В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (с последующими изменениями) и в целях защиты населения и территорий Республики Хакасии от чрезвычайных ситуаций природного характера, Правительство Республики Хакасия постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы".
Председатель Правительства |
В.Зимин |
Республиканская целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного характера в Республике Хакасия на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 30 апреля 2009 г. N 133)
Паспорт
республиканской целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного характера в Республике Хакасия на 2010-2012 годы"
Наименование |
республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в Республике Хакасия на 2010- 2012 годы". |
Государственный заказчик |
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. |
Цель |
снижение рисков и смягчение последствий стихийных бедствий в Республике Хакасия, повышение уровня защиты населения, окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций природного характера. |
Задачи |
анализ возможных рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплениями на территории Республики Хакасия; уменьшение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций при подтоплении населенных пунктов, снижение возможных последствий при их возникновении. |
Показатели результативности (индикаторы) |
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций: 2010 год - на 10 процентов; 2011 год - на 15 процентов; 2012 год - на 15 процентов; уменьшение возможного материально- экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций: 2010 год - на 2 млн. рублей; 2011 год - на 3 млн. рублей; 2012 год - на 3 млн. рублей. |
Сроки реализации |
2010-2012 годы. |
Объемы и источники финансирования |
всего из республиканского бюджета Республики Хакасия планируется выделить 3000,0 тыс. рублей, в том числе: - 2010 год - 1200,0 тыс. рублей; - 2011 год - 1000,0 тыс. рублей; - 2012 год - 800,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты - реализации |
снижение на 30-50 процентов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного характера; уменьшение на 6-10 млн. рублей возможного материально-экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций. |
1. Характеристика проблемы
Обеспечение безопасности человека, общества и окружающей среды представляет собой сложную социальную проблему. Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его средой. Анализ чрезвычайных ситуаций с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, а также техногенные аварии, являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют угрозу для безопасности граждан и экономики Республики Хакасия.
Проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций носит характер первостепенной важности, ее решение относится к приоритетной сфере защиты населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций. Анализ и управление рисками должны лечь в основу системы регулирования безопасности населения и территории Республики Хакасия и обеспечить преодоление негативного влияния чрезвычайных ситуаций на жизнедеятельность населения республики, уменьшение масштабов ущерба от них. Такой подход является наименее затратным в экономическом отношении. Поскольку многие стихийные бедствия, аварии и катастрофы предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущерба и потерь от них должна стать приоритетным направлением работы, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии. На новом этапе развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основное внимание будет уделяться осуществлению комплекса предупреждающих мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей и минимизацию материальных потерь.
Практика показывает, что усилия по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации требуют все больше затрат. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на обеспечение безопасности, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.
Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий свидетельствует о существовании высокой степени рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Одновременно с техногенными рисками территория республики подвержена воздействию большей части спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения.
Из всех перечисленных угроз наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют затопления и подтопления населенных пунктов и объектов экономики. Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населённых пунктов, где проживает значительная часть населения, склоновыми водами, разливами рек в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние годы зарегистрированы две чрезвычайные ситуации регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социальный и материальный ущерб.
Наиболее паводкоопасными территориями Республики Хакасия являются г.Абаза, Таштыпский и А.скизекий районы. Так, в 2003 году были подтоплены г.Абаза, населенные пункты Аскизского и Таштыпского районов. В результате подтопления пострадало 50 объектов ЖКХ, 18 объектов социальной сферы, 853 дома с населением 2641 чел. Общий ущерб составил около 40 млн. рублей, а общая площадь подтопления - 44,6 кв. км. В 2004 году были подтоплены г. Абаза, ряд населенных пунктов Аскизского района. В результате подтопления пострадало 60 объектов ЖКХ, 6 объектов социальной сферы, 1077 домов с населением 3296 чел, погибло 9 человек. Общий ущерб составил около 30 млн. рублей, общая площадь подтопления - 20,5 кв. км. Следует отметить, что за последние несколько лет на капитальный ремонт защитных дамб г.Абазы было выделено более 30 млн. рублей, что снизило риск подтопления города в период весеннего половодья.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости выполнения мероприятий по защите жизни, здоровья и имущества граждан от воздействий природного характера, связанных с возможным подтоплением населенных пунктов.
2. Цель и задачи
Главной целью программы является снижение рисков и смягчение возможных последствий от стихийных бедствий, вызванных подтоплениями населенных пунктов и объектов экономики Республики Хакасия.
Программа рассчитана на 2010 - 2012 годы и предусматривает решение следующих задач:
снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных явлений;
уменьшение возможного материально-экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций.
3. Перечень программных мероприятий
3.1. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации этого направления планируется осуществить оценку рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением населенных пунктов и объектов экономики. Будет уточнен перечень подтапливаемых населенных пунктов и объектов экономики, опасные уровни воды, разработаны возможные сценарии развития природных чрезвычайных ситуаций. Планируется составить планы возможного подтопления населенных пунктов и объектов экономики, определить места эвакуации пострадавшего населения, уточнить силы и средства, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации возможных последствий. Будет продолжена работа по созданию геоинформационной системы источников чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия, в том числе связанных с опасными гидрологическими явлениями.
Срок реализации мероприятия - 2010-2011 годы. Исполнителем мероприятия является Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
3.2. Уменьшение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение возможных последствий при их возникновении.
Прежде всего ограниченные финансовые средства предполагается направить на противопаводковые мероприятия в Таштыпском и Аскизском районах. Перечень населенных пунктов определялся исходя из анализа чрезвычайных ситуаций, зарегистрированных в 2003-2004 годах, и оценки состояния защитных дамб. При этом планируется отремонтировать следующие защитные сооружения:
защитная дамба на реке Абакан на участке с. Перевозное - с. Усть-Таштып муниципального образования Аскизский район;
защитная дамба на реке Абакан в 1 км западнее с. Арбаты муниципального образования Таштыпский район;
защитная дамба на реке Таштып, восточная окраина с. Усть-Есь муниципального образования Аскизский район;
защитная дамба на реке Таштып в с. Анчул муниципального образования Таштыпский район;
защитная дамба на реке Таштып в п. Верх-Таштып муниципального образования Таштыпский район;
защитная дамба на реке Абакан в с. Катаново муниципального образования Аскизский район.
Данные защитные сооружения находятся в аварийном или в неудовлетворительном состоянии. Ремонт указанных выше защитных дамб позволит снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций в период прохождения весенне-летнего половодья.
Срок реализации мероприятия - 2010-2012 годы. Исполнителем мероприятия является Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Всего на реализацию программы за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия предусмотрено 3000,0 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 1200,0 тыс. рублей;
2011 год - 1000,0 тыс. рублей;
2012 год - 800,0 тыс. рублей.
На реализацию мероприятия по разработке и реализации системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций требуется 100,0 тыс. рублей. На реализацию мероприятия по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение возможных последствий при их возникновении предполагается затратить 2900,0 тыс. рублей.
Перечень программных мероприятий в области защиты населения
и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций природного
характера и их финансирования
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования за счет средств республиканского бюджета (тыс. руб.) |
|||
Всего |
В том числе по годам |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1 |
Оценка рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением населенных пунктов и объектов экономики. |
100,0 |
50,0 |
50,0 |
- |
2 |
Ремонт защитной дамбы на реке Абакан на участке с.Перевозное - с.Усть- Таштып муниципального образования Аскизский район. |
950,0 |
950,0 |
- |
- |
3 |
Ремонт защитной дамбы на реке Абакан в 1 км западнее с. Арбаты муниципального образования Таштыпский район. |
200,0 |
200,0 |
- |
- |
4 |
Ремонт защитной дамбы на реке Таштып, восточная окраина с.Усть-Есь муниципального образования Аскизский район. |
550,0 |
- |
550,0 |
- |
5 |
Ремонт защитной дамбы на реке Таштып в с.Анчул муниципального образования Таштыпский район. |
400,0 |
- |
- |
400,0 |
6 |
Ремонт защитной дамбы на реке Таштып в п.Верх- Таштып муниципального образования Таштыпский район. |
400,0 |
- |
- |
400,0 |
7 |
Дамба на реке Абакан в с.Катаново муниципального образования Аскизский район. |
400,0 |
- |
400, |
- |
|
Итого: |
3000,0 |
1200,0 |
1000,0 |
800,0 |
5. Механизм реализации
Государственным заказчиком Программы является Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия осуществляет организацию выполнения и контроль за реализацией Программы.
6. Оценка эффективности программы
В результате выполнения намеченных Программой мероприятий снизится риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными подтоплениями населенных пунктов и объектов экономики, уменьшится возможный материально-экономический ущерб при их возникновении.
Показатели выполнения Программы:
снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного характера: 2010 год - на 10 процентов, 2011 год - на 15 процентов, 2012 год - на 15 процентов;
уменьшение возможного материально-экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций: 2010 год - на 2 млн. рублей, 2011 год - на 3 млн. рублей, 2012 год - на 3 млн. рублей.
Социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет предотвращения чрезвычайных ситуаций или уменьшения возможного ущерба при их возникновении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Хакасия от 30 апреля 2009 г. N 133 "Об утверждении республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы"
Текст постановления официально опубликован не был