Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 10. Антикоррупционная экспертиза правовых актов Республики Хакасия и их проектов
1. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов Республики Хакасия и принятых правовых актов направлена на выявление в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращение включения в них указанных положений (исключение указанных положений).
2. Антикоррупционную экспертизу правовых актов Республики Хакасия и их проектов проводит специально уполномоченный орган по противодействию коррупции в Республике Хакасия. В случае необходимости к участию в её проведении в установленном законом порядке привлекаются лица, имеющие специальные познания в определённой области правоотношений (эксперты).
3. Экспертиза направлена на выявление в правовых актах Республики Хакасия и их проектах коррупционных факторов, которыми являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые выражаются:
а) в широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределённости сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) в определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - в установлении неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) в злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - в отсутствии чёткой регламентации прав граждан и организаций;
д) в выборочном изменении объёма прав - в возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) в чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - в наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) в принятии нормативного правового акта сверх компетенции - в нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) в заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - в установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) в юридико-лингвистической неопределённости - в употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов, которые свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов и выражаются:
а) в существовании собственно пробела в правовом регулировании - в отсутствии в документе (проекте документа) нормы, регулирующей определённые правоотношения, виды деятельности;
б) в отсутствии административных процедур - в отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка;
в) в отказе от конкурсных (аукционных) процедур - в закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) в отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - в отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
д) в отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - в отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) в отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - в отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих);
ж) в нарушении режима прозрачности информации - в отсутствии норм, предусматривающих обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
3) факторы системного характера, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность её разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
4. Наличие в правовом акте Республики Хакасия или проекте правового акта коррупционных факторов, перечисленных в части 3 настоящей статьи, является основанием для вывода специально уполномоченного органа по противодействию коррупции в Республике Хакасия о коррупционности правового акта или проекта правового акта. Наличие в акте (проекте) отдельных недостатков, способных вызвать коррупционные проявления, без оценки всех норм во взаимосвязи, не может служить безусловным формальным основанием для признания акта (проекта) коррупционным. Основанием для вывода о коррупционности правового акта или проекта правового акта служит заложенная в его нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации таких норм.
5. Заключение специально уполномоченного органа по противодействию коррупции в Республике Хакасия о наличии в правовом акте (проекте правового акта) коррупционных факторов направляется в орган, принявший правовой акт (разработчику проекта), с предложением устранить выявленные нарушения. Коррупционные факторы подлежат устранению в соответствии с процедурами внесения изменений в принятые правовые акты (путём изменения правовых актов). Предложения по изменению (отмене) исследованного правового акта или проекта правового акта с целью устранения коррупционных факторов, отражённых в заключении, должны быть представлены в специально уполномоченный орган по противодействию коррупции в Республике Хакасия в течение 15 дней со дня получения заключения.
6. Решение о назначении и проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов Республики Хакасия и их проектов может приниматься Верховным Советом Республики Хакасия, Председателем Правительства Республики Хакасия. Решение о назначении и проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов может приниматься органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
7. Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия вправе внести предложения Председателю Правительства Республики Хакасия о проведении антикоррупционной экспертизы подготовленного ими проекта правового акта или принятого правового акта.
8. С предложением о проведении антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов Республики Хакасия в Верховный Совет Республики Хакасия или к Председателю Правительства Республики Хакасия могут обратиться депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, специально уполномоченный орган по противодействию коррупции в Республике Хакасия, прокуратура Республики Хакасия, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия.
9. По инициативе общественных объединений, физических и юридических лиц может быть проведено исследование нормативных правовых актов Республики Хакасия и их проектов на коррупционность. В случае привлечения к работе специально уполномоченного органа по противодействию коррупции в Республике Хакасия лиц, имеющих специальные познания в определённой области правоотношений (экспертов), финансирование расходов на проведение экспертизы производится инициатором её проведения.
10. В обязательном порядке проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов Республики Хакасия, а также проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия в сфере законодательства о государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службе, бюджетного, лицензионного, налогового законодательства.
11. Муниципальные образования вправе проводить исследования муниципальных актов и их проектов на коррупционность в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.