2. Рекомендовать министерствам и ведомствам, муниципальным образованиям, руководителям хозяйствующих субъектов и предпринимателям при принятии решений развития лесоперерабатывающей отрасли руководствоваться настоящей Концепцией.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия - Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M. Иванова.
Председатель Правительства
Республики Хакасия |
А. Лебедь |
Концепция
комплексного развития лесоперерабатывающей отрасли
Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 27 июня 2007 г. N 198)
1. Общие положения
Настоящая Концепция комплексного развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Хакасия (далее - Концепция) определяет стратегические цели и приоритеты экономической политики Республики Хакасия в сфере развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Хакасия (далее - отрасль), проблемы и основные направления государственного регулирования деятельности отрасли.
Концепция учитывает положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 1540-р "Об основных направлениях развития лесной промышленности", предложений 3-го Международного форума по проблемам лесоперерабатывающей отрасли России и окружного совещания по вопросам развития лесной отрасли Сибири.
Основой для развития отрасли являются следующие факторы:
- лесоперерабатывающая отрасль - стратегически важный сектор экономики Республики Хакасия, требующий принятия соответствующих мер государственной поддержки и разработки лесной долгосрочной региональной политики;
- необходимость реализации и положений Лесного кодекса Российской Федерации от и механизмов реорганизации системы лесоуправления;
- значительный сырьевой потенциал Республики Хакасия;
- наличие свободных трудовых ресурсов и специалистов, в том числе в основных местах лесозаготовок;
- наличие в городах и районах республики производственных площадей, позволяющих производить первичную и глубокую переработку древесины;
- выгодное географическое положение по отношению к лесонедостаточным территориям (возможность выхода на рынки Республики Казахстан, стран Средней Азии, Монголии и Китая);
- наличие развитой транспортной инфраструктуры.
Состояние отрасли
Леса в Республике Хакасия занимают 48,4% общей площади, горные и труднодоступные леса составляют 96 %.
Общий запас древесины на 01.01.2005 составляет 464,5 млн. м3 спелых и переспелых лесов, из них более 75% хвойных насаждений. Лесной основной фонд Республики Хакасия расположен в четырех лесхозах: Абазинский, Балыксинский, Бирикчульский, Таштыпский.
Площадь
лесов спелых и перестойных насаждений возможных к эксплуатации (га).
Лесхозы | 1 группа лесов | 2 группа лесов | 3 группа лесов | Всего |
Абазинский | 6687 | 2651 | 57199 | 66537 |
Балыксинский | 6276 | 35736 | 38702 | 80714 |
Бирикчульский | 4193 | 3438 | 14702 | 22333 |
Таштыпский | 16146 | 16279 | 53910 | 86335 |
Распределение по площади и запасам
спелых и перестойных насаждений в разрезе пород и групп лесов
Лесхозы | Сос- на пл. га |
Ель пл. га |
Пихта пл. га |
Лист- венные пл. га |
Береза пл. га |
Сосна тыс. м3 |
Ель тыс. м3 |
Пихта тыс. м3 |
Лист- венные тыс. м3 |
Береза тыс. м3 |
1 группа лесов | ||||||||||
Абазинский | 1237 | 182 | 254 | 2455 | 2444 | 285,5 | 38,1 | 49,5 | 538,9 | 367 |
Балыксинский | 43 | 28 | 3622 | - | 1841 | 6,3 | 4,5 | 806,6 | - | 271 |
Бирикчульский | 719 | 10 | 827 | 1847 | 353 | 185,7 | 1,7 | 173,2 | 418,5 | 39 |
Таштыпский | 1013 | 279 | 10775 | 16 | 3205 | 196,1 | 57,0 | 2292,4 | 3,5 | 441 |
2 группа лесов | ||||||||||
Абазинский | 439 | 19 | 68 | - | 1293 | 90,3 | 3,1 | 15,6 | - | 206 |
Балыксинский | 111 | 66 | 27183 | - | 6361 | 17,1 | 15,1 | 5661,5 | - | 914 |
Бирикчульский | 316 | 679 | - | - | 2422 | 55,8 | 130,1 | - | - | 343 |
Таштыпский | 979 | - | 1779 | 131 | 9969 | 188,5 | - | 378,5 | 22,7 | 1339 |
3 группа лесов | ||||||||||
Абазинский | 4809 | 291 | 15680 | 10472 | 24557 | 1030,9 | 55,2 | 3426,6 | 2079 | 3565 |
Балыксинский | 51 | 9 | 20329 | - | 14138 | 10,2 | 3,0 | 4177,0 | - | 2236 |
Бирикчульский | 2717 | 221 | 3016 | 2609 | 3408 | 531,7 | 40,9 | 660,5 | 529,1 | 441 |
Таштыпский | 235 | 49 | 42542 | 82 | 7917 | 47,0 | 10,8 | 8585,7 | 14,0 | 1033 |
Всего | ||||||||||
Абазинский | 6485 | 492 | 16002 | 12927 | 28314 | 1406,7 | 96,4 | 3491,7 | 2618 | 4139 |
Балыксинский | 205 | 103 | 51134 | - | 22340 | 33,6 | 22,6 | 10645 | - | 3422 |
Бирикчульский | 3752 | 231 | 3843 | 5135 | 6183 | 773,2 | 42,6 | 833,7 | 1077 | 824 |
Таштыпский | 2227 | 328 | 55096 | 229 | 21091 | 431,6 | 67,8 | 11256 | 40,2 | 2813 |
Возможности по эксплуатации лесных запасов республики составляют 177,8 млн. м3, объем расчетной лесосеки в регионе 2552,7 тыс. м3. Из-за незначительного использования рубок главного пользования около 2 млн. м3 древесины, в том числе около 1 млн. м3 хвойных пород стареет, теряет свои технические качества, не вовлекается в народнохозяйственный оборот.
Лесная промышленность Республики Хакасия включает в себя лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, в большинстве технологически не связанные между собой. Доля лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта составляет около 5%. В лесной промышленности осуществляет производственную деятельность более 80 организаций, в том числе 31 индивидуальный предприниматель. В связи с недостаточным развитием мощностей по глубокой переработке древесины, структура лесопромышленной отрасли несовершенна, значительная часть древесины не находит применения, а заготовленная используется преимущественно (до 80%) в круглом виде или для распиловки. Кроме того, отходы от общего объема заготавливаемой древесины составляют более 40%.
К основным факторам, сдерживающим развитие отрасли, относятся:
- отсутствие оптимальной организационно-технической схемы размещения высокотехнологичного производства, соответствующей новому этапу размещения производительных сил;
- низкий технический уровень производства;
- физическая и моральная изношенность производственных мощностей;
- отсутствие мощностей по глубокой переработке древесины;
- низкий уровень менеджмента организаций отрасли;
- недостаточное количество лесовозных дорог круглогодичного пользования и обусловленная этим ярко выраженная сезонность лесозаготовок;
- увеличение доли затрат на энергетические ресурсы, технику оборудования и железнодорожные тарифы в себестоимости лесопродукции.
- отсутствие комплексного маркетинга по изучению конъюнктуры региональных и межрегиональных рынков;
- низкая инвестиционная активность и отсутствие инновационных возможностей.
2. Цели и задачи развития лесоперерабатывающей отрасли
Целями развития отрасли являются:
- обеспечение условий для стабилизации и прогресса лесопромышленного комплекса как важного фактора экономического развития Республики Хакасия, защита прав и интересов жителей республики, трудовых коллективов и государственных интересов;
- обеспечение рационального и полного использования лесного потенциала Республики Хакасия за счет роста объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции отрасли, оптимизации его структуры, вовлечения в производство низкосортной, мелкотоварной и лиственной древесины;
- расширение экспортной деятельности организаций отрасли, а также освоение межрегиональных рынков продукции лесопереработки.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение следующих задач:
- решение организационных мероприятий по реорганизации предприятий лесной отрасли;
- государственная поддержка и развитие малого бизнеса;
- совершенствование рыночных механизмов и механизмов государственного планирования и регулирования с учетом социально-экономического развития Республики Хакасия и муниципальных образований;
- создание оптимальной схемы размещения отрасли на территории Республики Хакасия, обеспечивающей максимизацию добавленной стоимости на основе замкнутых технологических циклов;
- привлечение инвестиций для модернизации и технического перевооружения действующих производств, введения в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
- интеграция организаций лесоперерабатывающей отрасли и предприятий машиностроения;
- повышение производительности труда;
- совершенствование форм, приемов и средств управления производством в организациях отрасли;
- финансовое оздоровление организаций отрасли;
- развитие внешнеэкономических связей.
3. Приоритетные направления развития лесоперерабатывающей отрасли
Приоритетными направлениями развития отрасли являются:
- разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на существенные изменения структуры производства и повышение конкурентоспособности организаций отрасли;
- кардинальное обновление производственного и технологического потенциала, направленное на значительное уменьшение расхода всех видов ресурсов и повышение качества выпускаемой продукции;
- освоение производства новых видов продукции, в первую очередь современных древесных плитных и строительных материалов, с учетом возможной схемы производства продукции при переработке лесосырьевых ресурсов Республики Хакасия;
- освоение экономически и экологически доступных лесных ресурсов с учетом сохранения биоразнообразия и лесной сертификации, сбалансированное внедрение прогрессивных технологий заготовки леса и лесозаготовительных машин нового поколения, освоение лесных труднодоступных районов республики и развитие инфраструктуры отрасли;
- последовательная маркетинговая политика при продвижении на рынки продукции отрасли.
Для реализации вышеперечисленных направлений необходимо комплексное использование следующих мер экономической политики:
Организационные меры:
- формирование оптимальной структуры организаций отрасли, ориентированных на платежеспособный спрос;
- создание и поддержка акционерных обществ работников (народных предприятий) в соответствии с действующим законодательством, с целью обеспечения защиты прав и интересов лесных поселений, трудовых коллективов и государственных интересов;
- создание замкнутых технологических цепочек на базе интегрированных структур, объединяющих заготовку, переработку и сбыт продукции для максимизации добавленной стоимости;
- совершенствование менеджмента организаций отрасли для повышения их инвестиционной привлекательности;
- развитие производств по первичной переработке древесины в местах ее заготовки (г. Абаза; с. Таштып; с. Бирикчуль; с. Балыкса; с. Бея; с. Усть-Бюрь, с. Копьево, п. Туим) в целях привлечения имеющихся трудовых ресурсов в лесных районах Республики Хакасия;
- совершенствование системы контроля за заготовкой древесины для предотвращения несанкционированных рубок;
- развитие смежных отраслей экономики, использующих продукцию отрасли;
- усиление роли деревянного домостроения в реализации республиканской целевой программы "Жилище";
- подготовка и реализация проектов массового строительства индивидуальных жилых домов с использованием деревянных составляющих на всех его этапах;
- пересмотр действующих нормативных документов по производству и применению продукции деревообработки в жилищном строительстве;
- пересмотр генеральных планов развития территорий с учетом перспектив широкого применения деревянных домов в жилищном строительстве;
- максимальное использование отходов лесопереработки в качестве топлива и других видов продукции.
Меры в сфере инновационной и технологической политики:
- внедрение и применение современных технологий по глубокой переработке древесины, в том числе на основе франчайзинговых технологий;
- создание современных производств плит и пиломатериалов клееных конструкций и фанеры, ориентированное на строительный комплекс Республики Хакасия, Российской Федерации и экспорт на международные рынки;
- выпуск изделий деревообработки для строительства (в том числе паркета), экологически чистых деревянных домов с учетом разработки инвестиционных проектов технического перевооружения, реконструкции и создания организаций отрасли;
- освоение и производство топливных пакетов из опилочных и стружечных отходов.
Инновационная политика должна быть направлена на:
- техническую и технологическую модернизацию отрасли с целью повышения производительности труда и использование энергосберегающих технологий;
- оснащение организаций отрасли современными высокоэффективными технологиями для комплексной безотходной переработки древесины;
- глубокую переработку древесины с вовлечением в переработку мелкотоварной, низкосортной и лиственной древесины;
- создание лесохимических производств в отрасли;
- снижение топливно-энергетических затрат с частичной или полной заменой более дорогих видов топлива на древесные отходы.
Меры в сфере финансовой политики:
- обеспечение благоприятного инвестиционного климата в отрасли, в том числе за счет развития механизмов частно-государственного партнерства, обеспечения гарантий долгосрочного лесопользования для российских и иностранных инвесторов, а также иных мер снижения коммерческих и некоммерческих рисков;
- создание инвестиционной привлекательности организаций отрасли, в том числе с использованием механизмов рынка ценных бумаг;
- разработка и внедрение современных схем привлечения инвестиций;
- формирование системы лизинга техники и оборудования;
- государственная поддержка мероприятий по финансовому оздоровлению организаций отрасли;
- меры по стимулированию производителей с целью создания республиканской индустрии деревянного домостроения, в том числе предоставление налоговых льгот, государственных гарантий по кредитам на расширения производства, субсидий на снижение кредитных ставок;
- использование системы софинансирования государства и бизнеса при строительстве доступного и комфортного жилья для малоимущих граждан;
- введение системы экономической оценки лесных ресурсов для повышения их инвестиционной привлекательности;
Меры в сфере инфраструктурной политики:
- комплексный маркетинг;
- создание сети лесовозных дорог круглогодичного пользования для снижения сезонности лесозаготовок, потребности в оборотных средствах и повышения объемов заготовки и вывоза древесины;
- организация ремонтно-сервисного обслуживания лесозаготовительной техники;
- развитие системы взаимодействия организаций отрасли и финансово-кредитных учреждений;
- развитие системы подготовки кадров для отрасли на базе имеющегося в Республике Хакасия научного потенциала и учебных заведений;
Меры в сфере воспроизводства лесосырьевых ресурсов и экологической безопасности производства:
- улучшение качественного состава и репродукции лесного фонда;
- сохранение объемов лесовосстановительных работ в целях создания в будущем участков лесного фонда для заготовки древесины в местах, приближенных к пунктам переработки и потребления;
- организация рациональных схем ведения лесозаготовок, в частности, с использованием современных лесозаготовительных комплексов и переработкой древесины в местах заготовки;
- широкое внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, современных машин и оборудования, эффективных химикатов и материалов;
- повышение эффективности очистки сточных вод и снижение вредных газовых выбросов.
4. Этапы реализации основных направлений развития
лесоперерабатывающей отрасли
На первом этапе (2007-2010 годы) предполагается осуществить
решение следующих задач:
- формирования модели управления лесным хозяйством в Республике Хакасия;
- оптимальное размещение высокотехнологического производства с учетом состояния и возможностей лесоперерабатывающей отрасли Республики Хакасия;
- совершенствования нормативно-правовой базы в целях создания условий для привлечения инвестиций и развития отрасли;
- формирование условий для реализации инвестиционных проектов, направленных на существенное изменение структуры производства;
- повышение ассортимента и качества продукции;
- развитие производств по первичной переработке древесины в местах ее заготовки (г. Абаза; с. Таштып; с. Бирикчюль#; с. Балыкса; с. Бея; с. Усть-Бюрь, с. Копьево, п. Туим);
- содействие освоению производств новых видов продукции, в первую очередь изделий санитарно-гигиенического назначения, картона, тары и упаковки, мебели, современных древесных плитных материалов и продукции домостроения;
- строительство лесных дорог круглогодичного пользования.
На втором этапе (2010-2015 годы) предусмотреть:
- кардинальное обновление производственного потенциала, направленное на значительное снижение расходов всех видов ресурсов и повышение качества выпускаемой продукции;
- освоение новых лесных труднодоступных районов и развитие их инфраструктуры;
- повышение эффективности лесопромышленной отрасли за счет сбалансированного использования в лесных регионах заготавливаемой древесины, в том числе с созданием новых организаций по химической и химико-механической переработке древесины;
- защита местных производителей и активное продвижение на экспорт их продукции.
5. Механизмы реализации концепции
Для достижения целей, обозначенных Концепцией, предполагается использовать следующие механизмы реализации:
- разработка республиканской целевой программы "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов на период до 2015 года";
- формирование государственного заказа на продукцию отрасли для регионального потребления;
- выявление спроса на продукцию отрасли и осуществление товарообменных операций с субъектами Российской Федерации и странами ближнего зарубежья;
- передача в аренду участков лесного фонда организациям отрасли и мониторинг их использования;
- использование финансовых механизмов государственной поддержки организаций отрасли при реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение поставленных целей;
- мониторинг реализации Концепции;
- информационное обеспечение процесса реализации Концепции.
6. Заключение
Реализация настоящей Концепции позволит:
- качественно улучшить структуру товарной продукции, повысить конкурентоспособность продукции организаций отрасли;
- увеличить объемы поставок продукции на внутренний рынок Республики Хакасия, межрегиональный и международный рынки;
- снизить отрицательное влияние на окружающую среду;
- увеличить доходы организаций отрасли и валовой региональный продукт;
- повысить производительность труда, занятость населения и рост заработной платы в организациях отрасли;
- увеличить налогооблагаемую базу организаций отрасли и поступления налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;
- сформировать новую модель управления лесным хозяйством.
Реализация Концепции комплексного развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Хакасия будет способствовать созданию условий для эффективного развития смежных отраслей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27 июня 2007 г. N 198 "О Концепции комплексного развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Хакасия"
Текст постановления официально опубликован не был