Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методические рекомендации
по разработке примерных положений по оплате труда для муниципальных учреждений дополнительного образования детей Республики Хакасия в связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 мая 2011 г. N 304)
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке примерных положений по оплате труда для муниципальных учреждений дополнительного образования детей Республики Хакасия в связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания практической помощи при разработке примерных положений об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей Республики Хакасия (далее - Примерные положения).
1.2. Примерные положения разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
1.3. В Примерных положениях рекомендуется указать, что фонд оплаты труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей Республики Хакасия (далее - муниципальные учреждения) формируется за счет средств муниципальных бюджетов Республики Хакасия и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, а также установить должностные оклады по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ), рекомендуемые должностные оклады работников, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
1.4. Размер начисленной заработной платы работника муниципального учреждения, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Месячная заработная плата работника муниципального учреждения, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует соглашение о минимальной заработной плате в Республике Хакасия, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в Республике Хакасия.
1.5. В случае если месячная заработная плата работника окажется ниже минимального размера оплаты труда, работнику рекомендуется устанавливать персональный повышающий коэффициент.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к должностному окладу и его размера принимается руководителем муниципального учреждения персонально в отношении конкретного работника, указанный коэффициент рекомендуется устанавливать на определенный период времени. Применение персонального повышающего коэффициента не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.
1.6. Систему оплаты труда в муниципальном учреждении рекомендуется устанавливать коллективным договором, локальными нормативными актами учреждения, принимаемыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
2. Порядок и условия оплаты труда
2.1. В систему оплаты труда работников в муниципальных учреждениях рекомендуется включать размеры должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ, должностные оклады работников, повышающие коэффициенты к окладам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Систему оплаты труда работников муниципальных учреждений рекомендуется устанавливать с учетом:
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- государственных гарантий по оплате труда;
- перечня выплат компенсационного характера;
- перечня выплат стимулирующего характера;
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- мнения представительного органа работников.
2.2. Фонд оплаты труда муниципального учреждения рекомендуется формировать на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств муниципального бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Состав фонда оплаты труда муниципального учреждения рекомендуется устанавливать из следующих частей: должностных окладов работников, фонда выплат компенсационного характера, фонда выплат стимулирующего характера.
2.3. Муниципальное учреждение в пределах имеющихся средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами.
2.4. Размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) работникам муниципальных учреждений рекомендуется устанавливать по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Рекомендуемые размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) работников муниципальных учреждений утверждаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия на основе отнесения занимаемых должностей (профессий) к профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням (ПКГ).
Рекомендуемые размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) работникам муниципального учреждения по ПКГ приведены в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
2.5. Руководителю муниципального учреждения в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работникам, рекомендуется устанавливать размеры окладов (должностных окладов) работникам, отнесенных к соответствующему квалификационному уровню ПКГ, с учетом повышающих коэффициентов к размерам базовых окладов (базовых должностных окладов). При определении размера окладов (должностных окладов) работникам рекомендуется учитывать уровень квалификации работника (квалификационная категория), уровень образования. Рекомендуемый диапазон размеров повышающих коэффициентов приводится в приложении 2 к настоящим Рекомендациям. Умноженные на величину повышающего коэффициента размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) образуют величину окладов (должностных окладов), определяющую размер оплаты труда работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных выплат.
2.6. Размер окладов (должностных окладов) работников муниципальных учреждений, работающих в сельской местности, рекомендуется устанавливать с повышающим коэффициентом 1,25.
2.7. Профессиональные квалификационные группы, квалификационные категории, повышающие коэффициенты к базовым окладам (базовым должностным окладам) и базовые оклады (базовые должностные оклады) по профессиональным квалификационным группам должностей работников культуры, искусства и кинематографии, профессиональным квалификационным группам должностей работников сферы научных исследований и разработок, профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональным квалификационным группам профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии, профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и формулы расчета для данных профессиональных квалификационных групп приведены в Методических рекомендациях по разработке примерных положений по оплате труда для муниципальных учреждений культуры и искусства Республики Хакасия в связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда.
2.8. Работникам муниципальных учреждений по должностям, которым не предусмотрено установление профессиональных квалификационных групп, квалификационной категории и повышающего коэффициента, в Примерных положениях рекомендуется установить профессиональную квалификационную группу, квалификационную категорию и повышающий коэффициент к базовому окладу (базовому должностному окладу) в соответствии с квалификационным уровнем к которому отнесена его должность, или реальным содержанием его работы.
2.9. Руководителю муниципального учреждения рекомендуется проводить дифференциацию типовых должностей, включаемых в штатное расписание данного учреждения, по квалификационным уровням ПКГ.
Штатные должности рекомендуется устанавливать в соответствии с уставными целями муниципального учреждения и вводить в соответствии с разделами Единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Дифференциацию типовых должностей рекомендуется осуществлять на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности.
3. Выплаты компенсационного характера
3.1. Выплаты компенсационного характера рекомендуется устанавливать к окладам (должностным окладам) работников по соответствующим квалификационным уровням ПКГ в процентах или в абсолютных размерах, если иное не установлено действующим законодательством.
В муниципальном учреждении рекомендуется устанавливать следующие выплаты компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;
- районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время);
- надбавка за выполнение работы, не входящей в обязанности работника по занимаемой должности.
Конкретные размеры выплат компенсационного характера рекомендуется устанавливать в соответствии с трудовым законодательством и нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных главным распорядителем бюджетных средств на оплату труда.
3.2. Руководителю муниципального учреждения рекомендуется организовать работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Если по итогам аттестации рабочее место признано безопасным, осуществление выплат компенсационного характера за работу в указанных условиях рекомендуется не производить.
3.3. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
4. Выплаты стимулирующего характера
4.1. В муниципальном учреждении рекомендуется устанавливать следующие виды выплат стимулирующего характера:
1) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
2) выплаты за качество выполняемых работ;
3) премиальные выплаты по итогам работы.
4.2. Районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в Республике Хакасия являются обязательными выплатами, начисление которых производится на фактический заработок.
4.3. В целях поощрения работников в муниципальном учреждении рекомендуется устанавливать выплаты стимулирующего характера в соответствии с принятым в муниципальном учреждении локальным актом, которым определяются порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера работникам.
Размеры выплат стимулирующего характера рекомендуется устанавливать в процентном отношении или в абсолютных размерах к установленным должностным окладам работников.
Выплаты стимулирующего характера рекомендуется производить в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников муниципального учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Объем средств на стимулирующие выплаты по итогам работы максимальными размерами рекомендуется не ограничивать.
Выплаты стимулирующего характера заместителям руководителя, руководителям структурных подразделений, специалистам и иным работникам, подчиненным руководителю непосредственно, рекомендуется производить по решению руководителя муниципального учреждения. Специалистам и иным работникам, подчиненным заместителям руководителя, решение о выплатах стимулирующего характера рекомендуется производить по представлению заместителей руководителя.
5. Выплаты за почетные звания
Работникам муниципальных учреждений рекомендуется устанавливать ежемесячные надбавки к окладам (должностным окладам) за почетные звания. Рекомендуемые размеры ежемесячных надбавок к должностным окладам за почетные звания указаны в таблице:
Наименование почетного звания |
Размер, ежемесячной надбавки к должностному окладу |
Народный артист Республики Хакасия |
6250 рублей |
Заслуженный артист Российской Федерации, |
5000 рублей |
Заслуженный артист Республики Хакасия, |
15% |
Ежемесячные надбавки, установленные в абсолютном размере и процентном отношении к должностным окладам за почетные звания, рекомендуется выплачивать по основному месту работы при условии, что работник осуществляет свою деятельность в учреждениях культуры на территории Республики Хакасия и почетное звание соответствует направлению профессиональной деятельности непосредственно по занимаемой должности.
При наличии у работника учреждения культуры двух и более почетных званий ежемесячную надбавку к должностному окладу рекомендуется устанавливается за одно почетное звание по выбору работника.
6. Условия оплаты труда руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера муниципального учреждения
6.1. Заработная плата руководителя муниципального учреждения, заместителя руководителя, главного бухгалтера состоит из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера. Выплаты компенсационного характера рекомендуется производить в соответствии с требованиями раздела 3 настоящих Рекомендаций.
Размер должностного оклада руководителя рекомендуется устанавливать в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу муниципального учреждения, и должен составлять до 3 размеров средней заработной платы. При расчете средней заработной платы рекомендуется учитывать оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты, стимулирующего характера работников основного персонала муниципального учреждения. К основному персоналу муниципального учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано данное учреждение. Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу муниципального учреждения, порядок исчисления средней заработной платы работников для определения размера должностного оклада руководителя муниципального учреждения устанавливается учредителем.
Размер оклада (должностного оклада) руководителя муниципального учреждения рекомендуется устанавливать приказом учредителя согласно утвержденному Положению по отнесению муниципальных учреждений к группам оплаты труда руководителей.
Должностной оклад заместителя руководителя, главного бухгалтера муниципального учреждения рекомендуется устанавливать приказом руководителя муниципального учреждения на 10-30% ниже должностного оклада руководителя этого учреждения.
Доплаты за почетные звания руководителю муниципального учреждения, заместителю руководителя, главному бухгалтеру рекомендуется производить в соответствии с требованиями раздела 5 настоящих Рекомендаций.
6.2. Установление выплат стимулирующего характера
Руководителю муниципального учреждения, заместителю руководителя, главному бухгалтеру рекомендуется производить выплаты стимулирующего характера:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера руководителю муниципального учреждения рекомендуется устанавливать учредителем на год либо на определенный срок (месяц, квартал, полугодие, год) с указанием срока действия надбавки.
Выплаты стимулирующего характера заместителю руководителя и главному бухгалтеру рекомендуется устанавливать приказом руководителя муниципального учреждения.
Размер выплат стимулирующего характера рекомендуется определять в процентах к окладу (должностному окладу) или в абсолютном значении. Премирование руководителя муниципального учреждения рекомендуется производить с учетом высокого качества работы руководителя и возглавляемого им муниципального учреждения. Премирование руководителя муниципального учреждения рекомендуется производить по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год, за особые достижения или заслуги в области образования, управленческой деятельности, конкретные результаты в труде либо к праздничным датам.
При наличии у руководителя муниципального учреждения дисциплинарного взыскания премирование руководителя данного учреждения рекомендуется не производить.
7. Особенности оплаты труда в муниципальном учреждении
7.1. Штатное расписание муниципального учреждения ежегодно рекомендуется утверждать руководителем с включением всех должностей служащих (профессии рабочих) данного учреждения. В муниципальном учреждении рекомендуется предусматривать должности административно- хозяйственного, учебно-вспомогательного, прочего обслуживающего персонала.
7.2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (должностной оклад), являющаяся нормируемой частью педагогической работы, устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с последующими изменениями).
7.3. Тарификационный список учителей, преподавателей и других работников, осуществляющих педагогическую деятельность, рекомендуется формировать исходя из количества часов, учебного плана, программ, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в муниципальном учреждении и устанавливать объем учебной нагрузки педагогических работников на учебный год.
7.4. Размеры ставок почасовой оплаты труда преподавателей, учителей муниципального учреждения рекомендуется устанавливать руководителем муниципального учреждения.
8. Заключительные положения
Экономия средств по фонду оплаты труда, образовавшаяся в ходе исполнения сметы расходов, а также в результате проведения мероприятий по оптимизации штатного расписания муниципального учреждения, рекомендуется направлять на выплаты стимулирующего характера, премирование работников муниципального учреждения за показатели качества и результативности, оказание отдельных видов единовременной материальной помощи в соответствии с коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.