Постановление Правительства Республики Хакасия
от 14 февраля 2002 г. N 34
"Об утверждении Положения о системе управления охраной труда
в Республике Хакасия"
В соответствии со ст.ст. 2, 6, п.4 ст.11 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Республике Хакасия в новой редакции.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления и территориальным органам государственной власти районов Республики Хакасия организовать работу по охране труда в соответствии с Положением о системе управления охраной труда в Республике Хакасия.
3. Руководителям предприятий, учреждений, организаций Республики Хакасия, независимо от форм собственности, работу на производстве проводить с учетом настоящего Положения.
4. Министерству труда и социального развития Республики Хакасия (Лапыка О.В.) совместно с органами, участвующими в реализации государственной политики в области охраны труда, обеспечить эффективное функционирование системы управления охраной труда в Республике Хакасия.
5. Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2001 г. N 146 "Об утверждении Положения о государственной системе управления охраной труда в Республике Хакасия" признать утратившим силу.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Пилюгину Н.А.
Председатель Правительства
Республики Хакасия |
А. Лебедь |
Положение
о системе управления охраной труда в Республике Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 14 февраля 2002г. N 34)
1. Общие положения
Система управления охраной труда - совокупность организационных форм и методов совместных действий органов законодательной и исполнительной власти Республики Хакасия, администраций городов и районов Республики Хакасия, объединений работодателей, профессиональных союзов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществление правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Настоящее Положение определяет принципы формирования, функции, задачи, структуру и органы системы управления охраной труда и основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", соответствующих законодательных и иных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и иных правовых актах Республики Хакасия.
2. 3адачи системы управления охраной труда в Республике Хакасия
Система управления охраной труда направлена на обеспечение охраны труда и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на республиканском уровне.
Органы местного самоуправления и работодатели обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных органам местного самоуправления органами государственной власти Республики Хакасия в установленном порядке.
Задачами системы управления охраной труда являются:
- разработка и осуществление мер государственного управления в сфере охраны труда;
- формирование безопасных условий труда в организациях;
- охрана труда и здоровья работников с использованием компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и в условиях повышенного профессионального риска;
- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
- обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в области охраны труда.
- приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда;
- обеспечение гарантий прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
- профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления;
- неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателями и ответственность за их нарушение.
3. Функции системы управления охраной труда
Функциями системы управления охраной труда являются:
- принятие и реализация нормативных правовых актов об охране труда;
- планирование охраны труда и координация деятельности в данной области субъектов социально-трудовых отношений;
- оценка состояния условий и охраны труда и регулирование деятельности в этой сфере;
- экономическое стимулирование в решении задач улучшения условий и охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- информационное обеспечение охраны труда.
4. Меры управления в сфере охраны труда
Управление охраной труда на территории Республики Хакасия предусматривает:
- участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, разработку, утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и осуществление контроля за их выполнением;
- организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей, специалистов и других категорий работников в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия;
- организацию работ по сертификации производственных объектов (организаций) на соответствие требованиям по охране труда;
- обследование производственных объектов на соответствие требованиям по условиям и охране труда при оформлении лицензий на отдельные виды деятельности;
- обязательную экспертизу проектов строительства и реконструкции производственных объектов, вводимых технологий, на предмет соблюдения требований по условиям и охране труда;
- организацию обеспечения работодателей нормативно-методическими документами по охране труда;
- внедрение экономических мер, стимулирующих создание здоровых и безопасных условий труда;
- взаимодействие по вопросам охраны труда государственных органов управления, органов местного самоуправления, федеральных органов надзора и контроля в Республике Хакасия, работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- осуществление координации и методического руководства работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории республики;
- обобщение и пропаганду передового опыта в области охраны труда.
5. Структура управления охраной труда в Республике Хакасия
Система управления охраной труда в Республике Хакасия включает в себя три уровня.
Первый уровень - республиканский.
Осуществляют федеральные органы исполнительной власти Республики Хакасия и Правительство Республики Хакасия непосредственно или по его поручению Министерство труда и социального развития Республики Хакасия в пределах своих полномочий при участии Межведомственной комиссии по охране труда Республики Хакасия.
Второй уровень - органов местного самоуправления и органов государственной власти районов в Республике Хакасия.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти районов в Республике Хакасия осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории в случае передачи данных полномочий органом государственной власти Республики Хакасия.
Третий уровень - уровень организации.
Осуществляет работодатель совместно с профсоюзной организацией или иным уполномоченным работниками организации представительным органом.
5.1. Республиканский уровень
Государственное управление охраной труда в Республике Хакасия осуществляют федеральные органы исполнительной власти Республики Хакасия и Правительство Республики Хакасия непосредственно или по его поручению Министерство труда и социального развития Республики Хакасия в пределах своих полномочий.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия
Обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Республики Хакасия, координирует деятельность по данному направлению органов исполнительной власти Республики Хакасия;
разрабатывает проекты законов и других нормативных правовых актов по охране труда Республики Хакасия;
организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывает совместно с заинтересованными организациями меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организует обучение руководителей и специалистов по охране труда, проверку знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организует и проводит государственную экспертизу условий труда на производстве, проектов на строительство новых и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, при лицензировании отдельных видов деятельности, оказывает практическую помощь организациям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда в организациях;
участвует в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, разрабатывает предложения по их предупреждению;
ежегодно направляет в Министерство труда и социального развития Российской Федерации доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Республике Хакасия, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
готовит заключение к рассмотрению в суде вопросов о прекращении деятельности (ликвидации) организаций или их подразделений при выявлении нарушений законодательных требований охраны труда;
обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда на территории Республики Хакасия территориальных органов федеральных органов исполни тельной власти, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей в пределах своих полномочий;
оказывает методическую помощь организациям в совершенствовании работы служб охраны труда;
выдает разрешения учебным заведениям профессионального образования, учебно-методическим центрам охраны труда на обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций;
разрабатывает совместно с заинтересованными организациями мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, организует смотры - конкурсы, дни охраны труда и т.п.;
рассматривает в установленном законодательством порядке разногласия между работодателями и работниками организаций по предоставлению компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
участвует в установленном порядке в проверке правильности установления страхователю надбавок и скидок к страховому тарифу в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 г.N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с последующими изменениями и дополнениями);
проводит выставки средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений;
осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
Межведомственная комиссия по охране труда Республики Хакасия
Разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению взаимодействия министерств и ведомств Республики Хакасия, объединений профсоюзов и предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
определяет при разработке республиканской целевой программы приоритетное направление работы по охране труда;
рассматривает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения по охране труда республиканских органов государственной власти, предложения органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и предпринимателей;
рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.
5.2. Уровень местного самоуправления и государственной власти
районов Республики Хакасия
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Республики Хакасия в установленном порядке и органы государственной власти районов Республики Хакасия:
- обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и в этих целях имеют право создать соответствующую службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда в структуре администраций городов и районов в установленном законодательством порядке;
- принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
- содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях;
- содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций, расположенных на их территории, включая руководителей и специалистов;
- совместно с заинтересованными организациями участвуют в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
- осуществляют уведомительную регистрацию коллективных договоров, представленных работодателями;
- информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на их территории.
5.3. Уровень организации
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель (работодатель).
Главной задачей организации (работодателя) является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травм или профессиональных заболеваний.
В организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Работа службы охраны труда в организации проводится в соответствии с "Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 г. N 14.
Нормативы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм, определяются Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
6. Надзор и контроль в системе управления охраной труда
Контроль за состоянием охраны труда направлен на выявление отклонений от требований нормативно-правовых актов по охране труда, проверку выполнения работодателями обязанностей по обеспечению охраны труда на предприятиях и принятие в пределах предоставленных прав мер по устранению выявленных недостатков.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда осуществляются государственной инспекцией труда и территориальными органами федеральных органов надзора и контроля в пределах своих полномочий.
7. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов и средств предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 14 февраля 2002 г. N 34 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Республике Хакасия"
Текст постановления опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 28 февраля 2002 г., N 6-7, стр. 15-20
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 июля 2006 г. N 205 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Хакасия от 16 сентября 2004 г. N 248