Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Республиканская целевая программа "Развитие культуры и искусства
Республики Хакасия" на 2001 год
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 15 июня 2001 г. N 122)
Паспорт Республиканской целевой Программы "Развитие культуры и
искусства Республики Хакасия на 2001 год"
Наименование Программы |
Развитие культуры и искусства Республики Хакасия на 2001 год |
Заказчик Программы |
Министерство культуры Республики Хакасия |
Разработчик Программы |
Министерство культуры Республики Хакасия |
Цели и задачи Программы |
Создание необходимых условий для сохранения и развития культурного наследия, поддержка творческой личности Повышение уровня обслуживания населения учреждениями культуры и искусства: театрами, музеями, библиотеками, клубными учреждениями, а также создание гибкой системы их доступности для малоимущих и социально незащищенных граждан Защита памятников истории и культуры, предметов музейного, археологического, библиотечного фондов, обеспечение их безопасности Создание целостной системы подготовки, переподготовки кадров учреждений культуры Продолжение культурного сотрудничества с регионами России, в рамках Соглашений, подписанных Правительством Республики Хакасия Научно-методическое, информационное обеспечение отрасли Формирование системы финансирования, привлечение дополнительных внебюджетных доходов от платных форм деятельности учреждений культуры и искусства, спонсорства и благотворительности |
Основные исполнители Программы |
Министерство культуры Республики Хакасия Отдел по делам национальностей Аппарата Правительства Республики Хакасия |
Сроки реализации Программы |
2001 год |
Перечень основных мероприятий Программы |
Развитие профессионального искусства Развитие музейного дела Развитие начального профессионального музыкального и художественного образования Развитие библиотечной системы Развитие деятельности культурно-досуговых учреждений Сохранение и освоение культурного и природного наследия |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Аналитическая информация о ходе выполнения Программы и использовании средств из бюджета Республики Хакасия (на конец года) |
Объемы и источники финансирования приоритетных мероприятий |
2001год - 367,0 тыс. рублей из республиканского бюджета |
Ожидаемый результат |
Создание необходимых организационных условий творческой деятельности, соответствующих уровню и значению профессионального и самодеятельного искусства для культурного развития |
1. Обоснование Программы
Вопросы развития культуры и искусства Республики Хакасия попадают в разряд наиболее приоритетных требований населения. Возрастающую культурную и информационную потребность населения удовлетворяет разветвленная сеть музеев, библиотек, клубов, Домов культуры, учреждений профессионального искусства, детских музыкальных и художественных школ, школ искусств.
В целях осуществления государственной политики в сфере культуры и искусства были приняты меры, направленные на нормативную правовую поддержку культуры республики. Приняты Законы Республики Хакасия "О культуре", "О библиотечном деле в Хакасии", "Об историко-культурном наследии народов Республики Хакасия".
Деятельность профессиональных и самодеятельных художественных коллективов республики отмечена многими интересными выступлениями, постановками и гастрольными поездками.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют условия для их нормальной деятельности и развития.
Из-за сложных экономических условий не был выполнен ряд проблем, решение которых было предусмотрено в "Программе развития культуры на 1995-2000 гг.": освоение капитальных вложений на реконструкцию зданий Русского драматического театра, большого зала и пристройки к нему, концертно-танцевального зала Республиканского государственного учреждения "Дом культуры", строительство здания Хакасского республиканского краеведческого музея и т.д.
Из-за отсутствия необходимых денежных средств не реализованы разделы программы по совершенствованию системы подготовки кадров, по реорганизации сети культурно-досуговых учреждений, по развитию музыкальной, театральной культуры и ряд других.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости исполнения Республиканской целевой программы "Развитие культуры и искусства Республики Хакасия" на 2001 год, которая позволяет комплексно реализовать часть мер, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений культуры и искусства, качественную профессиональную подготовку кадров, поддержку творческой личности, сохранение культурного наследия, защиту памятников истории и культуры, охрану музейного, археологического, библиотечного фондов.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- сохранение накопленного культурного потенциала Республики Хакасия;
- создание условий для его дальнейшего развития.
Для достижения поставленных целей предусмотрена реализация следующих задач:
- развитие профессионального искусства;
- развитие музейного дела;
- развитие начального профессионального музыкального и художественного образования;
- развитие библиотечной системы;
- развитие деятельности культурно-досуговых учреждений;
- сохранение и освоение культурного и природного наследия.
3. Основные направления деятельности учреждений
культуры и искусства Республики Хакасия
3.1. Развитие профессионального искусства
Создание условий для полноценной творческой деятельности, сохранение сложившихся профессиональных традиций в искусстве и поддержка новых творческих инициатив.
Для решения данной проблемы предусматривается:
выделение в приоритетном порядке средств на создание нового и прокат текущего репертуара театров в соответствии с нормативами;
организация работы по целевым творческим заказам и создание репертуара на хакасском языке, перевод на хакасский язык пьес русской и зарубежной классики;
создание условий для воспроизводства творческого потенциала театров и стимулирование развития творческой профессиональной среды;
организация целевой подготовки актеров, режиссеров, художников для Хакасии в высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов Российской Федерации;
Поддержка театральных гастролей в Российской Федерации, за рубежом и в сельских районах Республики Хакасия;
Содействие развитию национальной музыкальной культуры народов Хакасии.
Разработка образовательных программ по изучению музыкального наследия разных народов, проживающих на территории республики.
Развитие кадрового потенциала в области музыкального искусства.
Создание целевой творческой группы для обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Поддержка композиторской деятельности.
3.2. Развитие музейного дела
Кардинальное переустройство Хакасского республиканского краеведческого музея - главная стратегическая линия совершенствования музейного дела республику.
Хакасский республиканский краеведческий музей должен стать неотъемлемым элементом инфраструктуры г. Абакана - столицы Республики Хакасия. Решение задачи превращения Хакасского республиканского краеведческий музея в столичный связано с необходимостью расширения деятельности музея, несущего ответственность за состояние республиканского культурного наследия не только в плане его физической сохранности, но и степени его доступности, что ставит его в ряд с крупными национальными музеями России. В настоящее время необходимо пересмотреть статус музея и повышения категории его с соответствующим изменением оргструктуры, штатов и технического переоснащения.
Хакасский республиканский краеведческий музей должен стать, прежде всего, универсальным, вместительным и оборудованным на современной уровне хранилищем движимых памятников и банком информации по вопросам природного и культурного наследия республики. Все это позволит решить проблему сохранения движимой части культурного наследия и вернуть в республику обширные археологические коллекции, находящиеся сегодня за ее пределами.
Экспозиционная деятельность музея может происходить в форме базовой стационарной экспозиции, временных и передвижных выставок, циркуляция которых может осуществляться, как в республике, так и за ее пределами. Для этого необходимо:
разработка новой концепции и проекта деятельности Хакасского республиканского краеведческого музея;
изменение статуса музея, подготовка нового оргпроекта деятельности музея.
Создание системы музеев под открытым небом.
Многие уголки хакасской степи с ее курганами, стелами, писаницами, остатками древних сооружений воспринимаются, как готовый музей под открытым небом. Пока заповедные фрагменты территории Хакасии еще не утрачены, необходимо позаботиться о придании им соответствующего статуса, что позволит сохранить не только уникальные памятники, но и естественную среду вокруг них и будет способствовать более целостному пониманию смысла и значения исторических памятников Хакасии.
Развитие мобильных форм музейного обслуживания.
В тех случаях, когда музеи на местах отсутствуют или их площади недостаточны, целесообразно строительство выставочных залов, имеющих современное экспозиционное оборудование и охранную сигнализацию. Но даже и при отсутствии залов, проблема может быть решена с помощью парка специальных передвижных средств - "музеобусов" - обеспечивающих транспортировку и оперативное развертывание и свертывание экспозиций и сопровождающих их программ - в клубах, кинотеатрах, школах, других помещениях или просто под открытым небом. Такие передвижные формы обслуживания могут стать оптимальными именно для Хакасии, где есть хорошо развитая сеть автомобильных дорог.
Следовательно, нужна разработка региональной программы мобильного музейного обслуживания.
3.3. Развитие начального профессионального музыкального и художественного образования.
В системе начального профессионального музыкального и художественного образования в Республике Хакасия имеется 37 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, в которых обучается свыше 4500 детей, под руководством 440 преподавателей. Детские музыкальные школы и школы искусств являются первой ступенью в трехзвенной системе профессионального музыкального образования: школа - музыкальный колледж института искусств Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова - институт искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.
Координацией деятельности учебных заведений в системе Министерства культуры Республики Хакасия занимается методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. Помимо оказания методической помощи преподавателям детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, методический кабинет занимается подготовкой учебных заведений к лицензированию, аттестации и аккредитации, снабжает учебные заведения нормативными документами, организует профильные творческие смены для одаренных детей.
В детских музыкальных школах обучается свыше 900 учащихся, значительно возрос интерес к хакасским народным инструментам. Но отсутствие инструментов ограничивает обучение на хакасских народных инструментах. Одной из самых результативных форм поддержки одаренных детей является проведение профильных творческих смен для юных музыкантов, художников и хореографов. В течение двух последних лет на творческие смены для одаренных детей выезжали лишь стипендиаты Министерства культуры Российской Федерации.
3.4. Развитие библиотечной системы
Формирование библиотечного дела и превращение библиотеки в центр информации для всех категорий и групп пользователей.
Развитие в республике системы информационного обеспечения отрасли, выпуск информационных бюллетеней, компьютеризация библиотечной системы.
Подготовка и представление на рассмотрение Министерства культуры Российской Федерации предложения о введении в практику комплектования республиканской библиотеки на основе бесплатного обязательного экземпляра вместо существующего сейчас принципа поставки обязательного платного экземпляра.
Утверждение республиканской программы по финансированию поступлений 300 экземпляров каждого названия краеведческой и национальной литературы, предназначенных для формирования книжных фондов государственных библиотек Хакасии через государственное предприятие "Бибколлектор".
Подготовка и внесение на рассмотрение в Министерство культуры Республики Хакасии предложения о резервировании средств на повышение квалификации 4-5 библиотечных работников в год в основных библиотечных учебных центрах России.
Организация курсов по повышению квалификации библиотечных работников на базе Национальной библиотеки им. Доможакова.
3.5. Развитие деятельности культурно-досуговых учреждений
Основой досуговых учреждений, определяющей ее организационно-творческую стабильность, социально-культурную активность и общественную значимость являются коллективы самодеятельного творчества и любительские объединения. Свидетельством общественной востребованности клубных учреждений является ежегодный рост количества клубных формирований и числа участников, развитие детского самодеятельного творчества.
Развитие деятельности учреждений культуры связано с их новой ролью в реализации региональной культурной политики в республике. Современная культурная политика в условиях жесткого бюджетного дефицита ориентирована на поддержку и финансирование в первую очередь тех видов деятельности, которые направлены на решение социокультурных проблем региона. Такая политика нуждается в новых механизмах государственной поддержки и распределения бюджетных ресурсов.
Целесообразным в этой ситуации является программный механизм финансирования деятельности учреждений культуры, который позволяет:
- нацелено и последовательно решать наиболее актуальные и значимые проблемы культуры на местах;
- дополнительно финансировать те учреждения культуры, которые включены в реализацию Программы;
- привлекать к решению проблем культуры внебюджетные источники финансирования, включая в процесс реализации Программы заинтересованные организации и коммерческие структуры, способные инвестировать проект ради будущих выгод;
- решать проблему не только силами отраслевых учреждений культуры, но и аккумулировать средства и силы разных ведомств, причастных к решению данной проблемы, создавая специальные целевые фонды по реализации Программы.
Определять по республике в целом приоритетные направления культурно-досуговой деятельности:
- сохранение традиционной народной культуры;
- организация досуга отдельных, особо нуждающихся в государственной поддержке категорий населения (особенно молодежи и детей);
- поддержка инновационной деятельности;
- создание условий для самоопределения и приобщения человека к различным типам культур.
Рассматривать вопрос о приведении в соответствие сети отраслевых учреждений, условиях их функционирования и о закрытии или перепрофилировании неперспективных стационарных учреждений культуры, сохранив при этом требуемый уровень удовлетворения социокультурных потребностей жителей этих населенных пунктов.
Создание информационной базы данных о структуре спроса и предложения в сфере культурных услуг, о наиболее эффективном опыте в сфере культурного обслуживания республики и за ее пределами, распространение его по учреждениям культуры.
Поддержка деятельности культурно-досуговых учреждений, направленной на сохранение и развитие народных промыслов и ремесел, фольклора, обеспечение координации их деятельности Республиканским центром народного творчества им. С.П. Кадышева.
3.6. Освоение культурного и природного наследия
Сохранение в числе приоритетных направлений научное исследование в области археологии, этнографии и истории, развитие просветительской и образовательной деятельности.
Организация деятельности по предъявлению культурно-исторического наследия широким слоям населения и гостям республики.
Организация широкой пропаганды культурного наследия всеми современными средствами (через прессу, радио и телевидение, аудио-видео продукцию, видеофильмы культурно-исторического содержания и т.п.).
Создание благоприятного фона для дальнейших культуроохранных мероприятий и обеспечение интеллектуальной базы для разработки культурно-образовательных программ.
Включение культурно-исторического наследия в социальную и культурно-досуговую сферы.
Изучение наследия и научная экспертиза выдвигаемых в этой области программ и проектов.
Поддержка издательской и пропагандистской деятельности в области культурного наследия.
Создание и осуществление специальной издательской программы, предусматривающей выпуск:
- методической литературы;
- альбомов, буклетов, открыток и т.д. по археологии, истории и этнографии Хакасии.
Организация распространения и продажи выпускаемых изданий (с целью частичного обеспечения самоокупаемости издательской программы).
Подготовка серии публикаций в прессе, радио и телепередач, посвященных историко-культурному наследию Хакасии.
Создание компьютерных баз данных, мультимедиа - программ, посвященных историко-культурному наследию Хакасии.
Создание системы координации деятельности Министерства культуры и Министерства образования и науки, предусматривающей совместную разработку программ изучения истории Хакасии и знакомство с ее культурным наследием.
Организация систематического знакомства школьников республики с музеями, памятниками, фольклором Хакасии.
Поддержка внешкольных форм работы, связанных с изучением и освоением культурного наследия, детских кружков, студий, ансамблей, археологических экспедиций, летних лагерей и т. д.
Организация подготовки необходимых для этого кадров учреждений образования и культуры.
Поддержка районных и местных проектов и инициатив по созданию и обустройству памятников и заповедных зон, учитывающих этнокультурные особенности конкретной территории.
Создание гарантий неприкосновенности территориальных этно-археологических и природных комплексов, имеющих мировое значение, к которым можно отнести памятники, находящиеся в Салбыкской долине, Боярскую писаницу и еще целый ряд комплексов.
Разработка для приоритетных объектов и зон Хакасии программы их освоения, предусматривающей особый режим консервации, охраны и обустройства для регулируемого посещения.
Координация деятельности со спортивными обществами, Министерством здравоохранения, Министерством образования и науки республики и др. по разработке и осуществлению межведомственных программ в следующих областях:
- культурное наследие и спорт (развитие традиционных или близких к ним видов спорта - конной езды, борьбы, стрельбы из лука, традиционных игр и т.д.);
- культурное наследие и здравоохранение (реабилитация методов народной медицины, использование природного потенциала - грязевых озер и т.д. - в оздоровительных целях);
- возрождение традиционной народной кухни.
Возрождение традиционных праздников и ритуалов, в том числе религиозных, включая обустройство и восстановление родовых культовых мест.
4. Приоритетные мероприятия на 2001 год
тыс. руб.
Наименование мероприятий | Республи канский бюджет |
Республиканский праздник "Чир Ине" | 5,0 |
Дни тюркской письменности и культуры народов Сибири |
5,0 |
Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства "Моя Хакасия" |
12,0 |
280-летие со времени открытия на территории Хакасии первого памятника рунической древнетюркской письменности (посещение и знакомство с памятниками письменности, культурные мероприятия) |
20,0 |
Смотр-конкурс творческих работ артистов Хакасской республиканской филармонии "Золотая нота", посвященный10-летию Республики Хакасия |
8,0 |
Международный симпозиум "Чатхан: история и современность" |
5,0 |
IV Межрегиональный конкурс исполнительских работ учащихся ДМШ, ДХШ, ДШИ им. А.А. Кенеля |
25,0 |
VI Республиканский хакасский детский эстрадно-фольклорный фестиваль "Час ханат" |
16,0 |
Республиканский праздник "День славянской письменности и культуры", "Славянские узоры" |
15,0 |
Республиканский праздник - Хакасский Новый год "Чыл пазы" |
25,0 |
Республиканский конкурс бардовской и фольклорной песни "Хысхы саннары" |
10,0 |
Республиканский конкурс детских хореографических коллективов им. С.Д. Словиной |
5,0 |
Республиканский фестиваль фольклорной песни "Айтыс" |
10,0 |
Республиканский конкурс хоровых коллективов | 10,0 |
Республиканский конкурс красоты "Мисс Абахай" | 15,0 |
Республиканский конкурс "Юные дарования" | 10,0 |
День защиты детей, праздник "Пусть всегда будет солнце" |
4,5 |
Республиканский праздник, посвященный Дню пожилых людей |
15,0 |
Республиканский праздник "День матери" в рамках Всероссийского |
10,0 |
Республиканский День библиотек в рамках Всероссийского |
18,0 |
Международный День музеев | 10,0 |
Международный День театра | 25,0 |
65-летие Республиканской детской библиотеки | 26,0 |
70-летие Хакасского национального театра | 26,0 |
70-летие Республиканского краеведческого музея | 26,0 |
10-летие Археологической службы Хакасии | 2,5 |
Прочие приоритетные мероприятия | 8,0 |
Итого: | 367,0 |
5. Управление и механизм реализации Программы
Заказчиком и основным исполнителем данной Программы является Министерство культуры Республики Хакасия. Соисполнителями являются:
- Министерство образования и науки Республики Хакасия;
- Министерство здравоохранения Республики Хакасия;
- Отдел по делам национальностей Аппарата Правительства Республики Хакасия;
- Администрации городов и районов Республики Хакасия;
- Отдел по делам молодежи Аппарата Правительства Республики Хакасия;
Общий объем финансирования основных направлений Программы, уточняется и конкретизируется с учетом изменений ценовой политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.