Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
Республиканская целевая Программа "Молодежь Хакасии" на 2001 год
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 15 июня 2001 г. N 122)
Паспорт республиканской целевой программы
"Молодежь Хакасии (2001 г.)"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Молодежь Хакасии (2001 г.)" |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 15.08.97 г. N 890 "О федеральной целевой программе Молодежь России (1998-2000 годы)" |
Заказчик | Правительство Республики Хакасия |
Основные разработчики | Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
Программы Цели и задачи Программы |
Решение социально-экономических проблем молодежи, решение вопросов профессионального развития и занятости молодежи, молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; |
правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений; |
|
создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; |
|
интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и научно-технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма. |
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия (ОДМ); |
Министерство культуры Республики Хакасия (Минкультуры РХ); |
|
Министерство внутренних дел Республики Хакасия (МВД РХ); |
|
Министерство образования и науки Республики Хакасия (Минобразование РХ); |
|
Министерство здравоохранения Республики Хакасия (Минздрав РХ); |
|
Министерство труда и социального развития населения Республики Хакасия (Минтруд РХ); |
|
Государственный комитет по статистике Республики Хакасия (Госкомстат РХ); |
|
органы государственной власти районов Республики Хакасия, органы местного самоуправления Республики Хакасия; |
|
Военный комиссариат Республики Хакасия; |
|
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Хакасия (Департамент занятости РХ); |
|
молодежные общественные объединения граждан Республики Хакасия (МОО). |
|
Объемы и источники финансирования |
общий объем необходимых средств для реализации Программы в 2001г. - 1158 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи; |
повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка; |
|
улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде; |
|
создание условий для поддержки молодой семьи, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков. |
|
Организация контроля за исполнением Программы |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
I. Содержание проблемы
Обоснование необходимости принятия республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии (2001 г.)"
В Республике Хакасия на 1 января 1999 года количество молодежи составляет 117 тыс. человек или 20 % от всей численности населения республики (1/3 от всего трудоспособного населения). Можно выделить следующие особенности Республики Хакасия применительно к проблемам и перспективам развития молодежи республики:
- большое число учебных заведений и соответственно значительное количество учащихся школ, ПТУ, студенческой молодежи,
- интенсивность культурной, оббщественной жизни, а также процессов самоорганизации в молодежной среде;
- многообразие источников информации;
- органическое сочетание приверженности молодежи республики демократическим ценностям, многообразия политической жизни, терпимости и социальной стабильности
II. Современные тенденции развития молодежи Республики Хакасия
Деятельность республиканских органов исполнительной власти, органов государственной власти районов и органов местного самоуправления городов республики по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях
обострения демографической ситуации снижения физической и психической дееспособности молодежи. продолжения маргинализации и криминализации молодежной сферы. складывающихся противоречивых тенденций в сфере образования молодежи.
Для Республики Хакасия характерно значительное сокращение рождаемости в первой половине 90-х годов. Фактическая рождаемость 95-99-х годов уменьшилась на 93% и не обеспечивает простою воспроизводства населения республики. Сохранение сложившегося уровня рождаемости будет вести к дальнейшему старению населения республики Динамика браков и разводов в 1998-1999 гг. показывает, что число разводов растет как в целом, так и среди молодых людей (1998 г. - 1.6, 1999 г. - 1,8 брака на 1 развод);
За последние 5 лет в Республике Хакасия сложились неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья подростков и молодежи. Показатели общей заболеваемости в этой возрастной группе стабильно превышают средне-российские, с 1993 года в республике прирост уровня заболеваемости составил 26% и на конец 1998 г. составляет 142343,3 случаев заболевания на 100 тыс. подростков, что выше среднероссийских показателей на 7 %.
В 1999 году в республике удельный вес подростковой преступности снизился на 2,2% и составил 12,5% , 50,6% преступлений совершены неучащимися и неработающими подростками
Период 1998 - 1999 гг. характеризуется противоречивыми тенденциями в сфере образования молодежи. По данным Министерства внутренних дел Республики Хакасия за 6 месяцев 1999 года органами министерства внутренних дел выявлено 478 подростков, не имеющих какой-либо занятости, из них 160 - не получившие среднего образования.
С другой стороны, происходит поворот основной массы молодежи к учебе, получению общих и профессиональных знаний. В 1998 году совокупный прием в вузы Российской Федерации составил 913 тыс. человек, что является наивысшим достижением для российской высшей школы, как и число студентов на 10 тыс. населения - 245 (1997 г. - 220; 1995 - 188). Эта тенденция наблюдается и в Хакасии: 1999 г. - 45,2% выпускников, поступило в высшие учебные заведения; 1998 г. - 41%; 1997 г. - 40%. В 2000 году в ХТИ и ХГУ было подано 5619 заявлений (1999 г. - 4815), зачислено 2485 человек (1999 г. - 1894).
В 2000 году Правительством Республики Хакасия дополнительно были заключены договоры с 25 ведущими вузами Российской Федерации по подготовке кадров для республики, зачислены 128 человек (1997 г. в 4 вуза зачислено 11 человек).
Вышеперечисленные условия требуют компенсации ухудшающегося социального статуса молодежи и ее низких стартовых возможностей с включением мер молодежной политики в первоочередные мероприятия социальной поддержки населения. При этом необходимо признать, что защита интересов основной части молодежи лежит не в сфере традиционных форм социальной защиты, а скорее в определенного рода услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта. Как правило, молодые люди называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб:
- молодежные биржи труда:
- центры правовой помощи;
- информационные справочно-консультационные пункты;
- телефоны доверия и консультации психологов;
- службы молодой семьи.
С другой стороны, можно говорить о качественном улучшении деятельности и волевых характеристик молодежи. У нового поколения усиливаются такие качества:
как самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому и т.д. В молодежной среде республики, как и в России в целом, созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества, растет и общественная активность молодежи, в 1999 году в Министерстве юстиции Республики Хакасия было зарегистрировано 15 детских и 27 молодежных организаций. По сравнению с 1997 годом почти в два раза увеличилось количество неформальных творческих объединений молодежи, осуществляющих свою деятельность на территории республики.
Наблюдаемая стабилизирующая тенденция должна перейти в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Для этого необходимо:
- заложить в основание инновационной активности новые ценности "созидания, творчества и общественного служения;
- создать условия и систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи.
Принятие республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии (2001 г.) обусловлено шестилетним опытом реализации государственной молодежной политики в республике. Необходимым становится осмысление и систематизация данного опыта для придания государственной молодежной политике более целостного и комплексного характера.
Неравномерность осуществления молодежной политики в районах и городах республики ставит в неравное положение молодых людей, проживающих в них.
Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и выделения основных направлений, на которых необходимо сконцентрировать усилия и средства для получения ожидаемого социального и экономического эффекта.
1. Необходимость принятия республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии 2001 г " связана с реализацией следующих международных и российских нормативно-правовых актов:
- резолюции ООН "Политика и программы, касающиеся молодежи", "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи" (N 45/103 от 14.12.90);
- Федерального закона от 28.06.95 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
- Указа Президента Российской Федерации от 15.09.94 г. N 1922 "О федеральной программе "Молодежь России";
- постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.97 г. N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России" (1998 - 2000 гг.)"
- Закона Республики Хакасия от 22.12.93 г. N 25 "О государственной молодежной политике",
2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия (1994 - 2000 гг.)
Прошедшие 6 лет реализации государственной молодежной политики в республике в целом можно охарактеризовать как этап становления. За данное время она приобрела определенные характеристики.
Государственная молодежная политика заняла прочное место в социальной сфере республики. Она обрела с одной стороны отраслевые очертания: работает отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, который курирует 3 муниципальных и 8 районных органов по работе с молодежью. В 1999 году впервые были введены ставки по работе с молодежью в г. Саяногорске, Боградском, Бейском, Алтайском, Таштыпском районах, введены дополнительные ставки по работе с молодежью в г. Абакане и Аскизском районе.
В течение 1994-2000 гг. формировалась законодательная база проведения государственной молодежной политики в республике.
Приняты:
Закон Республики Хакасия от 22.12.93 г. N 25 "О государственной молодежной политике";
постановление Совета Министров Республики Хакасия от 28.02.95 г. N 46 "О республиканской программе "Молодежь Хакасии";
126 постановлений Правительства Республики Хакасия, касающихся детей и молодежи.
Проводилась научно-исследовательская, нормативно-правовая, методическая работа. Уделялось внимание социальной защите, оздоровлению, занятости, научному, интеллектуальному и художественному творчеству детей, подростков и молодежи;
оказывалась поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций: совместно с заинтересованными ведомствами проводились акции. мероприятия и праздники, форумы молодежи, республиканские конкурсы вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи; научных работ по естественным, гуманитарным и техническим наукам среди учащихся средне-специальных учебных заведений, студентов вузов, молодых специалистов и ученых республики, межвузовские научно-практические конференции студентов и молодых ученых; фестивали художественного творчества студентов и молодежи, дни молодежи, фестивали моды, творчества хакасской молодежи "Час ханат", "Тигир-хуры", учреждений дополнительного образования, ярмарки учебных мест. чемпионаты КВН, сборы лидеров детского движения, издавались сборники методических материалов по проблемам профориентации, детского и молодежного движения в Республике Хакасия. Каждый год более 200 детей поправляют здоровье во Всесоюзных детских центрах "Океан", "Орленок".
За счет средств республиканского бюджета, направленных на реализацию государственной молодежной политики, оказывалась финансовая поддержка студентам и аспирантам, обучающимся по направлению республики в вузах Российской Федерации, стран СНГ и за рубежом, присуждались премии Совета Министров для одаренной учащейся молодежи и студентов высших, средних учебных- заведений, в 1999 году учреждены 25 премий Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи.
При участии отдела по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия проводились республиканские спортивные мероприятия: "Кожаный мяч", "Белая ладья", вторая Международная детская Сибириада и т.д.
Молодежь Республики Хакасия достойно представляет республику на различных региональных, российских и международных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Государственная молодежная политика стала по своему характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных министерств и ведомств. Для более эффективного совмещения отраслевого и межотраслевого подходов в реализации государственной молодежной политики требуется_более четкое нормативно-правовое закрепление функций в сфере молодежной политики.
3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики
Сравнительный анализ выделенных бюджетных средств на 1994, 1995, 1996 гг. на молодежную политику явно показывает резкое сокращение бюджетных средств на финансирование данной социальной сферы.
Так, в 1994 году бюджетом Республики Хакасия было предусмотрено средств в размере 500,0 млн. рублей, из них фактически профинансировано 137,4 млн. рублей (27,4%). В 1995 году было предусмотрено 500,0 млн. рублей, а фактически выделено 398,2 млн. рублей (79,6%). В 1996 году - 500,0 млн. рублей, фактически 135,8 млн. рублей (27,1%).
На реализацию государственной молодежной политики в республиканском бюджете в 1999 году предусматривалось 200 тыс. рублей, непосредственно на эти цели было выделено 118,5 тыс. рублей (59,3%), из средств федерального бюджета - 1075 тыс. рублей на дотацию стоимости путевок в ВДЦ "Океан", "Орленок", 25 тыс. рублей на проведение первого Республиканского форума молодежи.
Все указанные обстоятельства" носят объективный характер и говорят не только о необходимости, но и о своевременности принятия республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии (2001 г.)".
III. Основные цели и задачи Программы
Основной целью программы является дальнейшее формирование и укрепление экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья;
- формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;
- развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
- формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.
IV. Основные направления реализации Программы
1. Формирование условий для гражданского становления,
духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя следующие основные мероприятия:
- методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
- развитие и поддержка различных форм воспитания;
2. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя подпрограммы социально-экономической направленности:
- социально-экономическая поддержка молодой семьи. Создание необходимых условий для обеспечения социально-экономической поддержки молодой семьи, адаптация ее в условиях перехода к рыночной экономике. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудоустройству и переквалификации;
- содействие молодежному предпринимательству, поэтапное развитие комплексной системы организаций, оказывающих содействие молодежному предпринимательству (учебно-предпринимательские центры, инкубаторы, центры деловой поддержки и т.д.);
- государственная поддержка и стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сфере оказания услуг населению;
- решение вопросов занятости молодежи. Организация сезонной занятости учащихся и студентов, в том числе через систему общественных работ,
- восстановление системы студенческих отрядов и координация их деятельности, в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу, обеспечения вторичной занятости, формирование на территории республики системы органов, занимающихся вопросами занятости молодежи .
3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает в себя подпрограммы:
поддержка талантливой молодежи. Выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию, содействия в интеллектуальном развитии;
- развитие художественного творчества молодежи, поддержка массового детского и молодежного спорта. Воспитание у молодого поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. Содействие проведению массовых детских и юношеских спортивных соревнований.
- государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений. Создание условий для самореализации молодежи в сфере экономики, науки и техники. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ детских и молодежных объединений.
4. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят подпрограммы, включающие в себя систему мер правовой защиты и социальной политики отношении молодежи:
- правовая защита и социальная адаптация молодежи. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости. Усиление роли общественности в защите прав .молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования;
- формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи. Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи, молодежно-подростковых клубов и центров по месту жительства. Выбор оптимальных моделей управления подростково - молодежными клубами, разработка новых направлений их деятельности.
- развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха. Государственная поддержка системы организации досуга и оздоровительного отдыха подростков и молодежи.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы на 2001 г. из республиканского бюджета составляет 1158,0 тыс. руб.
V. Механизм реализации Программы
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Оказание финансовой поддержки из республиканского бюджета отделам по делам молодежи органов местного самоуправления городов, территориальных органов государственной власти районов Республики Хакасия планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов, программ и выделений из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Целевое использование средств республиканского бюджета подлежит постоянному контролю со стороны отдела по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия в соответствии с установленным порядком.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем (приложение 1):
- формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине, уважение к ее истории, культуре, традициям;
- повышение уровня доходов, улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодежи и молодых семей;
- снижение уровня безработицы и обеспечение максимально возможной вторичной и сезонной занятости молодежи;
- повышение уровня квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих по своим профессиональным и качественным характеристикам требованиям рынка;
- снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения .
Приложение 1
к программе
Перечень мероприятий республиканской целевой
программы "Молодежь Хакасии" (2001 г.)
NN п/п |
Наименование мероприятий | Ответственные исполнители |
Объем финансирования из республиканского бюджета (тыс. руб.) |
Раздел 1. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи |
|||
1.1. | Организация и поддержка деятельности оборонно-патриотических и оборонно-спортивных лагерей для трудных подростков |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, Военный комиссариат Республики Хакасия, органы местного самоуправления (по согласованию), территориальные органы -государственной власти районов Республики Хакасия |
10 |
Раздел 2. Решение вопросов занятости молодежи | |||
2.1 | Проведение ярмарок учебных мест, конкурсов профмастерства среди работающей молодежи |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, органы местного самоуправления (по согласованию), территориальные органы государственной власти районов Республики Хакасия |
45 |
2.2 | Создание республиканского государственного учреждения "Центр занятости молодежи" |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, Департамент занятости Республики Хакасия, Госкомитет Республики Хакасия по управлению госимуществом |
1000 |
Раздел 3. Поддержка талантливой молодежи | |||
3.1 |
Республиканский фестиваль студенческого творчества "Весна в Хакасии" |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, Министерство культуры Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия. |
30 |
Раздел 4. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений |
|||
4.1 | Проведение 3 Форума молодежи Республики Хакасия |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, органы местного самоуправления (по согласованию), территориальные органы государственной власти районов Республики Хакасия |
45 |
4.2 | Поддержка социально-значимых инициатив молодежи |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
28 |
Итого: | 1158 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.