Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Республиканская целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов Республики Хакасия" на 2001 год
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 15 июня 2001 г. N 122)
Паспорт республиканской целевой программы "Социальная
поддержка инвалидов Республики Хакасия" на 2001 год
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Социальная поддержка инвалидов Республики Хакасия " на 2001 год |
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия |
Основные разработчики Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство культуры Республики Хакасия, Хакасская республиканская общественная организация Всероссийского общества инвалидов, Хакасская республиканская общественная организация Всероссийского общества слепых, Хакасская республиканская общественная организация Всероссийского общества глухих |
Цели и задачи Программы |
снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки и улучшение качества-жизни инвалидов, повышение эффективности деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; |
развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии; |
|
усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов; |
|
Сроки реализации Программы |
2001 год |
Основные мероприятия Программы |
дальнейшее внедрение государственных стандартов и современных технологий, используемых в деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии; |
укрепление материально-технической базы и кадровое обеспечение республиканской государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии; |
|
обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов |
|
Основные исполнители Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство культуры Республики Хакасия, администрации городов и районов Республики Хакасия, Хакасские республиканские общественные организации Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих |
Объемы и источники финансирования Программы |
492,0 тыс. рублей - из средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
повышение уровня и качества жизни инвалидов; |
повышение эффективности деятельности республиканской государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитационной индустрии; |
|
создание промышленной основы социальной защиты населения, обеспечивающей наиболее полную интеграцию инвалидов в общество, в том числе путем обеспечения их техническими средствами реабилитации, протезирования и осуществления связанных с этим услуг; |
|
совершенствование информационного обеспечения в решении проблем инвалидов; |
|
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов; |
|
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляют в установленном порядке Министерство труда и социального развития Республики Хакасия совместно с Министерством финансов и экономики Республики Хакасия и другими республиканскими органами исполнительной власти и общественными объединениями инвалидов Республики Хакасия |
1.Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Республики Хакасия.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. В Республике Хакасия за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 01.01.1997 года на учете в органах социальной защиты населения состояло 22307 инвалидов (3,8 % от населения республики), то на 01.01.2000 года - 25372 инвалида (4,4 %).
На протяжении последних лет в республике наблюдается увеличение числа инвалидов работоспособного возраста и детей-инвалидов в возрасте от 10 до 14 лет. В 1999 году впервые признаны инвалидами - 3583 человека, из них первая группа инвалидности установлена - 637 чел. (17,7 %), вторая группа - 2050 чел. (57,2 %), третья группа - 896 чел. (25,0 %). При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,0 % при повторном освидетельствовании.
В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране, в ближайшие годы тенденция к увеличению числа инвалидов будет сохраняться. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию их в общество.
Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями органов кровообращения, онкологическими заболеваниями, болезнями костно-суставно-мышечной системы, последствиями травм, врожденными пороками и аномалиями органов и систем. Лица, имеющие вышеуказанные заболевания, составляют более половины в структуре больных впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечается стойкая тенденция к повышению уровня первичной инвалидности в связи с заболеванием туберкулезом и психическими расстройствами.
В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица утратившие .трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы средств реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.
В 1998 году завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения медико-социальной экспертизы. В настоящее время в Республике Хакасия функционирует 9 бюро медико-социальной экспертизы.
Одним из основных направлений их деятельности является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
В Республике Хакасия создана собственная реабилитационная база: Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями; Республиканский центр социальной помощи семье и детям в п. Майна; Черногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми; Кризисный центр для женщин в г. Черногорске;
Республиканское унитарное предприятие "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие".
Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют системный подход и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий, не сформирован рынок реабилитационной индустрии, предусматривающий организацию нормативного обеспечения и системы контроля качества производства технических средств реабилитации инвалидов.
Остается недостаточной обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. На 01.10.2000 года на учете в органах социальной защиты населения состояло 180 инвалидов, нуждающихся в получении кресло-колясок и 1380 инвалидов - в получении спецавтотранспорта.
Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, спорта, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В Республике Хакасия отсутствуют собственные специализированные учебные заведения для профессионального обучения инвалидов. Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации, новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов; не создана система непрерывного образования с использованием интегрированного обучения и современных реабилитационнообразовательных технологий.
Эффективное решение важнейших проблем инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Республики Хакасия на 2001-2003 годы" .
В ходе выполнения комплексной целевой программы "Социальная защита и реабилитация инвалидов в Республике Хакасия на 1998-2000 годы" обеспечены условия для коренной перестройки системы врачебно-трудовой экспертизы, внедрены новая идеология медико-социальной экспертизы и новые критерии определения инвалидности, определены требования к структуре и методологии экспертной диагностики, направленной на выявление потенциальных возможностей инвалидов и определение для них мер социальной защиты.
К настоящему времени сформированы основы реабилитационной индустрии в республике, разработаны основы системы, обеспечивающие доступ инвалидов к зданиям, сооружениям, средствам транспорта, связи, информации и другим объектам социальной инфраструктуры.
Анализ выполненных в 1998-2000 годах мероприятий комплексной целевой программы "Социальная защита и реабилитация инвалидов в Республике Хакасия на 1998-2000 годы" позволил определить главные вопросы, требующие первоочередного решения в рамках Программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развития рынка реабилитационной индустрии.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
создание современной научно-методической базы деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии;
развитие инфраструктуры учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения;
обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов, как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в современных социально-экономических условиях;
создание единой информационной системы по проблемам инвалидов;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии;
усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.
3. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях развития социальной поддержки инвалидов, включая научные исследования, капитальное строительство, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы развития государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии. При этом имеется в виду создание новых организационных структур, сохранение и развитие рабочих мест для инвалидов, внедрение современных медико-социальных технологий в работу учреждений указанных служб, методическое, информационное, кадровое обеспечение деятельности, что в конечном итоге должно привести к усилению социальной защиты, улучшению качества жизни инвалидов и наиболее полной интеграции их в общество.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета в сумме 492,0 тыс. рублей.
Распределение расходов представлено после каждого раздела Программы.
5. Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения
К участию в реализации Программы привлекаются орган исполнительной власти городов и районов Республики Хакасия.
Текущее управление реализацией Программы осуществляете Министерством труда и социального развития Республики Хакасия.
Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются :
установленном порядке.
Министерство труда и социального развития Республики Хакаси-с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям механизм реализации Программы и состав исполнителей.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой позволит:
снизить уровень инвалидности в Республике Хакасия примерно на 10 % и повысить качество жизни инвалидов;
создать сеть учреждений государственной службы медико социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
повысить качество медико-социальной экспертизы и реабилитацию инвалидов в Республике Хакасия и обеспечить возврат к труду не менее 500 инвалидов;
сформировать республиканский рынок производителей реабилитационной индустрии наиболее полно удовлетворяющий нужды всех категорий инвалидов;
создать единое информационное пространство для успешного решения проблем инвалидов и инвалидности;
обеспечить государственную службу медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятия реабилитационной индустрии высококвалифицированными кадрами.
Перечень мероприятий республиканской целевой программы
"Социальная поддержка инвалидов Республики Хакасия" на 2001 год
Наименование мероприятий | Исполнитель | Источник финансирования |
Стоимость (тыс. руб.) 2001 год |
Ожидаемые результаты |
I. Совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы Республики Хакасия |
||||
Совершенствование деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы | ||||
1. Внедрение современных врачебно-экспертных технологий и многовариантных моделей в практику деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы |
Минтруд Республики Хакасия |
республ. бюджет | текущее финансирование |
обеспечение преемственности деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы; определение требований к реабилитационно - экспертной диагностике, к критериям оценки реабилитационных потенциалов инвалидов и их реабилитационного прогноза; повышение точности и эффективности принятия экспертных решений |
2. Внедрение государственных стандартов и нормативов в деятельность учреждений медико-социальной экспертизы |
Минтруд Республики Хакасия |
внедрение государственных стандартов деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, нормативов потребности в учреждениях медико-социальной экспертизы в республике, в их кадровом обеспечении, размещении и оснащенности |
||
3. Развитие региональной сети учреждений медико-социальной экспертизы |
Минтруд Республики Хакасия |
республ. бюджет | текущее финансирование |
создание в Республике Хакасия дополнительно трех бюро медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ), в том числе: второго состава республиканского педиатрического бюро МСЭ, республиканского специализированного кардиологического бюро МСЭ, второго состава главного бюро МСЭ |
4. Укрепление материально-технической базы медико-социальной экспертизы путем оснащения современным оборудованием |
Минтруд Республики Хакасия |
республ. бюджет | 97 | укрепление материально-технической базы бюро медико-социальной экспертизы экспертно-диагностическим оборудованием для оценки и прогноза ограничений жизнедеятельности инвалидов, повышения качества и объективизации контроля экспертных заключений; оснащение учреждений медико-социальной экспертизы транспортом, средствами связи, программно-техническими средствами, оргтехникой в целях увеличения охвата населения услугами медико-социальной экспертизы (более 30 тыс. человек) |
Итого по разделу: | республ. бюджет | 97 |
II. Развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации
инвалидов, внедрение новых реабилитационных технологий
Формирование сети реабилитационных учреждений и совершенствование их деятельности
5. Внедрение современных реабилитационных технологий в практику деятельности учреждений органов медико-социальной экспертизы, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, службы занятости населения |
Минтруд, Минздрав, Минкультуры, Минобразование, Минспорт Республики Хакасия, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Хакасия |
республ. бюджет | текущее финансирование |
повышение эффективности комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов; увеличение числа инвалидов, вернувшихся к труду |
6. Внедрение региональной модели социальной интеграции инвалидов, пострадавших в военных конфликтах и техногенных катастрофах |
Минтруд, Минздрав, Минобразование, Минкультуры, Минград, Минспорт Республики Хакасия, республиканские общественные объединения инвалидов (по согласованию), Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Хакасия |
республ. бюджет | текущее финансирование |
повышение эффективности комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов, пострадавших в чрезвычайных ситуациях |
7. Разработка и внедрение региональной модели непрерывного образования инвалидов с использованием интегрированного обучения и современных реабилитационно-образовате- льных технологий |
Минобразование Республики Хакасия, территориальные органы государственной власти районов и органы местного самоуправления Республики Хакасия (по согласованию) |
республ. бюджет | текущее финансирование |
создание и оснащение аудиторий начального, среднеспециального и высшего образования на базе учебных заведений республики, обеспечивающих ежегодное обучение 100 инвалидов различных категорий с использованием современных методик и технологий учебного процесса |
8. Внедрение современных технологий формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; приобретение специального оборудования для оснащения объектов, находящихся в республиканской собственности, в целях обеспечения их доступности инвалидам; реконструкция объектов, находящихся в муниципальной собственности в целях доступности для инвалидов |
Минград Республики Хакасия |
республ. бюджет | текущее финансирование |
обеспечение в градостроительстве требований доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам различного назначения; обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здания и сооружения общественного назначения, учреждения культуры, спортивно-зрелищные и иные организации |
Итого по разделу: | республ. бюджет | текущее финансирование |
III. Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы
социальной защиты населения
9. Обеспечение инвалидов республики новыми моделями кресло-колясок различного функционального назначения |
Минтруд Республики Хакасия, территориальные органы государственной власти районов и органы местного самоуправления Республики Хакасия (по согласованию), республиканские общественные объединения инвалидов (по согласованию) |
республ. бюджет | текущее финансирование |
приобретение кресло-колясок: облегченных -80 штук, рычажных -20, активного типа -5, спортивных-10, с электроприводом всех видов -3, для детей с детским церебральным параличом -10, для лиц пожилого возраста -30, для лиц с ослабленными функциями верхних конечностей -5 |
10. Обеспечение инвалидов с нарушениями зрения средствами о |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.