программа
"Переселение жителей Республики Хакасия
из аварийного и ветхого жилищного фонда"
на 2003 - 2010 годы
Паспорт
республиканской целевой программы
"Переселение жителей Республики Хакасия
из аварийного и ветхого жилищного фонда"
на 2003 - 2010 годы
Наименование - республиканская целевая программа
Программы "Переселение жителей Республики Хакасия
из аварийного и ветхого жилищного фонда"
на 2003 - 2010 годы
Основание для - Постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675
Программы "О федеральной целевой программе
"Жилище" на 2002 - 2010 годы";
Постановление Правительства Российской
Федерации от 22 января 2002 года N 33
"О подпрограмме "Переселение граждан
Российской Федерации из ветхого и
аварийного жилищного фонда", входящей в
состав федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы"
Государственный - Министерство по градостроительной
заказчик и жилищной политике Республики
Программы Хакасия
Цели и задачи - создание организационных и финансовых
Программы условий для переселения жителей Республики
Хакасия из аварийного и ветхого жилищного
фонда;
ликвидация до 2010 года включительно
аварийного и ветхого жилищного фонда,
признанного таковым на 1 января 2000 года;
обеспечение жильем граждан, проживающих в
домах, непригодных для постоянного
проживания
Сроки и этапы - первый этап: 2003 - 2005 годы;
реализации второй этап: 2006 - 2010 годы
Программы
Перечень - создание методических, организационных
основных и правовых условий реализации основных
мероприятий задач Программы;
Программы установление очередности сноса жилищного
фонда, непригодного для проживания, и
этапов переселения граждан;
привлечение и аккумулирование бюджетных
и внебюджетных финансовых ресурсов для
реализации Программы;
поэтапное переселение жильцов и снос
жилищного фонда, непригодного для
проживания;
создание рыночных механизмов страхования
для минимизации финансовых рисков
собственников жилья
Исполнители - органы местного самоуправления;
Программы предприятия и организации, определяемые на
конкурсной основе
Объемы и - республиканский бюджет - 46,89 млн. руб.,
источники в том числе с разбивкой по годам:
финансирования 2003 - 2005 годы - 12 млн. руб.;
Программы 2006 - 2010 годы - 34,89 млн. руб.
Ожидаемые - переселение жителей из аварийного и
конечные ветхого жилищного фонда до конца 2010
результаты года;
реализации разработка механизмов привлечения
Программы внебюджетных ресурсов для решения сложных
социальных проблем;
выполнение государственных обязательств
по переселению жителей из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания
Система - Государственный заказчик осуществляет
организации общее руководство реализацией Программы;
контроля за предоставляет отчеты о ходе реализации
исполнением Программы
Программы
I. Основные положения
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы его эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникшие проблемы жилья, непригодного для проживания.
Для решения этих проблем разработана настоящая Программа по переселению жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда Республики Хакасия, зафиксированного в установленном порядке.
Основным разработчиком Программы является Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.
Однако разработка некоторых направлений Программы произведена совместно с другими министерствами и ведомствами Республики Хакасия.
II. Содержание проблемы
В настоящее время жилищный фонд Республики Хакасия составляет 9958,9 тыс. кв. метров, который подразделяется на различные виды собственности, а именно:
- федеральная - 211,8 тыс. кв. метров;
- республиканская - 60,7 тыс. кв. метров;
- муниципальная - 2362,6 тыс. кв. метров;
- прочие виды собственности (частная и т.п.) - 7323,8 тыс. кв. метров.
Общая площадь аварийного и ветхого жилья по Республике Хакасия составляет 172,8 тыс. кв. метров, в том числе:
- подлежит сносу - 26,7 тыс. кв. метров;
- подлежит реконструкции - 146,1 тыс. кв. метров.
Информация об общей площади аварийного и ветхого жилищного фонда предоставлена администрациями городов и районов Республики Хакасия, а также Госкомстатом. На каждый жилой дом, признанный непригодным для проживания, необходимо иметь акт межведомственной комиссии, постановление главы администрации конкретного населенного пункта.
Переселение жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего сносу, будет осуществляться по двум направлениям:
- переселение во вновь построенный жилищный фонд (примерно 15 - 20%);
- переселение в жилищный фонд, приобретенный на вторичном рынке жилья (примерно 80 - 85%).
Стоимость одного квадратного метра жилья на вторичном рынке по городам и районам Республики Хакасия, по данным риэлтерских компаний, колеблется от 1000 рублей (с. Таштып) до 6500 рублей (г. Абакан), а стоимость вновь построенного жилищного фонда составляет в среднем по республике 3900 рублей за один квадратный метр (с. Таштып - 1230 руб.; г. Абакан - 7200 руб.).
Стоимость одного квадратного метра нового строительства и реконструкции жилищного фонда, а также стоимость ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда определена по средней величине в зависимости от территориального расположения жилья и составляет:
- строительство нового жилья - 7200 - 1230 рублей;
- реконструкция - 3600 - 750 рублей;
- снос аварийного и ветхого жилищного фонда - 1300 - 492 рубля;
- стоимость жилищного фонда на вторичном рынке - 6500- 1000 рублей.
Величина финансовых средств, необходимых для переселения жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда, в целом по Республике Хакасия и отдельно по городам и районам приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование территории |
Площадь аварийного жилищного фонда (тыс. м2) |
Стоимость 1 м2 вновь построен- ного жилья |
Стоимость1 м2 на вторичном рынке (руб.) |
Общая сумма затрат на переселе- ние (тыс. руб.) |
За счет средств республи- ка-нского бюджета (тыс. руб.) |
Абакан | 0,2 | 7200 | 6500 | 1328 | 1094,6 |
Саяногорск | 1,1 | 4700 | 5000 | 5434 | 4478,8 |
Черногорск | 2,0 | 4000 | 3500 | 7200 | 5934,3 |
Аскизский район | 8,0 | 3600 | 1900 | 17920 | 14770,1 |
Алтайский район | 0,2 | 3000 | 2000 | 440 | 362,7 |
Бейский район | 0,1 | 3000 | 1610 | 161 | 131,9 |
Боградский район | 3,2 | 3000 | 2000 | 7168 | 5908 |
Орджоникидзевский район |
3,1 | 4800 | 2500 | 6879 | 5670,6 |
Таштыпский район | 2,1 | 1230 | 1000 | 2197 | 1810,9 |
Усть-Абаканский район | 0,4 | 3660 | 3000 | 1334 | 1099,5 |
Ширинский район | 6,3 | 1420 | 1000 | 6829 | 5628,6 |
Всего | 26,7 | 3900 | 2000 | 56890 | 46890 |
III. Цели и задачи программы
Основной целью Программы является обеспечение благоустроенным жильем жителей Республики Хакасия, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде, непригодном для дальнейшего проживания.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- определение временных рамок решения этой проблемы в конкретных населенных пунктах;
- формирование региональной законодательной базы в рамках жилищного и земельного законодательства;
- координация сроков реализации мероприятий Программы переселения жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда с другими республиканскими и федеральными программами.
IV. Сроки и этапы реализации программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году.
Реализацию Программы намечено осуществить поэтапно.
На первом этапе (2003 - 2005 годы) будут созданы необходимые методические, организационные условия для реализации основных задач Программы:
- формирование методологических основ оценки и проведение оценки объемов аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- установление очередности сноса и реконструкции аварийного и ветхого жилищного фонда (по районам, населенным пунктам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы;
- начало процесса переселения.
Второй этап (2006 - 2010 годы) будет посвящен реализации задач по переселению граждан и ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- поэтапное переселение жильцов и снос аварийного и ветхого жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
V. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
- методологическое обеспечение улучшения жилищных условий жителей, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению жителей в благоустроенное жилье;
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
В городах и иных населенных пунктах составляется реестр аварийных и ветхих жилых строений (домов), уточняются объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения жителей, и определяются объемы финансирования с учетом региональных цен.
Формируется местная нормативно-методическая база, определяющая условия переселения жителей Хакасии из аварийного и ветхого жилищного фонда. Эти документы должны предусматривать в первую очередь следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в аварийных и ветхих жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в аварийных и ветхих домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
Конкретная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по переселению жителей и ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию городских территорий, где располагается аварийный и ветхий жилищный фонд, относится к органам местного самоуправления.
Система мероприятий с указанием сроков и исполнителей на весь период реализации Программы приведена в таблице 2
Таблица 2
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок исполнения, год |
Контролирующий орган |
1. | Формирование методологических основ оценки размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан |
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия. Органы местного самоуправления (по огласованию) |
2003 | Правительство Республики Хакасия |
2. | Формирование нормативно-правовой базы для предоставления жилья переселяемым гражданам |
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
2003 | Правительство Республики Хакасия |
3. | Установление очередности сноса и (или) реконструкции аварийного и ветхого жилищного фонда (по районам, населенным пунктам, микрорайонам, участкам, зданиям) и переселение граждан в соответствии с установленной очередностью |
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2003 | Правительство Республики Хакасия, Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
4. | Привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2003 -2004 | Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
5. | Начало переселения граждан | Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2003 | Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
6. | Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2003 -2004 | Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
7. | Поэтапное переселение жильцов и снос аварийного и ветхого жилищного фонда |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2004 -2010 постоянно |
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
8. | Подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
2003 -2010 постоянно |
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия |
VI. Ресурсное обеспечение программы
Для решения задач по финансированию намеченных программных мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда составляется общий план финансирования Программы, который корректируется на основании результатов отчетов о ходе реализации Программы, а также поступлений из федерального бюджета.
Доля затрат конкретных исполнителей (муниципальных образований) при этом корректируется в сторону увеличения или уменьшения.
В связи с тем, что бюджеты различных уровней Республики Хакасия не в состоянии обеспечить полное финансирование данной проблемы, главной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления является поиск и привлечение внебюджетных средств для реализации Программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда.
К внебюджетным источникам можно отнести:
- муниципальные ресурсы в виде передаваемых застройщиками городу квартир во вновь построенных домах;
- платежи, получаемые с населения в виде оплаты за наем муниципального жилья;
- внебюджетные платежи от конкурсной продажи в собственность (сдача в долгосрочную аренду) земельных участков, на которых расположен ликвидируемый аварийный и ветхий жилищный фонд, под коммерческое строительство;
- привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры земельных участков, на которых произведен снос аварийного и ветхого жилищного фонда, в том числе кредиты банков, муниципальные займы, концессии объектов инженерной инфраструктуры муниципальных образований;
- прочие источники финансирования.
VII. Управление реализацией программы
Для выполнения целей и задач Программы создается система управления реализацией Программы.
Система управления реализацией Программы включает в себя:
- органы государственной власти Республики Хакасия в лице республиканских представительных и исполнительных органов государственной власти;
- государственного заказчика в лице Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия;
- органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти Республики Хакасия организуют работу по реализации Программы в пределах своих полномочий:
- решают вопросы бюджетного финансирования Программы на республиканском уровне, включая вопросы межбюджетных отношений;
- принимают участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования работ по переселению жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- рассматривают, утверждают и контролируют порядок переселения жителей из аварийных и ветхих домов.
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия как государственный заказчик осуществляет общую координацию и мониторинг работ, формирует нормативную базу, определяет принципы предоставления регионам денежных средств, выделяемых из республиканского бюджета, осуществляет государственный контроль за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также за содержанием и использованием имеющегося жилищного фонда и сопутствующих инженерных коммуникаций независимо от их ведомственной принадлежности, разрабатывает и формирует методические материалы для исполнителей Программы в муниципальных образованиях, осуществляет разъяснительную работу по их исполнению, взаимодействует с центральной управляющей компанией Российской Федерации, методическим центром Российской Федерации, отвечает за эффективность использования государственных ресурсов, готовит отчеты о ходе выполнения работ, осуществляет мониторинг реализации Программы в Республике Хакасия, разрабатывает в оперативном порядке совершенствование отдельных компонентов Программы, осуществляет управление предоставлением муниципальным образованиям государственной помощи в пределах имеющихся ресурсов, включая как федеральную составляющую, так и бюджетные средства Республики Хакасия.
Органы местного самоуправления организуют свою работу в пределах своих полномочий:
- решают вопросы бюджетного финансирования на муниципальном уровне, включая вопросы межбюджетных отношений;
- принимают участие в решении вопросов по поиску и организации различных форм внебюджетного финансирования работ по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- ведут подготовку и представляют на утверждение соответствующих республиканских органов власти порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования;
- отвечают за эффективное использование полученных ресурсов (бюджетное и внебюджетное финансирование) на реализацию Программы по переселению жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда конкретного муниципального образования.
VIII. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий от реализации программы
В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации Программы должны представляться качественные и количественные результаты ее выполнения.
В результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 января 2000 г. в аварийном и ветхом жилищном фонде, должны быть переселены.
Первым критерием эффективности реализации Программы будет являться количество граждан, переселенных из аварийного и ветхого жилищного фонда.
В качестве основных показателей в результате реализации программных мероприятий должно быть следующее:
- выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
- ликвидация 26,7 тыс. кв. метров аварийного и ветхого жилищного фонда, в том числе:
- в 2003 г. - 1,13 тыс. кв. метров;
- в 2004 г. - 2,26 тыс. кв. метров;
- в 2005 г. - 3,39 тыс. кв. метров;
- в 2006 - 2010 гг. - 19,92 тыс. кв. метров;
- уменьшение количества аварийного и ветхого жилого фонда и переселение около 500 семей из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- увеличение объемов строительного производства;
- снижение социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- повышение стабильности жизни и благосостояния населения республики.
<< Статья 3. Статья 3. |
||
Содержание Закон Республики Хакасия от 10 ноября 2003 г. N 65 "О республиканской целевой программе "Переселение жителей Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.