Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
Республиканская целевая Программа "Молодежь Хакасии" на 2001 год
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 15 июня 2001 г. N 122)
Паспорт республиканской целевой программы
"Молодежь Хакасии (2001 г.)"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Молодежь Хакасии (2001 г.)" |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 15.08.97 г. N 890 "О федеральной целевой программе Молодежь России (1998-2000 годы)" |
Заказчик | Правительство Республики Хакасия |
Основные разработчики | Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
Программы Цели и задачи Программы |
Решение социально-экономических проблем молодежи, решение вопросов профессионального развития и занятости молодежи, молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; |
правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений; |
|
создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; |
|
интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и научно-технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма. |
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия (ОДМ); |
Министерство культуры Республики Хакасия (Минкультуры РХ); |
|
Министерство внутренних дел Республики Хакасия (МВД РХ); |
|
Министерство образования и науки Республики Хакасия (Минобразование РХ); |
|
Министерство здравоохранения Республики Хакасия (Минздрав РХ); |
|
Министерство труда и социального развития населения Республики Хакасия (Минтруд РХ); |
|
Государственный комитет по статистике Республики Хакасия (Госкомстат РХ); |
|
органы государственной власти районов Республики Хакасия, органы местного самоуправления Республики Хакасия; |
|
Военный комиссариат Республики Хакасия; |
|
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Хакасия (Департамент занятости РХ); |
|
молодежные общественные объединения граждан Республики Хакасия (МОО). |
|
Объемы и источники финансирования |
общий объем необходимых средств для реализации Программы в 2001г. - 1158 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи; |
повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка; |
|
улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде; |
|
создание условий для поддержки молодой семьи, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков. |
|
Организация контроля за исполнением Программы |
Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
I. Содержание проблемы
Обоснование необходимости принятия республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии (2001 г.)"
В Республике Хакасия на 1 января 1999 года количество молодежи составляет 117 тыс. человек или 20 % от всей численности населения республики (1/3 от всего трудоспособного населения). Можно выделить следующие особенности Республики Хакасия применительно к проблемам и перспективам развития молодежи республики:
- большое число учебных заведений и соответственно значительное количество учащихся школ, ПТУ, студенческой молодежи,
- интенсивность культурной, оббщественной жизни, а также процессов самоорганизации в молодежной среде;
- многообразие источников информации;
- органическое сочетание приверженности молодежи республики демократическим ценностям, многообразия политической жизни, терпимости и социальной стабильности
II. Современные тенденции развития молодежи Республики Хакасия
Деятельность республиканских органов исполнительной власти, органов государственной власти районов и органов местного самоуправления городов республики по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях
обострения демографической ситуации снижения физической и психической дееспособности молодежи. продолжения маргинализации и криминализации молодежной сферы. складывающихся противоречивых тенденций в сфере образования молодежи.
Для Республики Хакасия характерно значительное сокращение рождаемости в первой половине 90-х годов. Фактическая рождаемость 95-99-х годов уменьшилась на 93% и не обеспечивает простою воспроизводства населения республики. Сохранение сложившегося уровня рождаемости будет вести к дальнейшему старению населения республики Динамика браков и разводов в 1998-1999 гг. показывает, что число разводов растет как в целом, так и среди молодых людей (1998 г. - 1.6, 1999 г. - 1,8 брака на 1 развод);
За последние 5 лет в Республике Хакасия сложились неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья подростков и молодежи. Показатели общей заболеваемости в этой возрастной группе стабильно превышают средне-российские, с 1993 года в республике прирост уровня заболеваемости составил 26% и на конец 1998 г. составляет 142343,3 случаев заболевания на 100 тыс. подростков, что выше среднероссийских показателей на 7 %.
В 1999 году в республике удельный вес подростковой преступности снизился на 2,2% и составил 12,5% , 50,6% преступлений совершены неучащимися и неработающими подростками
Период 1998 - 1999 гг. характеризуется противоречивыми тенденциями в сфере образования молодежи. По данным Министерства внутренних дел Республики Хакасия за 6 месяцев 1999 года органами министерства внутренних дел выявлено 478 подростков, не имеющих какой-либо занятости, из них 160 - не получившие среднего образования.
С другой стороны, происходит поворот основной массы молодежи к учебе, получению общих и профессиональных знаний. В 1998 году совокупный прием в вузы Российской Федерации составил 913 тыс. человек, что является наивысшим достижением для российской высшей школы, как и число студентов на 10 тыс. населения - 245 (1997 г. - 220; 1995 - 188). Эта тенденция наблюдается и в Хакасии: 1999 г. - 45,2% выпускников, поступило в высшие учебные заведения; 1998 г. - 41%; 1997 г. - 40%. В 2000 году в ХТИ и ХГУ было подано 5619 заявлений (1999 г. - 4815), зачислено 2485 человек (1999 г. - 1894).
В 2000 году Правительством Республики Хакасия дополнительно были заключены договоры с 25 ведущими вузами Российской Федерации по подготовке кадров для республики, зачислены 128 человек (1997 г. в 4 вуза зачислено 11 человек).
Вышеперечисленные условия требуют компенсации ухудшающегося социального статуса молодежи и ее низких стартовых возможностей с включением мер молодежной политики в первоочередные мероприятия социальной поддержки населения. При этом необходимо признать, что защита интересов основной части молодежи лежит не в сфере традиционных форм социальной защиты, а скорее в определенного рода услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта. Как правило, молодые люди называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб:
- молодежные биржи труда:
- центры правовой помощи;
- информационные справочно-консультационные пункты;
- телефоны доверия и консультации психологов;
- службы молодой семьи.
С другой стороны, можно говорить о качественном улучшении деятельности и волевых характеристик молодежи. У нового поколения усиливаются такие качества:
как самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому и т.д. В молодежной среде республики, как и в России в целом, созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества, растет и общественная активность молодежи, в 1999 году в Министерстве юстиции Республики Хакасия было зарегистрировано 15 детских и 27 молодежных организаций. По сравнению с 1997 годом почти в два раза увеличилось количество неформальных творческих объединений молодежи, осуществляющих свою деятельность на территории республики.
Наблюдаемая стабилизирующая тенденция должна перейти в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Для этого необходимо:
- заложить в основание инновационной активности новые ценности "созидания, творчества и общественного служения;
- создать условия и систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи.
Принятие республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии (2001 г.) обусловлено шестилетним опытом реализации государственной молодежной политики в республике. Необходимым становится осмысление и систематизация данного опыта для придания государственной молодежной политике более целостного и комплексного характера.
Неравномерность осуществления молодежной политики в районах и городах республики ставит в неравное положение молодых людей, проживающих в них.
Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и выделения основных направлений, на которых необходимо сконцентрировать усилия и средства для получения ожидаемого социального и экономического эффекта.
1. Необходимость принятия республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии 2001 г " связана с реализацией следующих международных и российских нормативно-правовых актов:
- резолюции ООН "Политика и программы, касающиеся молодежи", "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи" (N 45/103 от 14.12.90);
- Федерального закона от 28.06.95 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
- Указа Президента Российской Федерации от 15.09.94 г. N 1922 "О федеральной программе "Молодежь России";
- постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.97 г. N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России" (1998 - 2000 гг.)"
- Закона Республики Хакасия от 22.12.93 г. N 25 "О государственной молодежной политике",
2. Анализ реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия (1994 - 2000 гг.)
Прошедшие 6 лет реализации государственной молодежной политики в республике в целом можно охарактеризовать как этап становления. За данное время она приобрела определенные характеристики.
Государственная молодежная политика заняла прочное место в социальной сфере республики. Она обрела с одной стороны отраслевые очертания: работает отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, который курирует 3 муниципальных и 8 районных органов по работе с молодежью. В 1999 году впервые были введены ставки по работе с молодежью в г. Саяногорске, Боградском, Бейском, Алтайском, Таштыпском районах, введены дополнительные ставки по работе с молодежью в г. Абакане и Аскизском районе.
В течение 1994-2000 гг. формировалась законодательная база проведения государственной молодежной политики в республике.
Приняты:
Закон Республики Хакасия от 22.12.93 г. N 25 "О государственной молодежной политике";
постановление Совета Министров Республики Хакасия от 28.02.95 г. N 46 "О республиканской программе "Молодежь Хакасии";
126 постановлений Правительства Республики Хакасия, касающихся детей и молодежи.
Проводилась научно-исследовательская, нормативно-правовая, методическая работа. Уделялось внимание социальной защите, оздоровлению, занятости, научному, интеллектуальному и художественному творчеству детей, подростков и молодежи;
оказывалась поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций: совместно с заинтересованными ведомствами проводились акции. мероприятия и праздники, форумы молодежи, республиканские конкурсы вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи; научных работ по естественным, гуманитарным и техническим наукам среди учащихся средне-специальных учебных заведений, студентов вузов, молодых специалистов и ученых республики, межвузовские научно-практические конференции студентов и молодых ученых; фестивали художественного творчества студентов и молодежи, дни молодежи, фестивали моды, творчества хакасской молодежи "Час ханат", "Тигир-хуры", учреждений дополнительного образования, ярмарки учебных мест. чемпионаты КВН, сборы лидеров детского движения, издавались сборники методических материалов по проблемам профориентации, детского и молодежного движения в Республике Хакасия. Каждый год более 200 детей поправляют здоровье во Всесоюзных детских центрах "Океан", "Орленок".
За счет средств республиканского бюджета, направленных на реализацию государственной молодежной политики, оказывалась финансовая поддержка студентам и аспирантам, обучающимся по направлению республики в вузах Российской Федерации, стран СНГ и за рубежом, присуждались премии Совета Министров для одаренной учащейся молодежи и студентов высших, средних учебных- заведений, в 1999 году учреждены 25 премий Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи.
При участии отдела по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия проводились республиканские спортивные мероприятия: "Кожаный мяч", "Белая ладья", вторая Международная детская Сибириада и т.д.
Молодежь Республики Хакасия достойно представляет республику на различных региональных, российских и международных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Государственная молодежная политика стала по своему характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных министерств и ведомств. Для более эффективного совмещения отраслевого и межотраслевого подходов в реализации государственной молодежной политики требуется_более четкое нормативно-правовое закрепление функций в сфере молодежной политики.
3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики
Сравнительный анализ выделенных бюджетных средств на 1994, 1995, 1996 гг. на молодежную политику явно показывает резкое сокращение бюджетных средств на финансирование данной социальной сферы.
Так, в 1994 году бюджетом Республики Хакасия было предусмотрено средств в размере 500,0 млн. рублей, из них фактически профинансировано 137,4 млн. рублей (27,4%). В 1995 году было предусмотрено 500,0 млн. рублей, а фактически выделено 398,2 млн. рублей (79,6%). В 1996 году - 500,0 млн. рублей, фактически 135,8 млн. рублей (27,1%).
На реализацию государственной молодежной политики в республиканском бюджете в 1999 году предусматривалось 200 тыс. рублей, непосредственно на эти цели было выделено 118,5 тыс. рублей (59,3%), из средств федерального бюджета - 1075 тыс. рублей на дотацию стоимости путевок в ВДЦ "Океан", "Орленок", 25 тыс. рублей на проведение первого Республиканского форума молодежи.
Все указанные обстоятельства" носят объективный характер и говорят не только о необходимости, но и о своевременности принятия республиканской целевой программы "Молодежь Хакасии (2001 г.)".
III. Основные цели и задачи Программы
Основной целью программы является дальнейшее формирование и укрепление экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья;
- формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства;
- развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
- формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.
IV. Основные направления реализации Программы
1. Формирование условий для гражданского становления,
духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя следующие основные мероприятия:
- методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
- развитие и поддержка различных форм воспитания;
2. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя подпрограммы социально-экономической направленности:
- социально-экономическая поддержка молодой семьи. Создание необходимых условий для обеспечения соци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.