Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Республики Хакасия
Программа национального развития и
межнационального сотрудничества в
Республике Хакасия на 1998-2000 годы
Содержание Программы:
I. Содержание проблемы
1. Введение
2. Характеристика проблем национального развития
хакасского этноса
3. Характеристика проблем национального развития
русских в Республике Хакасия
4. Характеристика проблем национального развития
этнических меньшинств Республики Хакасия
5. Механизм реализации программы
II. Паспорт Программы
III. План мероприятий по реализации Программы национального
развития и межнационального сотрудничества в Республике
Хакасия на 1998-2000 годы
I. Содержание проблемы
1. Введение
Республика Хакасия с населением в 584,2 тыс. человек (по состоянию на 01.01.98) является полиэтничным субъектом Российской Федерации. Данные последней Всесоюзной переписи населения выявили, что на территории Хакасии по состоянию на 12 января 1989 г. проживали представители более ста народов. Национальный состав республики характеризуется по удельному весу в общей структуре населения следующим образом: русские - 79,5%; хакасы- 11,1%; украинцы - 2,3%; немцы - 2,0%, татары - 0,8%; белорусы - 0,7%; мордва - 0,6%; чуваши - 0,6%; другие национальности - 2,4%, Наиболее многочисленные этнические общности Хакасии - русские и хакасы, составляющие свыше 90 процентов численности населения, являются основой многонационального народа республики Их численный состав и взаимоотношения оказывают значительное влияние на этнополитическую обстановку.
2. Характеристика проблем национального развития хакасского этноса
Коренные изменения в национальном составе населения Хакасии произошли в течении XX века. Этому способствовали общероссийские политические и социально-экономические процессы, трагические периоды Гражданской и Великой Отечественной войн, бурная урбанизация, превратившая республику в регион с мощным промышленным потенциалом. Из дуонациональной по составу в начале 20-х годов Хакасия к 90-м годам стала многонациональной.
Наиболее яркой иллюстрацией произошедших изменений является также снижение удельного веса коренных жителей. По данным первой Всероссийской переписи населения поля хакасского населения составляла в 1920 году 84%, а русских - 16%, Динамика уменьшения удельного веса хакасов иллюстрируется таблицей 1:
/-------------------------------------------------------------\
|Год |1920 |1926 |1939 |1959 |1970 |1979 |1989 |
| | | | | | | | |
|-----------------+-----+-----+------+-----+------+-----+-----|
|доля хакасского |84 |49,8 |16,2 |11,8 |12,3 |11,5 |11,1 |
|населения в % | | | | | | | |
| | | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------/
Особенно заметный спад произошел во втором двадцатилетии нынешнего столетия, что коррелируется с историческими событиями (массовая принудительная коллективизация, карательная политика репрессий и т.д.) Например, в период с 1932 по 1936 год наблюдается прямая убыль коренного населения, которое сократилось с 45,7 тыс. до 39,2 тыс. человек (на 14,2%). Если с 1В90 по 1917 гг. происходит увеличение численности населения хакасских ведомств с 30018 человек до 42950 (прирост 43% или 1,6% в год ), то в период 1926-1939 г.г (т.е. за 13 лет) коренное население "возросло" всего на 500 человек. В то же время все население Хакасии увеличивается более чем в 5 раз. Таким образом, хакасский этнос столкнулся с серьезными препятствиями на пути естественного демографического развития.
Данные о динамике численности и миграционной активности
коренного населения показаны в таблице 2:
/----------------------------------------------------------------\
|Год |1897 |1926 |1939 |1959 |1970 |1979 |1989 |
| | | | | | | | |
|--------------------+-----+-----+------+-----+------+-----+-----|
|Численность хакасов |41,0 |44.2 |44,7 |48,5 |54,7 |57,3 |62,9 |
|на территории | | | | | | | |
|Хакасии, тыс. | | | | | | | |
|человек | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|--------------------+-----+-----+------+-----+------+-----+-----|
|Всего хакасов, тыс. |42,7 |45,6 |52,8 |56,8 |66,7 |70,8 |80,3 |
|человек | | | | | | | |
| | | | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
В настоящее время численность коренного населения, проживающего в республике можно оценить примерно в 65700 человек, что является свидетельством следующего факта: хакасский этнос за последние сто лет увеличился на территории Хакасии всего на 53%. За этот же период рост численности тувинцев составил 470%, а алтайцев - 150%. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. более 21% хакасов проживает за пределами своей малой родины. В результате тенденции к оттоку населения, сложившейся в 60-80 гг., этот показатель выше, чем у других аборигенных народов Сибири: алтайцев, тувинцев, бурят.
К болевым точкам этнического развития следует отнести положение сельского хакасского населения. В целом по республике доля городского населения составляет 71%, сельского - 29%, в то время как большинство хакасов проживает в сельской местности (40 тыс. человек). Общероссийский структурный кризис села в данном случае оборачивается трагедией целого народа. Взаимосвязанной проблемой является значительно меньшая конкурентоспособность при поступлении в вузы выпускников сельских школ, что привело к ситуации, когда удельный вес хакасской молодежи, поступивших в вузы Хакасии на 20% ниже доли абитуриентов других национальностей (поступили соответственно 30% и 50%), а поступивших в вузы за пределами республики - ниже на 28%. Это объясняется тяжелым положением в национальном образовании, оттоком квалифицированных педагогических кадров, недостатком средств у родителей и др. причинами.
Не в пользу хакасов говорят и данные о национальной принадлежности безработных: среди них - 15,6% молодых людей коренной национальности, и 11,8% - других национальностей. Данное обстоятельство можно сопоставить, с тем, что доля лиц хакасской национальности, совершивших преступления, в том числе молодежи до 30 лет, на несколько процентов выше удельного веса данной этнической общности среди всего населения республики.
Вполне вероятно, что развитие указанных негативных тенденций может в перспективе привести к формированию слоя национальной молодежи, не имеющей образования и работы, испытывающей трудности в национальнокультурной адаптации и располагающей опытом противоправной деятельности. Именно это является питательной средой для ростков национал-экстремистских, шовинистических и других радикальных идеологий и движений, что демонстрируют примеры межнациональных конфликтов во многих горячих точках.
3. Характеристика проблем национального развития русских в Республике Хакасия
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909, подчеркивает, что "межнациональные отношения во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности". В этом же документе предлагается следующее определение: "Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и много собрание, духовная общность и союз различных народов". Демографическая ситуация у русских в Хакасии в целом достаточно неблагоприятна и находится в общероссийском русле превышения смертности над рождаемостью. Исследователи расходятся в определении причин депопуляции русского народа и в целом населения России, но большинство полагает, что в ближайшее время не следует надеяться на кардинальное изменение ситуации.
В связи с тем, что один из основных потоков миграции русского населения стран ближнего зарубежья традиционно приходится на Южную Сибирь, возможно появление на территории республики представителей русского народа, ставших жертвами русофобских настроений и открытого насилия в местах своего прежнего проживания. Это может осложнить традиционно взвешенное отношение русской общины Хакасии к национальным движениям хакасского и других народов республики.
Можно прогнозировать расширение количества субъектов общественной жизни русского народа, институализирование и организационное оформление русских центров культуры (танцев, словесности, музыкальных инструментов и т.д.), усиления стремления к введению в школах обучения основам национальной русской культуры.
В связи с разработкой Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям Государственной программы развития и сохранения русской культуры комитетом по делам национальностей при Правительстве Республики Хакасия подготовлены соответствующие предложения по участию в реализации мероприятий программы.
4. Характеристика проблем национального развития этнических меньшинств Республики Хакасия.
Третью по численности национальную группу Хакасии образуют украинцы (около 15 тыс. человек), чьи национальные интересы представляет украинское национально-культурное общество "Ватра". Как и многие другие национальные объединения, общество "Ватра" не имеет стабильных и объемных финансовых поступлений, органов печати на украинском языке, образовательных учреждений, недвижимого имущества. Таким образом, потенциал общества еще не раскрыт в полном объеме.
Максимально полной реализации национально-культурных запросов и гражданских прав этнических украинцев, проживающие в Российской Федерации призвана служить Федеральная программа государственной поддержки украинской культуры в России. Программа базируется на Федеральном Законе "О национально-культурной автономии" и Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, разрабатывается на основе предложений Объединения украинцев России (украинской национально-культурной автономии в Российской Федерации) с последующим согласованием и совместной доработкой ее положений с Миннацем России, Комитетом по делам национальностей при Правительстве Республики Хакасия совместно с обществом "Ватра" направлены соответствующие предложения в адрес разработчиков.
К наиболее многочисленным и самостоятельным в экономическом отношении национальным объединениям Хакасии следует отнести Хакасское региональное общество немцев "Видергебурт", деятельно осваивающее культурное пространство республики. Только за последний год организовано бесплатное обучение немецкому языку, досуг и отдых детей и взрослых, выпуск газеты. Продолжена масштабная работа по политической реабилитации немецких "трудармейцев" и оказанию данной категории социальной помощи. На этом направлении общество работает во взаимодействии с Ассоциацией жертв политических репрессий.
Следует подчеркнуть активизацию общественной деятельности "Видергебурт", которая в настоящий момент оказывается особенно актуальной в связи с устойчивой тенденцией выезда граждан немецкой национальности, членов их семей, на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германия. Таким образом, успешная работа объединения в Хакасии будет способствовать снижению оттока из республики представителей немецкой общины, внесшей значительный вклад в ее социально-экономическое и культурное развитие, обладающей значительным образовательным потенциалом, профессиональным опытом и компетенцией. Эта проблема носит общероссийский характер. Ее значение подчеркивает принятое на федеральном уровне решение о придании целевой программе по поддержке немецкой диаспоры в России статуса Президентской. Программа рассчитана на совместную реализацию органами исполнительной власти Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, а также федеральной национально-культурной автономией российских немцев. Польское культурно-национальное общество "Полония" дает пример эффективной организации работы национального объединения небольшой этнической группы (материалы Всесоюзной переписи 1989 года зафиксировали в Хакасии 650 представителей польского народа). Руководство общества смогло организовать преподавание польского языка, экскурсионные и обучающие поездки на этническую родину, детский отдых и т.д.
Общество приобрело тесные связи с польскими национальными объединениями соседних регионов, объединением поляков со статусом федеральной общественной организации, а также международными обществами. Положительный опыт, накопленный "Полонией" на многих участках ее деятельности, был отмечен Координационным советом по межнациональным отношениям при Правительстве Республики Хакасия, заслужил признание консульского отдела Посольства Республики Польша в Российской Федерации. После визита второго секретаря Посольства П. Тужаньского и наладившихся связей органов исполнительной власти Республики Хакасия и консульского отдела, проведения "Дней польской культуры" в республиканском масштабе, деятельность "Полонии" может быть признана как одна из наиболее удачных моделей работы национально-культурного центра в Хакасии.
В республике прошли государственную регистрацию десятки национально-культурных центров со статусом местных общественных организаций. К наиболее крупным и деятельным следует отнести общественные объединения чувашской, мордовской и марийской общин.
На территории Республики Хакасия проживает около 1,5 тысяч представителей шорской национальности, приравненной к малочисленным народам Севера и имеющей все основные проблемы национального развития, присущие данной группе: кризис традиционных отраслей хозяйства, малая продолжительность жизни, высокий уровень социально обусловленных заболеваний и т. п.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 997 07.10.93 г. в перечень районов проживания малочисленных народов Севера включены рабочий поселок (ныне село) Балыкса Аскизского района, села Матур и Анчул Таштыпского района Хакасии. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г. N 1099 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" Правительства Республики Хакасия на условиях государственных контрактов является заказчиком мероприятий программы.
5. Механизм реализации Программы
Реализация заданий Программы возможна лишь при широком использовании комплекса организационных, политико-правовых и экономических мер. В соответствии с Концепцией государственной национальной политики одним из инструментов ее реализации является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов.
Основополагающим требованием к Программе является обеспечение эффективной реализации консультационно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, поддержка общественных инициатив в достижении целей национальной политики, налаживание плодотворного диалога между органами исполнительной власти и национальными общностями. В этой связи предлагается долевая или конкурсная основа финансирования Программы.
Представляется вполне очевидным, что общественное влияние национальных объединений республики будет возрастать. Например, в период прошедших выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания от Республики Хакасия впервые высокую активность проявили субъекты национальной жизни Хакасии, ориентируя выбор избирателей своей этнической группы. В этой связи консультационные процессы, взаимодействие, сотрудничество национальных общин и органов исполнительной власти Хакасии призваны стать важнейшим инструментом национальной политики. Для этого необходимо повышение роли Координационного совета по межнациональным отношениям при Правительстве Республики Хакасия в деле сохранения межнационального согласия.
В целях повышения эффективной реализации концепции государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Хакасия следует подчеркнуть значение достоверного и своевременного информирования органов исполнительной власти Хакасии о процессах национального развития для объективной оценки этнополитической ситуации в республике. Актуальной проблемой, заявленной в Программе и призванной обеспечить необходимую компетенцию государственных и муниципальных служащих, является организация учебы по проблемам государственной национальной политики. Содействие созданию и деятельности национальных общественных объединений будет способствовать формированию благо приятого фона взаимоотношений органов исполнительной власти и этнических общин республики.
II. Паспорт Программы
Наименование Программа национального развития и
Программы: межнационального сотрудничества в
Республике Хакасия на 1998-2000 гг.
Дата принятия решения Постановление Правительства Республики
о разработке Хакасия от 18.12. 1997 г. N 215 "О мерах
Программы: по реализации Концепции государственной
национальной политики Российской
Федерации в Республике Хакасия ".
Основные разработчики Комитет по делам национальностей при
Программы: Правительстве Республики Хакасия,
Координационный совет по межнациональным
отношениям при Правительстве Республики
Хакасия.
Цели и задачи Цели:
Программы - реализация Концепции государственной
национальной политики Российской
Федерации в Республике Хакасия;
- формирование необходимых условий для
национального развития этнических общин
Республики Хакасия;
- укрепление межнационального согласим и
сотрудничества.
Задачи:
- обеспечение участия этнических общий
республики через их
национально-культурные автономии, центры,
землячества и другие общественные
формирования в национально-культурном
возрождении на основе собственной
инициативы и ответственности;
- взаимодействие Правительства Республики
экономических и культурных проблем
национального развития;
- поощрение национально-культурного
разнообразия предпринимательской
деятельности;
- обеспечение баланса интересов народов
Республики Хакасия;
- разрешение межнациональных
противоречий;
- формирование корректных и уважительных
межнациональных отношений на основе
утверждения принципов равенства и
многообразия этнических культур;
Сроки и этапы 1999-2000 годы;
реализации программы:
Перечень подпрограмм 1."Научно-методическое и информационное
обеспечение государственной национальной
политики в Республике Хакасия";
2."Нормативно-правовос и организационное
обеспечение государственной национальной
политики в Республике Хакасия";
3."Обеспечение национальных прав и
интересов граждан Республики Хакасия".
Исполнители Комитет по делам национальностей при
подпрограмм и основных Правительстве Республики Хакасия (КП);
мероприятий Министерство культуры Республики Хакасия
(Минкультуры); Координационный совет по
межнациональным отношениям при Правительстве
Республики Хакасия (КС);
Министерство образования Республики
Хакасия (Минобраз);
Государственный комитет по статистке
Республики Хакасия (Госкомстат);
другие органы исполнительной власти
Республики Хакасия;
органы местного самоуправления Республики
Хакасия (ОМС);
национальные общественные объединения
граждан Республики Хакасия (НО);
научные организации и учебные заведения
по конкурсу (НОУЗ);
коммерческие структуры (банки,
инвестиционные компании и т.д.) по
конкурсу (КС);
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы:
финансирования: 7500 тыс. руб.; в том числе:
республиканский бюджет - 600 тыс.руб.,
федеральный бюджет - 6 550 тыс.руб.,
другие источники - 350 тыс.руб.
1998 год
Общий объем финансирования - 1750 тыс.руб ,
в том числе: республиканский бюджет
- 150 тыс. руб.; федеральный бюджет-1550
тыс.руб. (по федеральной целевой
программе "Экономическое и социальное
развитие коренных малочисленных народов
Севера", утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от
13.09.96 N 1099); другие источники - 50
тыс. руб.
1999 год
Общий объем финансирования - 2 300 тыс.
руб.;
в том числе: республиканский бюджет -
200 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 2 000 тыс. руб.;
другие источники - 100 тыс, руб.,
2000 год
Общий объем финансирования - 3 450
тыс.руб.,
в том числе; республиканский бюджет - 250
тыс. руб.,
федеральный бюджет - 3 000 тыс. руб.,
другие источники - 200 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит в
результаты реализации долгосрочной перспективе отработать
программы- механизм взаимодействия звеньев
государственной системы и гражданского
общества, общественных деятелей для
достижения межнационального согласия,
утверждения принципов культурного
плюрализма, укрепления взаимопонимания
между народами. К концу срока реализации
Программы будут достигнуты следующие
результаты:
- оказана поддержка национальному
развитию этнических групп Республики
Хакасия;
- выявлены этнокультурные проблемы и
запросы граждан через реализацию
Федерального закона "О
национально-культурной автономии";
- осуществлены меры политического,
экономического и правового характера,
обеспечивающие стабильность национальных
отношений в Республике Хакасия;
- расширены возможности и ответственность
органов исполнительной власти Республики
Хакасия в осуществлении государственной
национальной политики.
Система организации - Проведение КН проверок хода реализации
контроля за отдельных мероприятий Программы
исполнением программы: эффективного использовании бюджетных
средств, направленных на национальное
развитие;.
-Рассмотрение на КС один раз в квартал
хода реализации Программы;
- Проведение КН и КС не реже раза в
полугодие публичных слушании о
реализации Программы.
III. План мероприятий по реализации Программы национального
развития и межнационального сотрудничества в Республике Хакасия
на 1998-2000 годы
/----------------------------------------------------------------\
|N |Наименование подпрограмм, |Сроки |Ответственные |
|п/п|мероприятий подпрограмм |исполнен|исполнители |
| | |ия | |
|---+----------------------------------+--------+----------------|
|1 |2 |3 |4 |
|---+-------------------------------------------+----------------|
|1. |Научно-методическое и информационное | |
| |обеспечение государственной национальной | |
| |политики в Республике Хакасия | |
|1.1|Создание информационной базы по |1998г. |КН, КС,НОУЗ |
| |теории и практике национальных | | |
| |отношений в Российской Федерации и| | |
| |Республике Хакасия, аспектам | | |
| |национального развития и | | |
| |взаимодействия. | | |
|1.2|Сбор и анализ статистических |весь |КН, Госкомстат |
| |данных, характеризующих |период | |
| |жизнедеятельность этнических групп| | |
| |Республики Хакасия | | |
| | | | |
|1.3|Получение научной, методической и |весь |КН, Минобраз |
| |информационно - консультационной |период | |
| |поддержки со стороны федеральных | | |
| |органов государственной власти, | | |
| |научно-образовательных центров | | |
| |Российской Федерации и Республики | | |
| |Хакасия | | |
| | | | |
|1.4|Организация системы учебы |весь |КН, НОУЗ |
| |(семинаров) по проблемам |период | |
| |государственной национальной | | |
| |политики для государственных и | | |
| |муниципальных служащих Республики | | |
| |Хакасия | | |
| | | | |
|1.5|Издание тематического бюллетеня |весь |КН, КС, НО, |
| |комитета по делам национальностей |период |НОУЗ, КС |
| |при Правительстве Республики | | |
| |Хакасия | | |
| | | | |
|1.6|Информирование Правительства |весь |КН, КС |
| |Республики Хакасия о положении |период | |
| |этнических групп, тенденциях в | | |
| |развитии национальных отношений | | |
| | | | |
|2. |Нормативно-правовое и организационное обеспечение |
| |государственной национальной политики в Республике Хакасия |
| | |
|2.1|Разработка пакета документов о | 1998г. |Рабочая группа |
| |территориях традиционного | |(постановление |
| |природопользования в Республике | |Правительства |
| |Хакасия и порядке передачи | |Республики |
| |промысловых угодий гражданам | |Хакасия от |
| |Республики Хакасия шорской | |18.12.97 N 215) |
| |национальности | | |
| | | | |
|2.2|Реализация Соглашения о | весь |упомянуты в |
| |сотрудничестве между | период |Соглашении |
| |Правительством Республики Хакасия | | |
| |и Министерском Российской | | |
| |Федерации по делам национальностей| | |
| |и федеративным отношениям | | |
| | | | |
|2.3|Реализация Соглашения о | весь |Правительство |
| |сотрудничестве между | период |Республики |
| |Правительством Республики Хакасия | |Хакасия, Чон |
| |и Чон Чобi -исполнительным органом| |Чобi - |
| |съезда хакасского парода | |исполнительный |
| | | |орган съезда |
| | | |хакасского |
| | | |народа |
| | | | |
|2.4|Подготовка и заключение соглашений| 1999г. | КН, НО |
| |о сотрудничестве между | | |
| |Правительством Республики Хакасия | | |
| |и | | |
| |национальными общественными | | |
| |объединениями Республики Хакасия. | | |
| | | | |
|2.5|Содействие созданию национально- | 1998- | КН,КС, |
| |культурных автономий |1999г.г.| Минкультуры, |
| | | | Минобраз, ПО, |
| | | | НОУЗ |
| | | | |
|2.6|Реализация федеральной целевой | весь |Правительство |
| |программы "Экономическое и | период |Республики |
| |социальное развитие коренных | |Хакасия |
| |малочисленных народов Севера до | | |
| |2000 года", утвержденной | | |
| |постановлением Правительства | | |
| |Российской Федерации от 33.09.96 | | |
| |N 1099 | | |
| | | | |
|2.7|Участие в подготовке и реализации | весь |КН, НО, ОМС, |
| |федеральных программ в области | период |НОУ3, КС |
| |сохранения и развития национальных| | |
| |культур и языков, а также в | | |
| |подготовке других решений, | | |
| |затрагивающих права и законные | | |
| |интересы граждан Республики | | |
| |Хакасия, относящих себя к | | |
| |определенным этническим общностям | | |
| | | | |
|2.8|Представительство и защита в | весь | КН, КС, НО |
| |органах государственной власти | период | |
| |Российской Федерации и | | |
| |международных организациях | | |
| |культурных и социальных интересов | | |
| |этнических общностей Республики | | |
| |Хакасия | | |
| | | | |
|3. |Обеспечение национальных прав и | | |
| |интересов граждан Республики | | |
| |Хакасия | | |
| | | | |
|3.1|Контроль выполнения мероприятий | весь |КН, КС, НО, |
| |федеральных и республиканских | период |Минкультуры, |
| |программ, направленных на | |Минобраз, |
| |удовлетворение национальных | | |
| |интересов граждан Республики | | |
| |Хакасия | | |
| | | | |
|3.2|Участие в осуществлении | весь |КН, КС, НО |
| |мероприятий в рамках Десятилетия | период | |
| |коренных народов мира | | |
| | | | |
|3.3|Содействие деятельности | весь |КН, Минкультуры,|
| |национальных общественных | период |Минобраз, НО, КС|
| |объединений Республики Хакасия | | |
| | | | |
|3.4|Анализ обращений граждан | весь | КН |
| |Республики Хакасия и внесение | период | |
| |предложений по вопросам | | |
| |обеспечения их национальных прав и| | |
| |интересов, гармонизации | | |
| |межнациональных отношений | | |
| | | | |
|3.5|Разработка механизма | 1999г. | КН, КС |
| |предотвращения и разрешения | | |
| |конфликтных ситуаций в сфере | | |
| |межнациональных отношений | | |
\----------------------------------------------------------------/
<< Статья 3. Статья 3. |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 26 января 2000 г. N 18 "О проекте закона Республики Хакасия "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.