Решение Верховного суда Республики Хакасия
от 12 ноября 2007 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2006 года N 338 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Республики Хакасия бесплатной медицинской помощи на 2007 год (Приложение N 1) (далее - Программа), 15 июня 2007 года внесены изменения, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 19 декабря 2006 года N 67, от 21 июня 2007 года N 41.
И.о. прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании пунктов 2 и 4 раздела VI в части, раздела VIII в части Программы противоречащими федеральному законодательству, недействующими.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что в оспариваемой Программе занижены нормативы объемов медицинской помощи, нормативы финансирования затрат на единицу объема медпомощи, подушевые нормативы финансирования в сравнении с установленными Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 году, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2006 года N 885, что ограничивает конституционные права граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. на заявленных требованиях настаивала, приведя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Правительства Республики Хакасия Королев В. В., Действующий на основании доверенности от 5 февраля 2007 года, с доводами прокурора не согласился, пояснил, что на основании части 4 статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Из смысла абзаца 13 раздела IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 885, следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе при формировании территориальных программ корректировать нормативы объемов медицинской помощи с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения в субъекте Российской федерации, не смотря на то, что указанной Программой уже определен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
То есть, объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи территориальной программы, скорректированный на основании экономических расчетов, может не соответствовать федеральной Программе и быть ниже.
В соответствии с пунктом 15 статьи 5 Основ Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи утверждается федеральным органом государственной власти и включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 29 декабря 2006 года) объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 885, показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней в расчете на 1 человека в год, и составляет 1,942 койко-дня, что ниже показателя, утвержденного пунктом 4 раздела VI оспариваемой Программы.
Таким образом, поскольку в базовой программе на стационарную медицинскую помощь Республики Хакасия утвержден норматив выше федерального, пункт 4 раздела VI Программы соответствует статье 22 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Заслушав прокурора, представителя Правительства Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пункту 15 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1 (с изменениями от 18 октября 2007 года), к полномочиям федеральных органов государственной власти относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской " федерации относится разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (пункт 5 статьи 6 Основ).
В силу части 4 статьи 20 Основ гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской Помощи (статья 20.1 Основ).
Из смысла приведенных норм следует, что объем и условия оказания Медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могу быть ниже установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, однако могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания Медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 885 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, которая определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской федерации бесплатно.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год (пункт 3 названного Постановления).
Территориальные программы могут предусматривать предоставление дополнительных объемов медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (части 1, 5 раздела I).
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2006 года N 338 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Республики Хакасия бесплатной медицинской помощи на 2007 год (Приложение N 1) (далее - Программа), 15 июня 2007 года внесены изменения, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 19 декабря 2006 года N 67, от 21 июня 2007 года N 41.
Пунктом 2 раздела VI Программы "Нормативы объемов медицинской помощи, предоставляемой населению Республики Хакасия бесплатно в 2007 году" предусмотрено, что количество посещений к врачам на 1000 жителей в год составляет 9 139,6, в том числе по программе обязательного медицинского страхования - 7 918,3.
Пунктом 4 раздела VI Программы "Нормативы объемов медицинской помощи, предоставляемой населению Республики Хакасия бесплатно в 2007 году" определено, что количество койко-дней круглосуточного стационара на 1000 жителей в год составляет 2 767,2, в том числе по программе обязательного медицинского страхования - 2 071,5.
Между тем, в соответствии с частями 4, 5 раздела IV "Нормативы объемов медицинской помощи" Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 885, показатель объема амбулаторно - поликлинической помощи выражается в количестве посещений в расчете на 1 человека в год. Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива посещений, который составляет 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения.
Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней в расчете на 1 человека в год. Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива объема стационарной помощи, который составляет 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,942 койко-дня (части 8, 9 раздела IV "Нормативы объемов медицинской помощи" вышеназванной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год).
В силу части 10 этого же раздела Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, при формировании территориальных программ нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Между тем, представителем Правительства Республики Хакасия не представлено экономических расчетов в подтверждение довода о корректировке федеральных нормативов с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения Республики Хакасия.
Нет ссылки на такой расчет и в ответе на протест прокурора, внесенный на оспариваемое Постановление до обращения в суд. Из ответа на протест видно, что объем амбулаторно-поликлинической помощи на 2007 год в рамках базовой программы утвержден в объеме 93,6% от федеральных нормативов. Плановые объемы на бесплатную амбулаторно-поликлиническую помощь формируются из расчета нагрузки в смену на имеющихся специалистов. Обеспеченность населения врачами основных специальностей по Республике Хакасия составляет 32,9 на 10 000 населения, что ниже среднероссийского показателя на 23%, а укомплектованность имеющихся штатов составляет 63%.
Однако федеральным законодательством указанные обстоятельства не отнесены к факторам, которые подлежат учету при формировании и корректировке территориальных программ.
Таким образом, пункт 2 раздела VI Программы, предусматривающий меньший норматив количества посещений к врачам на 1000 жителей в год (9 139,6), чем определено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год (9 198), в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (7 918,3 - Республика Хакасия, 8 458 - Российская Федерация); пункт 4 раздела VI Программы, предусматривающий меньший норматив количества койко - дней круглосуточного стационара на 1000 жителей в год (2 767,2), нежели установлено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год (2 812), противоречат федеральному законодательству.
Разделом VIII Программы установлен территориальный норматив финансовых затрат из средств бюджетов всех уровней на единицу объема медпомощи - скорой медицинской помощи в размере 757,95 руб., стационарной помощи в размере 659,7 руб., в условиях дневных стационаров в размере 200,77 руб.
Установлен подушевой норматив финансирования Программы из средств бюджетов всех уровней в сумме 1 916,8 тыс. руб. на 1 жителя в год.
Между тем, разделом V "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи" Программы государственных гарантий предусмотрены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые составляют на 1 пациенто - день в дневном стационаре в среднем 238,3 руб., в том числе 228,1 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (абзац 2 пункта "а" части 1 раздела V); на 1 койко-день в стационаре в среднем 674,3 руб., в том числе 521,8 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (пункт "б" части 1 раздела V); на 1 вызов скорой медицинской помощи - 1 064 руб. (пункт "в" части 1 раздела V).
Разделом VI "Подушевые нормативы финансирования программы" Программы государственных гарантий определены подушевые нормативы финансирования в расчете на 1 человека в год и составляют в среднем 3 951,7 руб., в том числе: 1 936,3 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (абзац 2 части 3 раздела VI); 2 015,4 руб. за счет средств соответствующих бюджетов (абзац 3 части 3 раздела VI).
Таким образом, раздел VIII Программы в части установления территориального норматива финансовых затрат на единицу объема скорой медицинской помощи - 759,95 руб., стационарной медицинской помощи - 659,7 руб., медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 200,77 руб. в меньшем объеме, нежели предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год - 1 064 руб., 674,3 руб., и 283,3 руб. - соответственно, а также в части определения подушевого норматива финансирования из средств бюджетов всех уровней - 1 916,8 руб. в меньшем объеме, чем установлено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год - 2 015,4 руб., противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 885 Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год утверждена в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Оспариваемые положения Программы ограничивают права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, на получение медицинской помощи в объеме нормативов, определенных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год.
Суд находит несостоятельным довод представителя Правительства Республики Хакасия о том, что не могут быть ниже федеральных нормативов лишь нормативы по программе обязательного медицинского страхования, поскольку в соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами (часть 3 статьи 3 Основ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании оспариваемых положений Программы противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что постановление Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2006 года N 338 "О Программе государственных гарантий оказания населению Республики Хакасия бесплатной медицинской помощи на 2007 год" (с изменениями от 15 июня 2007 года) опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 19 декабря 2006 года N 67, от 21 июня 2007 года N 41, суд считает необходимым обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать пункт 2 в части установления норматива количества посещений к врачам на 1000 жителей в год в год - 9 139,6, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 7 918,3;
пункт 4 в части установления норматива количества койко-дней круглосуточного стационара на 1000 жителей в год - 2 767,2 раздела VI;
раздел VIII в части установления территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема скорой медицинской помощи из средств бюджетов всех уровней в размере 757,95 руб., стационарной помощи в размере 659,7 руб., медпомощи в условиях дневных стационаров в размере -200, 77 руб.;
раздел VIII в части установления подушевых нормативов финансирования из средств бюджетов всех уровней в размере 1 916,8 руб. Программы государственных гарантий оказания населению Республики Хакасия бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2006 года N 338 (с изменениями от 15 июня 2007 года) противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасия".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2007 г. (извлечение)
Текст решения решения предоставлен Верховным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании