Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Подготовка раздела I "Цели, задачи и результаты деятельности"
В первом разделе доклада должна быть представлена структура целей и задач (далее - программно-целевая структура), дающая ясное представление об основных, значимых для общества, целях деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета и подведомственных организаций, направлениях и механизмах реализации этих целей. Основными уровнями программно-целевой структуры являются цели главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации), тактические задачи и цели бюджетных целевых программ.
Цели главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета должны соответствовать приоритетам государственной региональной политики и являться подцелями стратегических целей развития республики в предстоящем периоде. Сформулированные главным распорядителем (распорядителем) цели доводятся до подведомственных организаций для формулировки тактических задач и системы показателей оценки результативности своей деятельности.
Для каждой цели развития республики, достижение которой лежит в сфере компетенции или связанно с деятельностью и (или) выполнением функций главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, должна быть сформулирована соответствующая цель (возможно - группа целей) главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета.
В докладе должен быть проведен краткий анализ взаимосвязи между отдельными целями и указаны взаимодополняющие цели. Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета. В силу большого числа сфер ответственности и функций, выполняемых главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, их непосредственной или косвенной связи с уровнем достижения значительного числа целей развития республики, количество целей главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета может быть значительным. В этом случае необходимо определить приоритетные цели для планового периода, исходя из нормативных правовых актов и иных официальных документов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета: Конституции Республики Хакасия, законов Республики Хакасия, направлений бюджетной и налоговой политики Республики Хакасия, определяемых Председателем Правительства Республики Хакасия, прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Республики Хакасия и т.д. Количество приоритетных целей, как правило, не должно превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении соответствующих форм.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета);
- измеримость (достижение цели можно проверить с помощью количественных индикаторов);
- наличие четкой связи цели с основной деятельностью главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета;
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (т.е. подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета и подведомственной организации - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых, общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач. Деятельность главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации) по решению тактических задач является необходимой только в силу ее ориентации на получение результатов, непосредственно связанных с достижением сформулированных целей (подцелей). Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации).
Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срок достижения цели.
Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации) по достижению соответствующей стратегической цели. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры органов исполнительной власти Республики Хакасия и в соответствии с возложенными на них функциями. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных ему организаций.
Для осуществления мониторинга, оценки реализации программ и степени решения тактических задач с целью информирования населения и Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации) в первом разделе доклада по форме, представленной в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям представляется система основных показателей деятельности указанного главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
По каждому показателю приводятся:
- фактические значения за отчетные два года;
- плановые или ожидаемые/прогнозируемые значения за текущий год;
- целевые (планируемые) значения.
При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).
Каждая цель, тактическая задача или программа может описываться более чем одним показателем. Количество показателей для одной цели (задачи, программы) как правило не должно превышать 3-5 (в случае использования большего количества показателей рекомендуется разделить их на основные и дополнительные).
Основными показателями, используемыми для проведения мониторинга и оценки, являются:
- непосредственные результаты деятельности, характеризующие объем и качество бюджетных услуг, оказанных главным распорядителем (распорядителем)средств бюджета и подведомственными ему организациями потребителям;
- конечные результаты деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации), характеризующие эффект для потребителей от бюджетных услуг, оказанных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета и подведомственными ему организациями.
Рассмотрим примеры:
N п/п |
Условное наименование программы |
Показатели непосредственного результата |
Показатели конечного результата | Примечание |
1 | Контроль технического состояния объектов тепло- и электроэнергетики |
1. Проведено техническое диагностирование объектов тепло- и электроэнергетики (9510 единиц) 2. Демонтировано или заменено объектов тепло- и электроэнергетики, представляющих потенциальную угрозу для населения и окружающей среды (3220 единиц) |
Снижение числа аварий на поднадзорных объектах (с 4 аварий до 1 аварии), в том числе снижение случаев смертельного травматизма (с 3 случаев до 1 случая) |
Последние два показателя могут быть отнесены к более общей задаче обеспечения технической безопасности объектов тепло- и электроэнергетики, поскольку достижение указанных результатов обеспечивается путем осуществления ряда мероприятий (например, установление соответствующих стандартов и т.д.), не входящих в рассматриваемую программу. |
2 | Строительство и реконструкция дорог |
1. Увеличение протяженности автомобильных дорог 2. Увеличение доли многополосных дорог с твердым покрытием в дорожной сети |
1. Увеличение объемов пассажиро- и грузоперевозок по автодорогам 2. Снижение числа населенных пунктов, не имеющих выхода на автомобильную сеть с твердым покрытием |
|
3 | Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации |
1. Создание единого регистра льготных категорий граждан 2. Увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов |
1. Поэтапный рост среднедушевого дохода нуждающихся граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки социальной 2. Увеличение численности экономически активного населения вследствие сокращения численности инвалидов (возврат к трудовой деятельности) |
|
4 | Поддержка вновь образованных фермерских хозяйств |
Рост числа вновь образованных фермерских хозяйств |
1. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот брошенных земель 2. Увеличение валового производства |
В качестве показателей, характеризующих степень решения тактической задачи, используются исключительно показатели конечных общественно значимых результатов.
При разработке системы показателей (индикаторов) следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления.
При выборе показателей для проведения мониторинга и оценки программ предпочтение также должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям непосредственных результатов. В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов, или в случае невозможности получения данных по ним в сроки, установленные для предоставления отчетности о мониторинге, и при приведении соответствующих обоснований, для характеристики процесса реализации программ допускается использование:
- показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;
- показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ. Включаемые в систему мониторинга и оценки деятельности показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации);
- объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности организации, когда формальное выполнение функций ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
- прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации, как специалистами, так и конечными потребителями бюджетных услуг, включая индивидуальных потребителей;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным шагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и не более чем через 2-3 месяца после окончания отчетного периода);
- полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей оценивается на основе сопоставления фактически достигнутых результатов с их плановыми значениями, определяемыми в процессе разработки программы.
Планируемые (прогнозируемые) целевые значения могут устанавливаться для показателей конечных и непосредственных результатов с учетом и на основе:
- значений показателя за прошлые периоды;
- сложившихся тенденций, факторов и условий, определяющих динамику показателей;
- показателей аналогичных программ;
- показателей, являющихся примерами "лучшей практики", в том числе показателей частных (коммерческих) организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.