Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 марта 2014 г. N 125 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Государственного комитета по информатизации и новым технологиям Республики Хакасия
Приложение
Концепция
информатизации здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 N 287)
26 марта 2014 г.
1. Общие положения
Информатизация системы здравоохранения Республики Хакасия - процесс создания, развития и эффективного использования информационных систем и ресурсов сферы здравоохранения, а также обеспечение защиты информации в соответствии с требованиями законодательства.
С точки зрения информатизации региональное здравоохранение представляет собой территориально-распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся медицинские организации республики (далее - МО), органы управления здравоохранения, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, страховые медицинские организации. Объекты информатизации одновременно являются субъектами информационной системы здравоохранения.
Концепция информатизации здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Планом развития информационного общества в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.10.2010 N 557, долгосрочной республиканской целевой программой "Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 N 575, региональной программой "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 N 161.
Основными целями разработки Концепции являются определение приоритетных направлений дальнейшего развития информатизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - ОМС) и координация действий всех субъектов информационной системы здравоохранения.
2. Анализ текущего состояния информатизации системы здравоохранения Республики Хакасия
К настоящему времени в системе здравоохранения Республики Хакасия сложилась информационная инфраструктура, в которой все субъекты системы здравоохранения Республики Хакасия осуществляют взаимодействие через сеть Интернет.
Накопленный за последние годы опыт показал, что отсутствие централизованного управления субъектами информационной системы здравоохранения Республики Хакасия приводит к разобщенности и дублированию работ по информатизации, нерациональному расходованию средств. В связи с этим имеется необходимость создания единой государственной информационной системы здравоохранения Республики Хакасия, которая позволит обеспечить интеграцию всех субъектов системы здравоохранения в рамках одного комплекса решений.
Формирование нормативного правового обеспечения в сфере информатизации в системе здравоохранения Республики Хакасия находится в стадии становления и требует постоянного совершенствования.
Необходимо решение вопросов, связанных с выравниванием технических возможностей МО, укомплектованностью информационных служб квалифицированными кадрами, повышением квалификации медицинского персонала в области применения информационно-коммуникационных технологий.
Требуют дальнейшего решения вопросы защиты персональных данных, хранящихся или передающихся в электронной форме.
3. Цели и задачи
Целями информатизации системы здравоохранения Республики Хакасия являются:
возможность проведения анализа состояния здоровья населения Республики Хакасия, прогнозирования уровня состояния здоровья и тенденций его изменения;
совершенствование прогнозирования развития отрасли и реального планирования деятельности в рамках системы ОМС;
повышение эффективности использования средств ОМС на основе анализа целенаправленности их использования;
обеспечение субъектов информационной системы здравоохранения исчерпывающей и достоверной информацией о состоянии здоровья населения республики, причинах и характере лечения, показателях заболеваемости и иных показателях;
обеспечение единства и корректности персональных данных застрахованных по ОМС граждан в информационных системах субъектов ОМС;
обеспечение защиты информации при информационном обмене, в том числе в системе электронного документооборота, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение оперативного принятия управленческих решений по устойчивому функционированию системы здравоохранения Республики Хакасия.
Указанные цели могут быть достигнуты путем решения следующих задач:
создание единого информационного пространства системы здравоохранения Республики Хакасия;
организация информационно-аналитической системы многомерного анализа данных в рамках системы здравоохранения;
предоставление возможности удаленной работы в информационном пространстве системы здравоохранения Республики Хакасия по открытым каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации;
организация системы электронного документооборота между субъектами системы здравоохранения;
своевременная актуализация данных в информационных системах здравоохранения из сторонних источников информации, в том числе по данным Комитета записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Хакасия и прочих организаций, в рамках соглашений об информационном взаимодействии;
внедрение средств защиты информации, в том числе электронной цифровой подписи, при информационном обмене по открытым каналам связи;
обеспечение оперативности обработки и передачи информации между субъектами системы здравоохранения Республики Хакасия;
повышение информированности граждан о системе ОМС и программе государственных гарантий.
4. Основные принципы информатизации
Основной принцип настоящей Концепции - принцип системного единства. Процесс внедрения информационных технологий в сфере здравоохранения Республики Хакасия должен осуществляться исходя из принципов:
этапности внедрения информационных систем;
концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач;
рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления информацией на всех уровнях;
формирования исходных информационных массивов на уровне первичного звена;
обеспечения МО первичного звена оперативной достоверной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных систем объектов информатизации;
открытости и масштабируемости информационных систем.
5. Приоритетные направления информатизации системы здравоохранения Республики Хакасия
Основными направлениями информатизации системы здравоохранения являются:
совершенствование организационной структуры и научно-методического обеспечения информатизации здравоохранения;
создание автоматизированной системы электронного документооборота в сфере здравоохранения Республики Хакасия;
проведение мониторинга процессов, связанных со здоровьем населения Республики Хакасия;
проведение мониторинга исполнения государственных гарантий обеспечения населения Республики Хакасия бесплатной медицинской помощью;
информатизация первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи и лечебно-диагностического процесса;
совершенствование автоматизированной системы учета застрахованного населения;
совершенствование системы информационной поддержки формирования сводных медицинских статистических отчетов;
использование и развитие телекоммуникационной сети субъектов системы здравоохранения Республики Хакасия;
обеспечение безопасности и защиты информации при информационном обмене в единой информационной системе здравоохранения на территории Республики Хакасия.
5.1. Мониторинг здоровья населения Республики Хакасия
Эффективному функционированию системы мониторинга здоровья населения Республики Хакасия должны способствовать разработка и утверждение:
интегрированных показателей, отражающих состояние здоровья населения и системы охраны здоровья населения Республики Хакасия;
финансовых показателей, характеризирующих мониторинг исполнения программы государственных гарантий медицинского обслуживания на различных уровнях системы здравоохранения;
единых алгоритмов расчета всех показателей системы здравоохранения;
методики наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека с использованием современных методов моделирования и многомерного анализа;
современного инструмента моделирования и анализа результатов мониторинга на основе собранных статистических данных.
5.2. Мониторинг исполнения государственных гарантий
С целью проведения мониторинга исполнения государственных гарантий предполагается создание и развитие информационных систем субъектов системы здравоохранения по следующим направлениям:
предоставление информации гражданам в сети Интернет (создание портала системы здравоохранения Республики Хакасия);
учет и анализ заявлений, жалоб, обращений граждан;
анкетирование граждан через сеть Интернет;
автоматизированный учет результатов проведения вневедомственной экспертизы контроля объемов и качества оказания медицинской помощи, повторных экспертиз (мета-экспертиз) и т.п.
5.3. Информатизация процессов оказания медицинской помощи и лечебной диагностики
В рамках данного направления необходимо создание информационных систем управления поликлинической помощью и диспансеризацией населения, аптечной службой, а также информационных систем управления медицинскими службами (акушерство и гинекология; педиатрия; инфекционные болезни (СПИД); травматология и экстренная хирургия; кардиология; пульмонология; неврология; онкология; наркология и психиатрия; медицина катастроф).
Использование данных информационных систем позволит организовать ведение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи всем категориям населения.
При разработке информационных систем медицинских служб должно быть предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение медицинских работников службы необходимым инструментарием в процессах диагностики, лечения, наблюдения и реабилитации пациентов, состоящих на учете;
обеспечение преемственности на всех этапах поликлинического и диспансерного обслуживания;
накопление персональных данных оказанных медицинских услуг о каждом пациенте для оценки в динамике его состояния;
сравнительная оценка эффективности различных методов, схем лечения и реабилитации;
анализ стоимости, контроль полноты и качества лечебно-реабилитационных мероприятий;
оценка качества деятельности отдельных медицинских коллективов и учреждений, входящих в систему;
обеспечение оперативной и итоговой информацией заинтересованных ведомств и учреждений с регламентированным доступом к этой информации;
использование персональных данных для планирования работы парамедицинских служб специализированного стационара или диспансера (медикаментозное обеспечение, лечебное питание и т.д.);
использование накопленной информации для анализа.
5.4. Совершенствование автоматизированной системы учета застрахованного населения
Реализация данного направления позволит решить задачу ведения единого регистра застрахованного населения и персонифицированного учета медицинской помощи в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в сфере ОМС, а также повысить оперативность и эффективность функционирования системы.
Необходимо создание и развитие подсистем единой информационной системы здравоохранения Республики Хакасия по следующим направлениям:
своевременная актуализация данных в сегменте единого регистра застрахованного населения и обеспечение достоверности данных о страховании в режиме он-лайн;
обеспечение эффективного взаимодействия в рамках единой информационной системы здравоохранения Республики Хакасия;
автоматическая идентификация полиса ОМС в информационных системах;
организация экспорта реестров случаев оказания медицинской помощи;
формирование плана проведения вневедомственной экспертизы качества оказания медицинской помощи страховыми медицинскими организациями;
организация подсистемы анализа финансирования медицинских учреждений с учетом результатов вневедомственной экспертизы качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам по ОМС.
5.5. Совершенствование системы информационной поддержки формирования сводных медицинских статистических отчетов
Реализация данного направления позволит решить задачу по сбору и формированию отчетности субъектов системы здравоохранения Республики Хакасия, медицинских учреждений, участвующих в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения; оперативному мониторингу показателей, представляемых в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, органы государственного управления и финансового контроля Республики Хакасия.
Основной целью создания и развития данной системы является повышение эффективности управления функционированием и развитием системы ОМС Республики Хакасия, обеспечиваемой за счет предоставления заинтересованным лицам с учетом их полномочий оперативного доступа к консолидированной на уровне региона актуальной и достоверной информации, в полной мере характеризующей текущее состояние системы ОМС Республики Хакасия и динамику ее развития.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
создание системы управления, единой нормативной справочной информацией с целью обеспечения единства используемых в системе удаленного доступа, систем классификации и кодификации информации;
обеспечение сбора информации субъектов системы здравоохранения Республики Хакасия с последующей ее консолидацией на региональном уровне с использованием гибких механизмов контроля ее аутентичности;
создание системы эффективного управления консолидированной информацией, включая обеспечение ее сохранности, в том числе с использованием средств резервного копирования;
обеспечение удобных средств оперативного доступа к консолидированной информации, в том числе с использованием эффективного аналитического инструментария, всех заинтересованных лиц с учетом их полномочий;
обеспечение надлежащего режима конфиденциальности обрабатываемой в системе удаленного доступа информации, обеспечение ее целостности;
обеспечение высокой доступности консолидированной информации, обрабатываемой системой.
5.6. Использование и развитие телекоммуникационной сети
Реализация Концепции в данном направлении призвана обеспечить условия системной интеграции локальных вычислительных сетей и корпоративных информационных систем в региональное информационное пространство. Такая интеграция позволит кардинально повысить эффективность региональной системы управления и уровень информационного сервиса, создать основу для реализации крупномасштабных проектов.
Использование при развитии телекоммуникационной системы здравоохранения региональных сетей передачи данных общего доступа является основой системной интеграции информационных ресурсов здравоохранения в единое региональное информационное пространство.
В целях развития телекоммуникационных средств передачи данных необходимо проведение работ по:
поэтапному объединению автоматизированных рабочих мест в МО в локальные вычислительные сети;
развитию и модернизации единой региональной телекоммуникационной медицинской сети на основе современных технологий;
использованию телемедицинских систем в обучении и повышении квалификации медицинских кадров;
организации коллективного доступа к информационным ресурсам по различным разделам медицины;
разработке схем подключения субъектов информационной системы здравоохранения с учетом стоимостных показателей к имеющейся телекоммуникационной сети, а также требований информационной безопасности.
5.7. Совершенствование организационной структуры и научно-методического обеспечения информатизации здравоохранения Республики Хакасия
Ключевым в развитии и обеспечении функционирования системы информатизации здравоохранения Республики Хакасия является ее организационно-методическое обеспечение, которое включает в себя:
совершенствование структуры и формата обмена медико-статистической и экономической информацией, повышение уровня ее достоверности, увеличение степени детализации такой информации и оперативности ее представления;
стандартизацию и унификацию информационного обеспечения, развитие единой системы классификации и кодирования, создание централизованной информационно-справочной системы, стандартов и протоколов информационного обмена, создание единого фонда программных ресурсов;
анализ баз и банков данных;
разработку общих нормативно-регламентирующих документов;
ведение эталонных баз данных нормативно-справочных документов и обеспечение доступа к ним всех субъектов информационной системы здравоохранения;
систематическую переподготовку персонала, направленную на освоение и внедрение новых информационных технологий;
организацию дистанционного обучения и дистанционных консультаций;
организацию работ по поддержке единого информационного пространства системы здравоохранения Республики Хакасия.
Основным условием развертывания процесса информатизации является повышение качества интеллектуальной среды через систему образования и переподготовки руководителей и медицинских кадров.
5.8. Обеспечение безопасности и защиты информации при информационном обмене в единой информационной системе здравоохранения на территории Республики Хакасия
Использование региональных сетей передачи данных общего пользования и организация межведомственного взаимодействия являются основой системной интеграции информационных ресурсов здравоохранения в единое региональное информационное пространство. Это подразумевает появление уязвимостей в едином информационном пространстве региона, например в межведомственных узлах доступа к информационным ресурсам. Для минимизации рисков, связанных с информационной безопасностью, и уменьшения уязвимостей необходимо использование сертифицированных средств защиты информации.
В целях развития телекоммуникационных средств передачи данных и приведения информационных систем субъектов системы здравоохранения Республики Хакасия к требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты информации необходимо проведение работ в рамках Плана организационно-технических мероприятий по реализации Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (с последующими изменениями), Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 N 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", а также приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных".
5.9. Создание автоматизированной системы электронного документооборота здравоохранения Республики Хакасия
Для повышения оперативности и достоверности регламентированной и нерегламентированной информации, эффективного взаимодействия субъектов системы здравоохранения Республики Хакасия, снижения трудоемкости подготовки документов и обработки информации необходимо:
разработать унифицированную технологию подготовки, сбора, контроля, обработки и доступа к документам на основе перспективных информационных технологий и базовых инструментальных средств систем электронного документооборота;
обеспечить передачу, хранение, поиск, предоставление и использование информации в электронном виде с использованием режимов доступа в реальном масштабе времени на основе информационных технологий и удаленного доступа по открытым каналам связи;
систематизировать, формализовать и унифицировать систему документооборота;
обеспечить надежность, отказоустойчивость системы электронного документооборота;
обеспечить удобный, интуитивно понятный интерфейс работы с документами;
обеспечить гибкость настройки рабочих процессов при работе с документами;
отработать систему цифровой электронной подписи;
обеспечить защиту конфиденциальной информации.
6. Управление информатизацией системы здравоохранения Республики Хакасия
6.1. Министерство здравоохранения Республики Хакасия совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия осуществляет общее руководство информатизацией системы здравоохранения, управление единой государственной информационной системой здравоохранения Республики Хакасия и ее эксплуатацию.
6.2. Аппарат Правительства Республики Хакасия осуществляет координацию работ по созданию единой государственной информационной системы здравоохранения Республики Хакасия.
6.3. Министерство здравоохранения Республики Хакасия и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в рамках своих полномочий обеспечивают:
оптимизацию работ по созданию единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования как составной части единого информационного пространства системы здравоохранения Республики Хакасия;
разработку и согласование в установленном порядке концепций, программ, отдельных мероприятий и планов по информатизации системы здравоохранения Республики Хакасия;
организацию разработки нормативных и организационно-методических документов по вопросам информационного обеспечения;
организацию государственной приемки информационных систем;
анализ состояния, разработку и реализацию предложений по организации и совершенствованию системы подготовки специалистов по информационным технологиям;
организацию и контроль за эксплуатацией информационной системы здравоохранения Республики Хакасия.
6.4. Аппарат Правительства Республики Хакасия обеспечивает:
координацию деятельности по разработке межведомственных и межрегиональных целевых программ в части информационного обеспечения охраны здоровья населения;
проведение экспертизы документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационных систем;
участие в разработке предложений по организации и совершенствованию системы подготовки специалистов по информационным технологиям;
реализацию политики соответствия стандартов по информационным технологиям в здравоохранении и обязательном медицинском страховании.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 г. N 287 "Об утверждении Концепции информатизации здравоохранения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.