Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 января 2004 г. N 07 настоящее постановление снято с контроля
В целях дальнейшего развития сельского здравоохранения в республике Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую Программу "Организация общей врачебной практики в сельском здравоохранении Республики Хакасия" на 2003 год, далее - Программа.
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения Республики Хакасия (Бурнакова Л.И.).
3. Принять к сведению, что Министерством финансов и экономики Республики Хакасия предусмотрены расходы по финансированию данной программы в проекте закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год". Установить, что объемы финансирования Программы подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Пилюгину Н.А.
Председатель Правительства
Республики Хакасия |
А. Лебедь |
Республиканская целевая программа
"Организация общей врачебной практики в сельском
здравоохранении Республики Хакасия" на 2003 год
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 4 декабря 2002 г. N 316)
Паспорт
республиканской целевой программы "Организация общей врачебной
практики в сельском здравоохранении Республики Хакасия" на 2003 год
Наименование Программы: "Организация общей врачебной практики в
сельском здравоохранении Республики Хакасия"
на 2003 год.
Основание для разработки Концепция развития здравоохранения и
Программы: медицинской науки в Российской Федерации,
одобренная постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N
1387 "О мерах по стабилизации и развитию
здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации".
Заказчик Программы: Министерство здравоохранения Республики
Хакасия.
Основные разработчики Министерство здравоохранения Республики
Программы: Хакасия.
Цели Программы: - повышение эффективности первичной
медико-санитарной помощи в сельском
здравоохранении;
Срок реализации 2003 год.
Программы:
Система программных - оснащение медицинским оборудованием,
мероприятий: приборами и аппаратами учреждений сельского
здравоохранения, внедряющих организацию
первичной медико-санитарной помощи по
принципу врача общей практики;
- организационно-методическое и
информационное обеспечение деятельности
кабинетов общей врачебной практики.
Исполнители мероприятий - Министерство здравоохранения Республики
Программы: Хакасия;
Объемы и источники - органы управления здравоохранением
финансирования сельских районов республики;
Программы: - объем финансирования Программы всего
1253,0 тыс. руб.;
- источник финансирования - республиканский
бюджет.
Ожидаемые конечные - увеличение объема и качества
результаты: амбулаторно-поликлинической помощи сельскому
населению;
- уменьшение числа направлений на
консультацию к другим специалистам;
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Экономический анализ показал, что в сложившейся системе здравоохранения Российской Федерации сохраняется высокозатратный принцип организации медицинской помощи: доля расходов на дорогостоящую стационарную помощь составляет 60%, на скорую - 10%, а на менее затратную амбулаторно-поликлиническую - 30%. Между тем, почти 30% госпитализированных больных не нуждаются в стационарном лечении и могли бы получить весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий в условиях поликлиник и амбулаторий.
"Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" на 2001-2005 годы и на период до 2010 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" особая роль в реформировании отрасли здравоохранения отводится поэтапному внедрению института врача общей (семейной) практики.
Реализация этого направления позволит повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения путем увеличения объема амбулаторно-поликлинической помощи в 2 раза за счет снижения объема стационарной медицинской помощи.
В настоящее время в здравоохранении России наибольшие негативные тенденции сложились в первичном звене медицинской помощи. Уменьшилось число амбулаторно-поликлинических учреждений. Доля врачей, работающих в поликлиниках, ежегодно снижается (с 44,5% в 1999 г. до 40,5% в 2000 г.). Число занятых должностей терапевтов в селе снизилось на 12,4%, а в городах на 9,6%.
Вместе с тем, при увеличении общего количества штатных должностей врачей на 7,2%, число работающих в стационарах увеличилось на 15%. Обеспеченность населения врачами "узких специальностей" в Российской Федерации возросло с 27,4 на 10 000 населения в 1995 году до 28,5 в 2000 году.
Вышеприведенные данные показывают необходимость изменения принципов организации амбулаторно-поликлинической помощи, направленной на повышение престижа врачей, на повышение эффективности их труда.
Решению проблем наиболее полно отвечает внедрение общей врачебной практики в структуру муниципального здравоохранения.
С целью развития общей врачебной практики приказом Минздрава России от 30.12.1999 года N 463 утверждена отраслевая программа "Общая врачебная (семейная) практика", создан Центр семейной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, успешно работает Всероссийская ассоциация врачей общей практики, издается профессиональный журнал "Российский семейный врач", проведен первый Всероссийский съезд врачей общей практики.
В настоящее время в России работает 1620 врачей общей практики. В 12 субъектах Российской Федерации организована работа общих врачебных практик и в 4 из них семейная медицина стала неотъемлемой частью системы здравоохранения (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Тульская, Самарская области). Основными результатами внедрения общих врачебных практик стали: большая удовлетворенность работой врачей, на 57 % снизилось число направлений на консультации к "узким специалистам" по сравнению с участковыми врачами, на 30% уменьшилось число направлений на обследование за счет исключения дублирования, на 20-30% уменьшилось количество выездов скорой помощи к прикрепленному к общей врачебной практике населению.
Республика Хакасия относится к числу регионов, в которой становление службы общей врачебной практики еще не начиналось. Вместе с тем, в здравоохранении республики наиболее остро стоит проблема обеспечения доступности амбулаторно-поликлинической помощи населению. Так, максимальная возможность учреждений здравоохранения позволила в 2001 году спланировать 7700 посещений на 1000 жителей республики, что на 16% ниже установленного федерального норматива, а исполнение этого плана составило 85,6%. Таким образом, жителям Хакасии амбулаторная помощь стала доступной лишь на 71,6%.
Основной причиной снижения доступности амбулаторной помощи населению Республики Хакасия является низкая укомплектованность учреждений здравоохранения кадрами врачей - 63%. Обеспеченность врачами на 10 000 населения по Республике Хакасия в 2001 году снизилась на 1,3%, что по сравнению с Российской Федерацией ниже на 30%, а по сравнению с Сибирским федеральным округом ниже на 19%.
Наименьшая укомплектованность врачами отмечается в Боградском (36,6%), У-Абаканском (49,9%), Орджоникидзевском (46,8%) районах. Среди городов недостаточная укомплектованность врачами в г. Абакане - 72.9%, в г. Саяногорске - 62.9%, в г. Черногорске - 57.6%.
Недостаточная укомплектованность отмечается и по общепрофильным врачебным специальностям (терапевтам и педиатрам), оказывающим основной объем помощи в поликлиниках и амбулаториях. Так, в 2001 году укомплектованность терапевтами по республике составила 72,4%.
Особенно тревожна ситуация в сельском здравоохранении, где 35% всех посещений сельчане делают в фельдшерско-акушерские пункты. Один сельский житель в лечебные учреждения по месту своего жительства обращается 3,4 раза в год, тогда как в г. Абакане - 5,5 в год, в г. Черногорске - 5,3, в г. Саяногорске - 6,9. Вместе с тем, в стационары сельский житель попадает чаще, чем горожанин, доля госпитализаций сельских жителей во все ЛПУ республики составляет - 60,9 %.
Анализ медико-демографической ситуации в селе показывает более высокий уровень смертности - 17,4 на 10 000 населения (по республике - 14,8), это обеспечивает более высокую естественную убыль среди сельского населения (-6,5 ), среди всего населения (-5,2).
Вышеприведенные данные показывают, что среди сельских жителей сложился более высокий потенциал заболеваемости.
Лечебно-профилактическая помощь жителям сел оказывается в 57 учреждениях здравоохранения, из которых 5 центральных районных больниц, 30 участковых больниц, 22 врачебные амбулатории, 160 фельдшерско-акушерских пунктов.
Материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения не соответствует требованиям по набору помещений и табелю оснащения. Так, повсеместно отсутствуют наборы для определения остроты зрения и подбора очков, наборы инструментов для исследования уха, горла, переносных аппаратов для записи электрокардиограмм, "малых" хирургических наборов, гинекологического инструментария и другого оснащения. Данная база не позволяет в полном объеме оказывать первичную медицинскую помощь жителям села.
Необходимость государственной поддержки системы мероприятий, по внедрению общей врачебной практики в структуру сельского здравоохранения продиктована сложным социально-экономическим положением в селах, падением жизненного уровня и ухудшением состояния здоровья сельского населения.
Раздел 2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Программа ставит основной целью повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи в сельском здравоохранении, путем внедрения организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики.
В 2003 году предполагается открыть 15 кабинетов врачей общей практики в селах 5 районов республики: Аскизском - 3, в Бейском - 2, в Алтайском - 3, в Усть-Абаканском - 4, в Таштыпском, Орджоникидзевском и Ширинском районах по 1. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дооснащение учреждений здравоохранения сел вышеназванных районов необходимой аппаратурой и медицинским инструментарием для обеспечения деятельности врачей общей практики;
- организационно-методическое и информационное сопровождение становления службы общей врачебной практики в Республике Хакасия;
- организация систематического повышения квалификации кадров врачей общей практики.
Раздел 3. Система программных мероприятий и механизм их реализации
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам, исполнителям.
В 2003 году предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
укрепление материально-технической базы сельских учреждений здравоохранения, в которых открываются кабинеты врачей общих практики;
организационно-методическое и информационное обеспечение внедрения общей врачебной практики в структуру сельского здравоохранения;
Реализация этих направлений будет решаться:
путем проведения местными администрациями ремонта и реконструкции помещений сельских учреждений здравоохранения (поликлиники ЦРБ, участковые больницы, врачебные амбулатории) для организации кабинетов общей врачебной практики;
за счет средств Программы приобретение для дооснащения вновь созданных кабинетов общей практики необходимой аппаратурой и инструментарием, прежде всего, наборами для определения остроты зрения и подбора очков, наборами инструментов для исследования уха, горла и носа, переносными аппаратами для записи электрокардиограмм, "малыми" хирургическими наборами, гинекологическим инструментарием, в соответствии с "Примерным перечнем помещений и табелем оснащения кабинета врача общей практики, работающего вне поликлиники" (приказ МЗ РФ от 26.08.92 г. N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики");
организационно-методическое обеспечение внедрения общей врачебной практики решается путем разработки нормативно-методических документов, изучения положительного опыта экспериментальных территорий Российской Федерации, организации и проведения социологических опросов пациентов по изучению удовлетворенности работой врачей общей практики, организации информирования населения и местных администраций о преимуществах оказания первичной медико-санитарной помощи врачами общей практики, проведения анализа деятельности врачей общей практики;
проведение ежегодных обучающих семинаров, конференций, тематических циклов обучения для врачей общей практики.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования на 2003 год из республиканского бюджета на реализацию мероприятий Программы составляет 1253,0 тыс. рублей.
Наименование мероприятия | Цена за единицу тыс. руб. |
Коли- чество |
Общая сумма, тыс.руб. |
Ответственный исполнитель: |
1. Оснащение 15 кабинетов врачей общей практики | ||||
1.1 Оправа пробная с набором линз |
12,0 | 13 | 156,0 | Минздрав РХ |
1.2 Рефлектор лобный | 1,4 | 15 | 21,0 | Минздрав РХ |
1.3 Оториноскоп | 13,0 | 15 | 195,0 | Минздрав РХ |
1.4 Малый хирургический набор |
44,0 | 15 | 660,0 | Минздрав РХ |
1.5 Переносной электрокардиограф "Малышок" |
15,0 | 10 | 150,0 | Минздрав РХ |
1.6 Зеркала "Куско" | 0,2 | 150 | 30,0 | Минздрав РХ |
1.7 Зеркала "Симпсон" | 0,01 | 100 | 1,0 | Минздрав РХ |
ВСЕГО: | 1213,0 | |||
2. Обеспечение организационно-методической работы: | ||||
2.1 Приобретение компьютера с программным обеспечением |
40,0 | 1 | 40,0 | Минздрав РХ |
ВСЕГО: | 1253,0 |
Раздел 5. Организация управления и контроль
за ходом реализации Программы
Механизм реализации и управление Программой определяется государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Хакасия.
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти сельских районов, муниципальные органы и учреждения здравоохранения, внедряющие общую врачебную практику, республиканские учреждения здравоохранения.
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Хакасия и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия.
Реализация программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета осуществляется на основе договоров, заключаемых Министерством здравоохранения Республики Хакасия с исполнителями Программы на конкурсной основе.
Результаты реализации Программы анализируются ежеквартально с заслушиванием на рабочих совещаниях.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности (ежеквартальные отчеты и годовой отчет каждого исполнителя по использованию выделенных средств, отчеты по исполнению договоров и соглашений), выборочные проверки с выездом в кабинеты и отделения общей врачебной практики.
Порядок предоставления отчетности устанавливается Министерством здравоохранения Республики Хакасия.
Раздел 6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить эффективность первичной медицинской помощи сельскому населению и создать службу общей врачебной практики в системе Министерства здравоохранения Республики Хакасия.
Конечные результаты Программы в зоне действия кабинетов общей врачебной практики ожидаются:
- увеличение объема амбулаторно-поликлинической помощи на 10-12%;
- расширение профилактических мероприятий;
- повышение качества медицинской помощи;
- экономичное использование ресурсов здравоохранения, за счет снижения обращаемости населения за скорой медицинской помощью - на 5% и числа госпитализаций в круглосуточные стационары - на 8%;
- увеличение числа впервые выявленных заболеваний среди прикрепленного населения - на 15%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 4 декабря 2002 г. N 316 "Об утверждении республиканской целевой программы "Организация общей врачебной практики в сельском здравоохранении Республики Хакасия" на 2003 год"
Текст постановления опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 25 декабря 2002 г., N 63-64, стр. 36-41
Настоящий документ снят с контроля