Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Республики Хакасия
"О программе
"Развитие трудовых ресурсов
Республики Хакасия
на период 2008 - 2010 годов"
Программа "Развитие трудовых ресурсов
Республики Хакасия на период 2008 - 2010 годов"
Паспорт
программы "Развитие трудовых ресурсов
Республики Хакасия на период 2008-2010 годов"
Наименование Программы |
- программа "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на период 2008 - 2010 годов" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- постановление Правительства Республики Хакасия от 14.02.2008 N 36 "Об обеспечении организаций Респуб- лики Хакасия квалифицированными кадрами" |
Государственные заказчики Программы |
- Государственный комитет по занятости населения Рес- публики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хака- сия; Министерство труда и социального развития Республи- ки Хакасия |
Государственный заказчик- координатор Программы |
- Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия |
Цель Программы |
- создание эффективных механизмов управления формированием, сохранением, воспроизводством, раз- витием кадрового потенциала Республики Хакасия и системы начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих переход экономики на инновационный путь развития |
Задачи Программы |
- интефация субъектов управления, создание целостного комплексного механизма и институтов управления кад- ровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и рынком образователь- ных услуг; совершенствование содержания, создание и реализация эффективных механизмов управления качеством про- фессионального образования; формирование посреднического механизма содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений; обеспечение устойчивого развития системы начального и среднего профессионального образования и равного доступа граждан к получению качественного профес- сионального образования |
Объёмы и источники финансирования Программы |
- всего на финансирование Программы потребуется 31317 тыс. рублей, из них: 6829 тыс. рублей - из республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе по годам: 2008 год - 167 тыс. рублей, 2009 год - 4579 тыс. рублей, 2010 год - 2083 тыс. рублей; 24488 тыс. рублей - субвенции из федерального бюджета, в том числе по годам: 2008 год - 7549 тыс. рублей, 2009 год - 8329 тыс. рублей, 2010 год - 8610 тыс. рублей |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2008-2010 годы. Программа реализуется в 2 этапа: первый этап - 2008 год; второй этап - 2009 - 2010 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- создание комплексного механизма управления кад- ровым потенциалом Республики Хакасия; достижение динамического равновесия спроса и пред- ложения рабочей силы на рынке труда, своевременное удовлетворение потребностей экономики республики в квалифицированных кадрах соответствующего профи- ля и уровня подготовки; снижение риска невостребованности выпускников уч- реждений профессионального образования, обеспече- ние до 70% их трудоустройства; создание механизмов систематического обновления содержания начального и среднего профессионального образования; приведение номенклатуры профессий и специаль- ностей профессионального образования в соответствие со структурой спроса на рынке труда; укрепление материально-технической базы учреждений профессионального образования; создание системы непрерывной профессиональной под- готовки, обеспечивающей повышение квалификации педагогических работников в учреждениях профессио- нального образования; повышение профессиональной, социальной и личност- ной готовности выпускников к профессиональной трудовой деятельности в соответствии с требованиями рынка труда |
I. Характеристика проблемы
Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости относятся к числу важнейших социально-экономических параметров, и от эффективности его функционирования зависит развитие экономики.
Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. Профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу на современном рынке труда, не в полной мере удовлетворяет его требованиям, в связи с чем отмечается дефицит квалифицированной рабочей силы.
Причиной этого является целый ряд демографических и социально-экономических факторов:
1) демографические факторы проявления дефицита рабочей силы.
В связи с тем, что численность трудоспособного населения Республики Хакасия начиная с 2006 года ежегодно сокращается и за период 2006 - 2010 годов она уменьшится на 9,3 тыс. человек, проблема кадрового обеспечения экономики Республики Хакасия будет всё более обостряться. Кадровые проблемы возникают прежде всего по рабочим местам, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи;
2) структурные (качественные) формы проявления дефицита рабочей силы.
Отраслевая специфика проявления дефицита рабочей силы выражена в том, что ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных видов экономической деятельности. Наиболее заметно сократилась среднесписочная численность работников за 1999 - 2007 годы в сельском хозяйстве -в 3 раза, строительстве - в 1,6 раза, в промышленных видах деятельности -в 1,3 раза. В то же время значительно увеличилась численность работающих по следующим видам деятельности: операции с недвижимым имуществом -в 60 раз, непроизводственные виды бытового обслуживания - в 3,6 раза, финансовая деятельность - в 1,6 раза.
По данным выборочного обследования организаций Республики Хакасия, проведённого службой занятости в мае 2008 года, 66% опрошенных организаций оценивают свою укомплектованность рабочей силой как недостаточную относительно ожидаемого спроса. В наибольшей степени, по полученным оценкам, это проявляется в организациях, занимающихся строительством, добычей полезных ископаемых, оптовой и розничной торговлей. Так, например, к 2010 году дефицит кадров в строительстве может составить до 16% численности работающих в отрасли. В большинстве других отраслей дефицит кадров проявится к 2009 - 2010 году. С учетом межотраслевых переливов рабочей силы рассматриваемая проблема почти одновременно затронет и остальные сферы экономики;
3) профессионально-квалификационный аспект дефицита рабочей силы.
В экономике сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.
По данным выборочного обследования организаций, дефицит квалифицированных рабочих кадров испытывают более 65% организаций, инженерно-технических работников и менеджеров - 41%. Наиболее острая потребность в рабочих кадрах отмечается в строительстве. Очевидно, что использование иногородней и иностранной рабочей силы в строительной отрасли является результатом дефицита кадров.
Проблема дефицита рабочих кадров ещё более обостряется в связи с тем, что в 2004 - 2006 годах доля выпускников учреждений профессионального образования Республики Хакасия, получивших рабочие профессии, в общем выпуске снизилась на 4,8 %, а специалистов со средним профессиональным образованием возросла на 3%.
Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов никак не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников учреждений начального профессионального образования происходит на фоне возрастающей потребности экономики республики в квалифицированных рабочих.
Вместе с тем при наличии возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального и среднего профессионального образования всё в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в высшие учебные за ведения и низкий престиж рабочих профессий.
В настоящее время республиканская сеть учреждений начального и среднего профессионального образования включает 14 образовательных учреждений, из них 13 учреждений начального профессионального образования и 1 учреждение среднего профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования ведётся подготовка по 33 профессиям (специальностям), в учреждении среднего профессионального образования - по 10 профессиям (специальностям).
Анализ распределения контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования показывает, что наибольшее их количество обучается по таким отраслям, как сфера обслуживания, торговли и общественного питания - 22,5%, строительство - 21%, сельское хозяйство - 27%, металлообработка-13%;
4) возрастной аспект дефицита рабочей силы.
Возрастной аспект дефицита рабочей силы выражается в старении населения трудоспособного возраста, что приводит к снижению кадрового потенциала экономики. Если в 1999 году 51,9% занятых в экономике были в возрасте до 40 лет, то в 2006 году - 49,3% от численности занятых. В наибольшей степени сокращение числа занятых произошло в возрастных группах до 24 лет и с 35 до 44 лет.
По данным обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики России, к началу 2007 года средний возраст занятых в экономике Республики Хакасия приблизился к 40 годам и составил 39,25 года.
При сохранении сложившихся тенденций, в перспективе прогнозируется снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп.
Возрастной аспект проявляется и в виде слабого притока молодых кадров в целый ряд отраслей экономики, что объясняется сложившей системой предпочтений и низким уровнем оплаты труда в них;
5) снижение уровня образовательной структуры рабочей силы.
Динамика образовательной структуры занятых в экономике свидетельствует о снижении общего уровня образования. За период с 2002 по 2006 год заметно уменьшилась доля работников с высшим профессиональным и сред ним профессиональным образованием - с 22 до 20% и с 36,8 до 25,7% соответственно.
Вместе с тем значительно увеличилась доля работников, имеющих сред нее (полное) общее и основное общее образование (с 32 до 42,5%), начальное профессиональное образование (с 9,4 до 11%), что подтверждается данными выборочного обследования работодателей, проведённого службой занятости населения Республики Хакасия. Аналогичная динамика сложилась и в образовательной структуре безработных граждан.
Кроме того, часть занятых в экономике с формально более высоким уровнем образования фактически выполняют работу, требующую меньшей квалификации и сложности труда, а это означает недоиспользование трудового потенциала работников и, в известной мере, их деквалификацию.
О недостаточной квалификации персонала организаций некоторых видов экономической деятельности косвенно свидетельствуют данные о движении рабочей силы. Так, например, текучесть кадров в строительных организациях остаётся одной из самых высоких. За 2007 год численность персонала строи тельных организаций уменьшилась на 14,6%. В 2006 и 2007 годах персонал строительных организаций обновился более чем наполовину от среднесписочной численности работающих. Основной причиной увольнений в 80% случаев является "собственное желание".
С одной стороны, подобное движение рабочей силы носит преимущественно "холостой" характер и отражает отсутствие у большинства работников специфических профессиональных качеств и опыта работы, позволяющих конкурировать за получение достойного дохода в рамках конкретного внутрифирменного рынка труда.
С другой стороны, произошедшие изменения в психологии работников, выраженные в притязаниях на высокую оплату труда при невысоком уровне квалификации и незначительных трудовых усилиях, также способствуют не эффективной мобильности рабочей силы;
6) недостаточная адаптированность системы профессионального образования к реалиям рыночной экономики.
Конкурентоспособность рабочей силы напрямую зависит от качества образования. Качество образования выпускников учебных заведений по большинству специальностей и профессий не соответствует требованиям конъюнктуры рынка. Основная проблема заключена в слабой практической составляющей процесса обучения.
Многие выпускники не готовы применять полученные ими знания на практике, в результате более 40% выпускников вынуждены работать не по специальности, что свидетельствует о несоответствии отраслевого профиля образования квалификационным требованиям конкретных должностей и профессий, а также о неэффективности инвестиций в образование со стороны государства и частных инвесторов.
В то же время и возможности внутрифирменной подготовки и переподготовки персонала ограничены, а на предприятиях, созданных в пореформенный период, она вообще отсутствует. В настоящее время только 13 организаций осуществляют обучение персонала на своей учебной базе;
7) ухудшение качественных характеристик рабочих мест, рост удельного веса работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
Доля лиц, работавших в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, от общей численности работников с 1999 по 2007 год значительно увеличилась по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - с 23,7 до 35,3%; строительство - с 10,5 до 21,4%), транспорт-с 8,6 до 35,7%).
За этот же период доля занятых тяжелым физическим трудом возросла в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых и обрабатывающим производством, с 3,1 до 9,5%, на транспорте - с 0,2 до 15,7%, а в строительстве уменьшилась с 10,5 до 6,1%.
В целом изменения в структуре занятого населения свидетельствуют о снижении конкурентоспособности рабочей силы в республике и качественных характеристик рабочих мест.
Отмечается разбалансированность количественного соотношения обучающихся на разных образовательных уровнях. В структуре спроса на рынке труда преобладают рабочие профессии (80%), а в структуре подготовки на первое место выходит подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием. При этом на одного студента вуза приходится 0,6 учащегося в системе среднего и 0,4 - начального профессионального образования. Пропорция является оптимальной, когда на одного студента вуза приходится 3 учащихся в системе среднего и 5 - начального профессионального образования.
Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей в учреждения начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений. В 2008 году их численность сократится по сравнению с 2006 годом на 13%.
Высшее образование остаётся престижным вопреки потребностям рынка труда, и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.
Таким образом, безработица в Республике Хакасия носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. В 2007 году на 24,6 тыс. безработных приходилось 24,4 тыс. вакансий, 70% вакансий - в городской местности.
Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, неблагоприятные условия труда, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях максимального удовлетворения потребностей экономики, более эффективного использования трудовых ресурсов республики необходимо разработать меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров.
Исследование характеристик кадрового потенциала и рынка труда Республики Хакасия и выделение на их основе приоритетных областей использования кадров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, а также отсутствие в инвестиционных проектах и программе "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы" разделов по обеспечению их трудовыми ресурсами обосновывают необходимость разработки данной Программы.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание эффективных механизмов управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала Республики Хакасия и системы начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих переход экономики республики на инновационный путь развития.
Задачи Программы:
интеграция субъектов управления, создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом для достижения динамического баланса между рынком труда и рынком образовательных услуг;
совершенствование содержания, создание и реализация эффективных механизмов управления качеством начального и среднего профессионального образования;
обеспечение устойчивого развития системы начального и среднего профессионального образования и равного доступа граждан к получению качественного начального и среднего профессионального образования.
III. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы сформирован по 5 направлениям (приложение 1 к Программе):
1. Совершенствование инфраструктуры и механизмов регулирования рынка труда.
Основные мероприятия указанного раздела направлены на создание целенаправленного информационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления, государственной службы занятости населения, образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и работодателей.
Проведение мониторингов (приложение 2 к Программе) будет способствовать определению потребности экономики Республики Хакасия в специалистах с различным уровнем образования, необходимого объема приёма молодежи и лиц из числа взрослого населения в учреждения профессионально го образования на места, финансируемые из бюджетов разных уровней, составлению рейтинга наиболее востребованных профессий.
Для реализации программных мероприятий предполагается привлечение средств массовой информации, организация встреч, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест с целью повышения имиджа учреждений начального и среднего профессионального образования.
Решение проблемы своевременного получения достоверной информации о потребности в рабочих кадрах является важной составляющей стратегии развития системы профессионального образования.
2. Повышение эффективности использования в Республике Хакасия имеющихся трудовых ресурсов.
Мероприятия данного раздела предусматривают организацию обучающих мероприятий для топ-менеджеров в сфере современных технологий управления персоналом, выборочной независимой квалификационной аттестации (сертификации) кадров квалифицированных рабочих и аттестации рабочих мест в организациях республики на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
Реализация мероприятий будет способствовать созданию условий для совершенствования системы управления персоналом в организациях, повышению качества трудовых ресурсов и качественных характеристик рабочих мест.
3. Создание условий для обеспечения экономики Республики Хакасия кадрами необходимой квалификации и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по специальностям различной квалификации.
Мероприятия данного раздела направлены на создание условий, обеспечивающих эффективность деятельности учреждений профессионального образования по повышению качества образования. Это, прежде всего, учебно-методическое обеспечение учебного процесса в соответствии с требованиями рынка труда, привлечение представителей организаций к разработке учебных программ, оценке качества профессиональной подготовки, работа с социальными партнерами по обеспечению образовательных учреждений современным оборудованием, повышение квалификации преподавателей с целью обеспечения современного содержания учебного процесса на основе использования эффективных практико-ориентированных технологий.
Результат реализации мероприятий данного раздела будет заключаться в обеспечении регионального рынка труда квалифицированными кадрами.
4. Приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и переподготовки в соответствие с потребностями экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах.
Реализация мероприятий по организации совместных действий со всеми заинтересованными организациями будет способствовать снижению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда Республики Хакасия, созданию механизма прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах и формированию государственного заказа на их подготовку.
Реализация мероприятий позволит при непосредственном участии учреждений профессионального образования, координационных советов по под готовке кадров сформировать перечень обоснованных требований по повышению уровня профессиональной компетентности выпускников.
Кроме того, реализация мероприятий будет способствовать оптимизации перечня профессий, по которым осуществляется подготовка в учреждениях профессионального образования, эффективному использованию финансовых средств, уменьшению доли выпускников, состоящих на учете в центрах занятости, формированию согласованного заказа на подготовку квалифицированных кадров.
5. Разработка механизмов обеспечения качества начального и среднего профессионального образования.
В современных социально-экономических условиях особое внимание уделяется обеспечению качества начального и среднего профессионального образования.
В связи с этим мероприятия данного раздела направлены на создание условий, обеспечивающих эффективность деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования как одного из решающих факторов процесса повышения качества образования. Это, прежде всего, учебно-методическое обеспечение профессий в соответствии с требованиями работодателей, привлечение представителей организаций к разработке учебных программ, оценке качества профессиональной подготовки, работа с социальными партнерами по обеспечению учреждений современным оборудованием, формирование кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание учебного процесса на основе использования эффективных практико-ориентированных технологий.
Основной эффект от реализации названных мероприятий будет заключаться в обеспечении республиканского рынка труда квалифицированными специалистами и рабочими кадрами.
IV. Механизм реализации Программы
Программа рассчитана на период 2008 - 2010 годов. Ее реализация будет осуществляться в 2 этапа.
Первый этап (2008 год) - создание институтов организационного и информационного обеспечения управления кадровым потенциалом, их методического оснащения; проведение первоочередных мероприятий по формированию комплексного механизма управления кадровым потенциалом республики.
Второй этап (2009 - 2010 годы) - создание эффективных механизмов управления формированием, воспроизводством, развитием и использованием кадрового потенциала Республики Хакасия и реализация основных программных мероприятий, развитие материально-технической базы и организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным для республики профессиям, специальностям и видам деятельности.
К концу второго этапа планируется комплексная реализация всех предусмотренных настоящей Программой составляющих механизма управления кадровым потенциалом Республики Хакасия.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, направленные на достижение намеченных результатов.
Исполнителями Программы являются заинтересованные органы исполнительной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, учреждения начального и среднего профессионального образования, центры занятости населения республики.
Координация деятельности органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, учреждений начального и сред него профессионального образования осуществляется Министерством образования и науки Республики Хакасия и Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Всего на финансирование Программы потребуется 31317 тыс. рублей, в том числе:
6829 тыс. рублей - из республиканского бюджета Республики Хакасия, из них по годам: 2008 год - 167 тыс. рублей, 2009 год - 4579 тыс. рублей, 2010 год - 2083 тыс. рублей;
24488 тыс. рублей - субвенции из федерального бюджета, из них по годам: 2008 год - 7549 тыс. рублей, 2009 год - 8329 тыс. рублей, 2010 год -8610 тыс. рублей.
Мероприятия Программы реализуются при условии включения данных объемов финансирования в Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
При принятии закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год объемы финансирования мероприятий Программы из средств республиканского бюджета подлежат корректировке.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Индикаторы и показатели результативности
N п/п |
Индикатор (показатель) |
Ед. изме- рения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1. Приведение объемов и направлений профессиональной подготовки и пeрeподготовки в соответствие с потребностью в квалифицированных кадрах в Республике Хакасия. | |||||
1.1. |
Процент введения новых про- фессий и специализаций от об- щего количества реализуемых программ начального и среднего профессионального образования |
% |
|
на 2 |
на З |
1.2. |
Доля выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроивших- ся в первый год по профессии |
% |
50,2 |
50,4 |
50,6 |
1.3. |
Доля выпускников учреждений среднего профессионального об- разования, трудоустроившихся в первый год по профессии |
% |
65,9 |
67 |
68 |
2. Разработка механизмов обеспечения качества начального и средне- го профессионального образования. | |||||
2.1. |
Количество учреждений профес- сионального образования, реали- зующих программы профессио- нального образования в рамках системы непрерывной профес- сиональной подготовки |
шт. |
1 |
1 |
2 |
2.2. |
Доля учреждений профессио- нального образования, реали- зующих в учебно-воспитатель- ном процессе инновационные технологии |
% |
35 |
40 |
45 |
2.3. |
Количество учреждений, на базе ко- торых созданы ресурсные центры |
шт. |
|
3 |
3 |
2.4. |
Доля выпускников, получивших повышенные разряды |
% |
13 |
15 |
18 |
2.5. |
Коэффициент обновления ос- новных средств учреждений на- чального и среднего профессио- нального образования |
% |
|
2 |
2 |
2.6. |
Доля педагогических работников учреждений начального и средне- го профессионального образова- ния, имеющих высшую и первую квалификационные категории |
% |
40,4 |
45 |
50 |
2.7. |
Доля педагогов, занятых апроба- цией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий |
% |
5 |
10 |
15 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.