Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Положение
об объединенной системе оперативно-диспетчерского
управления Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 15 августа 2003 г. N 217)
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет назначение, цели, структуру, основные задачи и условия функционирования объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (далее - ОСОДУ) Республики Хакасия.
ОСОДУ представляет собой организационно-техническое объединение органов повседневного управления, сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия (далее - ТП РСЧС республики).
На республиканском уровне органом повседневного управления ОСОДУ является центр управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС), состоящий из оперативно-дежурной службы (далее - ОДС) Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия (далее - МЧС Республики Хакасия) и ОДС управления государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации Республики Хакасия (далее - УГПС).
На муниципальном уровне органами повседневного управления являются единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС). В категорированных городах республики Абакан, Черногорск, Саяногорск они состоят из ОДС управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее -управления ГОЧС) и ОДС головных подразделений ГПС МЧС России Республики Хакасия (далее - подразделения ГПС). В остальных городах и районах республики ЕДДС функционируют на базе центральных пунктов пожарной связи или пунктах связи пожарных частей подразделений ГПС Республики Хакасия.
На объектовом уровне органами повседневного управления являются дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) предприятий, организаций и учреждений.
Общее руководство ОСОДУ осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям (далее - КЧС) при Правительстве Республики Хакасия через МЧС Республики Хакасия.
Непосредственное руководство деятельностью ОСОДУ осуществляет Министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Республике Хакасия.
Создание и функционирование ОСОДУ не отменяет существующего порядка приема сообщений от населения о происшествиях и ЧС по телефонам 01, 02, 03, 04, и другие.
В своей деятельности ОСОДУ руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, законами Республики Хакасия, постановлениями и распоряжениями Председателя Правительства, приказами Министра по делам ГО и ЧС Республики Хакасия, а также настоящим Положением.
2. Назначение и цель создания объединенной системы
оперативно-диспетчерского управления
Органы повседневного управления ОСОДУ Республики Хакасия - ЦУКС МЧС Республики Хакасия и ЕДДС городов, районов, предназначены для осуществления сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера, координации деятельности всех имеющихся оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских служб, а также более эффективного привлечения сил и средств экстренного реагирования на начальном этапе при угрозе или возникновении ЧС.
Целью создания ОСОДУ является:
повышение оперативности реагирования органов повседневного управления всех уровней на случаи угрозы или возникновения ЧС;
предупреждение или максимальное снижение людских и материальных потерь в случаях угрозы или возникновения ЧС;
повышение эффективности взаимодействия привлекаемых к ликвидации угрозы или последствий ЧС имеющихся сил и средств;
улучшение слаженности их совместных действий при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
повышение уровня информированности органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и населения обо всех случаях угрозы или возникновения ЧС, а также о принятых по ним мерах.
3. Структура и основные задачи объединенной системы
оперативно-диспетчерского управления Республики Хакасия.
3.1. Структура ОСОДУ Республики Хакасия: ЦУКС МЧС Республики Хакасия;
единые дежурно-диспетчерские службы городов, районов и населенных пунктов республики на базе телефона "01";
республиканские оперативно-дежурные и дежурно-диспетчерские службы, диспетчерские службы опасных производственных объектов федерального подчинения, организации и учреждения, входящие в систему наблюдения и лабораторного контроля республики (далее - СНЛК), силы и средства экстренного реагирования республики.
Оперативно-дежурные службы:
Министерства внутренних дел Республики Хакасия; Республиканского военного комиссариата;
Управления Федеральной службы безопасности по Республике Хакасия;
Линейного отдела внутренних дел на ст. Абакан Сибирского Управления внутренних дел на транспорте;
Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия;
Службы судебных приставов Управления Министерства юстиции по Республики Хакасия;
Министерства обороны (в/ч 31965);
Комендатуры военных сообщений железнодорожных, водных участков, станций, порта, аэропорта "Абакан".
Дежурно-диспетчерские службы:
Министерства здравоохранения Республики Хакасия;
Филиала ОАО "Системный оператор Центра диспетчерского управления ЕС";
Подразделения Южно-Сибирского поисково-спасательного отряда;
Территориального центра медицины катастроф Республики Хакасия;
Таштыпского звена Красноярской базы Авиалесоохраны;
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия;
Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия;
Министерства сельского хозяйства;
Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Хакасия;
Государственного комитета по торговле и бытовому обслуживанию населения Республики Хакасия;
ЗАО "Хакаснефтепродукт";
ОАО "Хакасгаз";
АО "Хакасэнерго"
Хакасского филиала ОАО "Сибирьтелеком";
ОАО "Аэропорт Абакан";
Абаканского отделения-филиала ФГУП "Красноярская железная дорога".
Диспетчерская служба объектов федерального подчинения:
ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС" имени П.С. Непорожнего;
Организации и учреждения, входящие в СНЛК республики:
ФГУ "Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Хакасия";
Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Хакасская республиканская ветеринарная лаборатория;
Государственная станция агрохимической службы "Хакасская";
Государственный комитет по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия;
Хакасская республиканская станция защиты растений;
Пограничная Государственная инспекция по карантину растений Республики Хакасия;
Управление Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации по Республике Хакасия;
Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
3.2. Основные задачи ОСОДУ Республики Хакасия:
прием, обработка, анализ и обобщение поступающей информации от населения, оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских служб о всех происшествиях и ЧС на территории Республики Хакасия;
организация и поддержание четкого информационного взаимодействия между ЦУКС МЧС Республики Хакасия, ЕДДС городов и районов и ДДС предприятий, организаций и учреждений;
своевременное представление органам государственной власти республики, органам муниципального образования, органам управления по делам ГО и ЧС всех уровней и организаций полной и достоверной информации о чрезвычайных ситуациях, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, необходимых для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация действий ЕДДС и ДДС по принятию ими экстренных мер с целью своевременного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в чрезвычайные ситуации большего масштаба.
3.3. Основные задачи деятельности и права ЦУКС МЧС Республики Хакасия:
ЦУКС - структурное подразделение МЧС Республики Хакасия, функционирует в круглосуточном режиме и является вышестоящим органом повседневного управления в ОСОДУ Республики Хакасия. ЦУКС предназначен для повышения готовности органов исполнительной власти и служб Республики Хакасия к реагированию при угрозе или возникновении ЧС, повышения эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основные задачи ЦУКС:
сбор, обобщение и обработка данных, необходимых для принятия решений на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
прогнозирование последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
оценка складывающейся обстановки, анализ всей имеющейся информации, в том числе и по результатам прогнозирования;
подготовка и представление в соответствии с установленными формами донесений, проектов решений на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в Правительство Республики Хакасия и вышестоящие органы повседневного управления;
доведение команд (сигналов), принятых решений и планов до исполнителей, информирование вышестоящих и взаимодействующих органов повседневного управления о сложившейся обстановке, принятых решениях и ходе проводимых мероприятий;
контроль исполнения принятых решений (планов) по их реализации;
ЦУКС имеет соответствующие полномочия, и после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступает к экстренным действиям по ее предотвращению и ликвидации.
ЦУКС имеет право самостоятельно принимать решения по оповещению населения, организации мероприятий по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с председателем КЧС и Министром по делам ГО и ЧС Республики Хакасия.
ЦУКС при угрозе или возникновении ЧС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
3.4. Основные задачи деятельности и права ЕДДС на базе телефона "01":
Единая дежурно-диспетчерская служба является органом повседневного оперативного управления города (района) и предназначена для координации действий дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности, сил и средств в условиях угрозы или возникновения ЧС.
В категорированных городах ЕДДС является подразделением управления ГОЧС города, в остальных городах и сельских районах республики - подразделением головных пожарных частей.
Для создания ЕДДС на базе телефона "01" города (района) на организационном этапе разрабатываются и утверждаются следующие документы: Положение об ЕДДС города (района), инструкция об обмене информацией между ЕДДС и городскими ДДС, дополнения и изменения к действующим инструкциям ДДС (в части их взаимодействия с ЕДДС) и другие.
Основные задачи ЕДДС на базе телефона "01":
прием от населения и организаций сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
сбор информации от дежурно-диспетчерских служб, служб наблюдения и лабораторного контроля за окружающей средой и доведение полученной информации до ДДС республики;
обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и привлекаемых сил и средств, их оповещение о переводе в повышенные режимы функционирования;
обобщение, анализ и оценка обстановки, подготовка данных для принятия решений по ликвидации ЧС, контроль за доведением задач и своевременным их выполнением подчиненными и взаимодействующими органами управления;
информирование дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил постоянной готовности об обстановке, принятых решениях и рекомендуемых мерах по защите населения и территорий;
обмен информацией между вышестоящими и взаимодействующими органами повседневного управления;
представление вышестоящим органам управления докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых решениях и действиях по ликвидации ЧС по форме и срокам, согласованным с МЧС Республики Хакасия;
доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и сил постоянной готовности, контроль их выполнения;
обобщение информации о происшедших ЧС (за сутки), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
ЕДДС на базе телефона "01" является вышестоящей службой для всех ДДС на территории города (района) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС или предпосылок к ним, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС.
ЕДДС на базе телефона "01" функционирует круглосуточно, имеет соответствующие полномочия и после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступает к экстренным действиям по предотвращению и ликвидации.
ЕДДС на базе телефона "01" при угрозе или возникновении ЧС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.
ЕДДС на базе телефона "01" имеет право самостоятельно принимать решения по оповещению населения, организации мероприятий по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством города (района).
3.5. Основные задачи деятельности и права дежурно-диспетчерских служб
Дежурно-диспетчерская служба - дежурные или диспетчерские службы организаций, предприятий и учреждений, имеющих силы и средства постоянной готовности к действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.
ДДС, входящие в ОСОДУ, обеспечивают решение следующих задач:
прием сообщений о происшествиях, их анализ и представление в вышестоящий орган повседневного управления тех данных, которые в соответствии с установленными критериями могут рассматриваться как сообщения об угрозе или возникновении ЧС;
доведение информации до своего руководства, приведение в готовность имеющихся аварийно - спасательных формирований;
представление докладов и донесений вышестоящим органам повседневного управления о сложившейся обстановке и действиях по ликвидации ЧС;
получение из вышестоящего органа управления обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств, указаний и распоряжений по обеспечению взаимодействия при ликвидации ЧС;
обобщение информации за сутки о происшествиях, ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление итоговых донесений.
Дежурно-диспетчерские службы несут ответственность за оперативность анализа получаемой информации и своевременный доклад своему руководству и вышестоящему органу повседневного управления о мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
4. Порядок функционирования ОСОДУ.
ОСОДУ Республики Хакасия функционирует в трех режимах:
повседневной деятельности;
повышенной готовности;
чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности - органы повседневного управления ОСОДУ осуществляют круглосуточное дежурство, находятся в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ОСОДУ обеспечивает:
прием от населения, организаций, предприятий, учреждений любых сообщений, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;
обобщение и анализ поступившей информации за прошедшие сутки, и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание в готовности к применению программно - технических средств автоматизации и средств связи;
внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС;
В режиме повседневной деятельности органы повседневного управления функционируют в соответствии со своими инструкциями, наставлениями, положениями.
Поступившие сообщения о происшествиях или ЧС, которые не относятся к сфере деятельности конкретной оперативно-дежурной или дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. При получении информации, которая квалифицируется как сообщение об угрозе или возникновении ЧС, незамедлительно доводится до прямых начальников, органов исполнительной власти, вышестоящих и взаимодействующих органов повседневного управления.
В режиме повышенной готовности осуществляется:
заблаговременная подготовка оперативно-дежурного и дежурно-диспетчерского персонала к действиям в случаях угрозы или возникновения ЧС;
оповещение и персональный вызов должностных лиц соответствующих КЧС, органов управления ГОЧС, городских ДДС и подчиненных сил, средств постоянной готовности;
получение, обобщение и анализ данных наблюдения и лабораторного контроля за обстановкой на подведомственной территории, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование возможной обстановки, подготовка предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад по подчиненности;
корректировка планов реагирования на вероятные ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС;
координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
В этом режиме органы повседневного управления действуют в соответствии с положениями о территориальном звене ТП РСЧС Республики Хакасия, ведомственными инструкциями и положениями.
В режиме чрезвычайной ситуации органы повседневного управления осуществляют решение задач в полном объеме. Немедленно оповещаются и приводятся в готовность соответствующие КЧС и органы управления ГОЧС, которые берут на себя руководство дальнейшими действиями по ликвидации ЧС. В этих случаях органы повседневного управления ОСОДУ республики обеспечивают сбор, обработку, анализ и представление собранной информации в соответствующие КЧС, органы управления ГОЧС, вышестоящие органы повседневного управления. Осуществляют подготовку вариантов возможных решений и порядок организации управления действиями, привлеченными силами и средствами РСЧС.
Перевод в повышенные режимы функционирования органов повседневного управления (ЦУКС МЧС Республики Хакасия и подчиненные ЕДДС) осуществляется по распоряжению Министра по делам ГО и ЧС Республики Хакасия. Перевод территориальной подсистемы РСЧС Республики Хакасия и территориальных (функциональных) звеньев ТП РСЧС республики осуществляется соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
В повышенных режимах функционирования информационное взаимодействие между органами повседневного управления ОСОДУ, осуществляется через ЦУКС МЧС Республики Хакасия. Для этого в ЦУКС передаются все сведения об угрозе и возникновению ЧС, сложившейся обстановке, принимаемых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Вся информация, поступающая в ЦУКС, обрабатывается и обобщается. По каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются соответствующие решения. Подготовленные рекомендации по совместным действиям доводятся до всех привлеченных к ликвидации ЧС органов повседневного управления.
В целях эффективного функционирования ОСОДУ республики в обязанность ЕДДС и ДДС входит своевременное выполнение полученных из ЦУКС распоряжений по координации совместных действий сил постоянной готовности, привлекаемых для ликвидации ЧС.
5. Правовое обеспечение ОСОДУ.
В своей деятельности службы, входящие в объединенную систему оперативно-диспетчерского управления республики, руководствуются настоящим Положением, законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными документами соответствующих министерств и ведомств, решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня.
Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией в ОСОДУ Республики Хакасия.
6. Финансовое обеспечение ОСОДУ.
Финансирование расходов, связанных с созданием и функционированием объединенной системы оперативно-диспетчерского управления Республики Хакасия, единых дежурно-диспетчерских служб городов и районов республики, дежурно-диспетчерских служб предприятий, организаций, учреждений осуществляется за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.