Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 июля 2009 г. N 307 в текст Концепции настоящего постановления внесены изменения
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Хакасия
от 16 февраля 2001 года N 20
Концепция управления государственным имуществом
Республики Хакасия и приватизации в Республике Хакасия
16 июля 2009 г.
Концепция управления государственным имуществом Республики Хакасия и приватизации в Республике Хакасия (далее Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Республики Хакасия в сфере управления государственным имуществом, относящимся к государственной собственности Республики Хакасия (далее республиканская собственность), закрепленным за республиканскими государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения (далее именуются - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), государственной казны Республики Хакасия, имущественных прав Республики Хакасия, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Концепция также определяет цели, задачи и принципы государственной политики Республики Хакасия в области приватизации республиканского имущества, направлена на формирование устойчивых источников дохода республиканского бюджета и повышение эффективной работы отечественных производителей товаров и услуг.
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.
1. Управление республиканским имуществом
1.1. Цели, задачи и принципы управления республиканским имуществом
Республиканская политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
увеличение доходов республиканского бюджета Республики Хакасия на основе эффективного управления республиканской собственностью;
оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
вовлечение максимального количества объектов республиканской собственности в процесс совершенствования управления;
использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей Государственному комитету Республики Хакасия по управлению государственным имуществом необходимо решить следующие задачи:
полная инвентаризация объектов государственной собственности Республики Хакасия, разработка и реализация системы учета этих объектов, оформление прав на них;
повышение эффективности управления объектами республиканской собственности с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления; классификация объектов республиканской собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
обеспечение прав Республики Хакасия как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; обеспечение контроля за использованием и сохранностью объектов республиканской собственности, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих <*>;
обеспечение поступления дополнительных доходов в республиканский бюджет путем более эффективного использования имеющегося имущества.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления республиканским имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
Определение цели управления
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) Правительством Республики Хакасия должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.
Выбор способа достижения цели
Способ достижения цели определяется в рамках процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным республиканским органом исполнительной власти.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели Правительства Республики Хакасия возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски Правительства Республики Хакасия при недостижении запланированного качественного результата управления.
Построение системы управления
Система управления строится на единстве следующих элементов: определение способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений республиканскими органами исполнительной власти, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности республиканскими органами исполнительной власти и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия республиканских органов исполнительной власти должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.
Обеспечение эффективности управления
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности республиканских органов исполнительной власти и управляющих по управлению республиканским имуществом.
Обеспечение профессионального управления
Правительство Республики Хакасия заинтересовано в профессиональном управлении республиканским имуществом, в связи с чем необходимо создать систему конкурсного отбора и аттестации управляющих.
Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в республиканской собственности, доли Республики Хакасия в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, республиканская недвижимость, в следующей последовательности:
а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между республиканскими органами исполнительной власти, положение дел и основные выводы);
б) постановка целей и задач управления;
в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
г) контроль эффективности управления.
2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями
2.1. Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями
В настоящее время в государственной собственности Республики Хакасия насчитывается 33 унитарных предприятия и 94 учреждения. Кроме того, на территории Республики Хакасия имеется 31 унитарное предприятие и 71 учреждение, образованные на республиканском имуществе, переданном в ведение районов.
Унитарные предприятия
Функции по управлению унитарными предприятиями, в соответствии с Законом Республики Хакасия "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" от 25.06.1998г. N 34, разделены между органами исполнительной власти Республики Хакасия:
Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом выступает учредителем республиканского государственного унитарного предприятия, утверждает его устав, наделяет унитарное предприятие имуществом, относящимся к республиканской собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, согласовывает контракты с руководителями унитарных предприятий, проводит балансовые комиссии.
Отраслевые республиканские органы исполнительной власти согласовывают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, в соответствии с установленным порядком заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий, готовят обоснования о создании, реорганизации, ликвидации унитарных предприятий, осуществляют оперативное управление.
В 2000 году Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом совместно с республиканскими органами исполнительной власти проведена работа по перезаключению контрактов с руководителями унитарных предприятий. Формы контрактов приведены в соответствие с типовой формой, утвержденной постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.04.1999г. N 73-п с изменениями, внесенными постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 20.12.1999г. N 259-п.
Хотя количество республиканских унитарных предприятий не значительно, основная их деятельность не всегда отвечает статусу республиканского предприятия - это низкие объемы выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, предприятия не решают республиканских задач.
С целью усиления , контроля за деятельностью республиканских государственных унитарных предприятий при Государственном комитете Республики Хакасия по управлению государственным имуществом образована постоянно действующая балансовая комиссия. Проведенные балансовые комиссии показали, что:
-19 республиканских государственных унитарных предприятий закончили 1999 год с прибылью, стабильно рентабельными являются: Укрупненное полиграфическое предприятие "Хакасия", Республиканское управление технической инвентаризации, Бейское и Орджоникидзевское ДРСУ, РГУП "Оптика".
- 12 республиканских государственных унитарных предприятий завершили финансовый год с убытками.
По сравнению с 1997, 1998 годами отмечается тенденция снижения прибыли от хозяйственной деятельности и увеличения убытка после уплаты налогов. На большинстве унитарных предприятий наблюдается старение основных фондов, на некоторых предприятиях износ основных фондов составляет свыше 60 % и лишь 12 республиканских государственных унитарных предприятий в 1998-1999 годах обновили основные фонды, амортизационные отчисления не используются на обновление основных фондов.
Практически ни одно предприятие не имеет обоснованного плана перспективного развития. Предприятиями мало уделяется внимания вопросам переподготовки и повышения квалификации кадров, и как правило не применяются современные принципы и методы управления. Предусмотренная гражданским законодательством организационно-правовая форма государственного унитарного предприятия и право хозяйственного ведения, имеют ряд отрицательных свойств. Субъекту права хозяйственного ведения - унитарному предприятию предоставлен широкий круг полномочий по ведению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Их руководители фактически бесконтрольно управляют финансовыми потоками предприятий, в то же время круг полномочий собственника в отношении унитарных предприятий ограничен.
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.
Для унитарных предприятий не было предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна.
Отсутствует практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.
Основные выводы:
а) существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна;
б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна, что приводит к недополучению доходов в республиканский бюджет;
в) не определены четко цели деятельности республиканских предприятий;
г) отсутствует контроль за деятельностью руководителей предприятий, исполнения ими условий контракта.
Учреждения
По действующему законодательству решение о создании, ликвидации, реорганизации республиканских учреждений принимается Правительством Республики Хакасия по совместному представлению соответствующего республиканского органа исполнительной власти и Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом. Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера для достижения социальных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Их финансирование полностью или частично осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует.
2.2. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями
Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:
а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;
в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;
г) увеличении поступлений в республиканский бюджет от использования республиканского имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
2.3. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями
Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением республиканскими органами исполнительной власти соответствующим республиканским имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующих целям Правительства Республики Хакасия, приватизации республиканского имущества, согласовании предложений по распоряжению республиканским имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Реализация системы управления предполагает:
а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.
Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:
преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего республиканского имущества иным способом;
реструктуризация унитарных предприятий;
ликвидация унитарных предприятий и учреждений.
б) определение цели Правительства Республики Хакасия применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующем:
установление обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий и учреждений в отраслевые республиканские органы исполнительной власти предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансовоэкономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений;
проведение аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента; установление отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления унитарными предприятиями и несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;
утверждение республиканскими отраслевыми органами исполнительной власти программы (плана, бизнес - плана) деятельности унитарных предприятий, конкретизирующей способ достижения цели. Невыполнение такой программы (плана, бизнес - плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя.
в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана).
г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес - плана).
При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации республиканского имущества, об изменении программы (плана, бизнес - плана). В противном случае отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений.
Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе в порядке установленном Правительством Республики Хакасия.
д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений. Государственному комитету Республики Хакасия по управлению государственным имуществом совместно с республиканскими отраслевыми органами исполнительной власти необходимо:
создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово - экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений;
установить по согласованию с Министерством финансов Республики Хакасия основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;
проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом и Министерством финансов Республики Хакасия.
е) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в республиканский бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.
Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.
2.4. Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями
Контроль эффективности реализации предложенных мероприятий осуществляется по следующим критериям:
- поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;
- снижение цен на определенные виды товаров и услуг;
- снижение расходов республиканского бюджета на содержание унитарных предприятий и учреждений, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений.
3. Управление республиканской недвижимостью
3.1. Оценка состояния управления республиканской недвижимостью
В 1998 году завершена инвентаризация республиканского недвижимого имущества, закрепленного за республиканскими государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за республиканскими учреждениями на праве оперативного управления. В настоящее время в республиканской собственности числиться 917 объектов недвижимости и 1354 объекта переданы в ведение администраций районов. Из 917 объектов недвижимости республиканской собственности, числящихся на балансе республиканских предприятий и организаций, 55% расположены в сельской местности, очень высок процент износа производственных зданий.
36% действующих на территории Республики Хакасия государственных предприятий и организаций не имеют собственных административных помещений, в тоже время неиспользуемые балансодержателями по назначению помещения передаются в пользование, в том числе передано в 2000г. в аренду 8237 кв.м площадей.
Средства от сдачи в аренду недвижимого имущества республиканской собственности поступают в республиканский бюджет. В 1999г. от аренды получено 1066 тыс. руб, а за 9 месяцев 2000г. - 1315 тыс. руб.
Таким образом, наблюдается тенденция повышения доходности недвижимости.
Вместе с тем существующая система управления республиканской недвижимостью нуждается в совершенствовании с учетом того что: отсутствует система рыночной оценки объектов, а также четкое определение прав пользования недвижимостью, что приводит к постоянному занижению стоимости имущества;
права Республики Хакасия на принадлежащие ей объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном порядке, что затрудняет распоряжение ими;
распоряжение республиканскими землями осуществляют органы местного самоуправления. Пользователю республиканской недвижимости приходиться заключать два не связанных между собой договора, что противоречит мировой практике;
развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования.
3.2. Цели и задачи управления объектами недвижимости
Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
максимально возможное повышение доходности объектов республиканской недвижимости;
наиболее эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования республиканской недвижимости;
стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;
вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Для достижения указанных целей необходимо:
а) сформировать полный реестр республиканской недвижимости (баланс недвижимости), .содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;
б) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);
в) установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки.
При этом коммерческим организациям земельные участки должны предоставляться в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков. Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из бюджета, и гражданам для использования в некоммерческих целях;
г) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, должны соответствовать ставкам, сложившимся на республиканском рынке;
д) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;
е) урегулировать вопросы приобретения Правительством Республики Хакасия объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов;
ж) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
з) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество республиканских учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Изъять указанное имущество;
и) изменить существующий механизм продажи недвижимости, так как он допускает приобретение объектов по низким ценам. Цена продажи должна определяться на основании рыночной оценки.
3.3. Механизм управления объектами недвижимости
Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном ведомстве. Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).
Первым шагом должна стать сплошная инвентаризация объектов недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации 6 рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости.
С учетом данных реестра республиканской собственности Республика Хакасия должна регистрировать свои права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.
Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:
- безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
- использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
- запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в республике; сокращение льгот при использовании объектов недвижимости;
- прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии 2 и более заявителей необходимо предоставлять в пользование объекты путем проведения торгов;
- упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков. Арендаторам, вносящим арендную плату за пользование объектом по рыночной стоимости и выполняющим все условия договора, заключенного в установленном порядке, может разрешаться субаренда с соблюдением уведомительного порядка;
- продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие государственным интересам инвестиционные проекты.
3.4. Контроль эффективности управления объектами недвижимости
Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям:
увеличение доходов бюджета от использования республиканского имущества; своевременная разработка и принятие соответствующей нормативно- правовой базы;
сближение ставок за аренду республиканского имущества и рыночных ставок арендной платы, с учетом вида деятельности предприятия;
обеспечение полноты реестра республиканских объектов недвижимого имущества.
4. Управление акциями (долями) Республики Хакасия
в уставныхкапиталах хозяйственных товариществ и обществ
4.1. Оценка состояния управления акциями (долями)
В настоящее время Республика Хакасия является участником девяти хозяйственных товариществ и обществ, в том числе четырех, созданных в процессе приватизации. В отношении одного акционерного общества использовано специальное право -"золотая акция".
Деятельность по управлению акциями, находящимися в собственности Республики Хакасия, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется следующим образом:
а) Правительство Республики Хакасия принимает решения о приобретении в республиканскую собственность долей и акций хозяйственных обществ и товариществ, о продаже находящихся в республиканской собственности долей и акций в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в собственность Республики Хакасия, об использовании в отношении указанных обществ специального права - "золотой акции", определяет порядок назначения (избрания) представителей Республики Хакасия в органы управления хозяйственных обществ и товариществ.
б) Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом разрабатывает и утверждает планы приватизации объектов республиканской собственности, выступает учредителем хозяйственных обществ и товариществ на основании постановления Правительства Республики Хакасия, дает представителям Республики Хакасия в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ;
в) Фонд имущества Республики Хакасия от имени Правительства Республики Хакасия осуществляет продажу республиканского имущества, владеет переданными ему акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Республики Хакасия как акционера в акционерных обществах, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи акций, осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческих конкурсов;
Республика Хакасия управляет принадлежащими ей акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через своих представителей, назначенных Правительством Республики Хакасия. Их число в настоящее время составляет 16 человек, из них 6 чел. - работники отраслевых органов исполнительной власти Республики Хакасия, двое - специалисты Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
4.2. Цели управления акциями (долями)
Целями управления акциями (долями) являются:
- увеличение доходов республиканского бюджета;
- стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций.
4.3. Механизм управления акциями (долями)
Применительно к каждому случаю участия республики в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются представители Республики Хакасия в органах управления хозяйственных товариществ и обществ.
Назначение государственных служащих представителями Республики Хакасия в хозяйственные товарищества и общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, в целях безопасности).
4.4. Контроль эффективности управления акциями (долями)
Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой:
- динамики увеличения доходов от управления находящимися в государственной собственности Республики Хакасия акциями;
- функционирования механизма учета и контроля за деятельностью организаций, в которых Республика Хакасия участвует, а также отчетности и контроля представителей Республики Хакасия;
- полноты реестра пакетов акций;
- результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия.
5. Приватизация государственного имущества
5.1. Оценка состояния приватизации государственного имущества
В процессе разгосударствления 42 предприятия государственной собственности Республики Хакасия были преобразованы в акционерные общества, 18 предприятий проданы на конкурсе, аукционе, посредством выкупа арендованного имущества. Несмотря на то, что в результате приватизации 90 процентов предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут:
- не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
- структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;
- привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
- в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на рынке.
Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты республиканской политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом.
5.2. Цели, задачи и принципы приватизации
Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является повышение эффективности функционирования предприятий Республики Хакасия.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;
- оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия Республики Хакасия в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов бюджета на управление государственным имуществом;
- создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест;
- обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах приватизации:
а) решения о целесообразности приватизации республиканского имущества разрабатывают Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными отраслевыми органами исполнительной власти с позиций повышения эффективности его использования.
б) при определении способа приватизации каждого объекта республиканской собственности учитываются отраслевые особенности и их социально-экономическое значение для республики.
5.3. Основные меры по реализации республиканской политики приватизации
По состоянию на 01.10.2000г. в реестре государственного имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, учтено 33 предприятия, из них 11, приватизация которых запрещена.
Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели республиканской политики в области приватизации, должны стать:
1. Дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.
Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки.
Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач).
2. Расширение инструментария приватизации:
а) купля-продажа акций в целях оптимизации участия Республики Хакасия в хозяйственных товариществах и обществах;
б) продажа республиканского имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;
в) продажа республиканского имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков.
3. Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства.
4. Ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам Республики Хакасия.
5.4. Методы реализации политики Республики Хакасия в области приватизации
Методы реализации республиканской политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида республиканского имущества. В отношении унитарных предприятий необходимо:
а) осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
б) установить распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;
в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для республиканских нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей.
При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета Республики Хакасия и перспективное развитие приватизируемого предприятия.
В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия необходимо:
- проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на поступление средств в бюджет Республики Хакасия,
- приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.) и проведения предварительного независимого анализа бизнес-плана претендента;
- в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся - проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором. В случае если в государственной собственности Республики Хакасия находятся пакеты акций размером менее 25 процентов, предусматриваются следующие меры:
- внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости;
- увеличение республиканского пакета акций до уровня не ниже блокирующего, за счет внесения по рыночной стоимости республиканского имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору;
- передача республиканского пакета акций эмитенту либо субъекту муниципального образования Республики Хакасия в счет бюджетного финансирования, обуславливая это погашением и в дальнейшем отсутствием задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и по другим параметрам.
5.5. Контроль за ходом проведения приватизации и постприватизационным развитием предприятий
Целью контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования республиканского имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.
Предусматриваются следующие этапы контроля:
а) подготовка республиканского имущества к приватизации;
б) непосредственная реализация приватизационных процедур;
в) выполнение новым собственником взятых обязательств.
Контроль на этапе подготовки государственного имущества Республики Хакасия к приватизации должен включать в себя:
- контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков республиканского имущества;
- поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков республиканского имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией республиканского имущества;
- контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации республиканского имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество.
Контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:
- анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже республиканского имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате);
- анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес-планов необходимыми ресурсами).
Контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:
- разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;
- контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий.
Постприватизационный контроль должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий.
Такая поддержка может включать в себя:
- консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;
- организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и занятии новых ниш на соответствующем рынке;
- государственную поддержку квалифицированными кадрами.
---------------------<*> В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители республиканских унитарных предприятий, учреждений, представители Республики Хакасия в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие республиканским имуществом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 16 февраля 2001 г. N 20 "О Концепции управления государственным имуществом... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.