2. Представить проект закона Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006-2008 годы" для рассмотрения в Верховный Совет Республики Хакасия в установленном порядке.
3. Согласиться с предложением Председателя Правительства Республики Хакасия о назначении начальника Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия Олега Дмитриевича Деревского официальным представителем при рассмотрении проекта закона в Верховном Совете Республики Хакасия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правительства Республики Хакасия А.И.Лебедя.
Председатель Правительства
Республики Хакасия |
А.Лебедь |
Председатель
Правительства
Республики Хакасия |
А.И.Лебедь |
Республиканская целевая программа
"Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия
на 2006-2008 годы"
(утв. Законом Республики Хакасия
от 29 июня 2005 г. N 230)#
Содержание Программы
N п/п |
Наименование | Стр. |
Паспорт целевой Программы "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006-2008 годы". |
5-6 | |
1 | Характеристика проблемы | 7-8 |
2. | Основные цели и задачи | 8-9 |
3. | Перечень программных мероприятий. | 9-13 |
4. | Обоснование ресурсного обеспечения | 13-14 |
5. | Механизм реализации | 14-15 |
6. | Оценка социально- экономической эффективности | 15 |
7. | Приложение к Программе | 16-17 |
Паспорт
целевой программы
"Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия
на 2006-2008 годы"
Наименование Республиканская целевая программа "Развитие мировой
программы юстиции в Республике Хакасия на 2006-2008 годы"
Дата принятия
решения о
разработке
программы, дата
утверждения
(наименование и
номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный Правительство Республики Хакасия
заказчик (субъект
бюджетного
планирования)
Государственный
заказчик-
координатор
Цели и задачи реализация судебной реформы, повышение
программы эффективности деятельности мировых судей, создание
оптимального организационно-правового и материально-
технического обеспечения деятельности мировых судей
в Республике Хакасия
Показатели
результативности
(индикаторы)
Сроки и этапы 2006-2008 годы
реализации
программы
Перечень
подпрограмм
Объемы и финансирование Программы осуществляется за счет
источники средств бюджета Республики Хакасия в размере 16176,3
финансирования тыс.рублей, в том числе:
программы в 2006 году- 7652,5тыс.рублей;
в 2007 году- 3566,бтыс.рублей;
в 2008 году- 4957,2 тыс.рублей.
Ожидаемые укрепление независимости мировых судей;
конечные повышение престижа мировых судей;
результаты повышение ответственности мировых судей за
реализации осуществление правосудия;
программы повышение профессионального уровня мировых судей и
их аппарата, последовательная реализация
конституционных принципов судопроизводства;
развитие материально- технической базы судебных
участков;
обеспечение надлежащего финансирования и
материально- технического обеспечения судебной
власти;
создание эффективной информационно-
коммуникативной системы судебной власти.
1. Характеристика проблемы
Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия- превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.
Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти, до конца не решена.
Основой для решения этой проблемы должно быть изменение отношения законодательной и исполнительной власти, общества в целом, к судебной власти. Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Указанная задача реализуется судебной властью не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в стране и, в частности, Республике Хакасия, сдерживает развитие экономики.
Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего мировые судьи недостаточно обеспечены материально- техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей.
Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.
В 2003 году почти в 2 раза, по сравнению с 2002 годом, увеличилось количество исковых заявлений и материалов об административных правонарушениях, поступивших к мировым судьям Республики Хакасия. Нагрузка мировых судей Республики Хакасия по рассмотрению уголовных, гражданских дел и материалов об административной ответственности увеличивается. Если в 2002 году она составляла 77, 8 дел в месяц, в 2003 году-111,7 дел, то в 2004 году- 129,9 дел.
Размещение судов и состояние занимаемых ими помещений остаются неудовлетворительными, что затрудняет осуществление правосудия. Происходит нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые.
В соответствии с Федеральным законом от 17 марта 2004 года N 13 - ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" штатная численность мировых судей Республики Хакасия соответствует реально необходимому количеству населения.
Однако необходимо увеличить аппарат мировых судей, в который, должно входить не менее трех единиц государственных служащих: специалист-секретарь судебного заседания, помощник судьи и специалист-секретарь суда. Необходимо также иметь на каждом судебном участке обслуживающий персонал и охрану. С учетом большого количества архивных дел необходимо ввести должность архивариуса на каждом судебном участке мирового судьи.
С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч Российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.
Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве недостаточного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.
Законом Республики Хакасия "О реестре государственных должностей в Республике Хакасия" должность специалиста- секретаря судебного заседания мирового судьи и специалиста- секретаря суда мирового судьи отнесены к категории младшей государственной должности Республики Хакасия, что необоснованно занижает статус секретаря, являющегося важной процессуальной фигурой, наделенной исключительными функциями и соответствующей по своему статусу категории старшей государственной должности. Для сравнения, государственные служащие аппарата федеральных судов, осуществляющие аналогичные функции, отнесены к старшей должности государственного служащего.
Без решения проблемы организационного обеспечения мировых судей в Республике Хакасия невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Низкая организационная обеспеченность является серьезным препятствием для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, что влечет нарушение прав граждан на доступ к правосудию и не способствует повышению авторитета судебной власти в целом.
Целесообразность принятия Программы позволит обратить особое внимание на происходящую в стране судебную реформу, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы мировых судей.
2. Основные цели и задачи
Главная цель Программы- развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
- усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности мировых судей;
- нормативно- правовое обеспечение мировой юстиции;
кадровое обеспечение мировой юстиции;
развитие материально-технического обеспечения судебных участков;
- укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки мировых судей и их аппарата;
Основные мероприятия Программы предполагается осуществить в 2006-2008 годах (приложение).
3. Перечень программных мероприятий
3.1. Усиление авторитета судебной власти,
укрепление независимости и самостоятельности
судов и судей, нормативно- правовое обеспечение мировой юстиции
Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей- это основополагающие моменты в обеспечении реальности принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.
Конституционные нормы- принципы, положенные в основу статуса судей, нашли свое развитие в федеральных законах, составляющих специальную отрасль законодательства, предметом которой являются вопросы организации и деятельности судебной власти.
Однако, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана.
Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга.
Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.
Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.
3.2. Кадровое обеспечение судебной системы
Штатная численность аппарата мирового судьи и Управления по обеспечению деятельности мировых судей не соответствует реально необходимому количеству. В то же время по- прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов. За двенадцать месяцев 2004 года нагрузка на мирового судью по рассмотрению уголовных, гражданских дел, жалоб частного обвинения, материалов об административной ответственности составила 129,9 дел, в то время как нагрузка на федерального судью- 29,4 дел.
Введение должности помощника мирового судьи позволит освободить мировых судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции- отправлении правосудия.
Необходимо увеличение численности технического и обслуживающего персонала. На судебных участках в городах Абакане, Саяногорске и Черногорске, а также на судебных участках, где работает более двух мировых судей ввести должности заведующего хозяйством, экспедитора, рабочих и электрика. В связи с большим количеством архивных дел- архивариусов (таблица 1)
Таблица 1
Кадровое обеспечение мировой юстиции
Наименование должностей |
2006- 2008 годы- всего |
в том числе по годам | ||
2006г. | 2007г. | 2008г. | ||
Аппарат мировых судей: помощник мирового судьи |
35 |
10 |
10 |
15 |
Обслуживающий персонал: комендант (зав. хозяйством) архивариус экспедитор специалист- программист водитель рабочий электрик сантехник дворник - уборщик |
6 6 3 1 3 3 1 18 |
2 2 1 1 1 1 3 |
2 2 1 1 1 1 7 |
2 2 1 1 1 8 |
Управление по обеспечению деятельности мировых судей: консультант гл. бухгалтер |
1 1 |
1 1 |
Происходящее фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированно-юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в мировые судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов.
Предусматривается совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов. Потребность в денежных средствах на реализацию данного мероприятия указана в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Денежные средства, необходимые для переподготовки и повышения
квалификации мировых судей и их аппарата
N | Наименование должности |
2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
||
1 | Мировой судья | 5 | 114,3 | 5 | 114,3 | 5 | 114,3 |
2 | Секретарь судебного заседания |
5 | 99,8 | 5 | 99,8 | 5 | 99,8 |
3 | Секретарь суда | 5 | 99,8 | 5 | 99,8 | 5 | 99,8 |
Итого | 15 | 313,9 | 15 | 313,9 | 15 | 313,9 |
Таблица 3
Денежные средства, необходимые для переподготовки и повышения
квалификации мирового судьи, секретаря судебного
заседания и секретаря суда
при продолжительности обучения в 18 дней
N | (руб.) для мирового судьи |
(руб.) для секретаря судебного заседания |
(руб.) для секретаря суда |
|
1 | Стоимость проживания | 550 | 550 | 550 |
2 | Суточные | 100 | 100 | 100 |
3 | Стоимость проезда (Абакан-Иркутск- Абакан) |
2400 | 2400 | 2400 |
4 | Стоимость обучения | 9000 | 6100 | 6100 |
Итого: | 22850 | 19950 | 19950 |
3.3.Развитие материально- технического обеспечения мировой юстиции
Федеральным законодательством предусмотрено повышение денежного содержания федеральных государственных служащих. Повышение заработной платы работникам аппаратов мировых судей должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих.
Отсутствие целевого финансирования информатизации судебной системы не позволяет использовать современные информационные технологии, применяемые в судопроизводстве. В судах предусматривается введение компьютерных автоматизированных рабочих мест, мест для помощников судей и работников аппарата мирового судьи, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами (таблица 4).
Таблица 4
Денежные средства, необходимые для информатизации
мировых судей
N | Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс.руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс. руб.) |
||
1. | Комплект правовой системы "Консультант -Плюс" |
4 | 35,9 | 4 | 35,9 | 4 | 35,9 |
2. | Сопровождение правовой системы "Консультант - Плюс" |
4 | 202,9 | 8 | 405,8 | 12 | 608,7 |
3. | Приобретение юридической литературы |
11 | 22,0 | 10 | 20,0 | 15 | 30,0 |
Итого | 260,8 | 461,7 | 674,6 |
Особое внимание должно быть обращено на обеспечение мировых судей соответствующими рабочими площадями. При предоставлении площадей, реконструкции и капитальном ремонте зданий, необходимо исходить из минимальной потребности 150 кв.метров на одного мирового судью и его аппарат.
Если средний размер общей площади, приходящийся на одного федерального судью (с учетом зала судебного заседания, размещения работников аппарата суда и обслуживающего персонала), составляет около 230 кв.метров, то средний размер площади на одного мирового судью и его аппарат в Республике Хакасия- 53,2 кв.метра.
Для обеспечения мировых судей и его аппарата потребуются дополнительные денежные средства на приобретение 40 персональных компьютеров с принтерами, 10 копировальных аппаратов, столов, сейфов (таблица 5)
Таблица 5
Денежные средства, необходимые для обеспечения предметами снабжения
мировых судей Республики Хакасия
N | Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
Кол- во |
Сумма (тыс. руб.) |
Кол- во |
Сумма (тыс. руб.) |
Кол- во |
Сумма (руб.) |
||
1 | Стол 1 -тумбовый | 13 | 39,0 | 11 | 33,0 | 16 | 48,0 |
2 | Сейф | 10 | 40,0 | 10 | 40,0 | 15 | 60,0 |
3 | Копировальный аппарат |
5 | 75,0 | 3 | 60,0 | 2 | 40,0 |
4 | Персональный компьютер с принтером |
13 | 377,0 | 11 | 319,0 | 16 | 464,0 |
Итого: | 531,0 | 452,0 | 612,0 |
4. Обоснование ресурсного обеспечения
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в силу чего финансирование Программы в полном объеме должно предусматриваться в республиканском бюджете на соответствующий год.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодно корректировке в соответствии с возможностями республиканского бюджета на соответствующий год.
Финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными Программой, государственный заказчик-координатор в установленном порядке уточняет объем финансирования, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки. Объем финансирования составляет 16176,3 тыс.рублей, в том числе:
в 2006 году- 7652,5 тыс.рублей;
в 2006 году- 3566,6 тыс.рублей;
в 2007 году- 4957,2 тыс.рублей.
5. Механизм реализации
Механизм реализации Программы определяется государственными заказчиками на основе порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и межреспубликанских целевых программ, в осуществлении которых участвует Правительство Республики Хакасия.
Основным механизмом реализации Программы является ежегодное утверждение планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Конкретные организации- исполнители работ определяются на конкурсной основе.
Государственные заказчики, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на программные мероприятия, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств республиканского бюджета, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития судебной системы и финансирования соответствующих мероприятий на очередной год.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия совместно с государственными заказчиками ежегодно при формировании республиканской адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию из республиканского бюджета на соответствующий год.
Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика-координатора Программы.
Срок действия Программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия с участием государственных заказчиков организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, а также на конечные результаты Программы.
Контроль за ходом выполнения Программы на основе государственной и ведомственной отчетности и заключенных государственных договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик- координатор Программы.
Контроль предполагает периодическое представление отчетности о реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых финансовых средств и сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
Исполнители программных мероприятий отчитываются в установленном порядке о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
6. Оценка # социально_экономической эффективности
В результате выполнения программных мероприятий предполагается значительно улучшить материально- техническое, кадровое, финансовое обеспечение деятельности судебной системы, создать надлежащие условия для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 29 июня 2005 г. N 230 "О проекте закона Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006-2008 годы"
Текст постановления официально опубликован не был