Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Республиканская комплексная программа "Дети Хакасии" на 2001 год
Содержание республиканской комплексной
программы "Дети Хакасии" на 2001 год
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 15 июня 2001 г. N 122)
Паспорт республиканской целевой программы
"Дети - инвалиды" на 2001 год
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Дети - инвалиды" |
Дата и номер решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 25. 08. 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Основные разработчики Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Министерство здравоохранения Республики Хакасия |
|
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
|
Министерство культуры Республики Хакасия | |
Цель Программы | повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности |
формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни |
|
Срок реализации Программы |
2001 год |
Исполнители мероприятий Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Министерство здравоохранения Республики Хакасия |
|
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
|
Министерство культуры Республики Хакасия | |
Министерство по физической культуре и спорту Республики Хакасия |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
1517,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
уменьшение числа детей с врожденными наследственными заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности |
создание необходимых условий интеграции детей с отклонениями в развитии в общество |
|
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Республики Хакасия совместно с Министерством финансов и экономики Республики Хакасия |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
В Республике Хакасия, как и в Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов. За последние 3 года их количество увеличилось на 407 человек. На 1 января 2000 года в республике проживало 3169 детей-инвалидов (2,1% от количества детского населения), из них 89,2% - в семьях, 10,8% - в социальных учреждениях.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, высокая частота осложнения беременности и родов, рост детского травматизма.
Несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов.
Принятие в 1996 году республиканской целевой программы "Дети инвалиды" (далее - Программа) явилось актом признания остроты и актуальности проблемы детской инвалидности.
В рамках реализации Программы внедрено и обеспечивается неонатальное обследование на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, которым охвачено более 90 процентов новорожденных, что позволяет выявить больных этими заболеваниями, а следовательно, предотвратить их инвалидизацию.
Программа является основным источником обеспечения глухих и слабослышащих детей техническими средствами как индивидуального, так и коллективного пользования.
В республиканских реабилитационно-оздоровительных учреждениях системы Министерства труда и социального развития Республики Хакасия внедряются новейшие технологии реабилитации детей - инвалидов, за 1999-2000 годы оздоровлено более 700 детей-инвалидов. В рамках Программы за 1999-2000 годы получено реабилитационно- оздоровительное оборудование для специальных школьных и дошкольных учреждений образования, учреждений социальной защиты населения на сумму 769,1 тыс. рублей.
В системе образования Республики Хакасия положено начало комплексному психолого-педагогическому, медико-социальному сопровождению развития ребенка. Общее число педагогов, осуществляющих услуги в названных направлениях, - 378 человек.
Продолжается строительство республиканского дома-интерната для детей-инвалидов, за прошедшие 2 года освоено 7,3 млн. рублей. В целом мероприятия Программы за 1999-2000 годы профинансированы на сумму 8743,0 тыс. рублей (55,8% плана).
Несмотря на принимаемые меры по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, в Республике Хакасия остается нерешенным комплекс проблем. Не развита система ранней диагностики и раннего вмешательства. Отделения реанимации новорожденных и детей раннего возраста недостаточно оснащены новейшей аппаратурой и оборудованием.
Необходимо дальнейшее развитие сети учреждений восстановительного лечения, а также реабилитационных учреждений по обслуживанию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Сегодня в республике функционируют: один республиканский центр для детей с ограниченными возможностями, два отделения медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационно-оздоровительных учреждениях, которые в 1999-2000 годах обслужили более 600 семей, имеющих детей-инвалидов. Однако потребность в получении медицинских, психолого-педагогических услуг значительно выше.
Требует совершенствования система обучения, профориентации и трудовой подготовки детей-инвалидов. Из-за недостаточного финансирования крайне затруднительно внедрение новейших коррекционных технологий и оборудования.
В республике не создана единая система учета детей-инвалидов, не в полной мере осуществляется межведомственная координация в сфере реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов.
В связи с отдаленностью территории от традиционных мест отдыха, слабо развитой сетью учреждений санаторно-курортного лечения в Республике Хакасия не в полной мере организован отдых детей-инвалидов с родителями.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни.
Программа предусматривает решение следующих задач:
усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности;
создание системы учета и информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов.
3. Основные направления реализации Программы
Предусматриваются мероприятия, направленные на раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха и зрения, центральной нервной системы.
Будет продолжено оснащение отделений для новорожденных и детей раннего возраста, а также медико-генетической лаборатории Республиканского центра планирования семьи медицинской аппаратурой, оборудованием, реактивами, что позволит в ближайшие годы снизить рождение детей-инвалидов.
Планируется обеспечение реабилитационных центров, детских домов-интернатов, специальных школьных и дошкольных учреждений аппаратурой, оборудованием и другими техническими средствами реабилитации и самообслуживания коллективного и индивидуального пользования, автотранспортом, а также приобретение для этих учреждений базовых типовых комплексных реабилитационных программ.
Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами, проведение конференций по проблемам детской инвалидности. Планируется реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими отклонениями к активному отдыху и участию в культурной жизни.
Будет продолжено строительство республиканского дома-интерната для детей-инвалидов, планируется начать строительство республиканской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению условий проживания, воспитания, обучения, развития и реабилитации детей-инвалидов.
Созданное в феврале 2000 года Республиканское педиатрическое бюро медико-социальной экспертизы позволит разработать систему единого учета и информационного обеспечения проблем детской инвалидности, а также усилить межведомственный подход в сфере реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета составит 1517,0 тыс. рублей, в том числе на капитальные вложения - 984,0 тыс. рублей.
5. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Для осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия создается межведомственный экспортно-координационный совет.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
6. Оценка эффективности Программы
Основным результатом Программы должно быть прежде всего уменьшение случаев рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития, ведущими к инвалидности.
Внедрение новых технологий всех видов реабилитации и обеспечение детей с ограниченными возможностями индивидуальными техническими средствами позволят повысить эффективность реабилитационных мероприятий, обеспечив детям-инвалидам доступ к образованию, спорту, культуре.
Перечень мероприятий республиканской целевой
программы "Дети-инвалиды" на 2001 год
Исполнители | Стоимость (тыс. руб.) 2001 г. |
Источники финансирования |
Ожидаемые результаты | ||
|
I. Профилактика детской инвалидности |
||||
1.1 | Проведение массового обследования новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз |
Минздрав Хакасии |
текущее финансирование |
раннее выявление больных детей и своевременное лечение позволит предотвратить их инвалидизацию |
|
1.2 | Обеспечение детей, страдающих болезнями обмена и нарушениями роста, белковыми препаратами и гормонами роста |
Минздрав Хакасии |
текущее финансирование |
||
1.3 | Внедрение массового аудиологического скрининга новорожденных детей |
Минздрав Хакасии |
текущее финансирование |
вовремя выявленное нарушение слуха у новорожденных позволит предотвратить развитие глухонемоты |
|
1.4 | Оснащение отделений новорожденных роддомов и детских больниц современной диагностической и реанимационной аппаратурой |
Минздрав Хакасии |
текущее финансирование |
уменьшение степени риска рождения детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности |
|
II. Оснащение оборудованием и техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями |
обеспечение учреждений для детей-инвалидов средствами реабилитации, оборудованием, аппаратурой позволит внедрить современные методы комплексной медицинской, педагогической и социальной |
||||
2.1 | Приобретение для учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов, высокоэффективных средств реабилитации,технических изделий, современного оборудования |
реабилитации детей-инвалидов |
|||
в том числе для : | |||||
Саяногорского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями |
Минтруд Хакасии | 50 | республ. бюджет | ||
отделения реабилитации детей-инвалидов Республиканского центра социальной помощи семье и детям п. Майна |
Минтруд Хакасии | 170 | республ. бюджет | ||
Бельтырского дома-интерната для умственно- отсталых детей |
Минтруд Хакасии | 50 | республ. бюджет | ||
отделения для детей-инвалидов Абаканского пансионата ветеранов |
Минтруд Хакасии | 30 | республ. бюджет | ||
итого по II разделу | 300 | республ. бюджет | |||
III. Приобретение технических изделий индивидуального пользования для детей-инвалидов с нарушениями слуха, зрения и других категорий детей-инвалидов |
Минтруд Хакасии | текущее финансирование |
в рамках программы дети- инвалиды будут обеспечиваться тифло- и сурдо-аппаратурой, глюкометрами, индивидуальными средствами передвижения |
||
IV. Создание системы статистического и информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности |
|||||
4.1 | Создание банка данных единой системы учета детей-инвалидов на базе Республиканского педиатрического бюро медико-социальной экспертизы, приобретение вычислительной техники |
Минтруд Хакасии | 40 | республ. бюджет | создание системы статистического и информационного учета детей-инвалидов позволит осуществить межведомственный подход в сфере реабилитации детей-инвалидов |
4.2 | Разработка индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, приобретение программ по новым технологиям реабилитации детей-инвалидов |
Минтруд Хакасии | 20 | республ. бюджет | |
итого по IV разделу | 60 | республ. бюджет | |||
V. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами |
Минтруд Хакасии, Минздрав Хакасии, Минобразование Хакасии |
23 | текущее финансирование, республ. бюджет |
более 100 специалистов по работе с детьми-инвалидами пройдут переподготовку на базе средних и высших учебных заведений, опорно-эксперименталь- ных центров |
|
Итого по V разделу | 23 | республ. бюджет | |||
VI. Культурные и спортивные мероприятия, отдых и оздоровление детей-инвалидов |
|||||
6.1 | Проведение республиканского фестиваля художественного творчества детей-инвалидов |
Минтруд Хакасии, Минкультуры Хакасии, Минобразование Хакасии |
50 | республ. бюджет | более 300 детей-инвалидов примут участие в республиканском, городских и районных мероприятиях |
6.2 | Оздоровление детей-инвалидов в российских здравницах по путевкам "Мать и дитя" |
Минтруд Хакасии | 100 | республ. бюджет | приобретение путевок "Мать и дитя" позволит оздоровить детей-инвалидов вместе с родителями в российских здравницах |
6.3 | Развитие сотрудничества с общественными организациями, занимающимися проблемами детской инвалидности |
Минтруд Хакасии | данное сотрудничество позволит привлечь к активному участию в жизни общества детей-инвалидов |
||
итого по VI разделу | 150 | республ. бюджет | |||
VII. Развитие системы учреждений для медико-социальной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации детей с ограниченными возможностями |
|||||
7.1 | Строительство республиканского дома-интерната для детей-инвалидов в г. Абакане |
Минтруд Хакасии | 954 | республ. бюджет | создание учреждений для детей-инвалидов позволит улучшить условия проживания, обучения, воспитания, развития, профессиональной подготовки и реабилитации детей-инвалидов |
7.2 | Создание реабилитационного центра для детей-инвалидов на базе республиканского педиатрического бюро медико-социальной экспертизы |
Минтруд Хакасии | 30 | республ. бюджет | |
7.3 | Открытие групп по профессиональному обучению детей-инвалидов по зрению и слуху в учреждениях начального и среднего профессионального образования |
Минобразование Хакасии |
текущее финансирование |
||
итого по VII разделу | 984 | республ. бюджет | |||
всего по программе | 1517 | республ. бюджет | |||
в том числе | |||||
капитальные вложения | 984 | республ. бюджет | |||
Минтруд Хакасии | 1494 | республ. бюджет | |||
в том числе | |||||
капитальные вложения | 984 | республ. бюджет | |||
Минобразование Хакасии | 23 | республ. бюджет |
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие
социального обслуживания семьи и детей" на 2001 год
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей" |
Дата и номер решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 25. 08. 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Основные разработчики Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
|
Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Республике Хакасия |
|
Цель Программы | создание условий для эффективного развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения |
Срок реализации Программы |
2001 год |
Исполнители мероприятий Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
|
Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Республике Хакасия |
|
Администрации городов и районов | |
Объемы и источники финансирования Программы |
77,0 тыс. руб. из средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей |
повышение эффективности деятельности социальных служб |
|
усиление роли учреждений социального обслуживания семьи и детей в решении актуальных проблем семьи и детства |
|
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Республики Хакасия совместно с Министерством финансов и экономики Республики Хакасия |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, привела к значительному увеличению количества людей, нуждающихся в социальной защите, вызвала появление множества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Республике Хакасия на 01.01.2000 года 47,4 тыс.(в 1999 г. - 44,7 тыс.) семей с детьми нуждались в социальной поддержке государства, из них:
семьи с детьми - инвалидами - 3,2 тыс. многодетные малообеспеченные - 7,5 тыс. опекунские - 2,0 тыс. неполные малообеспеченные - 7,5 тыс. с безработными родителями - 13,6 тыс.
В республике отмечаются такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, безнадзорность.
Реализация республиканской целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" ( далее - Программа) в 1998-2000 годах способствовала развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей и совершенствованию их деятельности.
За это время на базе Черногорского реабилитационного центра для ветеранов, инвалидов и семей с детьми был открыт кризисный центр для женщин, организованы три смены по путевкам "Мать и дитя", в ходе которых было оздоровлено 150 родителей с детьми, в Центре социально-психологической помощи семье, детям и молодежи г. Абакана введена вторая линия "телефона доверия".
Учреждениями социальной помощи семье и детям оказаны социально-экономические,медико-социальные,психолого-педагогические и иные услуги 70,5 тыс. семей, в том числе:
в 1998 г. - 27,5 тыс. семей
в 1999 г. - 28,0 тыс. семей
за 9 месяцев 2000 г. - 15 тыс. семей.
Выполнение мероприятий Программы позволило оказать помощь в укреплении материально-технической базы Республиканского центра социальной помощи семье и детям в п. Майна. Из федерального бюджета получено реабилитационное и физкультурно-оздоровительное оборудование на сумму 62,5 тыс. рублей. .
Вместе с тем осуществляемые меры недостаточны и не удовлетворяют в полной мере потребностям семьи и детей. Сеть социальных учреждений в городах и районах из-за ограниченности финансовых средств развивается медленно и охватывает незначительную часть населения. Объем предоставляемых социальных услуг ограничен. Не хватает квалифицированных кадров. Недостаточная материально-техническая база учреждений не позволяет повышать эффективность их деятельности.
Решению названных проблем будет способствовать реализация мероприятий Программы.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для эффективного развития системы социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного и материально-технического обеспечения.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
реализация мер государственной поддержки по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей;
научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
повышение квалификации кадров, работающих в, системе социального обслуживания семьи и детей;
совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей.
3. Основные направления реализации Программы
Предусматривается поэтапное оснащение учреждений социального обслуживания семьи и детей реабилитационным оборудованием, компьютерной и бытовой техникой, автотранспортом и сельскохозяйственными машинами.
Планируется оказание адресной помощи семьям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, подготовка аналитических материалов по проблемам социального обслуживания семьи и детей.
Будут продолжены работы по повышению квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий Программы в целом составит 77,0 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.
Предполагается выделить средства на:
проведение республиканских мероприятий - 47,0 тыс. рублей;
организацию повышения квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей, - 30,0 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти Республики Хакасия, администрации городов и районов Республики Хакасия (по согласованию), общественные объединения.
6. Организация управления Программой и контроль за
ходом ее реализации
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками и качеством выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
укрепить кадровый потенциал и материально- техническую базу учреждений социального обслуживания семьи и детей;
усилить роль учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности семьи.
Реализация мероприятий Программы при стабильной государственной поддержке учреждений социального обслуживания семьи и детей приведет к развитию и совершенствованию деятельности социальных служб, что позволит оказывать ежегодно разные виды социальной помощи не менее 28,0 тыс. семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Перечень мероприятий республиканской целевой программы "Развитие
социального обслуживания семьи и детей" на 2001 год
Мероприятия | Исполнители | Стоимость (тыс. руб.) 2001 г. |
Источники финансирования |
Ожидаемые результаты |
Создание и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей |
создание и укрепление материально-техничес- кой базы учреждений социального обслуживания семьи и детей |
|||
1. Открыть Центр занятости молодежи Республики Хакасия |
Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Республике Хакасия, |
финансирование по программе "Молодежь Хакасии" |
||
Минтруд Хакасии | ||||
отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
||||
2. Изучить возможность открытия Центра социально-психологической помощи семьям с детьми на 45 мест на базе школы-интерната в с. Бея |
Минтруд Хакасии, | |||
администрация Бейского района |
||||
Оказание адресной помощи семье и детям |
||||
1. Продолжить: | ||||
работу "телефона доверия" в городах и районах Республики Хакасия |
администрации городов и районов |
текущее финансирование |
оказание адресной психолого-педагогиче- ской и социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации |
|
оздоровление детей, нуждающихся в социальной поддержке государства, в Республиканском центре социальной помощи семье и детям в п. Майна (круглогодично) |
Минтруд Хакасии | текущее финансирование |
||
оздоровление по путевкам "Мать и дитя" на базе Черногорского реабилитационно- оздоровительного центра |
Минтруд Хакасии | текущее финансирование |
||
сотрудничество с Хакасской республиканской организацией Российского общества Красного Креста, женскими общественными организациями республики. Хакасским республиканским отделением Российского детского фонда по оказанию гуманитарной помощи семьям с детьми |
Минтруд Хакасии | текущее финансирование |
||
Хакасская республиканская организация Российского общества Красного Креста |
||||
Союз женщин Хакасии | ||||
Хакасское республиканское отделение Российского детского фонда |
||||
работу кризисного центра для женщин на базе Черногорского реабилитационно-оздоровите- льного центра |
Минтруд Хакасии | текущее финансирование |
||
оказание консультативной социально-экономической помощи семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в Центре социально-психологической помощи семье, детям и молодежи г. Абакана, гор(рай)отделами социальной защиты населения Республики Хакасия |
Минтруд Хакасии | |||
администрации городов и районов |
текущее финансирование |
|||
проведение благотворительных акций "Дорога в школу", "Помоги ребенку" |
Минтруд Хакасии, | |||
общественные объединения, |
||||
администрации городов и районов |
||||
2. Содействовать: | ||||
трудоустройству женщин из числа одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей-инвалидов, несовершеннолетних детей, на квотируемые рабочие места - 30 чел. |
Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Республике Хакасия, |
трудоустройство наиболее незащищенных категорий населения |
||
Минтруд Хакасии | ||||
занятости на общественных работах детей и подростков из малообеспеченных и многодетных ремей в период летних каникул |
Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Республике Хакасия |
организация досуга детей и подростков, профилактика безнадзорности несовершеннолетних |
||
3. Ежегодно проводить | ||||
День семьи, | Минтруд Хакасии, администрации городов и районов |
27 | республиканский бюджет |
привлечение внимания широкой общественности к проблемам современной семьи, охраны прав детей |
День матери, | ||||
День защиты детей | ||||
Методическое и информационно-аналитическое обеспечение Программы |
||||
1. Подготовка ежегодного аналитического доклада "О положении детей в Республике Хакасия" |
Минтруд Хакасии, Минобразование Хакасии, Минздрав Хакасии, МВД Хакасии, администрации городов и районов |
информационно-анали- тическое обеспечение учреждений социального обслуживания семьи и детей |
||
2. Подготовка социального паспорта Республики Хакасия |
Минтруд Хакасии. администрации городов и районов |
|||
3. Проведение семинаров с руководителями учреждений социального обслуживания семьи и детей |
Минтруд Хакасии | 10 | республ. бюджет | обеспечение целенаправленных и скоординированных действий специалистов, работающих с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию |
4. Подготовка и обеспечение информационно-методическими материалами учреждений социального обслуживания семьи и детей |
Минтруд Хакасии | 10 | республ. бюджет | обеспечение учреждений социального обслуживания семьи и детей информационно-методи- ческими материалами |
5. Изучение, обобщение и распространение новых форм и методов работы по вопросам социального обслуживания семьи и детей |
Минтруд Хакасии | текущее финансирование |
и обобщение новых форм и методов работы социоучреждений по проблемам социального обслуживания семьи и детей |
|
Организация повышения квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей |
||||
1. Повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей |
Минтруд Хакасии, администрации городов и районов (по согласованию) |
30 | республиканский бюджет |
повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей |
Всего по Программе | 77 | республиканский бюджет |
||
в том числе | ||||
Минтруд Хакасии | 77 | республиканский бюджет |
Паспорт республиканской целевой программы "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" на 2001 год
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
Дата и номер решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 25. 08. 2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" |
Государственные заказчики Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Министерство внутренних дел Республики Хакасия |
|
Основные разработчики Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
|
Министерство внутренних дел Республики Хакасия |
|
Министерство здравоохранения Республики Хакасия |
|
Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Республике Хакасия |
|
Цель Программы | укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
создание условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
|
Срок реализации Программы | 2001 год |
Исполнители мероприятий Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
|
Министерство внутренних дел Республики Хакасия |
|
Министерство здравоохранения Республики Хакасия |
|
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Хакасия |
|
Министерство по физической культуре и спорту Республики Хакасия |
|
Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения по Республике Хакасия |
|
отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
|
администрации городов и районов Республики Хакасия |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
289,0 тыс. рублей из средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе |
стабилизация числа беспризорных детей и подростков |
|
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних |
|
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Республики Хакасия, Министерством внутренних дел Республики Хакасия совместно с Министерством финансов и экономики Республики Хакасия |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Современный социально- экономический кризис негативно отразился на положении детского населения, привел к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и числа правонарушений среди несовершеннолетних.
По данным Министерства внутренних дел Республики Хакасия, на 01.09.2000 г. 1800 несовершеннолетних состоят на учете в органах внутренних дел, выявлено 414 человек, употребляющих наркотические средства и токсические вещества.
Стабильно высоким остается удельный вес подростковой преступности:
1999 г. - 12,9%, за 9 месяцев 2000 г. - 13,2%. Растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних.
Обострилась проблема общественно-полезной занятости подростков. На долю ничем не занятых подростков приходится 42 процента всех совершенных преступлений в 2000 году. Органами МВД в текущем году выявлено 478 нигде не работающих и не учащихся несовершеннолетних, 33,5 процента из них не имеют 9-летнего образования.
На начало 2000 года в интернатных учреждениях республики проживало 2289 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1998г. - 2166), в том числе в доме ребенка - 65 детей, детских домах - 754, школах-интернатах для детей-сирот -213, школах-интернатах общего типа - 182, школах-интернатах для детей с недостатками умственного или физического развития - 1010, домах-интернатах системы Минтруда Хакасии - 65 детей. При этом численно превалируют социальные сироты, их удельный вес составляет 89 процентов.
Безнадзорные и беспризорные дети стали отличительной чертой наших улиц, они бродяжничают, попрошайничают, становятся объектами жестокого обращения взрослых, вовлекаются в преступную деятельность.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Реализация республиканской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1998 - 2000 гг. позволила частично уменьшить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. В ходе реализации Программы в республике был открыт Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Черногор-ске на 90 мест, создано отделение профилактики безнадзорности в Республиканском центре социальной помощи семье и детям в п. Майна. Несколько улучшилась материальная база специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. За 1999 год и 9 месяцев 2000 года за счет средств федерального бюджета учреждения получили реабилитационно-оздоровительное оборудование и автотранспорт на сумму 758,3 тыс. рублей.
В ряде школ республики успешно внедряются курсы "Тренинг жизненных навыков" и "Полезные привычки", обучающие школьников противостоять употреблению табака, алкоголя и наркотиков.
Ежегодно в период летних каникул организуется работа оборонно-спортивного лагеря для несовершеннолетних, состоящих на учете в органах МВД.
В июне 2000 года на базе Черногорского реабилитационно-оздоровительного центра была организована лечебно-оздоровительная смена для 100 детей, относящихся к "группе риска"
В целом мероприятия Программы выполнены на 79,3 процента. Общая сумма затрат составила 11072,0 тыс. рублей при плане 4818,3 тыс. рублей.
Однако недостаточная оснащенность сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилита-ционную работу, высокий уровень детской преступности свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.
Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно- аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Программа разработана на основе предложений министерств и ведомств -основных разработчиков и исполнителей Программы, администраций городов и районов республики с учетом опыта реализации республиканской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1998-2000 годах.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;
дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы ;
создание и укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;
внедрение новых коррекционно- реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, наркологов.
3. Основные направления реализации Программы
Предполагается осуществить меры общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующие реализации способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезной и развивающей деятельности во внеучебное время.
Предусматривается оснащение учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.
Предполагается внедрять новые модели и формы жизнеустройства детей, экспериментально апробировать современные технологии и программы социальной адаптации, социально-медицинской и психологической реабилитации различных категорий несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Будут проведены мероприятия по повышению квалификации специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий Программы составляет 289,0 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.
По направлениям деятельности:
мероприятия общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 30,0 тыс. рублей;
государственная поддержка учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 38,0 тыс. рублей;
методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 10,0 тыс. рублей;
кадровое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и повышение квалификации кадров - 211,0 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются республиканские органы исполнительной власти, администрации городов и районов Республики Хакасия(по согласованию), учреждения и организации, общественные объединения.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
С целью осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия создается дирекция Программы, в состав которой входят представители исполнителей мероприятий Программы.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство внутренних дел Республики Хакасия как государственные заказчики совместно с Министерством финансов и экономики осуществляют контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняют затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации мер общей профилактики будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезная деятельность во внеучебное время, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры.
Государственная поддержка учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволит оснастить их различным оборудованием и автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников, более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация.
Перечень мероприятий республиканской целевой программы "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2001 год
Мероприятия | Исполнители | Стоимость (тыс. руб.) 2001 г. |
Источник финансирования |
Ожидаемые результаты |
Общая и специальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
|
|
текущее финансирование, привлечение денежных средств из федерального бюджета |
|
1.Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, относящихся к "группе риска": |
отдых и оздоровление 500 детей |
|||
профильные смены, отряды для детей из "группы риска" на базе оздоровительных учреждений республики |
Минобразование Хакасии, Минтруд Хакасии, МВД Хакасии |
|||
республиканский оборонно-спортивный лагерь для подростков - правонарушителей |
МВД Хакасии, Минобразование Хакасии, отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия |
|||
трудоустройство несовершеннолетних, состоящих на учете в органах МВД Республики Хакасия, на временные рабочие места |
Департамент Федеральной Государственной службы занятости по Республике Хакасия |
трудоустройство не менее 100 человек |
||
2. Проведение межведомственной комплексной республиканской операции "Подросток", направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшение индивидуальной воспитательной работы с подростками - правонарушителями в летний период |
МВД Хакасии, Минтруд Хакасии, Минобразование Хакасии, Минздрав Хакасии, Минкультуры Хакасии, Министерство по физической культуре и спорту Хакасии, отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия, Департамент Федеральной Государственной службы занятости по Республике Хакасия |
текущее финансирование |
предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
|
3. Проведение республиканской акции "Дети улиц", включающей следующие операции : |
МВД Хакасии | |
текущее финансирование |
предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защита их прав и законных интересов |
"Паутина" - предупреждение детской проституции |
||||
"Хмель" - предупреждение пьянства и наркомании среди несовершеннолетних |
||||
" Занятость" - выявление лиц, не занятых учебой и трудом |
||||
"Лидер" - выявление групп подростков - правонарушителей, а также взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную противоправную деятельность |
||||
"Рецидив" - предупреждение повторной преступности несовершеннолетних |
||||
4. Внедрение новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
Минобразование Хакасии | текущее финансирование |
усиление защиты прав детей |
|
5. Введение в учебные планы общеобразовательных школ республики курса по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма среди школьников |
Минобразование Хакасии | текущее финансирование |
предупреждение зависимости от алкоголя, наркомании, токсикомании. |
|
6. Оказание учреждениями и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних медико-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
Минтруд Хакасии, Минобразование Хакасии, МВД Хакасии, Минздрав Хакасии |
текущее финансирование |
социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
|
7. Проведение республиканского конкурса программ и проектов превентивной, охраннозащитной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации |
Минтруд Хакасии, Минобразование Хакасии, МВД Хакасии, Минздрав Хакасии |
30 | республиканский бюджет |
разработка и внедрение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы |
II. Государственная поддержка развития учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений |
|
|
|
|
1. Обеспечение медицинским, бытовым, спортивным, развивающим оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной техникой и оргтехникой, оборудованием для трудовой реабилитации и профессиональной подготовки: |
создание в учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних условий , необходимых для оказания своевременной помощи детям, обеспечения процесса их социальной реабилитации |
|||
межрайонный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в с. Аскиз |
Минтруд Хакасии | 19 | республ. бюджет | |
Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Черногорске |
Минтруд Хакасии | 19 | республ. бюджет | |
III. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
||||
1. Внедрение коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. |
Минтруд Хакасии | текущее финансирование |
методическое обеспечение специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
|
2. Использование современных программ социальной, медицинской, психологической реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами |
Минздрав Хакасии | текущее финансирование |
методическое обеспечение учреждений, занимающихся реабилитацией несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами |
|
3. Издание справочно-информационных бюллетеней, буклетов по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних |
Минтруд Хакасии, Минобразование Хакасии, МВД Хакасии, Минздрав Хакасии |
10 | республиканский бюджет |
обеспечение информирования родителей несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о соответствующих службах, учреждениях и возможных видах помощи |
4. Подготовка информационно - аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе к ежегодному докладу Правительства Хакасии "Положение детей в Республике Хакасия" |
Минтруд Хакасии, МВД Хакасии, Управление Минюста РФ по Республике Хакасия, Минобразование Хакасии, Минздрав Хакасии, Департамент Федеральной Государственной службы занятости по Республике Хакасия |
информационное обеспечение органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
||
IV. Кадровое обеспечение органов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, повышение квалификации кадров |
||||
1. Повышение квалификации специалистов органов и учреждений социальной защиты населения |
Минтруд Хакасии | 29 | республиканский бюджет |
обмен опытом и повышение квалификации специалистов органов и учреждений социальной защиты населения |
2. Введение в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних дополнительных ставок: |
Минтруд Хакасии | улучшение качества оказываемой медико-психолого-пе дагогической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации |
||
межрайонный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в с. Аскиз - 1 ставка психолога, 1 ставка социального педагога, 1 ставка музработника, 1 ставка инструктора по труду, 1 ставка диетсестры |
Минтруд Хакасии | 76 | республиканский бюджет |
|
Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г.Черногорске - 3 ставки социального работника, 3 ставки воспитателя, 1 ставка инструктора по лечебной физкультуре, 1 ставка врача-физиотерапевта |
Минтруд Хакасии |
106 |
республиканский бюджет |
|
Всего по Программе в том числе | 289 | республиканский бюджет |
||
Минтруд Хакасии | 289 | республиканский бюджет |
Паспорт республиканской целевой
программы "Дети-сироты" на 2001 год
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Дети-сироты" на 2001 год |
Дата и номер принятия решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральной целевой программе по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 год". |
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Основной разработчик Программы |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Цель Программы | предупреждение сиротства и создание условий для выявления, поддержки и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Сроки реализации Программы | 2001 год |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство образования и науки Республики Хакасия Министерство здравоохранения Республики Хакасия Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия Министерство финансов и экономики Республики Хакасия |
Объемы и источники финансирования Программы |
193,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
увеличение числа своевременно выявленных детей, которым оказывается государственная поддержка |
совершенствование системы работы с детьми-сиротами, создание условий для их комфортного существования |
|
расширение сети учреждений по защите прав детей-сирот |
|
совершенствование системы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан республики |
|
расширение сети инновационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки детей к самостоятельной жизни |
|
повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-сиротами |
|
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством образования и науки Республики Хакасия совместно с Министерством финансов и экономики Республики Хакасия, Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, Министерством здравоохранения Республики Хакасия |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на семьях российских граждан, их моральном и материальном состоянии. Нищета, жестокость, асоциальное поведение родителей привели к резкому росту количества "социальных сирот". Их число увеличилось с 2069 в 1994 году до 3702 в 1999 году, "социальных сирот" более 80%.
Сложность и специфика работы с детьми-сиротами требует создания системы учреждений по их реабилитации и адаптации.
Главная задача государственных органов, работающих с детьмисиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в устройстве их в семьи граждан. В связи с этим в республике начала создаваться система работы по предупреждению социального сиротства, к ее решению привлекаются различные специалисты - педагоги, психологи, ученые, социальные работники и другие специалисты.
В ходе реализации Программы "Дети-сироты" наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Министерством образования и науки Республики Хакасия подготовлены проекты постановлений Правительства Республики Хакасия об улучшении обеспечения детей-сирот, проживающих в семьях граждан. Подготовлен Закон Республики Хакасия "Об оплате труда приемным родителям". Принятые меры позволили за 8 месяцев текущего года передать в семьи граждан 33 ребенка. Всего в республике создана 21 приемная семья. До 1999 года в Хакасии была образована одна приемная семья (г. Черногорск - Хлупиной С.В.) в ней воспитывалось 4 ребенка.
Органами опеки и попечительства городов и районов Республики Хакасия устраивается в семьи граждан около 70 процентов детей.
Министерством образования и науки Республики Хакасия в течение 1998-2000 годов приняты необходимые меры для получения по федеральным целевым программам оборудования более чем на 600 тысяч рублей.
В настоящее время в республике действуют 10 детских домов и 1 школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в них содержится 1236 детей.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей-сирот, требуют комплексного решения на государственном уровне.
Необходимо обеспечить полноценную государственную помощь по раннему выявлению опасных ситуаций в семье ребенка. Производить своевременные выплаты заработной платы и пособий гражданам, взявшим детей в семьи. Соблюдать натуральные и ценовые нормативы обеспечения детей этой категории. Следует продолжить работу по созданию инновационных государственных и негосударственных учреждений для обеспечения жизнедеятельности самих сирот, а также специалистов, работающих с ними.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание на государственном уровне условий для выявления, полноценного развития и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение им условий для социальной и личностной самореализации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реформирование системы воспитания, обучения и обеспечения детей-сирот.
3. Основные направления реализации Программы
Программа предусматривает реализацию мероприятий по предупреждению сиротства, создание центров помощи семье, внедрение и развитие семейных форм устройства детей-сирот (приемная семья и другие формы).
Намечается внедрение системы учета детей-сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей. Для обеспечения поддержки и помощи в постинтернатный период Программой предусматриваются разработка и внедрение моделей служб поддержки выпускников.
Планируются мероприятия по реформированию системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это позволит создать новые виды и формы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий за счет средств республиканского бюджета составляет 193,0 тыс. рублей, в том числе на:
предупреждение сиротства, выявление, устройство и охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 2,0 тыс. рублей;
ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот, новые технологии, поддержку инновационных проектов - 86,0 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти, бюджеты городов и районов республики (по согласованию).
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования и науки Республики Хакасия с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Для оперативного управления реализацией Программы, ее финансирования и контроля за эффективностью выполняемых мероприятий при Министерстве образования и науки Республики Хакасия создается координационный совет Программы.
Министерство образования и науки Республики Хакасия как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям:
своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
совершенствование системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
улучшение качества жизни детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень мероприятий республиканской целевой
программы "Дети-сироты" на 2001 год
Мероприятия | Исполнители | Стоимость (тыс. руб.) 2001 г. |
Источник финансирования |
Ожидаемые результаты |
1. Создание информационной сети (специальной программы) по определению в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Минобразование | 2,0 | республиканский бюджет |
своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи государства |
2. Подготовка и переподготовка: - педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений республики в учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного образования взрослых; - социальных педагогов, психологов, членов психолого-медико-педагогиче ских комиссий (ПМПК) |
Минобразование | 40,0 | республиканский бюджет |
обеспечение защищенности детей-сирот, их социальной и личностной адаптации |
3. Проведение и обеспечение участия детей-сирот в олимпиадах, позволяющих продолжить обучение за пределами Республики Хакасия в учреждениях высшего профессионального образования |
Минобразование | 8,0 | республиканский бюджет |
устройство сирот в престижные образовательные учреждения |
4. Выделение денежных средств для направления детей-сирот, имеющих девиантное поведение, в специальные образовательные учреждения |
Минобразование | 15,0 | республиканский бюджет |
обеспечение социального воспитания |
6. Финансирование участия детей-сирот республики в российских конкурсах, олимпиадах и фестивалях |
Минобразование | 15,0 | республиканский бюджет |
устройство сирот в престижные образовательные учреждения |
7. Введение ежегодного гранта Правительства Республики Хакасия "Лучшая система трудовой и допрофессиональной подготовки детей-сирот в образовательных учреждениях" с целью активизации учреждений в подготовке детей к жизни и обеспечению учреждений специальным оборудованием |
Минобразование | 20,0 | республиканский бюджет |
передача опыта работникам учреждений для детей-сирот |
8. Создание на базе имеющихся учреждений экспериментальных центров по подготовке приемных семей, организация смотра-конкурса приемных семей |
Минобразование | 6,0 | республиканский бюджет |
создание банка данных приемных родителей |
9. Проведение республиканского конкурса среди государственных образовательных учреждений по профессиональной подготовке детей-сирот |
Минобразование | 8,0 | республиканский бюджет |
выявление инновационных методов работы и их пропаганда |
10. Создание собственной базы отдыха для детей-сирот: - Аскизская специальная (коррекционная) школа-интернат; - Абазинский детский дом; - Черногорская школа-интернат (ремонт) |
Минобразование | 41,0 | республиканский бюджет |
создание условий для отдыха сирот |
Всего по Программе: | 193,0 | |||
В том числе капитальные вложения Республиканского бюджета |
41,0 |
Паспорт республиканской целевой
программы "Одаренные дети" на 2001 год
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Одаренные дети" на 2001 год |
Дата и номер принятия решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 год" |
Государственные заказчики Программы |
Министерство образования и науки Республики Хакасия Министерство культуры Республики Хакасия |
Основной разработчик Программы |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Цель Программы | создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Хакасия |
Сроки реализации Программы | 2001 год |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Министерство культуры Республики Хакасия |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
141 тыс. рублей - за счет средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
увеличение числа одаренных детей, которым оказывается государственная поддержка |
совершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для ее устойчивого существования |
|
целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми |
|
широкое участие одаренных детей в зональных, республиканских, международных предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, фестивалях |
|
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством образования и науки совместно с Министерством финансов и экономики Республики Хакасия |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения Хакасии, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей должны стать приоритетной задачей государства и общества в целом.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов - педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Работа с одаренными детьми не может исходить исключительно из эмпирического, стихийно возникающего опыта, она должна иметь в своей основе серьезные научно-методические разработки.
Содержавшиеся в республиканской целевой программе "Одаренные дети" мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов.
Опыт реализации Программы в 1999-2000 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению и поддерживаются Правительством Республики Хакасия.
В ходе реализации Программы создана и успешно функционирует система республиканских предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне образовательного учреждения, так и на республиканском уровне.
Продолжается работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения олимпиад, конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий.
Сформированы основы системного подхода к работе по переподготовке и повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Разработан и внедрен порядок утверждения стипендиатов - одаренных детей в Республике Хакасия.
Все указанные направления работы - итог многолетней систематической деятельности, которая должна быть продолжена на новом этапе реализации Программы.
В предстоящий период необходимо сделать действенным механизм реализации прав одаренных детей путем оказания материальной и моральной поддержки и создания системы государственных грантов (стипендий), укрепления материально-технической базы учреждений, работающих с одаренными детьми.
Необходимой представляется работа с одаренными детьми с ограниченными физическими возможностями, их социальная адаптация и интеграция в общество.
Изменения в системе обеспечения жизнедеятельности, воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.
2. Цель и задачи Программы
Целью республиканской целевой программы "Одаренные дети" на 2001 год является создание в республике оптимальных условий для образования и развития одаренных детей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
разработка научно-методической базы для выявления, развития и образования способных детей;
создание системы обучения, воспитания и развития способных и одаренных детей, удовлетворение потребностей учащихся в качественном и дифференцированном образовании;
создание соответствующих материально-технических и творческих условий для работы с одаренными детьми;
проведение на республиканском уровне мероприятий по работе с одаренными детьми;
объединение на всех уровнях усилий заинтересованных государственных и муниципальных органов, учебных заведений, общественных организаций, детских и других фондов.
3. Основные направления реализации Программы
1. Разработка индивидуальных учебных программ повышенного уровня для одаренных детей по специальностям и направлениям.
2. Комплексная поддержка талантливых детей.
3. Проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад; участие детей в российских и международных конкурсах и фестивалях.
4. Организация летних творческих смен.
5. Укрепление материально-технической базы организаций, работающих с одаренными детьми.
6. Обучение в предметных заочных школах Российской академии наук.
7. Направление учителей, работающих в классах и школах повышенного уровня, на краткосрочное обучение с целью овладения новыми педагогическими технологиями.
8. Привлечение спонсоров для поддержки одаренных детей.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования мероприятий за счет средств республиканского бюджета составляет 141 тыс. рублей, в том числе на:
развитие и поддержку учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми, - 80 тыс. рублей;
осуществление государственной поддержки одаренных детей - 61 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются республиканские органы исполнительной власти, администрации городов и районов республики (по согласованию).
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования и науки Республики Хакасия с исполнителями программных мероприятий.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Оперативное управление Программой, привлечение внебюджетных источников финансирования и контроль за эффективностью выполняемых мероприятий осуществляется Министерством образования и науки Республики Хакасия.
Министерство образования и науки Республики Хакасия как государственный заказчик совместно с Министерством финансов и экономики осуществляют контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
укрепить материально-техническую базу учреждений образования и культуры, работающих с одаренными детьми;
осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов для работы с одаренными детьми;
реализовать творческий потенциал учащихся.
Перечень мероприятий республиканской целевой
программы "Одаренные дети" на 2001 год
Мероприятия | Исполнители | Стоимость (тыс. руб.) 2001 г. |
Источник финансирования |
Ожидаемые результаты |
Целевая поддержка очно-заочных школ, работающих с одаренными детьми: - физико-математическая, программистов, политехническая, детского актива, юных литераторов; - юных мастеров, детской студии "Час Ханат" и других; |
Минобразование | 80,0 | республиканский бюджет |
поддержка республиканских гимназии |
Целевая поддержка участия детей в зональных, всероссийских и международных предметных олимпиадах. |
Минобразование | 30,0 | республиканский бюджет |
поездка на всероссийский и зональный туры олимпиад |
Проведение республиканских предметных олимпиад, выставок, конкурсов, научно-практических конференций школьников |
Минобразование | 21,0 | республиканский бюджет |
проведение двух олимпиад |
Проведение республиканских фестивалей детского художественного творчества |
Минобразование | 10,0 | республиканский бюджет |
проведение двух фестивалей |
Всего по Программе: | 141,0 |
Паспорт республиканской целевой
программы "Безопасное материнство" на 2001 год
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Безопасное материнство" на 2001 год. |
Дата и номер решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 год" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство здравоохранения Республики Хакасия |
Основные разработчики Программы | Министерство здравоохранения Республики Хакасия |
Цель Программы | сохранение и укрепление здоровья женщин и детей охрана репродуктивного здоровья населения создание условий для рождения желанных детей профилактика и снижение числа абортов, показателей материнской и младенческой смертности |
Срок реализации Программы | 2001 год |
Исполнители мероприятий Программы | Министерство здравоохранения Республики Хакасия администрации городов и районов Республики Хакасия |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего 280,0 тыс. руб. за счет средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
улучшение состояния репродуктивного здоровья населения улучшение организации и качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб снижение числа абортов и смертности женщин после абортов снижение показателей материнской и младенческой смертности |
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Министерством здравоохранения Республики Хакасия совместно с Министерством труда и социального развития Республики Хакасия, Министерством финансов и экономики Республики Хакасия |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Социально-экономические условия в Республике Хакасия продолжают оставаться сложными. Неполное и нестабильное финансирование службы родовспоможения и детства и в связи с этим ухудшение социальной защиты материнства и детства, обусловили низкий уровень рождаемости и высокий уровень общей смертности. В этих условиях проблема охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечение безопасного материнства приобретают особую медико-социальную значимость.
В Республике Хакасия сократилось число женщин, желающих иметь детей. Общие потери численности новорожденных составили более 5000 за последние 10 лет.
Ухудшается репродуктивное здоровье женщин детородного возраста за счет роста гинекологических заболеваний, осложнений беременности и родов.
Около 60 процентов женщин, закончивших беременность в 1999 году, имели то или иное заболевание или осложнение беременности и родов. 15 процентов семейных пар страдают бесплодием. Число абортов остается достаточно высоким (52,5 на 1000 женщин фертильного возраста в 1999 году)
Уровень материнской смертности превышает российский показатель в 1,2 раза.
Ухудшается соматическое и психическое здоровье населения, растет показатель злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин, социально обусловленных заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, алкоголизма.
Целенаправленные мероприятия по охране репродуктивного здоровья женщин, профилактике и снижению числа абортов, показателей материнской и младенческой смертности были предусмотрены в республиканских целевых подпрограммах "Безопасное материнство" и "Планирование семьи" (1996-2000 годы).
За время реализации указанных подпрограмм введены в строй Центр планирования семьи с медико-генетической лабораторией, улучшено оснащение родильных домов, женских консультаций и родильных отделений центральных районных больниц.
За последние 5 лет число абортов снизилось на 26 процентов, в том числе в группе до 14 лет - на 50 процентов. Число криминальных абортов снизилось в 2 раза. Показатели перинатальной смертности ниже российских показателей, младенческая смертность имеет тенденцию к снижению.
Однако в связи с недостаточным финансированием подпрограммы не выполняются мероприятия по капитальному строительству. С 1991 года прекращено строительство роддома на 120 мест, где предполагается развернуть перинаталь-ный центр, оснащенный современным оборудованием и с достаточным лекарственным обеспечением.
В связи с этим разработана Программа на 2001 год, в которой соблюдена преемственность программных мероприятий, реализованных в предыдущие годы, и предусмотрены дополнительные меры по охране репродуктивного здоровья населения и обеспечению безопасного материнства.
II. Цель и задачи Программы
Цель - сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение числа абортов, показателей младенческой заболеваемости и смертности.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья женщин, снижение числа абортов, показателей материнской и младенческой смертности;
- снижение заболеваемости и улучшение состояния здоровья новорожденных;
- укрепление материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб;
- совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи;
- улучшение лекарственного обеспечения населения.
III. Основные направления реализации Программы
- Совершенствование форм организации охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечение безопасного материнства;
- улучшение подготовки и повышения квалификации кадров акушерско-гинекологической и педиатрической служб;
- завершение строительства перинатального центра в г.Абакане и акушерского корпуса Аскизской ЦРБ;
- укрепление материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб, включая их оснащение современной лечебно-диагностической аппаратурой;
- обеспечение населения эффективными средствами контрацепции;
- осуществление закупок лекарственных средств для обеспечения неосложненных родов;
- внедрение новых методов стандартов и протоколов сохранения и восстановления репродуктивной функции женщины, а также профилактику, диагностику и лечение основных видов патологии беременности, родов, послеродового периода,- плода и новорожденного, в том числе социально-значимых и социально-обусловленных заболеваний;
- пропагандирование здорового образа жизни и мероприятий, связанных с охраной репродуктивного здоровья населения и обеспечение безопасного материнства.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета - 280,0 тыс. рублей.
V. Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются республиканские органы исполнительной власти. Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов, заключаемых государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Хакасия с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
VI. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Управление Программой обеспечивается отделом охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Республики Хакасия, на который возлагается исполнение функций дирекции подпрограммы. При Министерстве здравоохранения Республики Хакасия создается координационный совет, который осуществляет согласование и консультации по технико-экономическим обоснованиям мероприятий подпрограммы, контроль за ходом ее реализации, оценивает результативность и эффективность программных мероприятий. В состав координационного совета входят представители республиканских органов исполнительной власти и органов исполнительной власти городов и районов, а также представители общественных организаций.
Министерство здравоохранения Республики Хакасия как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- внедрить новые формы охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства;
- завершить строительство перинатального центра в городе Абакане и акушерского корпуса в с. Аскиз;
- укрепить материально-техническую базу амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб;
- обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи;
- снизить число осложнений беременности, родов, послеродового периода, абортов, а также показатели материнской и младенческой смертности.
Перечень мероприятий республиканской целевой
программы "Безопасное материнство" на 2001 год
Мероприятия | Исполнители | Стоимость (тыс. рублей) Республиканский бюджет |
Ожидаемые результаты |
|
1. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров | ||||
1 | Повышать квалификацию акушерок, медсестер акушерско-гинекологи- ческих учреждений путем проведения конференций, семинаров и учебы в Красноярской медицинской академии (м/с отд. новорожденных - 2, и акушерок - 2). |
Минздрав Республики Хакасия, администрации городов и районов Республики Хакасия (по согласованию) |
Текущее финансирование |
повышение качества подготовки средних медицинских работников учреждений акушерско-гинеко- логической и педиатрической служб |
2. Совершенствование форм организаций охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства |
||||
1 | Внедрение усовершенствованной системы диспансерного наблюдения за беременными женщинами согласно разработанным и утвержденным стандартам объемов обследования и лечения с учетом рекомендаций МЗ РФ |
Минздрав Республики Хакасия, администрации городов и районов Республики Хакасия. |
текущее финансирование |
снижение показателей материнской и младенческой смертности |
2 | Оснащение родовспомогательных учреждений современной медицинской аппаратурой и лекарственными средствами: |
Минздрав Республики Хакасия |
150,0 | снижение показателей материнской и младенческой смертности |
- дыхательный аппарат для новорожденных (Абаканский родильный дом) |
||||
- контрацептивы | 60,0 | |||
3. Совершенствование медико-генетической службы Республики Хакасия | ||||
1. | Приобретение тест-систем для медико-генетической лаборатории Центра планирования семьи на врожденную патологию. |
Минздрав Республики Хакасия |
70,0 | повышение качества здоровья новорожденных уменьшение чистоты возникновения врожденных заболеваний, снижение показателей перинатальной смертности |
Всего по Программе: | 280,0 | |||
В т.ч. Минздрав Хакасии | 280,0 |
Финансирование республиканской комплексной программы
"Дети Хакасии" из республиканского бюджета на 2001 год
(тыс. руб.)
N | Наименование республиканских целевых программ |
Минтруд Хакасии | Минздрав Хакасии | Минобразование Хакасии |
Всего | в т.ч. кап. Вложения |
|||
всего | в т. ч. кап. вл. |
всего | в т.ч. кап. вл. |
всего | в т.ч. кап. вл. |
||||
1 | "Дети - инвалиды" | 1494,0 | 984,0 | 23,0 | 1517,0 | 984,0 | |||
2 | " Развитие социального обслуживания семьи и детей" |
77,0 | 77,0 | ||||||
3 | "Профилактика безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних" |
289,0 | 289,0 | ||||||
4 | "Дети-сироты" | 193,0 | 41,0 | 193,0 | 41,0 | ||||
5 | "Одаренные дети" | 141,0 | 141,0 | ||||||
6 | "Безопасное материнство" |
280,0 | 280,0 | ||||||
Итого: | 1860,0 | 984,0 | 280,0 | 357,0 | 41,0 | 2497,0 | 1025,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.