Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Хакасия
от 25 июня 1998 г. N 108
Комплексная целевая программа
Социальная защита и реабилитация инвалидов
в Республике Хакасия на 1998 -2000годы
Паспорт
Введение
Состояние инвалидности и реабилитации инвалидов в Республике Хакасия
Цели и задачи программы
Область внедрения
Паспорт
комплексной целевой программы
"Социальная защита и реабилитация инвалидов
в Республике Хакасия на 1998-2000 годы"
Наименование программы:
Социальная защита и реабилитация инвалидов в Республике Хакасия на 1998-2000 годы.
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы:
Решение межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов от 11 июля 1997 года.
Государственный заказчик:
Министерство социальной защиты населения Республики Хакасия.
Основные исполнители:
Министерство здравоохранения,
Министерство социальной защиты населения,
Министерство образования,
Министерство культуры,
Министерство по градостроительной и жилищной политике,
Госкомитет транспорта,
Госкомитет труда и занятости населения,
Госкомитет по физической культуре и спорту,
Администрации городов и районов,
Республиканские правления Всероссийских обществ инвалидов, слепых и глухих.
Разработчик:
Министерство социальной защиты населения.
Сроки реализации программы:
1998-2000 годы
Основные задачи программы:
- Изучение и анализ состояния в республике инвалидности и реабилитации инвалидов,
- Разработка и реализация мероприятий по созданию системы реабилитации инвалидов,
- Разработка и реализация мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов,
- Разработка нормативно-правовой базы для проведения реабилитационных мероприятий на республиканском и муниципальном уровнях,
- Расчет материальных и финансовых ресурсов. необходимых для реализации программы и определение источников финансирования.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Формирование системы реабилитации инвалидов в республике,
2. Обеспечение первоочередных потребностей инвалидов в медико-социальной и профессиональной реабилитации и создание условий для реабилитации и реализации индивидуальных
3. Постепенное улучшение условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Объемы и источники финансирования:
Всего расходов 123.285 млн. рублей.
В том числе:
- федеральный бюджет - 13.120 млн. рублей
- республиканский бюджет - 56.145 млн. рублей
- муниципальные бюджеты --52.746 млн. рублей
- государственный фонд занятости России ПС Республике Хакасия - 1.274 млн. рублей
Сумма расходов на 1998 год
Всего 37,173 млн. рублей
В том числе:
- федеральный бюджет - 2,560 млн. рублей
- республиканский бюджет - 18,823 млн. рублей
- муниципальные бюджеты - 15,702 млн. рублей
- государственный фонд занятости России по Республике Хакасия - 0,088 млн. рублей
Сумма расходов на 1999 год
Всего : 42,056 млн. рублей
В том числе:
- федеральный бюджет - 5,560 млн. рублей
- республиканский бюджет - 18,681 млн. рублей
- муниципальные бюджеты - 17,222 млн. рублей
- государственный фонд занятости России по Республике Хакасия - 0,593 млн. рублей
Сумма Расходов на 2000 год.
Всего : 44,056 млн. рублей
В том числе:
- федеральный бюджет - 5,0 млн. рублей
- республиканский бюджет - 18,641 млн. рублей
- муниципальные бюджеты - 19,822 млн. рублей
- государственный фонд занятости России по Республике Хакасия - 0,593 млн. рублей
Система контроля за исполнением программы:
Министерство социальной защиты населения совместно с Госкомитетом экономики,
Министерством финансов, другими министерствами, госкомитетами, общественными организациями.
Введение
Экономические и социальные преобразования, происходящие в стране, выдвигают в число важнейших задач государства и общества социальную защиту инвалидов.
Проведенный анализ показывает, что уровень и качество жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения.
Многочисленные проблемы инвалидов решаются недостаточно эффективно, что определяет необходимость формирования оптимально функционирующей системы социальной защиты инвалидов, отвечающей современной политике государства и концепции инвалидности.
Инвалидность является одним из критериев состояния здоровья населения. Ее уровень и структура зависят от заболеваемости, социально-экономических условий жизни людей, демографической ситуации, объема и качества медицинского обслуживания, наличия или отсутствия системы реабилитации инвалидов и некоторых других факторов.
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10% населения Земли. Эта категория граждан более других нуждается в поддержке государства и требует проведения комплексных мероприятий по социальной, трудовой, медицинской реабилитации.
Реабилитация инвалидов представляет собой динамичную систему взаимосвязанных медицинских, психологических, педагогических, социальноэкономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванною нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются: восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.
За последние годы в России несколько нормативных документов по проблемам социальной поддержки и реабилитации инвалидов. В ряде Указов Президента Российской Федерации (от 2 октября 1992г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", от 2 октября 1992г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов", от 25 марта 1993г. N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов") намечены конкретные меры, направленные на создание оптимальных для инвалидов условий жизнедеятельности и их социальную интеграцию.
В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами Возможностей В Реализации Гражданских, Экономических, Политических и других прав и свобод 24 ноября 1995 года принят Федеральный закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данным законом определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов в нашей стране. В Российской Федерации действуют концепция социальной защиты инвалидов, а также федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов".
В соответствии с принятыми вышеуказанными документами, реабилитация должна рассматриваться как приоритетное направление государственной политики в отношении инвалидов, основное звено их социальной защиты.
Социальная защита инвалидов на региональном уровне должна включать в себя реализацию Федеральных программ по социальной защите инвалидов, разработку региональных программ по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, развитию сети органов и учреждений медико-социальной экспертизы, по реабилитации инвалидов и созданию условий для их социальной интеграции.
Состояние инвалидности и реабилитации инвалидов
в Республике Хакасия
По данным на 1 января 1994 года в органах социальной защиты населения в Республике Хакасия состояло на учете 18511 инвалидов (3.16% от общей численности населения), на 1 января 1998 года - соответственно 22307 человек (3.81% от населения республики).
Анализ распределения инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты представлен в таблице:
Показатели | Факт 1993 года |
Факт 1997 года |
1997 год в % к 1993 году |
1. Инвалидов от общего заболева- ния 2. Инвалидов трудового увечья или профзаболевания 3. Инвалидов с детства в том числе: детей-инвалидов в возрасте до 16 лет 4. Инвалидов Великой Отечествен- ной войны 5. Инвалидов из числа военнослу- щих 6. Инвалидов вследствие военной травмы Всего |
11753 1080 2825 1455 2575 278 186 18511 |
14536 924 4426 2762 2032 246 143 22307 |
123.6 85.5 156.6 189.9 78.9 88.4 76.8 120.5 |
Анализ показывает, что за четыре года число инвалидов по республике увеличилось на 3796 человек (20.5%). Произошел рост числа инвалидов от общего заболевания, инвалидов с детства и, особенно, детей-инвалидов.
За последнее время отмечается рост инвалидности по заболеваниям сердечнососудистой и нервной систем, психическим расстройствам, онкозаболеваниям.
Уровень первичной инвалидности является одним из показателей здоровья населения. Показатели первичной инвалидности в Хакасии имеют тенденцию к увеличению. Анализ представлен в таблице:
N | Показатели | Факт 1993 года |
Факт 1997 года |
1997 год в % к 1993 году |
1. | Всего признано инвалидами в том числе: - 1 группы - 2 группы - 3 группы |
2782 445 1780 557 |
3523 583 2235 705 |
126.6 130.0 125.6 126.6 |
2. | Из общего числа обследованных граждан инвалидность наступила от: - болезни органов кровообраще- ния - болезни нервной системы и органов чувств - злокачественных новообразо- ваний - психических расстройств - болезни костно-мышечной сис- темы - туберкулеза - травм - прочих причин |
805 257 310 156 216 125 391 128 |
1153 342 363 251 278 220 220 43 |
143.2 133.0 117.1 160.9 128.7 176.0 56.3 33.6 |
В 27 раз возросло количество инвалидов вследствие радиационных воздействий, в том числе в период ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Республике Хакасия остаются низкими показатели реабилитации инвалидов и практически отсутствует тенденция к их динамике. За последние три года из числа переосвидетельствованных в бюро МСЭ инвалидов сокращается число граждан, признанных не инвалидами (с 210 человек за 1993 год до 99 в 1997 году).
В Хакасии крайне остро стоит проблема профессиональной реабилитации инвалидов, о чем свидетельствует низкий удельный вес работающих инвалидов. В 1997 году бюро МСЭ были даны рекомендации по трудоустройству 1470 инвалидам. В то же время в государственную службу занятости обратились лишь 212 человек. На 1 января 1998 года в республике получают пособие по безработице 171 инвалид, зарегистрировано в качестве безработных 193 человека.
Участие инвалидов в трудовой деятельности не только позволяет им улучшить свое материальное благосостояние, но и дает возможность вернуть их к активному участию в жизни общества, способствует восстановлению их социального статуса. Кроме этого, правильно подобранный, определенным образом дозированный труд является лечебным, реабилитационным фактором для инвалида.
Специфика занятости этой категории такова, что в условиях формирования рынка труда инвалиды в большей степени неспособны обеспечить себя подходящей работой и нуждаются в законодательно закрепленных мерах по трудоустройству и в содействии специализированных служб в решении вопросов профессиональной реабилитации н обеспечении занятости.
В республике количество специализированных предприятий и работающих на них инвалидов имеют тенденцию к сокращению.
Показатели | за 1993 год | за 1997 год |
1. Специализированных предприятий - всего 2. В них трудятся инвалидов - всего в том числе: в надомных условиях |
13 434 207 |
12 168 12 |
Важнейшим этапом в планировании реабилитационных мероприятий должна являться экспертная диагностика, осуществляемая органами медико-социальной экспертизы. На этом этапе каждый инвалид должен получить заключение специалистов с определением реабилитационного потенциала и индивидуальную программу реабилитации, предусматривающую комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер и услуг с определением видов, форм, объемов, сроков и порядка проведения медицинских, профессиональных и других мер реабилитации. Однако в настоящее время из-за финансовых проблем и медленного реформирования. ВТЭК в бюро медико-социальной экспертизы такая работа в Хакасии практически не производится.
Сложным остается положение дел с общим и профессиональным обучением инвалидов. Дети-инвалиды по слуху получают общее образование в Канске, Минусинске, Ачинске. В профессионально-технических училищах нет специализированных условий по профессиональному образованию инвалидов. Из-за экономических трудностей практически не занимаются профессиональным образованием учебно-производственные предприятия всероссийских обществ слепых и глухих.
Важным фактором социальной реабилитации инвалидов является их приобщение к культурной жизни общества путем организации культурно-массовых мероприятий и участия в клубной деятельности. В республике есть клубы для инвалидов по зрению и слуху, но из-за финансовых трудностей они находятся на грани закрытия, а культурно-массовые мероприятия носят эпизодический характер.
Другим важнейшим фактором социальной реабилитации инвалидов являются занятия физкультурой и спортом. Однако, в настоящее время, ввиду# финансовых трудностей и недостаточности организационных структур для проведения физкультурно-оздоровительной работы, занятия физкультурой и спортом с инвалидами в республике проводятся разрозненно и не систематически.
Большое значение для реабилитации инвалидов имеет также формирование без барьерно и среды жизнедеятельности, обеспечивающей свободный доступ этой категории граждан к объектам социальной и производственной инфраструктуры, средствам транспорта, связи и информации. Сложившаяся на сегодняшний день инфраструктура городов, других населенных пунктов не приспособлена для жизнедеятельности инвалидов, ограничивает их возможности в передвижении и препятствует их активному участию во всех сферах социальной жизни.
Требуется значительное укрепление материальной базы стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов.
Неудовлетворительным остается положение дел с обеспечением инвалидов средствами передвижения. Так в Министерстве социальной защиты населения Республики Хакасия по состоянию на 1 января 1998 года состоят на учете 650 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 537 инвалидов от общего заболевания, трудового увечья и профзаболевания, с детства. За последние два года спецавтотранспорт инвалидам практически не выдавался.
Затруднительным для инвалидов является процесс заказа и получения протезно-ортопедических изделий через Красноярское протезно-ортопедическое объединение. Из-за экономических трудностей затягивается срок ввода в действие в г. Черногорске протезноортопедического предприятия.
Большие трудности возникают с обеспечением инвалидов по зрению и слуху специализированными средствами реабилитации.
В Хакасии практически 100% инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата нуждаются во вспомогательных технических средствах и специализированном оборудовании квартир.
В республике нередко возникают нарушения предоставления гарантированных инвалидам государством социальных гарантий и льгот (по лекарственному обеспечению, скидки стоимости квартплаты и коммунальных услуг, по проезду на транспорте).
Таким образом, сложившаяся в республике ситуация с медико-социальной и профессиональной реабилитацией не может считаться удовлетворительной. Причем накопившиеся проблемы невозможно решить за короткий срок. Требуется долговременная программа мер по созданию условий для проведения полноценной медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, создание государственной системы реабилитации инвалидов с участием различных служб, координирующих эту работу.
Цели и задачи программы
Цель настоящей программы - создание инвалидам, проживающим на территории Хакасии, равных со здоровыми членами общества возможностей в осуществлении прав и свобод, устранение или возможно более полная компенсация ограничений в их жизнедеятельности, создание оптимальных условий, позволяющих вести полноценный образ жизни и способствующих их социальной адаптации.
Данная программа представляет собой начальный этап реализации мероприятий по созданию системы реабилитации инвалидов в республике и решению первостепенных задач, направленных на создание условий для реинтеграции инвалидов в жизнь общества.
Область внедрения
Органы социальной защиты населения, бюро медико-социальной экспертизы, органы здравоохранения, образования, культуры, транспорта, труда и занятости населения, печати и информации, архитектуры и градостроительства, физкультуры и спорта, торговли и подведомственные им учреждения, республиканские организации Всероссийских обществ инвалидов, слепых и глухих, общества инвалидов на местах.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 25 июня 1998 г. N 108 "О комплексной целевой программе "Социальная... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.