Постановление Правительства Республики Хакасия
от 27 ноября 2002 г. N 314
"Об утверждении Положения об округах санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов республиканского значения"
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21 мая 2008 г. N 162 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Федеральных законов от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" (в ред. от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ), в целях установления режима хозяйствования и природопользования, обеспечивающих защиту и сохранение природных лечебных ресурсов, Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения coгласно приложению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Цыганка В.И.
Председатель Правительства
Республики Хакасия |
А. Лебедь |
Положение
об округах санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
республиканского значения
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 27 ноября 2002 г. N 314)
Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" (в ред. от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) и определяет порядок организации на территории Республики Хакасия округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.
4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах республиканского значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи, другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт республиканского значения находится в районе с развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.
5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенные для использования в лечебных целях на месте или розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенные для использования в лечебных целях на месте или расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющие лечебное значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенные к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
рапа озер;
акватории озер, рек, водохранилищ и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать действующему законодательству.
7. Территории и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.
Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной)
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
республиканского значения
8. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов республиканского значения производится по заданиям организаций-пользователей природными лечебными ресурсами.
Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей производится по заданиям Государе таенного комитета по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия или, в установленном законом порядке, территориального органа федерального органа исполнительной власти - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Хакасия.
9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского значения согласовывается с органами местного самоуправления Республики Хакасия, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Хакасия, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия, Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Хакасия; проект округа горно-санитарной охраны - дополнительно с Саянским отделом Управления Енисейского округа Госгортехнадзора России.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной)
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
республиканского значения
10. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие вред лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию экзогенных геологических процессов и отрицательно влияющие на природные земельные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей, курортов республиканского значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ.
Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта республиканского значения, курортного региона (района).
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной, горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения, имеющих в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях, корректируются с выделением третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяется первая, вторая и, при необходимости, третья зона округа горно-санитарной охраны.
12. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружении методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 30 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязен, озерам с минерализованной водой, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод:
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огородных участков без централизованных систем водоснабжения и канализации;
устройство туристических стоянок без соблюдения природоохранных мероприятий;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота;
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в поверхностные и подземные водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта краевого или местного значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геостурктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей - по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геостурктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
Границы второй зоны обосновываются гидродинамическими и другими расчетами.
14. Режим третей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
15. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
16. Проектируемые в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
17. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта республиканского значения, утвержденным в установленном порядке.
18. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения утверждаются Правительством Республики Хакасия по представлению Государственного комитета по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия или Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Хакасия.
19. В случае, когда округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского значения, а также отдельно расположенных природных объектов (каптажей, озер), распространяется помимо территории Республики Хакасия на территории соседних субъектов Российской Федерации, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются в установленном порядке с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Обеспечение санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
республиканского значения
20. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения осуществляют:
в первом зоне - пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах - пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
21. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется пользователем не позднее, чем через шесть месяцев после утверждения округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной (горно-санитарной охраны), производится в установленном порядке.
22. Финансирование санитарно-оздоровительных мероприятий и ликвидация очагов загрязнения осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны и других средств.
23. Надзор за разработкой природных лечебных ресурсов, отнесенных к категории полезных ископаемых, государственный экологический и санитарно-эпидемиологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения (а также на объектах. расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие) осуществляют в установленном законом порядке в пределах своей компетенции Государственный комитет по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия и специально уполномоченные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: Саянский отдел Управления Енисейского округа Госгортехнадзора России, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Хакасия (и подведомственные ему лесхозы в пределах своей компетенции), Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27 ноября 2002 г. N 314 "Об утверждении Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21 мая 2008 г. N 162 настоящее постановление признано утратившим силу