Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Правительства
Республики Хакасия
от 12 августа 1998 г. N 143
Положение
о службе наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным
ситуациям при Правительстве Республики Хакасия
(на территориальном уровне) и Комитета по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики
Хакасия за координацией деятельности "Сети наблюдения и
лабораторного контроля (СНЛК)"
1. Общие положения
2. Порядок функционирования учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля
3. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля
4. Финансирование сети наблюдения и лабораторного контроля
1. Общие положения
1. Настоящее положение регулирует отношения в сфере деятельности организации службы наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 03.08.96 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (на территориальном уровне).
2. Служба наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия координирует деятельность "Сети наблюдения*" и лабораторного контроля** (СНЛК)", являющейся составной частью сил и средств наблюдения территориальной (Республики Хакасия) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК министерства, комитеты, ведомства и организации (независимо от форм собственности), включенных в структуру СНЛК Республики Хакасия (приложение 2).
4. Служба наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия организуется и проводится в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки,
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами,
- принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий.
* наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного и химического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств.
** лабораторный контроль-обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для биологических средств - после проведения специфической индикации)
5. Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) являются
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций,
- своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля,
- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства,
- обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
6. Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
Территориальный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Хакасия и решающих задачи в интересах республики. Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля на территориальном уровне осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям органа исполнительной власти Республики Хакасия и соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям непосредственно через создаваемые службы наблюдения и контроля.
Местный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Объектовый уровень сети наблюдения лабораторного контроля (СНЛК) состоит в основном из бассейновых, базовых, производственных лабораторий (заводские, комбинатовские и др.) министерств, комитетов и ведомств, производственных объединений и акционерных обществ и ассоциаций Республики Хакасия. Координацию деятельности сети наблюдения лабораторного контроля на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Перечень конкретных учреждений и организации, функционирующих на территориальном уровне, определяется местными органами исполнительной власти по согласованию с министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия.
7. Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия организует и координирует деятельность учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля на подведомственной территории, руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени, организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России по Республике Хакасия и Министерства внутренних дел Республики Хакасия.
В сеть наблюдения и лабораторного контроля включаются (приложение 3):
- авиационные метеорологические станции гражданские (АМСГ), гидрометеорологические станции (ГМС) и посты (ГМП);
- научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук;
- Хакасский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ХЦГМН);
- специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа (СИГЭК и А) Государственного комитета по охране окружающей среды Республики Хакасия на воздушном и водном транспорте;
- центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора на воздушном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);
- территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН);
- сетевые, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (ЦСЭН);
- территориальные ветеринарные лаборатории (ВЛ);
- проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории (ПИЦАС, ПИСАС, ЦХСР, АХЛ);
- станции защиты растений (СТАЗР);
- пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений (ПСП);
- пограничные пункты по карантину растений (ППКР);
- производственные (объектовые) лаборатории министерств, ведомств и организаций Республики Хакасия;
- посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН);
- химико-радиометрические лаборатории (центры) гражданской обороны (ХРЛ).
8. Основу сети наблюдения и лабораторного контроля составляют центры госсанэпиднадзора, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры агрохимической службы, учреждения Росгидромета территориального уровня, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые министерствами и ведомствами, органами самоуправления для решения задач территориальной (Республики Хакасия) подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия являются, как правило, подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля рассосредотачиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которые возлагаются функции республиканских учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. В качестве дублеров используются: один-два районных центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующие им центр санэпиднадзора на железнодорожном транспорте, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и др.
Перечень головных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля территориального уровня определяется министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия и согласовывается с Комитетом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия (приложение 3).
Перечень головных учреждений и их дублеров местного уровня согласовывается с территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и утверждается постановлением соответствующих органов исполнительной власти.
2. Порядок функционирования учреждений сети
наблюдения и лабораторного контроля
Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом.
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (головные и их дублеры) создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач сети наблюдения и лабораторного контроля, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (ПДК) (предельно допустимые уровни (ПДУ)), а также отравляющие вещества (ОВ) и бактериальные средства (БС), о случаях, опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Объем и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля вышестоящей организацией, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (в воздухе, почве и воде), продуктах питания, в пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ и биологических средств, о единичных случаях особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи, немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
9. На научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук возлагается:
- развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных, химических, токсикологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации биологических средств, идентификации, выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;
- участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки (РХБ).
- проведение (при необходимости) исследовательских научных экспериментов по определению способов и методов выявления и оценки радиологического, химического и биологического загрязнения в объектах окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей, животных и птиц, приведение к нормализации радиационно-химической и биологической обстановки в объектах окружающей среды;
- оказание методической помощи головным учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля территориального и местного уровней по вопросам индикации*** химически опасных веществ, биологических средств и выявление радиоактивного загрязнения;
- разработка, пересмотр, отмена и ограничение срока действия совместно с Хакасским центром стандартизации, метрологии и сертификации государственных и отраслевых стандартных образцов и контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
10. На Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и специализированную инспекцию государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Республики Хакасия возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности радиоактивными и химически опасными веществами;
- установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб.
11. На гидрометеорологические станции и посты Хакасского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;
*** индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт загрязнения радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами и определить их вид.
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в Хакасский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ХЦГМС).
12. На Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия, городские и районные (первой категории) центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующие им центры санитарно-эпидемиологического надзора Абаканского отделения Красноярской железнодорожной дороги возлагается:
- выявление в зонах чрезвычайных ситуаций биологической, радиационной, химической обстановки (РХБ) методом наблюдения и лабораторного контроля и ее прогнозирование;
- проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия);
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению (только в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия);
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории (только в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия);
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН) (только в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия);
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами (только в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия).
13. На районные, городские центры государственного санитарноэпидемиологического надзора (второй и третьей категории) и соответствующие им центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возлагается:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными и химически опасными веществами и доставка их в головные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
14. На государственную республиканскую ветеринарную лабораторию Министерства сельского хозяйства Республики Хакасия возлагается:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление вида биологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами;
- определение загрязнения сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;
- проведение лабораторных исследований, животных и птиц, пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами с выдачей заключения о возможности их использования по назначению.
15. Задачи Управления Российской государственной хлебинспекции по Республике Хакасия:
- государственный контроль за качеством, сохранностью, рациональным использованием и безопасностью зерна и продуктов его переработки****, федерального, регионального фондов и государственного резерва;
**** под зерном и продуктами его переработки в данном положении следует понимать зерно колосовых, крупяных, зернобобовых и масличных культур, кукурузу, муку, крупу, комбикорма, отруби и зерноотходы, сырье для комбикормового производства.
- контроль за соблюдением норм выхода и качества продукции, вырабатываемой из зерна, находящегося в федеральном и региональном фондах и государственном резерве;
- сертификация зерна и продуктов его переработки, производимых и перемещаемых внутри региона и за его пределами;
- проведение государственного контроля качества зерна и продуктов его переработки при отгрузке их в районы Крайнего Севера, г.Москву и г.Санкт-Петербург, военным и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, экспортно-импортных операциях с выдачей соответствующих сертификатов качества;
- контроль за соблюдением организациями стандартов и технических условий на зерно и продукты его переработки, методов оценки их качества;
- контроль, при необходимости, наличие документа, удостоверяющего безопасность перемещаемых партий зерна и продуктов его переработки;
- участие в проведении обязательной сертификации зерна и продуктов его переработки в качестве испытательной лаборатории.
16. На районные и межрайонные ветеринарные лаборатории Министерства сельского хозяйства Республики Хакасия возлагается:
- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды для водопоя сельскохозяйственных животных) на загрязнение;
- радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление факта загрязнения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды радиоактивными и химически опасными веществами и осуществление их индикации;
- отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных животных и птиц, трупов животных и птиц, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
17. На Государственную станцию агрохимической службы "Хакасская" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации возлагается:
- выявление в зонах чрезвычайных ситуаций радиационной и химической обстановки;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение на объектах сельскохозяйственного производства загрязнения почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации.
18. На районные организации агрохимические лаборатории Министерства сельского хозяйства Республики Хакасия возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения лаборатории и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия во внешней среде химически опасных веществ в районе расположения лаборатории и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их предварительной идентификации;
- установление факта загрязнения почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений химически опасными веществами;
- отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, пестицидами, и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований.
19. На Хакасскую республиканскую станцию защиты растений и районные станции защиты растений Министерства сельского хозяйства Республики Хакасия возлагается:
- выявление в зонах чрезвычайной ситуаций химической и фитопатологической обстановки;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности, в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды химически опасных веществ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации;
- установление вида биологических средств, боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
- определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий.
20. На пограничную Государственную инспекцию и пограничные пункты по карантину растений, на пункты сигнализации и прогнозов появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районах расположения пункта и на территории контролируемых объектов;
- установления наличия во внешней среде химически опасных веществ;
- проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезни растений, др.).
21. На производственные лаборатории (заводские, комбинатов министерств, комитетов и ведомств Республики Хакасия возлагается:
- выявление радиационной, химической, биологической обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарнозащитной зоны;
- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) химически опасных веществ и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации химически опасных веществ;
- установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, пищевого сырья, воды химически опасными веществами, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.
22. Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях министерств, комитетов и ведомств, в населенных пунктах и других объектах на территории Республики Хакасия осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени с целью своевременного обнаружения в окружающей среде радиоактивных, химически опасных веществ и их индикацию техническими средствами.
23. Химико-радиометрическая лаборатория Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия является головным учреждением сети наблюдения лабораторного контроля территориального уровня. На нее возлагается:
- проведение оперативного радиационного и химического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;
- ведение радиационной, химической разведки в зонах загрязнения;
- проведение работ по метрологическому обеспечению средств измерений, разрешенных областью аккредитации, по штатному предназначению химико-радиометрических лабораторий;
- выполнение работ по заявкам органов управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов Республики Хакасия, по паспортизации и оценке опасности объектов, использующих химически опасные, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций и заблаговременной оценки их возможных последствий;
- проведение контроля качества и определение пригодности средств индивидуальной защиты длительного хранения;
- осуществление контроля обстановки при выполнении специализированными подразделениями задач по вывозу источников ионизирующих излучений.
24. Учреждения сети наблюдения лабораторного контроля должны иметь следующую документацию:
- ведомственное Положение (инструкция) о работе учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля;
- соответствующий штат и табель оснащения;
- план перевода учреждения с мирного на военное положение;
- план подготовки и развития учреждения сети наблюдения лабораторного контроля на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждений;
- перечень особо опасных инфекций и поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- перечень химически опасных веществ, нарабатываемых на химических предприятиях, и хранящихся на территории объекта и регионам;
- перечень потенциально опасных объектов экономики в радиационном, химическом и биологическом отношении;
- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведение исследований на загрязнение радиационными, химически опасными веществами и биологическими средствами, определенных перечнем особо опасных инфекций и поражении людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций химически опасных веществ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки);
- журнал учета принятых и отправленных телефонограмм;
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, радиоактивными, химически опасными веществами и средствами;
- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
25. В военное время сеть наблюдения и лабораторного контроля функционирует в составе подсистемы единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (ЕСВОП).
3. Материально-техническое обеспечение,
подготовка кадров специалистов сети наблюдения
и лабораторного контроля
26. Оснащение учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими свидетельствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия, а также за счет местных бюджетов.
Приборы радиационной, химической и биологической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с табелями оснащения в военное время. Штаты и табели оснащения учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля разрабатываются министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия и согласовываются с Комитетом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которые не применяются для работы в условиях мирного времени, но требуются для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), хранятся непосредственно в загрязненными биологическими учреждениях сети наблюдения и лабораторного контроля, используются только по прямому назначению и отражаются в установленном порядке.
Ущерб и убытки, причиненные учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным Минздравом России, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.
Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
Лабораторный контроль (кроме биологических средств) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Госгидрометом.
27. Готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.
Подготовка и переподготовка специалистов организуются и проводятся министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях совершенствования деятельности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки.
Все учреждения (лаборатории) сети наблюдения и лабораторного контроля, как правило, должны быть аккредитованы в системе аккредитации соответствующей профилю деятельности лабораторий. Область аккредитации должна охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля настоящим Положением.
28. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля представляются в соответствующие министерства, комитеты и ведомства Республики Хакасия по подчиненности, а также в Восточно-Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в установленном порядке.
29. Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Финансирование сети наблюдения и
лабораторного контроля
30. Финансирование организаций и учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, а также средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Основанием для финансирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) являются планы текущего и перспективного развития учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), разрабатываемые министерствами, комитетами, ведомствами, организациями и учреждениями Республики Хакасия, согласованные с Комитетом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия.
Финансирование мероприятий, связанных с участием сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) в ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Республики Хакасия от 17.10.97 г. N 189 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), страховых и резервных фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.