Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Анализ фактического состояния туристской индустрии РХ.
Под туристской индустрией понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности осуществляющих оказание туристских услуг, производство и реализацию сопутствующих товаров, также транспортных и инженерных коммуникаций, объектов туристского показа и других элементов инфраструктуры.(?)
На первоначальном этапе создания и развития индустрии туризма в РХ не обойтись без государственной поддержки. Такая поддержка может быть осуществлена в форме прямых бюджетных ассигнований, льготных кредитов, налоговых и таможенных льгот, введения специальных туристских сборов, средства от которых будут направлены на создание первичного республиканского турпродукта.
На стадии концепции разработчики поставили своей целью определить минимальный набор объектов, необходимых для развития индустрии туризма.
Исходя из конкретно предлагаемых туристских маршрутов, описанных в разделе 1, разработчиками составлен перечень объектов, которые были обследованы, во-первых, на предмет их пригодности для туристских целей и, во-вторых, с целью получения принципиального согласия на включение их в актив индустрии туризма, что и было достигнуто. Обследование объектов проведено совместно с владельцами основных фондов без определения на этом этапе условий передачи объектов в туристское пользование.
Основной целью обследования является качественная и количественная оценка состояния недвижимости, отбираемой на тех или иных условиях для создания туристской материальной базы, пока без определения объема финансовых, организационных, правовых и других аспектов, необходимых для доведения туристского хозяйства до уровня международных стандартов. Именно наличие и состояние этих недостающих, но необходимых, для формирования туристской индустрии объектов окажет решающее влияние на весь замысел развития туризма в РХ.
Основные выводы, сделанные разработчиками концепции по результатам натурного осмотра состояния объектов, которые целесообразно использовать для туристских целей, сводятся к следующему.
3.1. Объекты недвижимости.
Как самостоятельная форма управления туризмом, облеченная юридическим статусом, дающим право на взаимодействие с неограниченным количеством организаций и физических лиц, включая зарубежные, корпорация по туризму должна обладать набором всех необходимых производств, объектов и служб, гарантирующих бесперебойное и качественное обслуживание туристов, прибывающих по заключенным долговременным контракта и договорам.
Это - одно из главных условий успешной деятельности корпорации. Всякая заминка, сбои, являющиеся причиной невыполнения договорных обязательств, в сфере туристского обслуживания, как ни в какой другой, ведут к падению престижа, снижению заинтересованности партнеров и в итоге - к развалу дела. Поэтому с самого начала должны быть положены и закреплены документально твердые позиции - партнеров по компетенции, правам и обязательствам, обусловленным в пункте 1.3. настоящей концепции.
Представляется обязательным присутствие в руководстве корпорации владельцев всех основных объектов туристской индустрии. К таковым относятся:
- аэропорт Абакан;
- гостиничные комплексы с набором полного сервисного обслуживания на уровне международных стандартов в Абакане, Абазе, Саяногорске, Шира;
- предприятия общественного питания (отдельно стоящие и встроенные);
- транспортные предприятия,
- пункты проката автомобилей, плавсредств, спортивного туристского инвентаря;
- другие объекты индустрии туризма.
Современное состояние на этих главных, определяющих быстрое и успешное развитие туризма в РХ, объекта концепции излагается в разрезе основных трех рекомендованных туристических маршрутов.
Главное в отборе туристской индустрии - это найти заинтересованных партнеров, создать для них условия равноправного разрешения проблем занятости населения, гарантированного притока валюты и др. Руководству корпорации потребуется на стадии создания эти вопросы хорошо обосновать и дать партнерам соответствующие гарантии.
3.1.1. Абаканский аэропорт, отнесенный по Постановлению Совета Министров РФ к международному классу, содержится в хорошем состоянии и уже сегодня готов к прилету самолетов любого класса способен обеспечить необходимый пакет сервисного обслуживания прибывающих туристов.
3.1.2. Гостиничное хозяйство.
Гостиница "Хакасия", намеченная к использованию в качестве главного места для проживания туристов, требованиям статуса четырехзвездочного отеля не соответствует. Требуется реконструкция здания, переустройство номеров и всей сферы гостиничного обслуживания. Ориентировочный план реконструкции, разработанный администрацией гостиницы имеется. К этому плану необходимо разработать проект строительства теннисного корта во дворе гостиницы и Госуниверситета.
Гостиница в г. Абазе находится в относительно хорошем состоянии, но также нуждается в переустройстве и расширении до 50 гостиничных мест. Гостиница находится на балансе Абаканского рудоуправления. Руководство рудоуправления готово к участию в деятельности корпорации не только предоставлением гостиницы, но и принятием на себя других видов сервисного обслуживания туристов. При гостинице рудоуправления имеются кафе-столовая, рядом с гостиницей находится плавательный бассейн, строительство которого заканчивается в 1997 году, тут же расположен хороший типовой стадион с набором игровых площадок. Недостающий в спортивном комплексе теннисный корт руководство рудоуправления намерено построить в ближайшие годы. Гостиница расположена на берегу реки Абакан, что создает хорошие условия для осуществления водных прогулок и маршрутов на лодках и небольших катерах, без использования автомобильного транспорта.
Самым благоприятным обстоятельством для развития туризма в городе Абазе является хорошее, с высокой степенью ответственности отношение руководства рудоуправления к созданию постоянно действующей туристской организации.
В составе рудоуправления имеется мощное подсобное хозяйство - УРС готовое взять на себя организацию круглогодичного питания туристов на любом уровне требований. Имеющаяся в рудоуправлении конеферма (более 400 голов) окажет добрую услугу не только в обслуживании маршрутов, но и блюдами из молодой конины.
В хозяйстве управления имеется свой, правда, довольно примитивный, туристский комплекс, который после соответствующей реконструкции может быть использован для нужд туристской корпорации.
Основной недостаток гостиничного комплекса Абаканского рудоуправления - это малая его вмещаемость. Поскольку в концепции идет расчет на прием одновременно 50 туристов, то появляется необходимость в поиске дополнительных гостиничных мест.
Выводы по порядку пребывания туристов на маршруте N 1 Абакан - Абаза, состоянию базы и предложения по доведению ее до требуемых параметров:
- производственная база, на которой можно развить по-настоящему интересный туризм, имеется;
- позиция администрации Таштыпского района, г. Абазы, руководства Абаканского рудоуправления самая благожелательная, что дает нам право быть уверенными в решении всех вопросов, связанных с развитием туризма на маршруте N 1 (в качестве обязательного условия ставится членство руководителя Абаканского рудоуправления в составе руководства корпорации по туризму);
- на стадии концепции не представляется возможным глубже изучить перспективу расширения индустрии туризма на маршруте N 1;
- на маршруте будет успешно решена проблема организации качественного и своевременного питания (подсобное хозяйство Абаканского рудоуправления способно обеспечивать туристов свежими продуктами питания круглый год по любому набору блюд);
- по самым приблизительным данным, в будущем количество разнообразных маршрутов (пеших, конных, водных, с ночевкой в лесу и т.д.), отталкиваясь от Абазинской базы, может быть доведено до 20 (это уже хорошая перспектива для дальнейшего развития);
- на этом маршруте может быть отработана одна из форм образования собственности корпорации, когда долевой вклад в организацию туризма состоит из множества услуг и обязательств (причем, самых важных), которая на первом этапе развития туризма может оказаться определяющей. Главное, что отвечает сложившейся ситуации в экономике - есть глубоко заинтересованные партнеры по делу.
На следующей стадии разработки программа развития туризма (ТЭО или техно-рабочий проект) должна быть определена с учетом требований к сфере обслуживания международного туризма, объемы строительно-монтажных работ и объемы капитальных затрат.
Объекты туристской индустрии на маршруте N 2.
Гостиница в пос. Жемчужный.
Имеется договоренность с администрацией Ширинского района, руководством курорта "Озеро Шира" о передаче в ведение корпорации по туризму корпуса N 8, принадлежащего курорту. Как и гостиницы "Хакасия" и "Абаза", корпус нуждается в капитальной реконструкции. Здесь, помимо переустройства гостиничных номеров, необходимо на 1 этаже создать ресторан с самостоятельным пищеблоком, а также службы проката и других видов сервисного обслуживания.
Помимо реконструкции гостиничного комплекса, в пос. Жемчужный требуется построить:
- подъездную автомобильную дорогу (со стороны детского санатория);
- стоянку для автотранспорта корпорации;
- произвести обустройство отдельного пляжа на берегу оз.Шира;
- выполнить ремонтно-восстановительные работы плавательного бассейна.
Предполагается второй день пребывания в Ширинском районе провести в профилактории артели "Сибирь" на берегу оз.Беле. В имеющихся 14 вагончиках размещается до 50 человек. В холодную или дождливую погоду возможно занять туристов по программе посещения музея, маралятника и др.
3.2. Предприятия по производству сувениров.
Еще 5-8 лет назад более 20 предприятий и организаций в РХ занимались изготовлением сувениров. Это ремонтно-обувная фабрика, комбинат строительных материалов. Саянмрамор, мебельная фабрика, Ваз Саяны, лесхозы, национальная школа, Южная геофизическая экспедиция и другие. В процессе реформы изготовление сувениров прекратилось.
Потребуется много времени, чтобы восстановить это производство. Кроме того необходимо создавать самостоятельные предприятия по производству сувениров
По предварительным расчетам, главное сувенирное производство необходимо создавать в Абакане, здесь же готовить и рабочие кадры
Для производства потребуется построить:
- здание под художественную мастерскую на 4-5 художников - 40 кв.м;
- учебный класс на 20 посадочных мест;
- выставочный зал - 60 кв.м;
- киоски для реализации сувениров - 10 шт;
- гараж на 5 автомобилей (1 грузовой, 4 "Москвича" 2517).
Всего потребуется помещений 320-400 кв.м, оборудование, мебель, материалы, инструменты и пр. с затратами 292 тысячи долларов. Количество занятых людей - 40 человек
3.3. Организация системы питания туристов.
Питание туристов, посещающих Хакасию из расчета заезда одной группы в количестве 150 человек продолжительностью 12 дней с посещением городов Саяногорска, Абазы, поселков Казановка, Шира будет организовано в соответствии с разработанными маршрутами:
г. Абакан 150чел. 6 дней = 900 чел.дней
с. Саяногорск 50 чел. 2 дня = 100 чел.дней
п. Шира 50 чел. 2 дня = 100 чел.дней
г Абаза 50 чел. 2 дня = 100 чел.дней
Таким образом, пункты питания должны быть организованы в городах Абакане, Саяногорске, Абазе, п. Казановка, курорте "Озеро Шира".
Предприятия общественного питания должны соответствовать всем требованиям СНиПов и СанПиНов, а также архитектурно-эстетическим требованиям. Максимум удобств для туристов. Для этого можно использовать уже существующие предприятия.
В г. Абакане - ресторан "Хакасия", в г. Саяногорске требуется выбрать ресторан-кафе на 50 посадочных мест, в Абазе - на 50 посадочных мест, в п.Казановка - ресторан или кафе - на 50 посадочных мест, в Шира - на 50 посадочных мест.
Сырье для приготовления пищи будет использовано местное: продукты с местных перерабатывающих, сельскохозяйственных и других оптовых предприятий. Для обеспечения питанием 150 человек, с учетом Абакана, будет занято 78 рабочих мест.
В городе Абакане питание туристов можно организовать в ресторане "Хакасия" с числом посадочных мест 80, кроме этого имеется на этаже бар. Ресторан не требует капитальных вложений, так как открыт после ремонта. Кухня ресторана оснащена новейшим оборудованием, торговый зал укомплектован мебелью, посудой в достаточном количестве для организации питания в два потока. Отлажены деловые связи с поставщиками республики и вне ее.
В организации питания туристов на маршруте Абакан-Саяногорск необходимо предприятие общественного питания типа ресторана или кафе на 50 посадочных мест, а также бар для свободного выбора закусок, напитков, табачных изделий
Основные группы продовольственных товаров будут приобретаться на месте в г. Абакане и у других поставщиков республики и вне ее на основе договоров.
Для приготовления пищи и обслуживания туристов ресторан-кафе необходимо укомплектовать кадрами в количестве не менее 17 человек.
Из существующих предприятий общепита на маршруте можно использовать базу профилактория "Жарки".
По маршруту Абакан-Абаза питание туристов организовать в г. Абазе в ресторане, а также использовать базу пионерлагеря и туристской фирмы "Ирбис", где нужно построить рестораны соответственно на 50, 15, 10 посадочных мест. Продукты для ресторанов приобретаются на месте (г. Абаза, п. Таштып, г. Абакан и т.д.).
Кроме того, для питания туристов при посещении этнографического музея в пос. Казановка необходимо построить кафе или ресторан на 50 посадочных мест с учетом особенностей приготовления блюд хакасской кухни.
Ориентировочно, на объектах общественного питания маршрута N 1 будет задействовано 28 рабочих мест.
На маршруте Абакан-Шира питание туристов нужно организовать на месте проживания, при этом пищеблок должен быть рассчитан на 50 посадочных мест. Продукты приобретаются на месте и в г. Абакане по договорам.
Ориентировочно, на организацию питания будет задействовано 16 рабочих мест.
В зависимости от продолжительности маршрутов и их тематики во всех ресторанах комплектуются индивидуальные сухие пайки.
Для координации организации питания при корпорации необходимо создать службу питания, целями и задачами которой является своевременная и четкая организация работы всех звеньев цепи общественного питания от поставки сырья до обслуживания туристов, а также контроль за качеством предлагаемых услуг.
Основные перерабатывающие предприятия - поставщики продукции для предприятий общественного питания АО "Мясокомбинат Абаканский", маслосыркомбинат "Абаканский", птицефабрики: "Алком" (Подсинее), Усть-Абаканская, Фыркальская, тепличный комбинат "Тепличный", рыбозавод, АООТ "Хлебоприемное предприятие", Абаканский хлебозавод, АО "Саяногорское молоко", теплица СаАЗа и его подсобное хозяйство, Ширинский молзавод, Аскизский маслосыркомбинат, АО, вырабатывающие сельскохозяйственную продукцию "Означенский", "Туимский", местные хлебопекарни, заготконторы.
3.4 Состояние автомобильных дорог на основных туристских маршрутах.
Не смотря на то, что относительно соседних регионов России развитие и состояние дорожной сети в настоящее время значительно лучше, в Хакасии нет ни одной дороги, соответствующей требованиям отечественных норм (как ни странно, требования западных норм более демократичны), в плане ровности, расстояния видимости встречного автомобиля. Следовательно, на некоторых участках придется соответствующими дорожными знаками ограничить скорость движения туристских автобусов, возможно с составлением графика скорости для каждого маршрута. Для составления такого графика придется создать комиссию из автодорожников, автотранспортников, ГАИ и транспортной инспекции.
Все дороги общего пользования содержатся в зависимости от наличия денежных средств: убирается и выкашивается придорожная полоса, проводится ямочный ремонт, обновляется знаковая информация и разметка. Зимой дороги своевременно очищаются от снега, обрабатываются противоледными материалами, и движение на них бывает несколько затруднено только во время сильных снегопадов с метелями, что случается крайне редко. Эти дороги имеют площадки отдыха и остановочные площадки, оборудованные надворными уборными. Содержатся они, конечно, в ненадлежащем состоянии и вряд ли соответствуют международному уровню (хотя на дорогах золотого кольца России они не лучше). Но здесь, наверное, достаточно будет повысить требовательность к эксплуатирующим дороги ДРСУ, а может быть, и придется перераспределить средства на содержание, в ущерб другим дорогам и участкам.
Все отработанные туристские маршруты имеют дороги с асфальтобетонным покрытием, за исключением маршрута N 2, где дорога Шира-Коммунар от развилки на Черное озеро до Ефремкино такого покрытия не имеет. Управлением автомобильных дорог Хакасии она содержится только до села Топаново (до конца моста через реку Туим). В настоящее время Ширинское ДРСУ ведет строительство этого участка, но без строительства моста. Очевидно, возможно будет обязать управление автомобильных дорог построить новый железобетонный мост, нo на большее у него в ближайшие год-два средств нет. Так что для строительства асфальтобетонного покрытия, возможно, придется изыскивать средства из других источников.
Планируется на всех трех маршрутах оборудовать 18 стоянок со смотровыми площадками. 12 из которых с утепленными туалетами. Большой объем работ предстоит выполнить в полосах отвода вдоль дорог (уборка мусора, выравнивание откосов, обработка кюветов, лесопосадки, удаление разрушенных сараев, заборов и других отживших свое и не радующих глаз путешественника предметов).
3.5. Создание автохозяйства "Хакастур".
Для обслуживания проездов туристов в составе "Хакастура" должно быть создано собственное автохозяйство, в составе которого предусмотрено: гаражи на 17 автомобилей; автомастерские, склады, диспетчерская; охранное помещение.
Автохозяйство рассчитано на эксплуатацию: шести автобусов типа "Икарус", шести легковых автомобилей иностранного производства для проката, рефрижератора, двух "Москвичей" 2517 (пикап), одной грузовой машины, микроавтобуса.
Целесообразно на первых порах у кого-то арендовать под автохозяйство пустующую автобазу и постепенно создавать свою.
Штаты и зарплату штатным работникам руководство корпорации определяет по мере своего развития
3.6. Особые объекты показа на основных маршрутах.
Особое внимание заслуживает создание запланированного ранее этнического музея под открытым небом с традиционными древними хакасскими обрядами в селе Казановка Аскизского района (маршрут N 1).
Представляется целесообразным для отведенного трехчасового пребывания и обеспечения обедом создать хакасское поселение из 5-6 юрт, оборудованных для обеденного угощения, показа быта, культуры, обрядов древних местных жителей, скачек на лошадях, праздничных состязаний, создание небольшой конефермы на 10-15 лошадей для прогулочных целей.
Это и многое другое позволяет уже на первом маршруте сделать как бы введение к познанию древней и настоящей Хакасии.
Не менее ответственная работа должна быть выполнена на Салбыкском кургане, на котором предполагается экскурсия по программе второго маршрута. Если не обед, то какой-то "Хакасский чай" около Салбыкского кургана должен быть предложен. Это тоже необходимо поручить группе работников культуры, науки, архитектуры, археологии и пр.
Для этих целей и других оформительских работ на маршрутах в сметно-финансовом разделе (ориентировочно) заложены расходы в объеме 30 тысяч долларов. Желательно на эти цели изыскать средства, не ожидая каких-то специальных источников на создание туристской индустрии.
3.7. Подготовка кадров.
Для обслуживания иностранных туристов потребуются кадры, знающие языки, культуру, вероисповедание интуристов, умеющие преподнести, рассказать, обслужить и т.д.
Концепция предусматривает подготовку группы в составе 15 человек будущих гидов, проводников, горничных и т.д. из числа окончивших факультет иностранных языков Хакасского государственного университета и прошедших стажировку работы гидами в одной из зарубежных (желательно в той, с которой предполагается заключение договора на туристское обслуживание).
3.8. Подготовка и организация рекламы туристской индустрии.
Одно из главных мест в системе организации туризма и создании туристской индустрии занимает реклама.
Концепция предопределяет организацию, публикацию и состав рекламы в следующем содержании:
- создание и тиражирование видеофильмов по пропаганде созданной туристской индустрии, в первую очередь в границах рекомендованных в концепции трех основных туристских маршрутов (от того, на какой из выбранных после просмотра фильма маршрутов пойдет турист, будет зависеть его настроение, успех мероприятия, и будет создаваться авторитет туристской организации);
- издание специальных альбомов, буклетов, открыток, рекламных щитов, фотографий;
- издание туристской литературы с описанием сокровищ флоры и фауны Хакасии;
- распространение художественной литературы, cвязанной с природой.
На цели организации рекламы в концепции предлагается на первом этапе израсходовать 35 млн.долларов. Создание элементов рекламы также относится к первоочередным задачам.
<< Раздел 2. Основные принципы построения концепции |
||
Содержание Постановление Президиума Совета Министров Республики Хакасия от 30 мая 1996 г. N 116-п "О концепции "Развитие туризма... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.