Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Президиума Правительства
Республики Хакасия
и Президиума
Верховного Совета Республики Хакасия
от 6 января 1998 г. N 10/1
Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории
Республики Хакасия
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ, Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1213 "Об усилении контроля за оборотом алкогольной продукции", Правилами розничной торговли алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" и регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции в розничной торговле.
Под продавцом понимается организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие покупателям товары по договору розничной купли-продажи.
Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Под договором купли-продажи понимается обязательство продавца передать покупателю товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, и считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, подтверждающего оплату, если иное не предусмотрено законом или договором.
2. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодовоягодное или иная пищевая продукция (кроме пива) с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.
3. Розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
На доступном для покупателя месте должна быть информация о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем эту лицензию.
4. Реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, обозначенных в лицензии на данный вид деятельности, выдаваемых органами местного самоуправления.
Часы торговли алкогольными напитками организациям независимо от их формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям устанавливаются органами местного самоуправления с обязательным отражением в выдаваемых лицензиях.
5. Не разрешается в розничной торговле продажа спирта этилового из всех видов пищевого и непищевого сырья, спирта этилового с неденатурирующими добавками, спиртосодержащих растворов в виде различных смесей жидких многокомпонентных технических, спирта питьевого (за исключением районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), в том числе импортного, алкогольсодержащей продукции по фармакопейным статьям, алкогольсодержащих вкусоароматических, биологически активных пищевых добавок, спиртованных соков, плодовых сброженно-спиртованных виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов.
Под денатурирующими добавками понимаются специальные добавки (скипидар, красители органические, пиридиновые основания и т.п.), делающие этиловый спирт не пригодным для питья.
6. Продаже подлежит алкогольная продукция, соответствующая по качеству обязательным требованиям стандарта, технических условий, медико-биологическим требованиям и гигиенического заключения (сертификата).
Продавец этой продукции, в том числе импортной, должен иметь следующие документы:
- копию сертификата соответствия, заверенную подлинным штампом Хакасского центра стандартизации, метрологии и сертификации, и содержащую сведения о предъявленной партии алкогольной продукции для подтверждения факта сертификации;
- товарно-транспортную накладную установленного образца;
- справку к товарно-транспортной накладной, заполненную последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверенную их печатями;
- копию лицензии поставщика на право осуществления им соответствующего вида деятельности, заверенную подлинной печатью владельца оригинала лицензии. Вся имеющаяся информация должна предоставляться покупателю и контролирующему органу по первому их требованию.
При реализации алкогольной продукции на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже этой продукции копией справки к товарно-сопроводительной документации, заверенной его подлинной печатью, с указанием в ней местонахождения этой торговой точки и номера лицензии.
Алкогольная продукция, ввозимая из-за пределов республики, реализуемая на потребительском рынке Республики Хакасия, подлежит маркировке республиканскими идентификационными марками.
Реализуемая на территории Республики Хакасия алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, коде изготовителя или его адресе, знаке соответствия, наименованиях государственных стандартов или других нормативных документов, обязательным требованиям которых эта продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, составе, сроке годности, содержания вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях в применению.
Покупатель вправе требовать правильность определения продавцом розничных цен, а также соответствие цен на ценниках и накладных.
7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую нормативную информацию и соблюдать установленные в них требования.
8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о настоящих Правилах, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.
9. Реклама алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих продажу этой продукции, с соблюдением требований законодательства о рекламе.
10. Продажа алкогольной продукции в розлив осуществляется только на предприятиях общественного питания на основании лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции, выданной органом местного самоуправления.
11. Не допускается розничная реализация алкогольной продукции:
- полученной от изготовителя или оптового продавца, не имеющего соответствующей лицензии на производство и оборот этой продукции;
- без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной республиканской идентификационной маркой;
- с истекшим сроком годности, если он установлен изготовителем;
- без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие - изготовитель;
- без документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции;
- забракованной по показаниям качества и безопасности;
- в упаковке, не соответствующей требованиям нормативной документации;
- с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов в полиэтиленовых стаканчиках, жестяных банках и тетропаках;
- иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей (с 1 января 1997 года);
- в бутылках без этикеток или с поврежденными этикетками, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющей общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин);
- при отсутствии на алкогольной продукции марок акцизного сбора и специальных марок (кроме пива), нанесенных в соответствии с установленным порядком;
- лицам, не достигшим возраста 18 лет;
- в детских, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях (прилегающие территории определяются органами местного самоуправления);
- с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, объекты военного назначения), в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в предприятиях мелкорозничной торговой сети (ларьках, киосках, палатках), а также в павильонах, с торговым залом площадью менее 30 кв. метров.
В случае отсутствия в населенном пункте торгового зала площадью 30 кв. метров, реализацию указанной продукции разрешить в зале с наибольшей торговой площадью из имеющихся в данном населенном пункте.
Под площадью торгового зала понимается часть торговой площади, предназначенной для продажи товаров населению, т.е. сумма установочной площади, занятой под торговым оборудованием, и площадей покупательских потоков и узлов расчета.
В площадь торгового зала не включаются помещения для приемки, подготовки к продаже и хранению товаров, подсобные помещения, административные, бытовые и технические помещения, тамбуры, охранные и технологические проходы.
12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиям нормативных документов на соответствующий вид продукции. Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.
13. Перед продажей алкогольной проекции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.
14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, оформленные в установленном порядке, с обязательным указанием наименования продукции, емкости тары и цены. Цена, указанная в ценнике, должна соответствовать цене, указанной в накладной.
На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов (кроме пива).
15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.
16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
17. Продавец несет ответственность за надлежащее исполнение договора розничной купли-продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ.
18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору требовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от использования договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ.
19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение Правил розничной торговли алкогольной продукцией несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел, управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Хакасский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Хакасская республиканская инспекция Росалкогольмонополии, Хакасское территориальное управление ГКАП России, территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора, городские и районные отделы по торговле и защите прав потребителей в пределах своей компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.