Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Правилам по организации предупреждения
и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов в Республике Хакасия
Методические рекомендации по разработке планов предупреждения
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Республике Хакасия
1. Основные положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14 апреля 2005 г. N-6514).
Настоящие методические рекомендации предназначены для обеспечения единого подхода при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) (далее - планы ЛРН) в Республике Хакасия. Объекты, на которые разрабатываются планы ЛРН, порядок их согласования и утверждения указаны в приложении 1 "Порядок разработки, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов".
Количество экземпляров проекта плана ЛРН и календарных планов определяет разработчик с учетом количества согласующих органов, организаций, проводящих экспертизу. Копии утвержденных планов ЛРН (бумажные и электронные) в обязательном порядке представляются в утверждающую организацию, ГУ МЧС по Республике Хакасия, организации, взаимодействующие с владельцем объекта в части исполнения плана ЛРН и календарных планов. Представление копий утвержденных планов ЛРН (бумажных и/или электронных) в согласующие органы и экспертную организацию определяется в заключении.
2. Рекомендации по структуре, содержанию и оформлению плана ЛРН
Оформление плана ЛРН должно соответствовать ГОСТ 7.32-2001 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления".
План ЛРН должен содержать следующие разделы:
Список исполнителей
Определения, обозначения и сокращения
1. Общая часть
2. Оперативная часть
3. Ликвидация последствий ЧС(Н)
4. Нормативная, правовая и методическая база по ЛРН
5. Приложения (обязательные)
6. Приложения (справочные)
При описании целей и задач плана указывается основание для разработки плана ЛРН, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус (уровень плана), порядок применения в практической деятельности, срок действия.
Готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) оценивается (самооценивается) по трехбалльной системе:
"соответствует" (собственное АСФ(Н) организации аттестовано, укомплектовано и оснащено средствами ЛРН не менее 80% от плановых или есть договор на обслуживание с аттестованным АСФ(Н); постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН, осуществляется реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется в полном объеме или загрязненные территории (акватории) отсутствуют; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - разработан);
"ограниченно соответствует" (собственные АСФ(Н) имеются и аттестованы или созданы и готовятся, (проходят аттестацию, средства ЛРН не менее 60% плановых, постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН - не осуществляется; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется не в полном объеме; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется не в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается не в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - не разработан);
"не соответствует" (средства ЛРН менее 60% плановых, КЧС и ОПБ отсутствует; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - не ведется; перечень опасных (пожароопасных) объектов - отсутствует; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - не обеспечивается).
В заключении экспертной организации также должны быть оценены:
- мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) - спланированы или не спланированы;
- уровень плана соответствует уровню ЧС(Н) или занижен;
- достаточный состав сил и средств локализации и ликвидации ЧС(Н) - определен или не определен;
- обеспечение требований промышленной, экологической и пожарной безопасности описано - подробно или с недостатками, которые могут привести к ЧС(Н), или не описано;
- организация взаимодействия собственных и привлекаемых АСФ(Н) - отработана или не отработана.
При описании характеристики объекта, оценке обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов указываются:
- местонахождение опасного объекта и его владельца;
- наибольшая (наименьшая) работающая смена;
- природные условия в районе объекта (географические и гидрогеологические особенности района, наличие водных объектов, характеристика почв и грунтов, геоморфология водоохранных зон, гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности);
- социально-экономические условия, пути сообщения и транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов; наиболее уязвимые участки путей сообщения;
- максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
- расчетный максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов;
- характеристика нефти и нефтепродуктов;
- прогнозируемая площадь разлива, направления его движения в зависимости от времени года и метеоусловий, возможности попадания нефти и нефтепродуктов в водные объекты;
- наличие аварийно-спасательных формирований и специальных технических средств и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛРН.
При описании мероприятий по подготовке организации к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов указываются:
- расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации прогнозируемого разлива нефти и нефтепродуктов;
- соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации разлива;
- необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
- наличие договоров с профессиональными формированиями на абонентское обслуживание (при недостаточности собственных сил и средств);
- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств;
- сроки подготовки и аттестации специалистов аварийно-спасательных формирований в области ЛРН;
- наличие резерва финансовых и материальных ресурсов, договоров обязательного экологического страхования или страхования риска ответственности за причинение вреда;
- порядок материально-технического, инженерного и финансового обеспечения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- график проведения комплексных учений и командно-штабных тренировок.
При разработке действий сил и средств по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются:
- первоочередные действия по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
- порядок оповещения органов управления силами и средствами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
- порядок уведомления органов исполнительной власти и органов госконтроля;
- организационная структура управления работами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (организация взаимодействия сил и средств, их дислокация, связь);
- выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации (разлива нефти и нефтепродуктов);
- последующие действия в случае, если разлив выходит за пределы территории объекта;
- порядок применения диспергентов на конкретной территории, в зависимости от сезона года;
- мероприятия по защите населения (при необходимости) и оказание медицинской помощи населению и персоналу по ликвидации разлива;
- мероприятия по спасению водных млекопитающих, животных и птиц;
- наблюдение и слежение за зоной разлива нефти и нефтепродуктов;
- организация и проведение контроля за состоянием окружающей среды (почва, атмосферный воздух, водные объекты) в месте разлива нефти и нефтепродуктов и на прилегающей территории (акватории).
При разработке мероприятий по сбору нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате разлива нефти и нефтепродуктов, отражаются:
- последовательность работ по сбору разлитой нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий и объектов;
- технология защиты берега, входов в заливы, устьев рек и водоемов в зависимости от времени года;
- технология очистки береговой полосы в зависимости от времени года;
- технология очистки водных объектов;
- технология очистки болотистых территорий;
- технология очистки участков суши (сельскохозяйственных угодий, песчаных и глинистых грунтов);
- порядок привлечения организаций и наличие договоров с организациями, имеющими соответствующие лицензии, на проведение работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
- программа долгосрочного мониторинга состояния окружающей природной среды на объекте и прилегающей территории;
- порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.
При разработке мероприятий по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов отражаются:
- организация работ по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
- способы утилизации нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, наличие договоров со специализированными организациями, имеющими лицензии, привлекаемыми для этих работ, специальные технические средства и технологии;
- сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
- места и способы очистки технических средств, применяемых при ликвидации разлива и реабилитации территорий (акваторий).
3. Рекомендации по разработке приложений к планам по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Каждое приложение к плану ЛРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться (визироваться) соответствующей службой (организацией) в том случае, если оно не было согласовано в составе иной документации.
Приложения разрабатываются в графическом или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов) определяются разработчиком и должны обеспечивать удобство работы с ними в любых условиях.
Схема управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов разрабатывается графически. На ней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛРН, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д.
Необходимое и достаточное количество сил и специальных технических средств (включая обеспеченность работников и населения средствами защиты с указанием видов средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи) определяется расчетом и представляется в табличном виде. В нем указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛРН, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность к выполнению работ (с учетом прибытия на место ЧС(Н)).
Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов, отработанных расходных материалов разрабатывается на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения к ним и других данных.
Копии договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание, прилагаемые к плану, должны быть заверены нотариально или печатью АСФ.
Календарный план оперативных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти (в соответствии с приказом МЧС России от 28.12.2004 г. N-621).
Приложение "Перечень организаций, согласно их отраслевой принадлежности, разрабатывающих Планы соответствующего уровня" в планах ЛРН организаций заменяется на приложение "Организации, взаимодействующие при локализации и ликвидации аварий и ЧС(Н)". Указанное приложение выполняется в табличной форме с указанием организаций, участвующих в ликвидации разливов различного уровня (сценария) на основании договоров о взаимопомощи (указать номер и дату подписания).
В приложении "Зона действия плана и схема расположения опасного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты" помещаются "карты экологической чувствительности", отражающие чувствительность ресурсов данной территории к нефтяному загрязнению (карты экологической чувствительности).
Карты экологической чувствительности составляются на основании траекторий разливов по наихудшему из сценариев.
Карты экологической чувствительности используются при прогнозировании последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных условий реагирования по локализации разлива нефти и нефтепродуктов - гидрометеорологических, гидрологических, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий) и т.п.
При составлении карт экологической чувствительности в первую очередь выделяются особо охраняемые территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов (см.), сельскохозяйственные угодья, места традиционных промыслов, населяемые малыми этническими группами, в соответствии с законодательством.
Определение зон особой экологической значимости проводится в пределах зоны действия плана ЛРН.
При составлении карт экологической чувствительности следует руководствоваться ГОСТ Р 22.0.10-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения". Возможно использование ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний и руководства IPIECA "Создание карт особо чувствительных зон при ликвидации разливов нефти".
Характеристики зон особой значимости (местоположение, границы) должны представляться в составе плана ЛРН в форме карт соответствующего масштаба и описательной части.
Приложение "Типовые формы приложений и отчетов" относится на территории Республики Хакасия в разряд обязательных. В нем приводятся формы информационных сообщений о разливе нефти (донесений); формы заявок на материально-техническое обеспечение; формы отчетности о ходе работ по ликвидации ЛРН и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.