Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Республики Хакасия
от 17 октября 2005 г. N 68-ЗРХ
Республиканская целевая программа "Развитие мировой юстиции
в Республике Хакасия на 2006 - 2008 годы"
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие мировой юстиции
в Республике Хакасия на 2006 - 2008 годы"
Наименование программы - республиканская целевая программа
"Развитие мировой юстиции в Республике
Хакасия на 2006 - 2008 годы"
Дата принятия решения - Примерный план законодательной работы
о разработке Программы, Правительства Республики Хакасия на 2005 год
дата утверждения (наименование от 11 февраля 2005 года
и номер соответствующего
нормативного акта)
Государственный - Правительство Республики Хакасия
заказчик (субъект бюджетного
планирования)
Государственный - Управление по обеспечению деятельности
заказчик-координатор мировых судей Республики Хакасия
Контроль за ходом - контроль за ходом реализации Программы
реализации Программы осуществляет Управление по обеспечению
деятельности мировых судей Республики
Хакасия
Цели и задачи Программы - реализация судебной реформы; повышение
эффективности деятельности мировых судей;
создание оптимального организационно-право-
вого и материально-технического обеспечения
деятельности мировых судей в Республике
Хакасия
Сроки и этапы - 2006 - 2008 годы:
реализации Программы 1-й этап - 2006 год - 7652,5 тыс. рублей;
2-й этап - 2007 год - 8895,26 тыс. рублей;
3-й этап - 2008 год - 11140,27 тыс. рублей.
Объемы и источники - финансирование Программы осуществляется
финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Хакасия
в размере
27688,03 тыс. рублей, в том числе:
в 2006 году - 7652,5 тыс. рублей;
в 2007 году - 8895,26 тыс. рублей;
в 2008 году - 11140,27 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты - улучшение материально-технического,
реализации Программы кадрового, финансового обеспечения
деятельности мировых судей; создание
надлежащих условий для осуществления
правосудия в соответствии с требованиями
Конституции Российской Федерации
и международных договоров Российской
Федерации
1. Характеристика проблемы
Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.
Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не решена.
Основой для решения этой проблемы должно быть изменение отношения законодательной и исполнительной власти, общества в целом к судебной власти. Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Указанная задача реализуется судебной властью не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в стране и, в частности, в Республике Хакасия, сдерживает развитие экономики.
Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего мировые судьи недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что приводит к нарушению сроков рассмотрения дел, волоките и медлительности в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей.
Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.
В 2003 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом увеличилось количество исковых заявлений и материалов об административных правонарушениях, поступивших к мировым судьям Республики Хакасия. Нагрузка мировых судей Республики Хакасия по рассмотрению уголовных, гражданских дел и материалов об административной ответственности увеличивается. Если в 2002 году она составляла 77,8 дела в месяц, в 2003 году - 111,7 дела, то в 2004 году -129,9 дела.
Размещение судов и состояние занимаемых ими помещений остаются неудовлетворительными, что затрудняет осуществление правосудия. Происходит нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимых площадей процессы из открытых превращаются фактически в закрытые.
В соответствии с Федеральным законом от 17 марта 2004 года N 13-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" число мировых судей в Республике Хакасия соответствует реально необходимой численности населения.
Однако необходимо увеличить аппарат мирового судьи, в который должно входить не менее трех единиц государственных служащих: специалист - секретарь судебного заседания, помощник судьи и специалист - секретарь суда. Необходимо также иметь на каждом судебном участке обслуживающий персонал и охрану. С учетом большого количества архивных дел необходимо ввести должность архивариуса на каждом судебном участке мирового судьи.
С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.
Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве недостаточного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.
Законом Республики Хакасия от 30 сентября 2002 года N 53 "О Реестре государственных должностей в Республике Хакасия и размерах должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия" (в ред. Закона Республики Хакасия от 28.06.2004 г. N 31) должности специалиста - секретаря судебного заседания мирового судьи и специалиста - секретаря суда мирового судьи отнесены к категории младших государственных должностей государственной службы Республики Хакасия, что необоснованно занижает статус секретаря, являющегося важной процессуальной фигурой, наделенной исключительными функциями и соответствующей по своему статусу категории старших государственных должностей. Для сравнения: государственные служащие аппарата федеральных судов, осуществляющие аналогичные функции, отнесены к категории старших государственных должностей государственной службы.
Без решения проблемы организационного обеспечения мировых судей в Республике Хакасия невозможно достичь качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Низкая организационная обеспеченность является серьезным препятствием для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, что влечет нарушение прав граждан на доступ к правосудию и не способствует повышению авторитета судебной власти в целом.
Принятие Программы позволит обратить особое внимание на происходящую в стране судебную реформу, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы мировых судей.
2. Основные цели и задачи Программы
Главная цель Программы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
- усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности мировых судей;
- нормативно-правовое обеспечение мировой юстиции;
- кадровое обеспечение мировой юстиции;
- улучшение материально-технического обеспечения судебных участков;
- укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки мировых судей и их аппаратов.
Основные мероприятия Программы предполагается осуществить в 2006 - 2008 годах согласно приложению к Программе.
3. Перечень программных мероприятий
3.1. Усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости
и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое
обеспечение мировой юстиции
Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей - это основополагающие моменты в обеспечении реальности принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.
Конституционные нормы - принципы, положенные в основу статуса судей, нашли свое развитие в федеральных законах, составляющих специальную отрасль законодательства, предметом которой являются вопросы организации и деятельности судебной власти.
Однако, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана.
Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга.
Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.
Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.
3.2. Кадровое обеспечение судебной системы
Штатная численность аппаратов мировых судей и Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия не соответствует реально необходимой численности. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов. В 2004 году месячная нагрузка на мирового судью по рассмотрению уголовных, гражданских дел, жалоб частного обвинения, материалов об административной ответственности составила 129,9 дела, в то время как нагрузка на федерального судью - 29,4 дела.
Введение должности помощника мирового судьи позволит освободить мировых судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.
Необходимо увеличение численности технического и обслуживающего персонала. На судебных участках в городах Абакане, Саяногорске и Черногорске, а также на судебных участках, где работает более двух мировых судей, следует ввести должности заведующего хозяйством, экспедитора, рабочих и электрика, а также в связи с большим количеством архивных дел - архивариусов (таблица 1).
Таблица 1
Кадровое обеспечение мирововй# юстиции
Наименование должности |
2006 - 2008 годы, всего |
В том числе по годам | ||
2006г. | 2007г. | 2008г. | ||
Государственные служащие: - консультант - главный бухгалтер - аппараты мировых судей: - помощник мирового судьи - специалист (программист) |
1 1 35 3 |
1 1 10 1 |
10 1 |
15 1 |
Обслуживающий персонал: комендант (зав.хозяйством) архивариус экспедитор водитель рабочий электрик сантехник дворник уборщик |
3 6 6 4 3 3 1 14 4 |
1 2 2 1 1 5 2 |
1 3 2 1 1 1 1 5 1 |
1 3 2 1 1 1 4 1 |
Происходящее фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в мировые судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов.
Предусматривается совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов. Потребность в денежных средствах на реализацию данного мероприятия указана в таблице 2.
Таблица 2
Денежные средства, необходимые для переподготовки и повышения
квалификации мировых судей и работников их аппаратов
N п/п |
Наименование должности |
2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
||
1. | Мировой судья | 5 | 114,3 | 5 | 125,7 | 5 | 138,3 |
2. | Секретарь судебно- го заседания |
5 | 99,8 | 5 | 109,8 | 5 | 120,8 |
3. | Секретарь суда | 5 | 99,8 | 5 | 109,8 | 5 | 120,8 |
Итого | 15 | 313,9 | 15 | 345,3 | 15 | 379,9 |
3.3. Улучшение материально-технического обеспечения мировой юстиции
Федеральным законодательством предусмотрено повышение денежного содержания федеральных государственных служащих. Повышение заработной платы работникам аппаратов мировых судей должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих.
Отсутствие целевого финансирования информатизации судебной системы не позволяет использовать современные информационные технологии, применяемые в судопроизводстве. В судах предусматривается введение компьютерных автоматизированных рабочих мест, мест для помощников судей и работников аппаратов мировых судей, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами (таблица 3).
Таблица 3
Денежные средства, необходимые для информатизации мировых судей
N п/п |
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
||
1. | Комплект правовой системы "Консуль- тант-Плюс" |
4 |
35,9 |
4 |
39,98 |
4 |
43,98 |
2. | Сопровождение пра- вовой системы "Кон- сультант-Плюс" |
4 |
202,9 |
8 |
446,38 |
12 |
669,67 |
3. | Приобретение юри- дической литературы |
11 |
22,0 |
10 |
22,0 |
15 |
33,0 |
4. | Услуги Интернета: подключение (модем, компьютер), сопро- вождение |
1 | 104,0 | 2 | 193,6 | 3 | 300,06 |
Итого | 364,8 | 701,96 | 1046,71 |
Особое внимание должно быть обращено на обеспечение мировых судей соответствующими рабочими площадями. При предоставлении площадей, реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо исходить из минимальной потребности 150 кв. метров на одного мирового судью и его аппарат.
Если средний размер общей площади, приходящейся на одного федерального судью (с учетом зала судебного заседания, размещения работников аппарата суда и обслуживающего персонала), составляет около 230 кв. метров, то средний размер площади на одного мирового судью и его аппарат в Республике Хакасия - 53,2 кв. метра. Имеющиеся помещения требуют текущего ремонта, для чего необходимы денежные средства.
Для обеспечения мировых судей и их аппаратов потребуются дополнительные денежные средства на приобретение 40 персональных компьютеров с принтерами, 10 копировальных аппаратов, столов, сейфов. Кроме того, для осуществления оперативной связи с судебными участками, особенно находящимися в сельской местности, с учетом того, что органы государственной власти Республики Хакасия, вышестоящие суды, Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, криминалистическая, автотехническая и другие экспертизы расположены в республиканском центре - городе Абакане, для исключения возможных фактов утраты дел при пересылке в указанные органы почтой, а также для связи между судебными участками, участия в мероприятиях системы повышения квалификации и так далее судебные участки, хотя бы городов, необходимо обеспечить автотранспортом (таблица 4).
Таблица 4
Денежные средства, необходимые для материально-технического
обеспечения мировых судей Республики Хакасия
N п/п |
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
||
1. | Стол 1-тумбовый | 20 | 66,0 | 20 | 72,6 | 20 | 79,86 |
2. | Сейф | 20 | 120,0 | 15 | 99,0 | 15 | 108,9 |
3. | Копировальный ап- парат |
5 | 200,0 | 3 | 132,0 | 2 | 96,8,0 |
4. | Персональный ком- пьютер с принтером |
20 |
600,0 |
20 |
660,0 |
20 |
726,0 |
5. | Автомобиль "ВАЗ-21074" |
1 |
155,0 |
1 |
170,0 |
1 |
190,0 |
Итого | 1141,0 | 1133,6 | 1201,56 |
Таблица 5
Денежные средства, необходимые для текущего ремонта зданий
(тыс. рублей)
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Сумма | Сумма | Сумма | |
Текущий ремонт зданий | 2001,5 | 2578 | 1596 |
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с последующими изменениями) финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в силу чего финансирование Программы в полном объеме должно предусматриваться в республиканском бюджете на соответствующий год.
Объемы финансирования Программы ежегодно подлежат корректировке в соответствии с возможностями республиканского бюджета на соответствующий год.
Финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными Программой, государственный заказчик-координатор в установленном порядке уточняет объем финансирования, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки.
Объем финансирования составляет 27688,03 тыс.рублей, в том числе:
в 2006 году - 7652,5 тыс. рублей;
в 2007 году - 8895,26 тыс. рублей;
в 2008 году - 11140,27 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственными заказчиками на основе порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и межреспубликанских целевых программ, в осуществлении которых участвует Правительство Республики Хакасия.
Основным механизмом реализации Программы является ежегодное утверждение планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Конкретные организации-исполнители работ определяются на конкурсной основе.
Государственные заказчики с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на выполнение программных мероприятий, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития судебной системы и финансирования соответствующих мероприятий на очередной год.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия совместно с государственными заказчиками ежегодно при формировании республиканской адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию из республиканского бюджета на соответствующий год.
Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика - координатора Программы.
Срок действия Программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия с участием государственных заказчиков организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, а также на конечные результаты реализации Программы.
Контроль за ходом выполнения Программы на основе государственной и ведомственной отчетности и заключенных государственных договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик-координатор Программы.
Контроль предполагает периодическое представление отчетности о реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых финансовых средств и сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
Исполнители программных мероприятий отчитываются в установленном порядке о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате выполнения программных мероприятий предполагается значительно улучшить материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение деятельности судебной системы, создать надлежащие условия для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.