Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Совета Министров
Республики Хакасия
от 25 января 1995 г. N 18
Основные направления социальной защиты населения
Республики Хакасия на 1995 год
I.
Исходя из главной задачи социальной политики на 1995 год, в целях организации адресной социальной защиты населения в условиях продолжающегося роста цен и снижения жизненного уровня пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, учащейся молодежи на территории республики вводится общая система и программа социальной поддержки (помощи) населению, основывающаяся на единых принципах и финансируемая из средств, определяемых Советом Министров республики.
Мероприятия, проводимые в рамках программы, носят обязательный характер и представляют программу-минимум, которая должна выполняться на всей территории республики. Администрации территорий в дополнение к мероприятиям, предусмотренным программой, разрабатывают меры социальной защиты, которые либо усиливают, либо распространяют их на другие социально-демографические слои населения, нуждающиеся в помощи.
II. Основные цели и задачи социальной защиты населения республики на 1995 год
Социальная защита населения - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение приемлемого уровня жизни.
Основными задачами социальной защиты населения на 1995 год являются
- обеспечение населению республики гарантированных государством выплат пенсий и пособий, предоставление денежной, натуральной помощи, оказание льгот и услуг;
- установление равенства возможностей наиболее социально уязвимых категорий населения с другими гражданами республики в экономической, социальной и других сферах жизни;
- реализация установленных законодательством льгот лицам из числа инвалидов войны, реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др. категорий;
- сохранение объемов услуг по надомному обслуживанию престарелых и инвалидов на уровне не ниже 1994 г:;
- безусловное выполнение мероприятий, определенных постановлением СМ РХ от 11.08.94 г. "Об утверждении программы подготовки и проведения празднования 50-летия Победы, других памятных дат Великой Отечественной войны 1941 -45 гг. в Республике Хакасия".
В качестве основной цели ставится приближение среднедушевого совокупного дохода семей (граждан) к месячному бюджету прожиточного минимума, устанавливаемого для основных социально-демографических групп населения (мужчин, женщин детей в возрасте до 6 лет, детей в возрасте с 7 до 15 лет, пенсионеров) по рекомендациям Комитета по труду и занятости населения республики. Исходя из этого, программа социальной поддержи включает в себя:
- категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке в 1995 г. (Приложение N 3);
- объем средств, необходимых для выплаты пенсий, пособий и компенсаций за счет средств Пенсионного фонда и республиканского бюджета (Приложение N 7);
- объем средств, необходимых для обеспечения социально-бытовых льгот за счет средств республиканского и местных бюджетов (Приложение N 6);
- объем средств, необходимых для оказания социальной поддержки малообеспеченным категориям населения за счет средств республиканского и территориальных .фондов социальной поддержки населения (Приложение N 4).
Разработка, координация и контроль за реализацией республиканской программы возлагается на Министерство социальной защиты населения Республики Хакасия.
III. Принципы организации социальной защиты
Социальная защита населения в республике организуется и строится на следующих принципах
- принцип адресности социальной помощи, предусматривающий предоставление помощи в первую очередь наиболее нуждающимся лицам,
- принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи обратившимся в органы социальной защиты гражданам, имеющим на нее право;
- принцип дифференцированного подхода при определении размера и вида помощи в зависимости от места проживания (город или сельская местность) и других факторов, а также первоочередное оказание помощи нетрудоспособным лицам, находящимся в наиболее бедственном положении,
- принцип самостоятельности органов исполнительной власти в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
- принцип социального реагирования, который предполагает пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением прожиточного минимума, изменением уровня занятости населения и увеличения материальных ресурсов, направленных на социальную защиту
IV. Критерии предоставления социальной помощи и категории населения, имеющие право на ее получение
Право на получение социальной помощи предоставляется гражданам (семье в целом или каждому нетрудоспособному члену семьи отдельно) после проверки доходов и материально-бытовых условий, социально-экономическое положение которых соответствует следующим основным критериям:
- отсутствие средств существования;
- наличие среднедушевого совокупного дохода на человека (члена семьи) ниже остановленного прожиточного минимума для района (города),
- одиночество (отсутствие родственников, обязанных по закону их содержать) и неспособность к самообслуживанию,
- наличие материального ущерба или ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий и катастроф,
- отсутствие постоянного места жительства;
- невозможности получения трудового дохода в достаточном размере в силу объективных причин (уход за нетрудоспособными, инвалидность и др);
- невозможность по объективным причинам обеспечения ухода и присмотра за детьми.
Конкретный контингент лиц, виды и формы помощи, ее размеры определяются органами социальной защиты Минимальный размер социальной помощи в денежном выражении, как правило, не может быть ниже величины доплаты до прожиточного минимума на члена семьи, установленного для нетрудоспособных граждан и семей с детьми
При определении среднедушевого совокупного дохода члены семьи, находящиеся на полном государственном обеспечении, из расчета должны исключаться.
При определении материального положения пенсионеров следует учитывать прежде всего размер получаемой пенсии Кроме того, необходимо учитывать и другие денежные выплаты (пособия, алименты, компенсационные выплаты, выплаты от предприятий в порядке возмещений ущерба, занятие любым видом промысла, позволяющего получать доход, личное имущественное страхование, акции и др), а также объем льгот и бесплатных услуг, которые предоставляются (по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду, лекарственному обеспечению и др ).
При наличии и семье работающих членов, необходимо учитывать виды и объемы помощи, оказываемой администрацией предприятий, организаций, учреждений, общественными организациями и фондами
К группам населения, которые нуждаются в первоочередном порядке в социальной помощи, относятся.
- престарелые граждане 80 лет и старше,
- одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, неспособные к самообслуживанию,
- инвалиды I и II группы
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- дети-сироты, выпускники детских домов и школ-интернатов;
- семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
- лица, попавшие в экстремальные ситуации (беженцы, бомжи, вынужденные переселенцы, лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и т.п.).
- другие группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке.
Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите, может быть расширен местными органами исполнительной власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей территорий.
V. Формы и виды социальной помощи
Система помощи в виде услуг и льгот включает:
- создание и развитие центров социального обслуживания различных типов (временного, дневного пребывания) на период устранения особо острого социального неблагополучия;
- организация надомного социального обслуживания на бесплатной и платной основе для граждан, проживающих в семьях, когда члены семьи по объективным причинам (командировка, отпуск, болезнь и др) не могут оказать им бытовую помощь;
- создание пунктов проката жизненно важных предметов длительного пользования и домашней утвари для нетрудоспособных граждан;
- предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, пользованию бытовыми учреждениями, оплате топлива, медикаментов, проезда на различных видах транспорта, обеспечение индивидуальными средствами передвижения, санаторно-курортного лечения;
- услуги, оказываемые службами срочной социальной помощи;
- обеспечение бесплатного ночного проживания бездомных граждан;
- оказание экстренной психологической помощи и помощи по телефонам доверия;
- обеспечение бесплатного питания, доставка горячих обедов на дом для определенных категорий населения;
- организация доставки немощных граждан в учреждения медицинского и социального профиля;
- оплата содержания детей из малообеспеченных семей в детских дошкольных учреждениях
Органам местного самоуправления предоставляется право дополнять и изменять перечень форм и видов социальной помощи.
VI. Информационное обеспечение социальной защиты
Информационное обеспечение социальной защиты населения предусматривает.
- формирование банка данных на основе показателей социально-экономического положения территорий, включая демографические показатели, нормативной базы, используемой при разработке мер по социальной защите, размеров бюджета прожиточного минимума различных категорий граждан, уровня и динамики розничных цен на товары и услуги и др. показателей,
- создание на основе сбора и анализа банка данных о контингентах населения, нуждающихся в социальной защите, сети органов и учреждений, ее осуществляющих;
- систематическое информирование населения республики о планируемых и реализуемых мерах социальной защиты, действующих льготах для различных категорий граждан.
VII. Организационное обеспечение мероприятий по социальной защите
Необходимым условием организации эффективной системы социальной Защиты граждан является введение механизма корректировки размеров социальных выплат при изменении социально-экономической ситуации в территориях
Для этого установленные нормативы обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме, в виде социальных услуг и льгот) следует пересматривать в соответствии с ростом розничных цен, прожиточного минимума, изменениями уровня занятости трудоспособного населения, увеличения материальных ресурсов системы социальной защиты и динамикой других социально-экономических факторов.
Для оперативного отслеживания уровня жизни населения и состояния социальной защиты в районе (городе) необходимо использовать систему социальных индикаторов, применение которых позволит своевременно оценивать и реагировать на изменение ситуации и вносить в программу соответствующие корректировки.
Типовой перечень социальных индикаторов разрабатывается Министерством социальной защиты населения республики и доводится до территорий ежеквартально. Местные органы с учетом специфики территории могут вносить изменения и дополнения в типовой перечень.
VIII Полномочия районной (городской) администрации в сфере социальной защиты
Районная (городская) администрация организует:
- учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета;
- предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, установленные решениями правительства, обеспечивает улучшение условий жизни многодетных семей,
- разрабатывает и реализует программу социальной поддержки населения
IX Полномочия районных (городских) отделов социальной защиты населений
Районные (городские) отделы социальной защиты населения на своей территории
осуществляют пенсионное обеспечение граждан в соответствии с Законом РСФСР " О государственных пенсиях в РСФСР ,
- производят из средств фондов социальной поддержки населения ежеквартальные выплаты и компенсации установленные программой социальной поддержи,
- выявляют особо нуждающихся в социальной помощи пенсионеров, инвалидов, лиц имеющих иждивенцев, других граждан, у которых совокупный доход не превышает установленного в республике прожиточного минимума
- определяют контингент получателей помощи ее виды и формы в соответствии с установленными нормативами и условиями
- организуют совместно с общественными (благотворительными организациями пункты сбора и распределения предметов первой необходимости
X Полномочия предприятий в сфере социальной защиты
Предприятия, независимо от форм собственности, осуществляют обязательные мероприятия по социальной защите за счет собственных средств
- устанавливают и выплачивают при выходе на пенсию единовременные пособия работникам с учетом их трудового вклада,
- устраивают пенсионерам льготы на оплату жилья, содержание детей в дошкольных учреждениях, находящихся в ведении предприятий, организаций,
- частично или полностью оплачивают стоимость топлива, коммунальных услуг, предоставляют льготы на приобретение товаров повышенного спроса
- оказывают социальную защиту в других формах
Предприятия (работодатели) обязаны предоставлять работникам, ушедшим на пенсию с этих предприятий, право на пользование спортивно-оздоровительными комплексами, пансионатами, домами отдыха, культурно-просветительными учреждениями
Защита интересов занятого населения регулируется на основании соглашения федерации профсоюзов, объединения предпринимателей и Совета Министров Республики Хакасия на 1995 год
Управляющий Делами
Совета Министров |
Л.А.Ласовский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.