Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Хакасия
от 25 марта 2005 г. N 94
Cтратегия
развития строительного комплекса Республики Хакасия
на перспективу до 2010 года
Стратегия развития строительного комплекса Республики Хакасия (далее-Стратегия) определяет перспективы строительной отрасли Республики Хакасия в целях повышения уровня благосостояния населения республики, удовлетворения потребности внутреннего и внешнего рынка продукцией стройиндустрии, роста эффективности производства и увеличения производительных сил, наращивания объемов строительной продукции и обеспечения поступательного развития всей экономики Республики Хакасия.
Стратегия разработана на период до 2010 года и является базисом для формирования основных направлений и программ развития строительного комплекса республики.
1. Современное состояние строительного комплекса Республики Хакасия
Строительный комплекс Республики Хакасия относится к числу ключевых отраслей региона и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики республики как неотъемлемой составляющей макроэкономики Российской Федерации.
Ведущая роль республиканского строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционных строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с объективными факторами выход Республики Хакасия на более высокий уровень возможен только при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.
При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в республиканские и местные программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.
Состояние строительной отрасли Республики Хакасия характеризуется следующими показателями.
Удельный вес строительства в основных показателях экономики в 2003 году составил: в валовом региональном продукте - 5,2% (в 2002г. - 4,5 %), в численности занятых - 5,6 % (в 2002 г. - 5,3 %), в основных фондах - 1,4 % (в 2002 г. - 1,3%). Средний уровень загрузки производственных мощностей в строительном секторе в 2003 году составил 57,0 %. Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2003 г. составила 58,0% (2002 г. - 56 %).
В 2003 году количество подрядных организаций составило 274. Количество малых предприятий - 189. Количество предприятий промышленности строительных материалов - 84. Среднегодовая численность занятых в подрядных строительных организациях 6540 человек.
В 2000 году объем средств, освоенных при выполнении строительно-монтажных работ, выполненных предприятиями и организациями всех форм собственности, составил 422,8 млн. руб., в 2003 году - 1771,3 млн. руб.
Инвестиции в основной капитал в 2002 году в промышленности строительных материалов составили 4103 тыс. руб. (в 2001 г. - 12890 тыс. руб.), т.е. имело место снижение инвестиционной активности более чем в 3 раза.
В 2003 году сохранилась сложившаяся в 2002 году тенденция роста объема жилищного строительства.
В 2002 году организациями всех форм собственности введено в действие 96,93 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что на 33,8 % больше, чем за 2001 год (65,18 тыс. кв. м). В 2003 году ввод жилья в эксплуатацию составил 104,8 тыс. кв. м., что на 8 % больше, чем в 2002 году (в том числе индивидуального жилья 54980,84 кв. м.) Больше половины общего объема введенного жилья было построено населением за свой счет и с помощью кредитов.
С целью реализации мероприятий по ипотечному кредитованию жилищного строительства в Республике Хакасия в 2003 году создано Республиканское агентство ипотечного кредитования - региональный оператор по взаимодействию с Федеральным агентством ипотечного кредитования, с которым Правительство Республики Хакасия заключило соответствующее соглашение.
С 2003 года в Республике Хакасия гражданами подано около 500 заявлений. Всего ипотечные кредиты в республике уже получили 269 человек на общую сумму 45 288 600 рублей.
В то же время наблюдается увеличение ветхого и аварийного (с износом более 70%) жилья. За период с 1999 по 2003 годы общая площадь аварийного жилья возросла с 173 до 522,5 тыс. кв. м, т.е. более чем в 3 раза. Общая потребность в финансовых средствах на ликвидацию аварийного жилищного фонда Республики Хакасия составляет 61,33 млн. руб. Панельные жилые дома составляют более половины аварийного жилищного фонда. Расчетный срок их планового ремонта - 20 - 25 лет. Прослеживается тенденция потери жилищного фонда за счет его морального и физического износа, обветшания.
Принимая во внимание большую зависимость обеспечения предприятий строительного комплекса республики от бюджетных заказов, представляется необходимым привлечение дополнительных инвестиций из федерального бюджета. При определенном ежегодном увеличении финансирования строящихся в Республике Хакасия объектов в рамках федеральных целевых программ, их объем недостаточен и должен быть значительно увеличен, особенно по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда" федеральной целевой программы "Жилище". В республике продолжается формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу (сформированы списки граждан, нуждающихся в переселении из ветхого и аварийного жилья, подготовлены документы для их переселения).
В 2003 году в республиканском бюджете на реализацию указанных мероприятий было выделено 2,5 млн. руб., в 2004 году - 1 млн. руб.
Жилищный фонд Республики Хакасия составляет 10283,9 тыс. кв.м., со следующей структурой: муниципальный жилищный фонд - 20,1%, государственный - 3,8%, частный - 75,4%, смешанные формы собственности -0,7%.
2. Цели и задачи Стратегии
Целями Стратегии являются:
-формирование экономики строительной отрасли Республики Хакасия, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и современных стандартов проживания;
-эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата, как на уровне предприятия, так и на уровне республики в целом;
-рост качественных показателей и структурных характеристик республиканского строительного комплекса.
В социальной сфере Стратегия ориентирована на реализацию федеральных и республиканских программ и инвестиций в области архитектуры, строительства и градостроительства, а также развитие и переустройство сельских населенных мест, с целью удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и гражданского назначения.
В производственной сфере Стратегия направлена на создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса республики на основе инновационных технологий, передовых архитектурно-строительных систем, новаторских структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей.
Указанные цели предполагают решение следующих задач:
В градостроительстве - приведение городов и населенных пунктов Республики Хакасия в соответствие современным требованиям и стандартам проживания, сохранение их исторического, самобытного облика, определение действующих градообразующих факторов, и на их основе построение перспектив развития для каждого населенного пункта, приведение в сбалансированное состояние размеров жилищного фонда, числа рабочих и учебных мест, количества и мощностей объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, восстановление и поддержание в равновесном экологическом состоянии природной окружающей среды.
Для решения задач развития градостроительства Республики Хакасия необходимо:
- развитие региональной законодательной и нормативной правовой базы градостроительного проектирования на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- разработка республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия" на основе федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность Российской Федерации";
-принятие правил застройки и землепользования в муниципальных образованиях республики;
- осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие региона в целом;
- разработка и принятие документации по планировке территории Республики Хакасия;
- проведение работ по созданию и ведению в Республике Хакасия Государственного градостроительного кадастра;
- обеспечение интеграции федеральных и территориальных социально-экономических аспектов при разработке схем и программ градостроительного развития Республики Хакасия;
- обеспечение Республики Хакасия схемами территориального и градостроительного планирования развития и зонирования территорий;
-развитие рынка недвижимости, установление платы за землю и направление средств на повышение качества городской и поселковой среды;
- усиление государственного контроля за осуществлением градостроительной деятельности, использованием земель городов и поселений, а также резервированием и предоставлением земельных участков для целей строительства в границах городов и поселений на основе градостроительной документации соответствующего уровня;
-проведение пересмотра проектной и градостроительной документации с учетом ужесточения экологических требований к продукции строительства, технологиям и конструкциям.
Приоритетным содержанием градостроительной деятельности на муниципальном уровне должна стать комплексная реконструкция существующей застройки путем сноса и замены ветхих зданий современными; реконструкция жилой застройки с домами первых массовых серий, а затем кварталов и микрорайонов, застроенных крупнопанельными домами всех серий; уплотнение промышленной застройки; модернизация объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов социального назначения, восстановление природных компонентов городской и сельской среды.
В архитектуре - обеспечение единства архитектурно-пространственной среды, сохранение культурного и архитектурного наследия, разработка архитектурно-строительных систем нового поколения.
Для решения задач развития архитектуры Республики Хакасия необходимо обеспечить:
-привнесение в архитектурные решения жилых и общественных зданий и сооружений республики черт национального своеобразия (особенно на территориях с преобладанием коренного населения), организацию современной пространственной среды поселений с учетом исторических и культурных традиций;
- создание комфортного и экономичного в эксплуатации жилища, учитывая различные слои и группы населения, а также государственные социальные стандарты;
- развитие типологии жилища в соответствии с потребностями модернизации существующего жилищного фонда в домах первых массовых серий с обеспечением надежного и безопасного проживания населения;
- разработку архитектурно-строительных систем нового поколения, большепролетных конструкций, обеспечивающих возможности организации единого внутреннего пространства общественных зданий и их комплексов, более активное использование подземного пространства для устройства автостоянок, а также различных объектов обслуживания зданий и сооружений;
- охрану культурного, архитектурно-строительного и архитектурно-археологического наследия, реставрацию и восстановление исторических, культурных и архитектурных памятников, восстановление исторической части городов и поселений;
-формирование средствами архитектуры и проектными решениями среды жизнедеятельности, удобной и доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В жилищном строительстве - ликвидация тенденций к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному их восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно-технических программ и проектов на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, наращивание строительства индивидуального жилья.
Решение перечисленных задач потребует:
-разработки и реализации комплексных программ (на республиканском и муниципальном уровнях) реконструкции жилых зданий первых массовых серий, которые должны охватывать отдельные объекты, кварталы застройки, микрорайоны, города и населенные пункты в целом с ранжированием жилищного фонда "реконструкция - снос" и обязательным учетом кадастровой ценности земельного участка;
-увеличения объемов современного многоэтажного строительства в крупных городах (Абакан, Черногорск, Саяногорск) и плотности застройки, в связи с быстрым ростом стоимости земельных участков на городской территории;
-развития малоэтажного строительства (в малых городах и сельских населенных пунктах) в двух перспективных направлениях: малоэтажной высокоплотной застройки и отдельно стоящих одноквартирных жилых домов (усадебная застройка);
- привлечения внебюджетных источников финансирования для строительства жилья;
-разработки предложений по комплексному решению вопросов ипотечного жилищного кредитования, включая выделение земельных участков и инженерную подготовку.
Кроме того, должны получить развитие жилые комплексы, включающие увеличенную внеквартирную инфраструктуру. Для коммерческого жилья должны применяться индивидуальные проекты жилых домов и жилых комплексов с повышенным комфортом проживания за счет насыщенности квартир современным инженерным оборудованием и средствами связи, увеличением состава подсобных помещений и объектов инфраструктуры.
В прогнозируемом периоде должны произойти качественные изменения строящегося и реконструируемого жилища. Прежде всего, будет начат переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. Во-вторых, расширится до 50 и более процентов объем строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах в основном будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности. Для решения проблемы социального, в том числе бесплатного, жилья будет использоваться существующий жилищный фонд с обязательной его реконструкцией: повышением уровня комфортности квартир, улучшения энергоэффективности жилых домов, экологической безопасности жилой застройки, а также развитием в ней сети объектов социальной сферы и услуг.
В перспективе до 2010 года улучшение уровня жизни и качества проживания требует ввода в действие жилья не менее 150 тыс. кв. м в год, а за 2004 - 2010 годы суммарно 900-920 тыс. кв. м. путем строительства коммерческого и муниципального жилья, в т.ч. домов для малосемейных граждан, молодежных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства. При этом доля частного сектора должна составить 80%, муниципального и государственного - 20% соответственно.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства - разработка и принятие республиканской программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия, а также проведение конкретных организационно-технических мероприятий по реализации на территории Республики Хакасия системы добровольной сертификации услуг и персонала в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включенных в проект республиканской программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, с предложениями по источникам финансирования.
Также необходимо провести комплекс мер по повышению надежности инженерных коммуникаций, для чего:
-осуществить техническую инвентаризацию основных фондов с учетом их физического износа;
-разработать и поэтапно реализовать территориальные планы восстановления и капитального ремонта объектов коммунального назначения, физический износ которых превышает 50%;
- обеспечить строительство там, где это целесообразно автономных источников тепла (крышные, пристроенные и встроенные котельные) под объем нового строительства жилья с учетом поквартирного теплоснабжения;
- организовать службы диспетчерского управления и контроля за состоянием коммунальных объектов и сетей (на республиканском и муниципальном уровне);
- при проектировании новой жилой застройки закладывать схемы опережающей инженерной и транспортной подготовки на площадях строительства, а также производить установку счетчиков горячей и холодной воды во вновь возводимые дома и квартиры;
-обратить внимание муниципальных служб на необходимость проведения мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и эстетических качеств городского озеленения и благоустройства территорий.
В производственном строительстве - создание новых и реконструкция действующих и ранее законсервированных объектов, входящих в состав предприятий и промышленных узлов, с использованием гибких и универсальных объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих приспосабливаемость зданий и сооружений к изменению технологических процессов.
Для решения этих задач необходимо обеспечить:
- разработку рациональных унифицированных параметров зданий и сооружений, в том числе сборных модулей, планировочных и конструктивных схем, обеспечивающих при строительстве и эксплуатации объектов размещение и функционирование высокопроизводительного оборудования, гибких автоматизированных систем и роботокомплексов для различных производств промышленности и сельского хозяйства;
- применение эффективных материалов, в том числе высокопрочных легких бетонов на пористых заполнителях, клееной древесины, облицовочного кирпича, большепустотных керамических камней, легких металлических конструкций, полимерных изделий, негорючих утеплителей на основе базальтов, а также материалов на базе рационального использования техногенных отходов промышленного производства предприятий республики;
- для сейсмических районов, к которым относится и большая часть Республики Хакасия, использование наукоемких систем и методов предупреждения массовой деформации застройки, технических решений, технологий и оборудования, позволяющих выполнять усиление оснований и фундаментов, упрочнение слабых зон грунтов;
-освоение подземного пространства с применением материалов и конструкций с заданными заранее свойствами, применение в производственном строительстве специальной технологии монолитного бетона и поробетона;
-снижение приведенной массы зданий, сокращение сроков строительства зданий и сооружений производственного назначения путем применения современных технологий, материалов и конструкций;
-разработку и внедрение сервисных комплексов, строительство общественных зданий многопрофильного назначения, адаптированных по местоположению, демографической ситуации и другим условиям к наиболее эффективному их использованию.
В производстве строительных материалов - обеспечение республиканского строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией за счет аналогичного (или даже лучшего) качества, но гораздо меньшей цены.
Для решения указанных задач необходимо:
-провести обновление основных фондов предприятий промышленности строительных материалов республики с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;
- обеспечить выпуск высококачественных, конкурентоспособных материалов и изделий на базе местного сырья;
- добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление единицы продукции;
-повысить производительность труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения современных компьютерных технологий;
-обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;
-привлечение необходимых инвестиций для модернизации действующих производств, введения в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации.
Одним из приоритетных направлений развития рынка местных строительных и отделочных материалов в Республике Хакасия должно стать производство и выпуск утеплителей на основе базальтов и золошлакобетонов.
Для перспективного развития в Республике Хакасия промышленности строительных материалов, осуществления стратегического планирования в области расширения номенклатуры видов и увеличения объемов производства продукции необходимо организовать разработку республиканской целевой программы по использованию минерально-сырьевой базы республики, включающей оценку наличия запасов полезных ископаемых, пригодных для применения в строительном комплексе.
3. Научно-техническое обеспечение Стратегии
Сегодня наука предлагает строительному комплексу ряд новых материалов и технологий, которые смело можно отнести к классу высоких технологий и которые могут качественно изменить строительное производство республики и открыть новые возможности по возведению зданий и сооружений.
Многие новшества, вводимые в производство в различных регионах России, используют достижения российских ученых, а собранные вместе, образуют новую концепцию строительства и впервые за долгие годы затрагивают его основной элемент - несущие конструкции, обеспечивающие безопасность, надежность и долговечность зданий и существенно отличающиеся от традиционных представлений о предельных возможностях стандартных решений.
Одна из задач, стоящих перед наукой в сфере строительства, это изучение передового опыта регионов с целью применения высоких технологий в строительстве и производстве строительных материалов в Республике Хакасия.
Развитие научно-технического прогресса и инновационной деятельности в строительстве должно обеспечить повышение качества строительной продукции, высокие потребительские характеристики зданий и сооружений, их надежность, безопасность, функциональную и эстетическую комфортность и эксплуатационную экономичность, преобразование архитектурно-строительной среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшее развитие до уровня, соответствующего современным достижениям социально благополучных и технически развитых стран.
Для реализации этих задач необходимо обеспечить:
-создание единой базы данных о последних достижениях в сфере строительства и производства строительных материалов и обеспечение доступа к ней всех субъектов строительной деятельности республики;
-создание наукоемких технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов Республики Хакасия на базе фундаментальных и прикладных научных исследований с использованием приоритетных технических решений, достижений в области биотехнологии, лазерной, радиационной, плазменной технологии, химии, машиностроения, информационных технологий;
- создание конкурентоспособных по качеству и цене типов зданий, материалов и изделий с учетом требований безопасности, эргономики, гигиены;
-формирование научно-обоснованных рекомендаций по стратегическим целям научно-технической политики Республики Хакасия, приоритетным направлениям науки и техники и эффективным механизмам их реализации;
- совершенствование экономического механизма повышения эффективности работы строительного комплекса Республики Хакасия путем разработки и внедрения на уровне предприятий, строительных организаций и компаний систем стратегического планирования, маркетинга и финансового менеджмента;
-разработку и реализацию программ структурной перестройки отраслей строительства и их материально-технической базы в масштабе Республики Хакасия и Сибирского федерального округа (по согласованию со смежными регионами);
- разработку и внедрение на всех уровнях предприятий и организаций строительного комплекса локальных и глобальных информационных баз данных и сетей, обеспечивающих формирование и выход на товарные рынки, рынки трудовых ресурсов и капитала, в том числе на региональном, общероссийском и международном уровнях;
- разработку направлений развития научно-технической и инновационной деятельности производственной базы строительно-дорожного и технологического машиностроения для предприятий и организаций республиканского строительного комплекса;
-развитие межрегионального и международного сотрудничества с зарубежными странами (в том числе СНГ) на основе двухсторонних и многосторонних соглашений и программ по разработке, приобретению и продаже качественно новых видов продукции, ресурсов, технологии, лицензий;
-участие в российских и международных научно - технических организациях;
-снижение энергозатрат на теплоснабжение зданий и сооружений в жилищно-коммунальном хозяйстве и в производственной сфере в полтора - два раза, в том числе на 20% за счет использования нетрадиционных источников энергоснабжения, применения высокоэффективных ограждающих материалов и конструкций;
- замещение на 20-30% природного минерального сырья производственными и бытовыми отходами (после соответствующей обработки) при производстве бетонов, растворов, керамических изделий и других видов строительных материалов с существенным снижением их стоимости;
-снижение массы строительных конструкций, изделий, материалов, зданий и сооружений за счет внедрения передовых научных разработок в их производство и изготовление и, как следствие, сокращение транспортных расходов на одну четверть;
-освоение выпуска нового поколения высококачественных строительных материалов и изделий, в том числе композитных, вытеснение с рынка инвестиционных ресурсов более дорогих импортных материалов аналогичного назначения;
-техническое оснащение квалифицированных рабочих-строителей современным инструментом отечественного производства с целью повышения производительности их труда в два и более раз.
4. Кадровое обеспечение Стратегии
Первоочередной задачей в области подготовки и переподготовки специалистов строительной отрасли республики является сохранение и развитие того интеллектуального и кадрового потенциала, который существует на сегодняшний день в Республике Хакасия.
Для этого необходимо:
- проанализировать реальную потребность строительной отрасли Республики Хакасия в специалистах, оценить их необходимое количество и квалификацию по видам деятельности, возможности распределения и трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений в организациях, предприятиях и учреждениях строительного профиля (совместно с федеральными органами, ведающими вопросами статистики, трудовых ресурсов);
-на основе полученных данных подготовить обоснованные предложения по государственному заказу на подготовку необходимых специалистов;
- в республиканском бюджете предусмотреть средства на подготовку, переподготовку кадров всех уровней через профильные учебные заведения Республики Хакасия;
- разработать образовательные стандарты и новые учебные курсы в свете современного уровня развития строительной отрасли;
- разработать программу по подготовке и повышению квалификации архитекторов и градостроителей - главных архитекторов муниципальных образований и специалистов-проектировщиков;
- на базе учебных заведений Республики Хакасия создать единую организационную систему подготовки и переподготовки инженерно-технических и рабочих кадров для строительных профессий и профессий жилищно-коммунального хозяйства.
5. Обеспечение экологической безопасности и меры по снижению
отрицательного влияния строительного комплекса на окружающую среду
Влияние деятельности строительного комплекса на состояние окружающей среды происходит по трем основным направлениям:
-при использовании природных ресурсов в производственном процессе (ресурсы недр, водные, лесные и др.);
- при использовании территории и пространства (земельные участки, акватория, геологическая среда);
-при выбросах в окружающую среду производственных отходов строительства и промышленности строительных материалов.
В рамках строительного комплекса в целях обеспечения безопасности и снижения отрицательного влияния на окружающую среду представляется необходимым:
- решение проблем по утилизации твердых отходов промышленности, их переработке и вовлечению в производство строительных материалов;
- рекультивация земель, нарушенных строительством;
-проведение мероприятий по уменьшению норм отвода земель под строительство за счет рационального использования земельного пространства и внедрения современных методов организации строительства;
- внедрение малоотходных технологических процессов, обеспечивающих подавление или сокращение вредных выбросов, проведение реконструкции газоотводящих систем;
- предотвращение шумового загрязнения путем разработки шумозащитных решений по всей цепочке: в проектировании, производстве строительных материалов, строительстве и эксплуатации объекта, а также акустических мероприятий и оборудования защиты от шума: применение зонирования и структурного расчленения территории по уровням шума, создание системы зеленых насаждений;
-организация системы управления процессами по охране окружающей среды через директивный контроль на муниципальном и республиканском уровнях, а также через налоги на выбросы как инструмент экономического государственного регулирования.
В прогнозируемый период намечается дальнейшее снижение уровня загрязнения окружающей природной среды и коренное улучшение ее состояния за счет продолжения работ по реконструкции производств, внедрения передовых экологически безопасных технологий. Намечается строительство и реконструкция сооружений по очистке отходящих газов и сточных вод в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе, строительство и освоение опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных отходов, отходов жилищно-коммунального и сельского хозяйства.
В области очистки, обеззараживания, утилизации осадков природных и сточных вод планируется применение высокоэффективных технологий, таких как:
-сорбционная очистка порошкообразными сорбентами;
-мембранная система с использованием ультра - нанофильтровых устройств;
-конструкция аэротенков с использованием микроорганизмов;
-обеззараживание воды с помощью ультрафиолетового облучения и дезинфектантов - озона, диоксида, гипохлорида натрия, метода интенсивного анаэробного сбраживания осадка.
В области охраны окружающей среды планируется:
-сооружение и эксплуатация систем мониторинга за процессами, приводящими к негативным экологическим последствиям;
- реабилитация загрязненных территорий городской и промышленной застройки;
- разработка и внедрение систем контроля за гидрогеологическими процессами в подземной гидросфере.
6. Повышение конкурентоспособности строительной продукции
Повышение конкурентоспособности строительной продукции на республиканском, российском и мировом рынках требует, в первую очередь, проведения институциональных преобразований, главными направлениями которых являются:
-развитие, реформирование и поддержка предприятий по выпуску строительных материалов и конструкций на основе местного сырья;
- поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере строительства, оптимизация его налогообложения;
-развитие интегрированных структур и предприятий различных форм собственности, занятых в области строительства и производства строительных материалов.
Основу поддержки и реформирования предприятий составляет комплекс следующих внутренних преобразований:
-финансовая реструктуризация активов предприятий, которая включает в себя мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции за счет снижения нерациональных затрат и налогового бремени на предприятия строительной индустрии;
-устранение излишних административных барьеров на всех ступенях создания и развития предприятий стройиндустрии;
- реструктуризация имущественных активов предприятий, для чего необходимо решение проблемы вовлечения в имущественный оборот всех имеющихся нематериальных и материальных промышленных активов;
-перестройка управления предприятиями (сообразно их формам собственности) с целью наиболее рационального их функционирования;
- закрытие или перепрофилирование (в рамках отрасли) предприятий строительной индустрии, не способных или не желающих налаживать выпуск конкурентоспособной строительной продукции;
- стимулирование предприятий строительной отрасли к переходу на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, применению в работе современной компьютерной техники, средств связи и информации;
- создание единого имущественного комплекса, состоящего из предприятия и ранее предоставленного ему земельного участка, что позволит значительно повысить капитализацию предприятия и приведет к росту его инвестиционной привлекательности.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется путем создания политических, правовых и экономических факторов для его свободного развития. Для этого необходимо:
- формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства в области строительства и производства строительных материалов;
- устранение излишних административных и правовых барьеров в становлении и развитии малых и средних инновационных фирм;
-обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства.
Задачами развития крупных интегрированных корпоративных структур в области строительства являются:
-создание условий, благоприятствующих объединению регионального строительного бизнеса, процессам корпоративной интеграции, модернизации, техническому и технологическому перевооружению отрасли, созданию единой информационной базы данных;
-ориентация крупного бизнеса в сфере строительства на решение задач, соответствующих национальной стратегии долгосрочного экономического развития Республики Хакасия.
Кроме того, проблема конкурентоспособности требует решения ряда научно-технических, производственно-экономических, социальных и экологических задач, а именно:
-развития инновационного потенциала строительного комплекса;
-повышения технического уровня и качества видов строительной продукции, пользующихся наибольшим спросом на республиканском, российском и мировом рынках;
-разработки и промышленного освоения экологически чистых строительных материалов, конструкций и изделий, обеспечивающих снижение совокупных затрат на единицу продукции;
-применения строительных машин, техники и механизмов, посредством которых реализуются современные прогрессивные ресурсосберегающие технологии.
Меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности строительной продукции Республики Хакасия:
-внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды (в соответствии с действующим законодательством);
- формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов продукции;
- совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологичных направлений;
- обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоемких, передовых технологий и стимулирования производственно-технологических преобразований предприятий строительной сферы;
- выявление и поддержка республиканских предприятий, внедряющих технологии, освоение которых обеспечит данным предприятиям конкурентные преимущества на российском и мировом рынках, а также стимулирование предприятий, осваивающих новые отечественные научно-технические разработки;
-вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от их несанкционированного использования;
-объединение усилий с соседними регионами и зарубежными партнерами в разработке и освоении новых поколений конкурентоспособной строительной техники.
7. Государственное регулирование основных
направлений Стратегии
Проведение структурного регулирования и модернизации строительной отрасли Республики Хакасия в условиях рыночной экономики должно опираться на механизм и систему государственных регуляторов и инструментов, включающих инвестиционные, финансово-ценовые, нормативные, правовые и другие рычаги.
К инструментам инвестиционного регулирования относятся:
-стимулирование спроса на инвестиции государства в строительный бизнес всех видов, в строительство домашних хозяйств (усадебная застройка);
-разработка направлений льготного кредитования и налогообложения, а также применения процедуры ускоренной амортизации, в том числе в отраслях строительно-промышленного бизнеса.
К этому спектру инструментов относится также защита на государственном уровне прав и интересов кредиторов и инвесторов, усиление контроля акционеров за деятельностью субъектов строительно-промышленного бизнеса.
Финансово-ценовые регуляторы включают:
- ценовой контроль государства;
- индексацию цен;
- формирование индексов-дефляторов на строительно-монтажные работы, строительные материалы и использование строительной техники;
- финансовые субсидии.
Новой системой ценообразования в Российской Федерации предусмотрено формирование на федеральном уровне государственных элементных сметных норм, которые достаточны для разработки и внедрения новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях. Разработка таких нормативов на территории Республики Хакасия осуществляется региональным центром по ценообразованию в строительстве Республики Хакасия.
Для развития республиканского ценообразования необходимо:
-разработать и довести до пользователей каталоги (сборники) сметных цен на местные и привозные материалы, а также каталоги сметных цен на машины и механизмы, используемые в Республике Хакасия, что необходимо для разработки сметной документации ресурсным методом с использованием государственных сметных норм;
-осуществить разработку и регистрацию сборников территориальных единичных расценок;
- обеспечить получение всеми заинтересованными лицами и организациями правил по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в новой редакции;
-организовать на основе индивидуальных сметных нормативов разработку укрупненных показателей, необходимых для формирования инвесторских смет и позволяющих оперативно с необходимой степенью приближения оценивать стоимость строительства.
Нормативные правовые регуляторы обеспечивают государственный контроль через систему законодательных и нормативных требований, строительных норм и правил, лицензирование, стандартизацию и сертификацию продукции на всех этапах строительства.
Задачами технического регулирования в строительстве является реализация требований Федерального закона "О техническом регулировании" в части проведения коренной реформы системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в Российской Федерации, а также и в строительной отрасли Республики Хакасия.
Для решения задач технического регулирования в сфере строительства необходимо:
-при рассмотрении вопросов лицензирования (выдача, продление лицензий), а также при осуществлении комплексных проверок лицензиатов, т.е. организаций, занимающихся проектированием, строительством и инженерными изысканиями, уделять внимание вопросам взаимодействия с контрольными и надзорными органами;
-при проведении экспертизы предпроектной и проектной документации уделять внимание вопросам экономической эффективности, рационального использования бюджетных средств, энергосбережения, внедрения прогрессивных технологий, конструкций и материалов;
- обеспечивать непрерывность государственного архитектурно-строительного надзора на всех стадиях строительства от обоснования инвестиций до завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию;
- повышать эффективность регулирования имущественного потенциала комплекса в соответствии с интересами строительной отрасли и государства;
- привести процедуры технормирования, стандартизации и сертификации в соответствие с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Система страхования является одним из механизмов государственного регулирования на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов всех видов. Системой страхования должно быть охвачено имущество всех субъектов хозяйствования строительного комплекса: проектных, проектно-изыскательских, строительно-монтажных организаций, организаций промышленности строительных материалов и конструкций и др. Одним из источников возмещения ущерба, причиняемого фонду недвижимости, должно стать введение института обязательного страхования жилых и нежилых помещений и зданий.
Комплексную систему защиты интересов жителей Республики Хакасия следует рассматривать как непременное условие последовательной реализации государственной политики в сфере недвижимости. Такая система в сфере жилищного строительства должна включать:
-страхование рисков всех участников жилищного строительства: проектировщиков , геодезистов, архитекторов, строителей и др.
- за последствия возможных ошибок от начала работ до возведения жилых домов и других объектов недвижимости;
- страхование рисков организации жилищно-коммунального хозяйства, принявшей жилье на баланс, за возможные нарушения в обеспечении жильцов водой, электроэнергией, теплом, газом и др. услугами;
- страхование жилищного фонда, т.е. всех частных домов, квартир в муниципальных и государственных домах, жилищного фонда предприятий, учреждений и организаций на случай уничтожения или повреждения соответствующих объектов от пожаров, стихийных бедствий, аварий техногенного характера и др. чрезвычайных событий.
8. Экономические механизмы и условия реализации Стратегии
Основным механизмом реализации Стратегии является комплекс мер по активизации инвестиционной деятельности в строительстве, включающий:
- концентрацию государственных, республиканских и муниципальных инвестиций на объектах, обеспечивающих внедрение новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем, технологических, объемно-планировочных и конструктивных решений;
- повышение уровня координации и качества управления инвестициями, реализуемыми в рамках адресных республиканских инвестиционных программ и федеральных целевых программ, направленных на повышение экономического благосостояния Республики Хакасия, конкурентоспособности строительной продукции;
- активное использование механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения;
-активизацию развития инфраструктуры инвестиционного рынка(фондов венчурного финансирования, страховых агентств, специализированных информационных агентств и т.д.), формирование рынка инновационное -ориентированных инвестиционных проектов;
-разработку механизмов участия государства в инвестиционных проектах нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной собственности;
-активизацию деятельности государственных, муниципальных и коммерческих банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инвестиционных проектов строительства;
-усиление инвестиционной направленности в деятельности рынка ценных бумаг в целях совершенствования механизма межотраслевого движения капитала;
-совершенствование и расширение лизинговой деятельности;
- пересмотр существующих механизмов и принципов выделения государственных гарантий по инвестиционным кредитам;
Для поступательного наращивания инвестиционной активности с преобладанием в инвестициях инновационной составляющей необходимо соблюдение определенных условий внутрикомплексного характера.
К условиям внутрикомплексного характера относятся темпы роста и скорость обновления производственного, научно-технического и трудового потенциала, масштабы производственного, жилищного и других видов строительства и промышленных отраслей комплекса.
Стимулирование инвестиций в основной капитал должно осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:
- разработка экономического механизма вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;
- разработка и внедрение мероприятий по стимулированию привлечения сбережений населения в инвестиционный строительный процесс;
- использование возможности некапиталоемкого роста за счет загрузки простаивающих производственных мощностей;
- уменьшение числа посредников между инвесторами, производителями и потребителями строительной продукции;
- усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под зданиями и сооружениями;
- вывод из хозяйственного оборота неиспользуемых основных фондов, регулирование применения ускоренной амортизации;
- контроль и гибкое государственное регулирование импорта технологий, машин и оборудования при реализации инвестиционных проектов;
-создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в качестве источника привлечения инвестиций;
-более широкое внедрение механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Наряду с совершенствованием нормативной правовой базы для развития ипотечного кредитования необходимо разработать комплекс организационных и финансовых мер, основными из которых являются:
-создание государственной системы страхования ипотечных рисков в Республике Хакасия и Российской Федерации для эффективной защиты участников ипотечного жилищного кредитования и обеспечение активного участия страховых компаний на инвестиционно - строительном и ипотечном рынках;
-развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования: ипотечных агентств, кредитных бюро, института регистрации и оценки недвижимости, консультационных пунктов для населения и центров подготовки специалистов для организаций - профессиональных участников ипотечного рынка;
- обеспечение темпов роста объемов жилищного строительства (до 15% в год) за счет внедрения ипотечного жилищного кредитования и активизации инвестиционно - строительной деятельности;
- повышение эффективности функционирования жилищных программ, финансируемых с использованием бюджетных средств, путем формирования единого порядка их реализации, в том числе на основе создаваемой информационно-аналитической электронной системы мониторинга жилищного фонда, ипотечных жилищных кредитов и инвестиционно - строительной деятельности;
-разработка программы пропаганды и образования населения, разъяснения сути и задач жилищной политики, механизмов ипотечного жилищного кредитования (с привлечением средств массовой информации) в целях преодоления сложившихся стереотипов.
9. Этапы реализации Стратегии
Сложность и многомерность поставленных задач, а также их временная взаимоувязанность обусловливает целесообразность выделения двух основных этапов реализации Стратегии.
На первом этапе (2005-2006 годы) необходимо:
-провести формирование градостроительной политики, где четко обозначить те цели и задачи, которые Республика Хакасия должна решить для создания благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе принять ряд законодательных и нормативных правовых документов, схем социально-экономического развития Республики Хакасия в целом как основы развития всего строительного комплекса;
-определиться со структурой и численностью органов архитектуры и градостроительства всех уровней, необходимыми и достаточными для выполнения возложенных на них задач в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Хакасия "О градостроительной деятельности в Республике Хакасия";
-рекомендовать органам местного самоуправления городов и населенных пунктов Республики Хакасия принять правила застройки и землепользования;
- создать условия для привлечения необходимых инвестиций на модернизацию действующих производств, введение новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
- осуществить экономическую инвентаризацию основных фондов, провести анализ возможностей их эффективного использования;
- провести с помощью администраций муниципальных образований комплексную оценку состояния жилищного фонда Республики Хакасия посредством введения механизма паспортизации жилых зданий и помещений, разработать программу (подпрограмму) реконструкции домов первых массовых серий, не подлежащих сносу;
- разработать схемы привлечения внебюджетных инвестиций для реализации пилотных проектов по реконструкции жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу, включая средства собственников жилых помещений;
- осуществить реструктуризацию и перепрофилирование экономически бесперспективных производств и предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом;
- обеспечить расширение имеющихся и создание новых экспортно-ориентированных производств, главным образом, за счет более глубокой переработки сырья и материалов, использования ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- разработать комплексную программу по вовлечению в строительное производство вторичных ресурсов;
- провести инвентаризацию республиканских целевых программ с целью определения степени готовности строек и объектов, разработки оптимальной структуры программ и схем их финансирования, обеспечивающих максимальную концентрацию финансовых ресурсов;
-на основании инвентаризации программ определить оптимальный перечень республиканских целевых программ и подготовить соответствующие документы по перераспределению бюджетных средств, исходя из государственных приоритетов и степени готовности программ.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается:
- осуществление сформированной градостроительной политики городами и населенными пунктами Республики Хакасия для придания городам и поселениям республики их исторического самобытного облика;
- определение действующих градообразующих факторов и перспектив развития для каждого поселения, сконцентрировав внимание и ресурсы незавершенности застройки и гармонизации существующей городской и сельской среды;
- приведение в сбалансированное состояние размеров жилищного фонда, числа рабочих и учебных мест, количества и мощностей объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
-восстановление и поддержание в равновесном экологическом состоянии природной окружающей среды;
- реконструкция и модернизация производственной базы строительства в каждом районе и городе с переориентацией ее на обеспечение полной потребности в высококачественных, соответствующих современным стандартам, строительных материалах, изделиях и конструкциях, включая модернизацию производственной базы крупнопанельного домостроения в направлении использования ее мощностей для выпуска индустриальных изделий внутренней "начинки" жилых домов с переходом на энергосберегающие технологии;
-восстановление и развитие производственной сферы в городах, базирующейся на освоении новейших технологий;
- реализация республиканской целевой программы по реконструкции жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу;
- снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции в соответствии с прогнозируемыми параметрами;
- выпуск высококачественных, конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций;
- повышение производительности труда в строительстве за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов.
10. Прогноз развития строительного комплекса до 2010 года и оценка
эффективности мероприятий Стратегии
Исходя из основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Хакасия до 2006 года, разработанных Министерством финансов и экономики Республики Хакасия, программы социально-экономического развития Республики Хакасия на среднесрочную перспективу (2005 - 2006 годы), к 2010 году в строительном комплексе республики ожидается:
- темп роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования - 5 - 8% в год;
- темп роста объемов строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда - 4 - 6% в год;
-ввод в действие жилых домов всех форм собственности - около 120 - 150 тыс. кв. м в год;
-рост объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций от 1,3 до 2,3 раза;
- увеличение доли предприятий, производящих инновационную продукцию, в общем количестве предприятий промышленности строительных материалов - 10 - 12%, в общем числе строительных организаций - 8 - 10%;
-увеличение доли импортных строительных материалов в среднем по отрасли - 4 - 5%.
Прогнозируемое развитие строительного комплекса Республики Хакасия, при воплощении в жизнь данной Стратегии, должно привести к увеличению налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее чем в 1,5 - 2 раза. При этом ежегодные: прибыль предприятий и организаций, налоговые платежи в бюджеты всех уровней и поступления во внебюджетные фонды - возрастут более чем на 100 млн. рублей.
При выполнении всех намеченных положений данной Стратегии всеми участниками градостроительной и строительной деятельности практически будет реализована одна из важнейших социальных задач - обеспечение комфортным, современным жильем основной части населения Республики Хакасия.
Внедрение прогрессивных и ресурсосберегающих технологий позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, значительно снизить эксплуатационные расходы.
Проводимая модернизация жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства даст возможность сократить стоимость коммунальных услуг в среднем на 20%, достигнуть резкого сокращения дотаций из бюджета на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
При проведении грамотной кадровой политики, предусмотренной Стратегией, занятость населения в строительном комплексе должна увеличиться более чем на 3 тыс. человек.
Возрастет в несколько раз производство продукции промышленности строительных материалов на основе местного сырья. Будет ослаблена зависимость от импорта продукции и изделий строительного назначения.
При этом по многочисленным расчетам отдельных проектов программ производимые затраты окупятся менее чем за 3 года.
Разработанная Стратегия позволит обеспечить значительный рост основных экономических показателей развития строительного комплекса Республики Хакасия.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2005 г. N 94 "О мерах по развитию строительного комплекса... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.