Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Положение о порядке проведения юридической экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия
от 27 ноября 2008 г. N 415)
1. Общие положения
1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Республики Хакасия (далее - муниципальные акты).
1.2. Юридическая экспертиза муниципальных актов осуществляется в целях обеспечения их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, а также Конституции Республики Хакасия и законодательству Республики Хакасия.
1.3. Проведение юридической экспертизы возлагается на Государственный правовой комитет Республики Хакасия.
1.4. Юридическая экспертиза проводится в срок до 20 дней с момента поступления муниципального акта. При необходимости этот срок может быть продлен на 20 дней.
2. Проведение юридической экспертизы
2.1. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Республики Хакасия, а также порядка принятия и опубликования.
2.2. Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу актов.
2.3. При проведении юридической экспертизы муниципального акта, признающего утратившим силу другого муниципального акта, оценивается компетенция органа, его принявшего.
2.4. При проведении правовой экспертизы устанавливается следующее:
во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным нормативным правовым актом органов государственной власти Российской Федерации), законом или иным правовым актом Республики Хакасия принят муниципальный акт;
соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Республики Хакасия, а также в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающих соответствующие правоотношения, и иных органов судебной власти Российской Федерации.
При оценке компетенции органа местного самоуправления на принятие муниципального акта специалист должен руководствоваться Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также другими правовыми актами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Хакасия, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.
2.5. Если при анализе конкретных норм права возникает расхождение между действующими нормативными актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
2.6. В ходе юридической экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального акта, то есть наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Муниципальный акт должен иметь следующие элементы:
форма муниципального акта;
наименование органа, принявшего муниципальный акт (в целях определения компетенции данного органа);
название муниципального акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального акта;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;
номер муниципального акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;
источник официального опубликования;
дата (срок) и порядок вступления в силу.
2.7. При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве.
2.8. Основными признаками несоответствия муниципального акта законодательству являются:
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Хакасия необходимы для издания муниципального акта;
принятие муниципального акта во исполнение отмененного закона;
неправильный выбор закона, примененного при принятии муниципального акта;
принятие муниципального акта органом, в компетенцию которого это не входит, либо принятие с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
нарушение порядка принятия муниципального акта;
включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам федерального законодательства и (или) законодательства Республики Хакасия;
нарушение порядка введения муниципального акта в действие.
2.9. В случае воспроизведения в муниципальных актах норм Конституции Российской Федерации и актов федерального законодательства, законодательства Республики Хакасия вопрос о законности такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.
3. Подготовка заключения
3.1. По результатам проведения юридической экспертизы мотивированное заключение составляется только при несоответствии акта действующему законодательству.
Заключение должно быть оформлено на бланке Государственного правового комитета Республики Хакасия и подписано председателем комитета. В случае выявления несоответствия муниципального акта действующему законодательству заключение направляется в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения в орган местного самоуправления Республики Хакасия, принявший муниципальный акт.
3.2. В заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты муниципального акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае, если проводится юридическая экспертиза муниципального акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех муниципальных актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);
информация о несоответствии содержания акта Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству и законодательству Республики Хакасия;
информация о несоответствии формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.
3.3. При составлении мотивированного заключения о несоответствии муниципального акта законодательству должны быть описаны и проанализированы конкретные нормы рассматриваемого муниципального акта, противоречащие действующему законодательству.
При описании норм муниципального акта необходимо указывать следующее:
положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее законодательству, а также его содержание;
нарушенные положения законодательства (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел Конституции Российской Федерации, федерального закона и (или) правового акта органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Хакасия) и изложение их содержания.
3.4. Если вывод о несоответствии нормы муниципального акта аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма муниципального акта.
4. Организация работы по приведению муниципального акта в соответствие
с действующим законодательством
4.1. При выявлении в муниципальном акте положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Хакасия, Государственный правовой комитет Республики Хакасия направляет заключение для рассмотрения в орган (должностному лицу) местного самоуправления Республики Хакасия, принявший муниципальный акт, и вправе предложить ему принять меры по устранению выявленных нарушений, в сроки, установленные действующим законодательством.
Заключение на муниципальный акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов, при необходимости может быть направлено в их адрес.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.