Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Республики Хакасия
"О республиканской целевой
программе "Развитие субъектов
малого и среднего предпринимательства
в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы"
Республиканская целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы"
2 октября 2009 г.
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Паспорт
республиканской целевой программы
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы"
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая про- грамма "Развитие субъектов малого и среднего предпринима- тельства в Республике Хакасия на 2009-2011 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
постановление Правительства Республики Хакасия от 30.07.2008 N 250 "О разработке долгосроч- ных республиканских целевых программ на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов" |
Государственный заказчик |
- |
Комитет по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
Цель Программы |
- |
создание благоприятных право- вых и организационных условий для сферы предпринимательства, укрепление социального статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в Респуб- лике Хакасия, практическое содействие повышению престижа и безопасности ведения бизнеса |
Задачи Программы |
- |
дальнейшее совершенствование правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства; - совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; - повышение эффективности деятельности органов государс- твенной власти и органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринима- тельства; - продвижение продукции субъек- тов малого и среднего предприни- мательства на региональный, межрегиональный и международ- ный рынки; - дальнейшее развитие и совер- шенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городах и районах Республики Хакасия |
1. Характеристика проблемы
По состоянию на 01 января 2008 года в Республике Хакасия функционировало 2 379 малых предприятий, 16 880 индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Отраслевая структура малых предприятий представлена следующим образом: 15,9 процента - промышленность; 12,4 процента - строительство; 6,2 процента - транспорт и связь; 35,9 процента - торговля и общественное питание.
В Республике Хакасия наблюдается незначительное снижение числа малых предприятий по итогам 2007 года, которое объясняется тем, что ряд малых предприятий теряет статус субъекта малого предпринимательства вследствие их корпоративного слияния с крупным бизнесом, а также сменой вида деятельности. Несмотря на незначительное снижение общего количества малых предприятий, по итогам 2007 года наблюдается рост числа малых предприятий по отраслям за счет таких секторов экономики, как строительство - 0,7 процента, торговля и общественное питание - 2,2 процента.
В расчете на 1000 человек населения Республики Хакасия приходится в среднем около 4,5 малых предприятий.
По оценке 2008 года, количество малых предприятий в Республике Хакасия составит 2 460 единиц, по предварительному прогнозу, в 2009 году - 2 500 единиц, в 2010 году - 2 550 единиц, в 2011 году - 2 600 единиц.
Численность работающих на малых предприятиях (без учета внешних совместителей) за 2007 год составила 34 402 человека, рост по сравнению с 2006 годом составил 6,5 процента (32 311 человек).
Доля занятых в сфере малого предпринимательства от общей численности работающих в экономике составляет около 20,8 процента, т.е. из 246,5 тыс. экономически активного населения, занятого в экономике, 51,3 тыс. человек осуществляют деятельность в сфере малого бизнеса.
Ежегодно растет объем оборота продукции, произведенной малыми предприятиями.
На долю малых предприятий в Республике Хакасия приходится 10,3 процента объема отгруженных товаров и оказанных услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг по полному кругу организаций.
В 2007 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами малых и средних предприятий составил 8 652,0 млн. рублей и вырос на 2 828,1 млн. рублей, или на 27,1 процента.
Увеличился объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Хакасия в 2007 году на 84,5 млн. рублей, или на 17,7 процента.
Сохраняется крайняя неравномерность распределения малых предприятий по территории Республики Хакасия. Основное число предприятий находится в городах Абакане (64 процента), Черногорске (13 процентов), Саяногорске (10 процентов).
Недостаточно активно развивается сфера малого и среднего предпринимательства в сельских районах, что связано с низким уровнем платежеспособности населения и другими факторами, сдерживающими его развитие.
Стимулом роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства является обеспечение реального доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансово-кредитным услугам и ресурсам и содействие развитию микрофинансирования.
К первоочередным задачам по дальнейшему развитию сферы малого и среднего предприниматепьства относятся:
оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы развития и государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышение уровня профессиональной подготовки предпринимателей;
обеспечение реального доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к поставкам продукции (выполнению работ, оказанию услуг) для государственных и муниципальных нужд;
создание условий для масштабного привлечения коммерческих банков к финансированию малого и среднего бизнеса;
развитие микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов и других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития малого и среднего предпринимательства;
снижение налогового бремени на малый и средний бизнес на основе анализа предложений объединений предпринимателей исходя из условия обеспечения баланса интересов всех уровней бюджетной системы и субъектов малого и среднего предпринимательства республики.
Создание благоприятных условий для эффективного развития сферы малого и среднего предпринимательства, совершенствование форм поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, особенно "стартующего", развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства являются основными задачами органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления.
Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от проводимой государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства, координации и взаимодействия органов государственной власти всех уровней, развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса, общественных объединений предпринимательства.
Факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, являются:
неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, выражающаяся в высокой стоимости банковских кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, недоступности (ограничении доступности) финансовых ресурсов вследствие жестких требований к кредиторам со стороны банковской системы, отсутствии механизмов самофинансирования;
высокие издержки при вхождении на рынок для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения;
отсутствие системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика;
высокий износ основных средств в сфере материального производства и в агропромышленном комплексе;
высокие издержки выхода на внешние рынки;
недостаток квалифицированных кадров;
низкий уровень предпринимательской культуры, а также низкая информационная активность и инертность;
низкий уровень инициативы со стороны органов местного самоуправления.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля позволит не только достичь целевых показателей, но и создать предпосылки для дальнейшего, более динамичного развития сферы малого и среднего бизнеса.
Основным инструментом реализации государственной политики по развитию сферы малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2009 - 2011 годах является предлагаемая Программа. Ее разработка продиктована необходимостью координации усилий в данном направлении государственных и негосударственных структур поддержки малого и среднего предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются обеспечение условий устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь производственного, как неотъемлемой части экономики Республики Хакасия, источника создания новых рабочих мест, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предпринимательской среды, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основные задачи Программы заключаются в создании благоприятных правовых и организационных условий для деятельности малых и средних предприятий, развитии прогрессивных финансовых технологий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечении методической, информационной, консультационной, юридической поддержки, укреплении социального статуса предпринимателей, практическом содействии повышению престижа и безопасности ведения бизнеса, а также в дальнейшем развитии и совершенствовании инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городах и районах Республики Хакасия.
Приоритетными и перспективными направлениями поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия являются:
молодежное и семейное предпринимательство;
внешнеэкономическая деятельность;
промышленное производство, производство товаров народного потребления;
инновационная и научно-техническая деятельность;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения;
социальная сфера, в том числе образование, здравоохранение;
сфера ремесел и народных промыслов.
Программа реализуется в 2009 - 2011 годах в три этапа: I этап - 2009 год, II этап - 2010 год, III этап - 2011 год.
Реализация Программы предполагает увеличение за планируемый период:
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ в абзац четырнадцатый раздела 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
количества вновь образованных субъектов малого и среднего предпринимательства на 5,6 процента;
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ в абзац пятнадцатый раздела 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
численности вновь принятого населения на малые и средние предприятия на 4,5 процента;
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ в абзац шестнадцатый раздела 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
объема оборота малых и средних предприятий на 32,0 процента;
объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Республики Хакасия на 34,2 процента.
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ раздел 3 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
3. Перечень программных мероприятий
N п/п
|
Наименование мероприятий
|
Ожидаемые результаты
|
Ответственные за исполнение мероприятий |
Планируемый объем финансирования за счет бюджетных средств (млн рублей) |
|||||||
все- го
|
рес- публи- канский бюджет |
фе- де- раль- ный бюд- жет |
в том числе |
||||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||||||||
всего |
респуб- ликанс- кий бюджет |
феде- раль- ный бюджет |
республи- канский бюджет |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
3.1. Нормативно-правовое обеспечение Программы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
3.1.1. |
Мониторинг нормативных правовых актов в сфере малого и среднего предпринима- тельства |
Выявление существующих недостатков в нормативной правовой базе малого и среднего предпринима- тельства |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.1.2. |
Разработка предложений по совершенствова- нию нормативной правовой базы малого и среднего предпринима- тельства (по мере необходимости) |
Совершенствова- ние системы государственной поддержки малого и среднего предпринима- тельства |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
1,25 |
1,25 |
- |
0,75 |
0,75 |
- |
0,25 |
0,25 |
|||
3.2.1. |
Размещение на официальном портале органов государственной власти республики: - ежекварталь- ного мониторинга состояния малого и среднего предпринима- тельства; - иной информа- ции, необходимой для субъектов малого и средне- го предпринима- тельства |
Своевременное выявление изменений динамики развития малого и среднего предпринима- тельства, повышение информирован- ности субъектов малого и среднего предпринима- тельства |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2.2. |
Финансирование мероприятий, предусмотренных "Механизм реализации Программы" |
Обеспечение доступности и открытости информации для субъектов малого и среднего предпринима- тельства, повышение предпринима- тельской культуры, пропаганда пе- редового опыта субъектов малого и среднего предпринима- тельства |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
1,25 |
1,25 |
- |
0,75 |
0,75 |
- |
0,25 |
0,25 |
3.3. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
3.3.1. |
Предоставление государственной услуги по оказанию консультационно- информационной и организа- ционной помощи субъектам малого и среднего предпринима- тельства |
Предоставление государственной услуги по оказанию консультационно- информационной и организаци- онной помощи субъектам малого и среднего предпринима- тельства |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров |
0,45 |
0,45 |
- |
0,15 |
0,15 |
- |
0,15 |
0,15 |
|||
3.4.1. |
Финансирование мероприятий, предусмотренных "Механизм реализации Программы" |
Повышение уровня профессиональ- ной подготовки специалистов для сферы малого и среднего предпринима- тельства |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфра- структуры при Правительстве Республики Хакасия |
0,45 |
0,45 |
- |
0,15 |
0,15 |
- |
0,15 |
0,15 |
3.5. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
25,7 |
15,0 |
10,7 |
14,5 |
3,8 |
10,7 |
5,6 |
5,6 |
|||
3.5.1. |
Субсидирование (компенсация) затрат субъектов малого и среднего предпринима- тельства, предусмотренных "Механизм реализации Программы" |
Развитие приоритетных и социально значимых направлений малого и среднего предпринима- тельства, повышение эффективности ведения бизнеса |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
3,1 |
0,9 |
2,2 |
2,5 |
0,3 |
2,2 |
0,3 |
0,3 |
3.5.2. |
Ведение реестра государственного имущества и сдача его в аренду субъектам малого и среднего предпринима- тельства на льготных условиях |
Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринима- тельства к использованию государственного имущества, предназначенного для сдачи в аренду |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правитель- стве Республики Хакасия, Государственный комитет Респуб- лики Хакасия по управлению государственным имуществом |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.5.3. |
Микрофинансиро- вание субъектов малого и среднего предпринима- тельства |
Совершенствова- ние механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринима- тельства |
Комитет по развитию пред- принимательства и рыночной инфраструктуры при Правитель- стве Республики Хакасия |
8,0 |
8,0 |
- |
- |
- |
- |
4,0 |
4,0 |
3.5.4. |
Предоставление грантов (субсидий) на создание и развитие бизнеса, начинающим субъектам малого и среднего предприниматель ства |
Поддержка начинающих субъектов малого и среднего пред- принимательства, преимущественно из числа молодых граждан и зарегистрирован- ных безработных граждан |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
14,6 |
6,1 |
8,5 |
12,0 |
3,5 |
8,5 |
1,3 |
1,3 |
3.6. Поддержка внешнеэкономической, межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
3,5 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
0,5 |
2,0 |
0,5 |
0,5 |
|||
3.6.1. |
Финансирование мероприятий, предусмотренных "Механизм реализации Программы" |
Содействие продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринима- тельства на новые рынки, стимулирование к повышению уровня профессионапь- ного мастерства |
Комитет по развитию пред- принимательства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия |
3,5 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
0,5 |
2,0 |
0,5 |
0,5 |
3.7. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
2,5 |
2,0 |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|||
3.7.1. |
Создание, развитие и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринима- тельства |
Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринима- тельства к услугам, повышение их эффективности и качества |
Комитет по развитию предпринима- тельства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия, Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом |
2,5 |
2,0 |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
3.7.2. |
Содействие созданию некоммерческих объединений предпринима- телей, бизнес- сообществ, развитие сотрудничества в рамках Республиканского трехстороннего соглашения |
Создание благоприятных условий для развития и совершенствова- ния малого и среднего предпринима- тельства, для объединения с учетом отраслевой направленности |
Комитет по развитию пред- принимательства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия, Торгово- промышленная палата Республики Хакасия (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ раздел 4 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства.
Комитет по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий, координирует использование бюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы - 49,4 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета - 30,2 млн рублей, из федерального бюджета - 19,2 млн рублей. Из них: 2009 год - 28,4 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета - 9,2 млн рублей, из федерального бюджета - 19,2 млн рублей; 2010 год - 10,0 млн рублей из республиканского бюджета; 2011 год - 11,0 млн рублей из республиканского бюджета.
Из них:
на безвозвратной основе - 41,4 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета - 22,2 млн рублей, из федерального бюджета - 19,2 млн рублей. В том числе по годам: 2009 год - 28,4 млн рублей (из республиканского бюджета - 9,2 млн рублей, из федерального бюджета - 19,2 млн рублей); 2010 год - 6,0 млн рублей из республиканского бюджета; 2011 год - 7,0 млн рублей из республиканского бюджета. Из них на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку целевых программ, всего - 16,0 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета - 10,0 млн рублей, из федерального бюджета - 6,0 млн рублей (2009 год - 9,0 млн рублей, в том числе из республиканского бюджета - 3,0 млн рублей, из федерального бюджета - 6,0 млн рублей; 2010 год - 3,0 млн рублей из республиканского бюджета; 2011 год - 4,0 млн рублей из республиканского бюджета);
на возвратной и возмездной основах - 8,0 млн рублей из республиканского бюджета (2010 год - 4,0 млн рублей; 2011 год - 4.0 млн рублей).
5. Механизм реализации Программы
5.1. Общие положения
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ в пункт 1 подраздела 5.1 раздела 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
1. Комитет по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры при Правительстве Республики Хакасия (далее - Комитет), государственный заказчик Программы, является органом, ответственным за проведение единой политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства и организационное обеспечение мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия.
Механизмом реализации Программы определены правила предоставления средств республиканского бюджета на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Получателями средств республиканского бюджета в рамках Программы могут быть муниципальные образования, субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории Республики Хакасия, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Субсидирование осуществляется на безвозвратной основе в установленном законодательством порядке на основании заключенного договора.
При реализации мероприятий Программы допускается перечисление Комитетом средств уполномоченной организации в соответствии со сметой расходов по конкретному мероприятию с последующим отчетом по фактически понесенным расходам.
2. Комитет:
а) определяет порядок отбора получателей средств по мероприятиям, предусмотренным в Программе;
б) утверждает распределение средств в пределах ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию Программы;
в) определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения поддержки, и документов, подтверждающих ее целевое использование;
г) регистрирует заявления, представляемые субъектами малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, по мере их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Комитета.
5.2. Информационная поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства
1. Средства, предусмотренные на информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, направляются на:
а) организацию и проведение статистических и социологических исследований с целью анализа развития предпринимательства в Республике Хакасия;
б) пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности через средства массовой информации, полиграфическую продукцию, организацию и проведение конкурсов с процедурой поощрения победителей и участников;
в) формирование и ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки с разработкой при необходимости программных продуктов.
2. Средства предоставляются при соблюдении установленных Комитетом условий и (или) договорных обязательств с исполнителем мероприятий.
3. Средства на организацию и проведение конкурсов, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 настоящего подраздела, предоставляются на основании приказа Комитета, в соответствии с решением организационного комитета либо комиссии соответствующего конкурса, проводимого Комитетом либо при его организационной поддержке, и направляются на возмещение затрат по организации и проведению соответствующих мероприятий, в том числе на поощрение победителей и участников (приобретение ценных подарков, благодарственных писем, грамот, выделение денежных призов и т.д.).
5.3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
в области подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров
1. Средства, предусмотренные на реализацию мероприятий, направляются на:
а) организацию и проведение семинаров, конференций, организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе среди незащищенных групп населения (студентов, женщин, инвалидов и т.д.);
б) субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, в размере до 80 процентов понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства затрат;
в) финансовое обеспечение разработки и реализации учебных программ "Основы предпринимательской деятельности" в образовательных учреждениях (подготовка педагогических кадров, обеспечение учебной и методическое литературой).
2. Средства, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящего подраздела, предоставляются при соблюдении установленных Комитетом условий и (или) договорных обязательств с исполнителем мероприятий.
Средства на организацию и проведение конкурсов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 настоящего подраздела, предоставляются на основании приказа Комитета, в соответствии с решением организационного комитета либо комиссии соответствующего конкурса, проводимого Комитетом либо при его организационной поддержке, и направляются на возмещение затрат по организации и проведению соответствующих мероприятий, в том числе на поощрение победителей и участников (приобретение ценных подарков, благодарственных писем, грамот, выделение денежных призов и т.д.).
3. Средства, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 настоящего подраздела, предоставляются при условии получения диплома о профессиональной переподготовке в текущем году.
4. Средства, предусмотренные подпунктом "в" пункта 1 настоящего подраздела, предоставляются на реализацию мероприятия в соответствии с договором с Министерством образования и науки Республики Хакасия.
5.4. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого
и среднего предпринимательства
1. Поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 указанного Федерального закона.
Затраты возмещаются на реализацию мероприятий преимущественно по приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства.
2. Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам, текущие обязательства по которым исполнены, и затратам, понесенным в текущем году.
Допускается предоставление субсидий по затратам, понесенным не ранее 01 января 2007 года (за исключением кредитных и лизинговых платежей), при условии выполнения работ (подписания акта приема-передачи) в текущем году.
При недостатке средств за получателем сохраняется право на их получение в следующем финансовом году при условии, что в Программе предусмотрены средства на данные мероприятия.
3. Средства, предусмотренные в рамках финансовой поддержки, направляются на:
а) субсидирование затрат по оплате работ (услуг) по сертификации (в том числе добровольной) на соответствие требованиям стандартов (в том числе международных), внедрению системы управления качеством, патентованию изобретений и государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, лицензированию продукции, предназначенной для экспорта, и таможенным платежам для импортирования промышленного оборудования в размере 50 процентов понесенных затрат, но не более 200 тыс. рублей;
б) субсидирование затрат по разработке бизнес-проектов, инвестиционных проектов, проектно-сметной документации, техническому подключению к электрическим сетям при запуске производства, маркетинговым исследованиям в размере 50 процентов понесенных затрат, но не более 200 тыс. рублей;
в) субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях, лизинговым платежам;
г) микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в городских и сельских поселениях, допускается увеличение размера субсидии, предусмотренной подпунктами "а", "б" пункта 3 настоящего подраздела, до 80 процентов произведенных затрат.
5. Субсидии, предусмотренные подпунктом "в" пункта 3 настоящего подраздела, предоставляются в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, но не более 50 процентов произведенных затрат на уплату процентов. Субсидии не предоставляются по процентам, начисленным и уплаченным по просроченным кредитным договорам.
Расчет субсидии осуществляется по формуле:
К х Р х Д х 2
C = ---------------------, где:
3 х 100 х 365 (366)
С - размер субсидии;
К - остаток ссудной задолженности (остаточная стоимость имущества), исходя из которой начисляется субсидия;
Р - ставка рефинансирования (учетная ставка) Центрального банка Российской Федерации;
Д - количество дней пользования кредитом (лизингом) в текущем году.
Субсидии предоставляются на компенсацию части затрат, связанных с уплатой кредитных или лизинговых платежей в текущем году, по договорам на реализацию проектов, обеспечивающих расширение бизнеса, создание дополнительных рабочих мест, в том числе на:
приобретение, строительство и реконструкцию зданий (сооружений) для осуществления предпринимательской деятельности;
приобретение нового оборудования, машин, агрегатов, используемых в технологическом процессе, грузового и специального автотранспорта;
внедрение новых технологий, повышающих конкурентоспособность выпускаемой продукции;
другие проекты развития производства и оказания услуг.
6. Микрофинансирование, предусмотренное подпунктом "г" пункта 3 настоящего подраздела, осуществляет уполномоченное Правительством Республики Хакасия учреждение в установленном законодательством порядке.
Учреждение осуществляет прием заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства, готовит материалы для рассмотрения и принятия решения Правительством Республики Хакасия, в котором определяются условия микрофинансирования.
На основании решения Правительства Республики Хакасия Комитет осуществляет перечисление денежных средств уполномоченному учреждению на договорных условиях и осуществляет контроль за их целевым использованием.
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ абзац первый пункта 7 подраздела 5.4 раздела 5 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
7. Гранты (субсидии) на создание и развитие бизнеса начинающим предпринимателям, зарегистрированным и действующим на территории Республики Хакасия до одного года, преимущественно из числа зарегистрированных безработных граждан, молодых людей до 30 лет, студентов, многодетных семей, предоставляются на основе конкурсного отбора проектов.
Абзац второй утратил силу, по истечении десяти дней после дня официального опубликования Закона Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ.
Гранты (субсидии) предоставляются с учетом следующих условий:
- на безвозвратной и безвозмездной основах;
- на условиях долевого финансирования до 80 процентов целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, но не более 200 тыс. рублей.
Гранты предоставляются при наличии бизнес-проекта на создание и развитие бизнеса.
Предметом финансирования из средств республиканского бюджета могут быть любые обоснованные расходы, связанные с началом и развитием предпринимательской деятельности, за исключением расходов:
- на пополнение оборотных средств (в том числе на приобретение сырья, комплектующих изделий и других компонентов, необходимых для организации производства);
- на оплату труда сотрудников получателя гранта.
Критериями по определению победителей конкурсного отбора проектов и суммы предоставляемого гранта (субсидии) являются:
- экономическая эффективность проекта;
- значимость ожидаемых результатов реализации проекта;
- социальная или инновационная направленность проекта;
- дальнейшие перспективы развития проекта.
Порядок проведения конкурсного отбора проектов для предоставления грантов (субсидий) на создание и развитие бизнеса начинающим предпринимателям, преимущественно в сфере молодежного предпринимательства, определяется уполномоченным органом, ответственным за обеспечение мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия.
5.5. Поддержка внешнеэкономической, межрегиональной деятельности
субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Средства направляются на возмещение затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального и международного значения (выставки, ярмарки, организация и проведение конкурсов товаров и услуг).
При участии субъектов малого и среднего предпринимательства в составе официальной делегации Республики Хакасия или в составе коллективной экспозиции Республики Хакасия расчет по затратам с оператором (организатором) мероприятия допускается осуществлять государственному заказчику Программы или уполномоченной им организации на основе соответствующего договора.
Средства на организацию и проведение конкурсов товаров и услуг предоставляются на основании приказа Комитета, в соответствии с решением организационного комитета либо комиссии соответствующего конкурса, при организационной поддержке Комитета, и направляются на возмещение затрат по организации и проведению соответствующих мероприятий, в том числе на поощрение победителей и участников (приобретение ценных подарков, благодарственных писем, грамот, выделение денежных призов и т.д.).
2. Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального и международного значения (выставки, ярмарки, организация и проведение конкурсов товаров и услуг), производится в размере до 80 процентов понесенных затрат, но не более 100 тыс. рублей.
3. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в составе официальной делегации Республики Хакасия или в составе коллективной экспозиции Республики Хакасия в межрегиональных и международных выставках, ярмарках, допускается увеличение размера субсидии до 100 процентов произведенных затрат. Средства предоставляются участникам выставочных мероприятий на возмещение таких затрат, как регистрационные и (или) аккредитационные сборы, аренда выставочных площадей, транспортные расходы по доставке экспонатов, за исключением расходов на проезд к месту проведения указанных мероприятий и обратно, найма жилых помещений и питания.
5.6. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры
поддержки малого и среднего предпринимательства
1. Средства направляются на создание, развитие и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, из расчета до 50 процентов фактически понесенных затрат.
2. Средства предоставляются на возмещение затрат, связанных:
- со строительством здания (части здания);
- с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением здания (части здания);
- с капитальным ремонтом здания (части здания);
- с организационным и техническим обеспечением доступа к системам тепло- , газо- энерго- и водоснабжения, водоотведения, подземным инженерным коммуникациям;
а также на:
- обеспечение связи;
- приобретение офисной мебели, оргтехники, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования.
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ подраздел 5.6 раздела 5 настоящего Закона дополнен пунктами 3 и 4, вступающими в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
3. Средства на развитие и обеспечение деятельности Евро-Инфо-Корреспондентского Центра в Республике Хакасия направляются из расчета до 90 процентов фактически понесенных затрат по мероприятиям: оплата труда сотрудников, начисление на оплату труда, командировки, услуги связи, аренда помещений, коммунальные услуги, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, прочие текущие расходы, оплата услуг сторонних организаций, иные расходы.
4. Средства на создание, развитие и обеспечение деятельности центров содействия малому и среднему предпринимательству, работающих по принципу "одного окна", направляются в соответствии с заключенными договорами на техническое оснащение данных центров.
5.7. Поддержка муниципальных целевых программ и (или) комплексных
мероприятий развития субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Средства на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований для финансирования муниципальных целевых программ и (или) комплексных мероприятий, осуществляемых в рамках оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, распределяются на основе конкурсного отбора и направляются на финансирование следующих мероприятий:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, в том числе предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- реализация иных мероприятий муниципальных образований по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденными программами и (или) комплексными мероприятиями поддержки и развития малого и среднего предпринимательства).
2. Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются на следующих условиях:
- наличие в муниципальном образовании утвержденной муниципальной целевой программы, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение софинансирования муниципальных целевых программ и (или) комплексных мероприятий, осуществляемых в рамках оказания поддержки малого и среднего предпринимательства, за счет средств местного бюджета;
- определение уполномоченного органа (ответственного лица) муниципального образования для осуществления взаимодействия с Комитетом;
- соответствие заявки требованиям конкурсной документации;
- соответствие целей и задач муниципальной целевой программы или отдельных ее мероприятий целям и задачам настоящей Программы;
- признание заявки победителем конкурсного отбора.
3. Критерии отбора муниципальных образований:
- наличие в местном бюджете средств для финансирования мероприятий, предусмотренных муниципальной целевой программой по поддержке малого и среднего предпринимательства;
- количество средних, малых и микропредприятий (далее - предприятий) на 1000 человек населения в муниципальном образовании (не ниже значения 0,5);
- эффективность муниципальных целевых программ и (или) комплексных мероприятий, осуществляемых в рамках оказания поддержки малого и среднего предпринимательства (прирост объемов товаров (работ, услуг), производимых на территории муниципального образования, численности субъектов малого и среднего предпринимательства, работников, занятых на предприятиях).
4. Объем субсидии бюджету муниципального образования на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, определяется по формуле:
, где:
Ci - объем субсидии бюджету i-го муниципального образования;
М - объем субсидий, подлежащий распределению между бюджетами муниципальных образований Республики Хакасия и соответствующий бюджетным ассигнованиям на поддержку муниципальных программ;
Ki - количество предприятий, зарегистрированных в i-м муниципальном образовании по состоянию на начало текущего года;
- суммарное количество предприятий в муниципальных образованиях, заявки которых признаны победителями конкурсного отбора, зарегистрированных по состоянию на начало текущего года.
5. Размер уровня софинансирования муниципальной целевой программы за счет субсидий из республиканского бюджета определяется по следующей формуле:
Уm
Уi = ------- , где:
УБОi
Уi -уровень софинансирования муниципальной целевой программы i-го муниципального образования за счет субсидий из республиканского бюджета;
Уm - средний уровень софинансирования муниципальных целевых программ за счет субсидий из республиканского бюджета;
УБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го муниципального образования, рассчитанный в соответствии с Порядком и методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия, утвержденными Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия".
Средний уровень софинансирования муниципальных целевых программ за счет субсидий из республиканского бюджета составляет 50 процентов.
Перераспределение невостребованных субсидий осуществляется конкурсной комиссией среди муниципальных образований - победителей конкурсного отбора с учетом критериев отбора, уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и в пределах предусмотренных ассигнований на данное мероприятие.
Уровень софинансирования муниципальных целевых программ за счет субсидий из республиканского бюджета не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов объема расходов по муниципальной целевой программе.
6. По итогам конкурсного отбора Комитет заключает с муниципальным образованием, заявка которого признана победителем, договор о порядке предоставления субсидии из республиканского бюджета, который должен содержать следующие положения:
- наличие нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия;
- осуществление контроля за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидии;
- сроки и порядок предоставления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, о целевом использовании муниципальным образованием средств республиканского бюджета.
Отчет о целевом использовании средств республиканского бюджета предоставляется муниципальным образованием ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным финансовым годом.
В случае невыполнения муниципальным образованием условий предоставления субсидий, нецелевого и неэффективного использования предоставленных бюджетных средств Комитет вправе досрочно в одностороннем порядке расторгнуть данный договор и потребовать возврата субсидии полностью или частично или уменьшить размер субсидии на сумму средств, использованных с нарушениями.
Законом Республики Хакасия от 2 октября 2009 г. N 88-ЗРХ подраздел 5.7 раздела 5 настоящего Закона дополнен пунктом 7, вступающим в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
7. Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели при условии сохранения потребности.
6. Оценка эффективности Программы
В результате реализации Программы количество занятых на малых и средних предприятиях (без учета внешних совместителей и индивидуальных предпринимателей), действующих без образования юридического лица, достигнет 21 процента экономически активного населения, или 50,0 тыс. человек в абсолютном выражении. Предполагается, что по завершении мероприятий Программы оборот малых предприятий возрастет на 31 процент, что обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В итоге выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для развития действующих и вновь созданных малых и средних предприятий, предпринимателей без образования юридического лица и получить следующие показатели результативности программных мероприятий:
Результативность программных мероприятий
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Республики Хакасия от 3 декабря 2008 г. N 76-ЗРХ "О республиканской целевой программе "Развитие субъектов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.