Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Региональная программа "Становление"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 г. N 344)
7 июня 2011 г., 16 ноября, 18 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18 декабря 2012 г. N 874 в паспорт настоящего Приложения внесены изменения
Паспорт
региональной программы "Становление"
Наименование |
- региональная программа "Становление". |
Основание для разработки |
- конкурс программ субъектов Российской Федерации, объявленный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе "Новая семья", утвержденной решением правления Фонда (протокол от 23.12.2008 N 2); - Закон Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних". |
Орган управления |
- Министерство образования и науки Республики Хакасия. |
Основные разработчики и исполнители |
- Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство здравоохранения Республики Хакасия. |
Срок реализации |
- 2010-2013 годы. |
Цель |
- качественный подбор и подготовка граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свою семью, а также создание условий для их последующего социально-медико-психолого-педагогического сопровождения. |
Задачи |
- осуществление качественной психологической диагностики кандидатов в замещающие родители и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в семьи, на предмет их психологической совместимости; |
|
обеспечение квалифицированной социально-медико-психолого-педагогической помощи замещающим семьям; обеспечение медицинского (наркологического) освидетельствованияграждан#, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи; реализация на муниципальном уровне программ подготовки кандидатов в замещающие родители; профилактика возвратов детей из замещающих семей; повышение квалификации работников служб сопровождения и снижение текучести кадров; повышение квалификации специалистов, работающих с замещающими семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; укрепление материально-технической базы служб сопровождения и учреждений и служб, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. |
Целевая группа, на которую направлена деятельность (количественные и качественные показатели) |
- семьи, воспитывающие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (около трех тысяч замещающих семей). |
Перечень основных мероприятий |
- повышение квалификации работников служб сопровождения замещающих семей и специалистов, курирующих деятельность служб; повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; формирование и методическое сопровождение школ замещающего родителя в муниципальных образованиях Республики Хакасия; проведение фестиваля приемных семей; внедрение новых технологий по работе с замещающими семьями; повышение эффективности деятельности служб сопровождения замещающих семей; медицинское (наркологическое) освидетельствование граждан, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи; использование потенциала республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей для профессионального сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью оказания психолого- педагогической, медико-социальной и консультационной помощи; материальной помощи замещающим семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Объем и источники финансирования (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования) |
- общий объем финансирования составляет 65575,0 тыс. рублей, в том числе бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Министерству здравоохранения Республики Хакасия на соответствующий финансовый год, - 58382,6 тыс. рублей, внебюджетные средства - 640,0 тыс. рублей, средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (грант) (далее - Фонд), - 6552,4 тыс. рублей. Из них по годам: 2010 год - бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Министерству здравоохранения Республики Хакасия, - 15015,0 тыс. рублей, внебюджетные средства - 490,0 тыс. рублей, средства Фонда - 1578,0 тыс. рублей; 2011 год - бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Министерству здравоохранения Республики Хакасия, - 15080,0 тыс. рублей, внебюджетные средства - 80,0 тыс. рублей, средства Фонда - 3274,4 тыс. рублей; 2012 год - бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Министерству здравоохранения Республики Хакасия - 28287,6 тыс. рублей, внебюджетные средства - 70,0 тыс. рублей, средства Фонда - 1700,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- обеспечение межведомственного взаимодействия субъектов, работающих с замещающими семьями, повышение эффективности мер по их социально-медико-психолого-педагогическому сопровождению; повышение уровня профессиональной компетентности работников в сфере семейной педагогики и психологии, приобретение и совершенствование практического опыта по осуществлению социально-медико-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей; увеличение количества специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; получение знаний в области семейной педагогики и детской психологии кандидатами в приемные родители; разработка и использование инновационных методик, программ и подходов при работе с замещающими семьями; профилактика возвратов детей из замещающих семей; развитие творческих способностей детей и приемных родителей, распространение передового опыта воспитания в условиях приемной и опекунской семьи; создание необходимых условий для работы специалистов, осуществляющих сопровождение замещающих семей; оказание приемным родителям и опекунам своевременной и квалифицированной помощи; оснащение современным оборудованием республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей с целью повышения качества оказываемых услуг; расширение охвата семей, нуждающихся в сопровождении, в том числе своевременное оказание социально-медико-психолого-педагогической поддержки замещающим семьям, проживающим в отдаленных сельских поселениях; исключение из категории потенциальных замещающих родителей лиц, страдающих наркологическими расстройствами; |
|
усиление межведомственного взаимодействия субъектов социального обслуживания замещающих семей; увеличение количества лиц из замещающих семей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, которым была оказана квалифицированная психолого-педагогическая, медико-социальная помощь и консультационные услуги специалистами республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей. Основные целевые показатели для достижения конечных результатов: - сокращение числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, на 50 % к 2012 году; - сокращение числа возвратов детей на 40 % к 2012 году; - создание 13 школ замещающего родителя; - обеспечение прохождения психологической диагностики и обучения всеми гражданами, желающими принять и принявшими на воспитание детей в свои семьи (охват 100 % к 2011 году); - создание системы профессионального сопровождения замещающих семей; - повышение квалификации социальных педагогов и психологов, работающих в службах сопровождения замещающих семей и в образовательных организациях (не менее 110 человек к 2012 году); - увеличение количества специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ежегодно не менее шести специалистов); - увеличение количества лиц из замещающих семей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым была оказана квалифицированная психолого-педагогическая, медико-социальная помощь и консультационные услуги специалистами республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей (ежегодно не менее 25-30 % семей данной категории, нуждающихся в оказании данного вида услуг); - приобретение девяти единиц автотранспорта для укрепления материальной базы служб сопровождения замещающих семей. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
На протяжении ряда лет приоритетным направлением деятельности Правительства Республики Хакасия является изменение традиционных подходов к решению проблемы защиты детства. Одной из основных задач данной деятельности признана задача развития института замещающих семей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
В республике получили активное развитие 3 формы семейного устройства детей-сирот как альтернатива их воспитанию в учреждениях интернатного типа: опека (попечительство), приемная семья, усыновление (удочерение).
На 1 января 2010 года на семейные формы устройства переданы 789 детей-сирот, из них 633 - под опеку (попечительство), 108 - в приемную семью, 48 - на усыновление (удочерение). На этот же период в 2007 году данные показатели выглядели следующим образом: переданы в замещающие семьи 1233 детей-сирот, из них 960 - под опеку (попечительство), 230 - в приемные семьи, 43 - на усыновление (удочерение). В 2008 году из 1132 детей-сирот передано под опеку (попечительство) 838, в приемные семьи - 252, на усыновление (удочерение) - 42.
Снижение в 2009 году в сравнении с 2007 годом общего числа детей-сирот, переданных на семейные формы устройства, связано с уменьшением количества выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует об эффективности реализации государственной политики, проводимой в Республике Хакасия в отношении детей-сирот.
В настоящее время в республике функционируют 2086 опекунских семей, получающих пособие, в которых воспитываются 2575 детей-сирот. Кроме этого, добровольно гражданами под опеку переданы 512 детей.
В Хакасии отмечается тенденция снижения числа опекунских семей (на 203) и увеличения приемных семей (на 39). Процесс формирования приемных семей начался в республике в 2000 году с регистрации 23 семей, в которых воспитывались 34 ребенка. В настоящее время в республике сформировано 473 приемных семьи, в них воспитываются 1057 детей-сирот.
Около 76 % детей, воспитывающихся в приемных семьях, являются социальными сиротами. По сравнению с 2007 годом число многодетных приемных семей, в которых воспитываются три и более детей-сирот, увеличилось на 50 и составило в 2010 году 151.
Эти данные свидетельствуют об активном развитии в республике института приемной семьи, который на практике доказал свою состоятельность и эффективность.
Активное развитие семейных форм воспитания позволяет решать не только проблемы социализации детей-сирот и естественного вхождения их в современное общество, но и ряд других социально значимых для республики проблем. Так, в связи с закрытием и перепрофилированием в 2007-2008 годах шести детских домов путем перераспределения высвободившихся бюджетных средств обеспечены дополнительно гарантии на получение дошкольного образования 953 детям из 635 семей, трудовая занятость - 477 гражданам (приемным родителям), увеличение финансирования учреждений специального (коррекционного) образования.
В настоящее время доля детей, устроенных в семьи, входит в набор индикаторов для оценки политики деинституционализации, проводимой органами местного самоуправления республики. Главным показателем оценки является соотношение детей-сирот, переданных в семьи, и детей-сирот, переданных в учреждения.
Развитие в республике семейных форм устройства детей-сирот постоянно подкрепляется соответствующей нормативной правовой базой. В республике приняты и реализуются 10 законодательных и нормативных актов по поддержке и развитию семейных форм устройства детей-сирот, которые регулярно дополняются и обновляются в соответствии с изменениями федерального законодательства. Принятие Закона Республики Хакасия от 06.12.2007 N 86-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (с последующими изменениями) позволило обеспечить приоритет воспитания ребенка-сироты в замещающей семье и определить порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении детей-сирот в республике, а также сформировать модель, структуру и нормативную штатную численность органов опеки и попечительства. В настоящее время в городских округах и муниципальных районах организованы органы опеки и попечительства с общим численным составом 58 человек (ранее - 31 специалист), структурными подразделениями которых являются службы сопровождения замещающих семей (далее - Служба) с общей штатной численностью 43 специалиста (психологи, социальные педагоги, юристы и др.).
Уполномоченным органом по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Республике Хакасия является Министерство образования и науки, которое выполняет данную функцию во взаимодействии с Министерством труда и социального развития Республики Хакасия, Министерством здравоохранения Республики Хакасия, Министерством внутренних дел по Республике Хакасия и другими министерствами и ведомствами республики. В свою очередь органы опеки и попечительства муниципальных образований работают в тесном контакте с территориальными подразделениями и организациями вышеназванных министерств и ведомств на местах.
Действенность данной модели подтвердили события, произошедшие в текущем году в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Орган опеки и попечительства г. Саяногорска при активном участии Службы, взаимодействии с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Республики Хакасия оперативно обеспечил условия по психологической, материальной поддержке и передаче детей, лишившихся родителей, в замещающие семьи. В настоящее время Служба продолжает необходимое профессиональное сопровождение данных семей.
Одним из основных направлений деятельности органов опеки и попечительства, Служб, учреждений и организаций республики является создание условий для помещения детей-сирот в замещающие семьи по принципу "семья для ребенка, а не ребенок для семьи".
В действующих на территории республики шести интернатных учреждениях активно продолжается организационная и психолого-педагогическая работа с детьми-сиротами по подготовке их к передаче на воспитание в замещающие семьи.
С 2007 года Хакасским республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования на базе РГОУ "Детский дом "Малышок" организована экспериментальная площадка по теме "Формирование личности воспитанника детского дома в рамках подготовки к самостоятельной жизни, адаптации и интеграции в социум в современных условиях". Цель эксперимента - совершенствование системы образовательно-воспитательного процесса, структуры, содержания, форм и методов, предусматривающих формирование и развитие личности воспитанника детского дома в рамках подготовки к самостоятельной жизни, адаптации и интеграции в социум в современных условиях с учетом возрастного контингента.
За время проведения эксперимента возросла профессиональная компетентность педагогов, обобщен опыт работы педагогов на уровне города, разработана система мониторинга по определению уровня социальной адаптации, составлена комплексная программа "Социальное ориентирование".
Опыт работы педагогического коллектива РГОУ "Детский дом "Малышок" доказал эффективность данной деятельности. За три года из детского дома в семьи были подготовлены и переданы:
под опеку - 62 ребенка;
на усыновление (удочерение) - 17 детей;
в кровную семью - 9 детей.
Отсутствие возвратов детей из замещающих семей в детский дом подтверждает качество проводимой работы.
Для обеспечения успешной деятельности по устройству детей-сирот в семьи в учреждении проводится работа по следующим направлениям:
- размещение информации в банке данных о детях-сиротах на сайте детского дома;
- постоянное взаимодействие со средствами массовой информации и выпуск газеты данного образовательного учреждения, одним из разделов которой является информация о детях детского дома;
- тесное взаимодействие с отделом опеки и попечительства города Абакана, учреждениями здравоохранения и социальной поддержки населения, региональными операторами банка данных;
- социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников по подготовке к помещению в семью;
индивидуальное консультирование и подготовка кандидатов в замещающие родители с участием специалистов ГУЗ РХ "Центр медицинской профилактики", которыми проводятся тренинги, лекции, беседы по формированию принципов "ответственного родительства" и здорового образа жизни;
- гостевая форма пребывания воспитанников детского дома в выходные дни и каникулярное время в семьях родственников и кандидатов в замещающие родители;
- социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.
Многолетний положительный опыт работы РГОУ "Детский дом "Малышок", используемый с успехом и другими интернатными учреждениями, создал предпосылки для реорганизации в предстоящие годы данного образовательного учреждения в Центр подготовки и поддержки замещающих семей.
Параллельно с подготовкой детей-сирот к успешной адаптации в замещающей семье, проводимой в интернатных учреждениях, Службами совместно с учреждениями и организациями республики осуществляется работа по поиску, подбору и обучению граждан, желающих стать замещающими родителями.
Одними из направлений деятельности республиканского государственного образовательного учреждения "Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Радость" (далее - Центр "Радость"), созданного в связи с необходимостью сопровождения и поддержки активно развивающихся приемных семей, являются диагностика кандидатов в приемные родители и их подготовка в школе приемных родителей, организованной при данном учреждении.
На первом этапе своей деятельности, в 2005-2006 годах, в Центре "Радость" прошли психологическое обследование и получили индивидуальное консультирование 179 кандидатов, желающих создать приемные семьи. В результате анализа проведенной за данный период работы обозначилась проблема потребности родителей не только в индивидуальном консультировании и обследовании, но и в получении систематических комплексных знаний о развитии, здоровье, образовании и воспитании принимаемого в приемную семью ребенка, а не только индивидуальные консультирования и обследования. Поэтому, начиная с октября 2007 года, Центром "Радость" при участии учреждений здравоохранения и социальной защиты населения была разработана и внедрена программа обязательной социально-медико-психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители. В этот период с октября по декабрь 2007 года обучение в школе приемных родителей прошли 58 человек, а в 2008-2009 годах по данной программе были обучены 197 кандидатов в приемные родители. Результаты обучения показали, что доля приемных родителей, отказавшихся от приемных детей, среди тех, кто прошел школу приемных родителей, составила всего 0,6 %. В то же время количество детей, возвращенных из замещающих семей, от общей численности детей, воспитывающихся в замещающих семьях, сохраняется на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом и составляет 2,8 %.
Проведенный Центром "Радость" количественный и качественный анализ жизненных ситуаций, обращений замещающих родителей за индивидуальными консультациями к педагогу-психологу, социальному педагогу, врачу, юристу в школе приемных родителей, а также запросы из образовательных учреждений позволяют констатировать тот факт, что непосредственно в муниципальных образованиях республики не оказывается достаточной комплексной квалифицированной помощи в организации и сопровождении созданных замещающих семей. Это связано, прежде всего, с недостаточным методическим и профессиональным опытом специалистов Служб, а также отсутствием на местах необходимых организационных и материально-технических условий для работы Служб и муниципальных школ замещающего родителя.
Проведенный анализ и практический опыт Центра "Радость" и других учреждений и организаций, участвующих в подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождении данных семей, также показал, что необходимо расширять содержание работы школ приемных родителей с учетом обучения в них кандидатов не только в приемные родители, но и в опекуны (попечители). Потому будет целесообразно изменить наименование "Школа приемных родителей" на "Школа замещающего родителя", работу которой необходимо организовать в каждом муниципальном образовании.
Важное направление деятельности Служб - оценка благополучия ребенка в разных формах замещающих семей. Так, за 2009 год проведено более 700 обследований благополучия ребенка в замещающей семье, по итогам которых составлены акты, вынесены соответствующие рекомендации замещающим родителям, социальным педагогам и психологам образовательных учреждений.
В целях обеспечения комплексного профессионального сопровождения замещающих семей, в которых воспитываются 185 детей с ограниченными возможностями здоровья и 45 детей-инвалидов, Службы взаимодействуют с республиканскими учреждениями и организациями социального обслуживания семьи и детей.
Несмотря на отмеченные позитивные изменения в организации работы по семейному устройству детей-сирот, число несовершеннолетних, возвращенных из замещающих семей, от общего числа детей, воспитывающихся в замещающих семьях, сохраняется в течение двух лет на постоянном уровне.
Анализ причин возвратов детей из замещающих семей показывает, что 50 % возвратов происходит по следующим причинам: развод супругов, перемена места жительства опекуна, проблемы со здоровьем замещающих родителей, смерть опекуна, преклонный возраст опекуна, поступление детей в госучреждения на полное государственное обеспечение.
Другие причины возвратов, такие как отсутствие взаимопонимания между замещающим родителем и приемным ребенком, конфликты из-за приемных детей в замещающих семьях, связаны с недостаточным сопровождением замещающих семей, особенно тех, которые проживают в отдаленных поселениях, и ненадлежащим выполнением обязанностей замещающими родителями, что говорит об уровне подготовки граждан, в семьи которых передаются дети-сироты.
В ряде Служб отсутствуют условия для работы, нет необходимых помещений для организации работы по обучению кандидатов в замещающие родители, проведению семинаров, тренингов, отсутствует необходимая оргтехника, автотранспорт.
Таким образом, в сфере организации сопровождения замещающих семей актуальными остаются следующие проблемы:
- отсутствует качественная психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители и детей-сирот, передаваемых в семьи, на предмет их психологической совместимости;
- не обеспечена достаточная квалифицированная психолого-педагогическая помощь замещающим родителям;
- не в полном объеме реализуются на муниципальном уровне программы подготовки кандидатов в замещающие родители;
- недостаточно осуществляется работа по профилактике возвратов детей из замещающих семей;
- высокая текучесть кадров в Службах вследствие низкой оплаты труда;
- слабая материально-техническая база Служб;
- отсутствие необходимых условий для создания школы замещающего родителя.
Реализация программы "Становление" позволит заложить основу и условия для проведения системных межведомственных мероприятий по качественному социально-медико-психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей, повысить общую культуру замещающих родителей и снизить количество возвратов детей из замещающих семей, развить сеть муниципальных школ замещающих родителей.
Программно-целевой метод позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации по выработке общих подходов на региональном уровне по устройству детей-сирот в замещающие семьи, реализации потенциала семьи.
Новизна программы "Становление" состоит в следующем:
- ориентированность не только на решение проблем детей-сирот, создание условий для их полноценной жизни, но и на поддержку и подготовку замещающих родителей, что будет способствовать созданию целостной системы профилактики негативных ситуаций в семьях;
- внедрение современных технологий и инноваций при решении проблем замещающих семей в республике;
- направленность мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями;
- создание в каждом муниципальном образовании и крупных сельских населенных пунктах школ замещающего родителя, которые обеспечат подготовку кандидатов в замещающие родители различных видов семей;
- функционирование передвижных пунктов по оказанию оперативной и регулярной квалифицированной психолого-педагогической, медико-социальной помощи замещающим родителям на всей территории Республики Хакасия.
Предполагаемый эффект от технологий, моделей и методик, используемых при реализации программы:
- сформируется электронный межведомственный банк данных по учету замещающих семей, что обеспечит повышение эффективности и адресности мер по их социально-медико-психолого-педагогическому сопровождению (около трех тысяч семей);
- сократится число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, на 50 % к 2012 году;
- уменьшится число возвратов детей из замещающих семей на 40 % к 2012 году;
- откроются 13 школ замещающего родителя, начнут функционировать 8 передвижных консультационных пунктов;
- обеспечится прохождение психологической диагностики и обучения всеми гражданами, желающими принять и принявшими на воспитание детей в свои семьи (охват 100 % к 2011 году);
- повысят квалификацию социальные педагоги и психологи, работающие в службах сопровождения и в образовательных организациях (не менее ПО человек к 2012 году), специалисты, оказывающие услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (18 специалистов к 2012 году);
- увеличится количество лиц из замещающих семей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым была оказана квалифицированная психолого-педагогическая, медико-социальная помощь и консультационные услуги специалистами республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей (не менее 75 % семей данной категории, нуждающихся в оказании данного вида услуг, до 2012 года);
- расширится охват замещающих семей, проживающих в муниципальных районах и сельских поселениях, нуждающихся в психолого-медико- педагогического поддержке со стороны психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников.
Механизм тиражирования технологий, моделей и методик:
- использование средств массовой информации (выступления на республиканском телевидении (радио), публикации в газетах);
- опубликование на сайте Министерства образования и науки Республики Хакасия информации о ходе реализации программы;
- выступление участников программы на семинарах, совещаниях, курсах повышения квалификации, конференциях, в том числе федерального уровня.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18 декабря 2012 г. N 874 в раздел 2 настоящего Приложения внесены изменения
2. Цель, задачи, сроки реализации
Целью программы является более качественный подбор и подготовка граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свою семью, а также создание условий для их последующего социально-медико-психолого-педагогического сопровождения в качестве замещающих родителей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- осуществление качественной комплексной психологической диагностики кандидатов в замещающие родители и детей-сирот, передаваемых в семьи, на предмет их психологической совместимости;
- обеспечение квалифицированной социально-медико-психолого-педагогической помощи замещающим родителям;
- реализация на муниципальном уровне программ подготовки кандидатов в замещающие родители через организацию работы "школы замещающего родителя";
- профилактика возвратов детей из замещающих семей;
- повышение квалификации работников Служб и снижение текучести кадров;
- повышение квалификации специалистов, работающих с замещающими семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- укрепление материально-технической базы Служб и учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации программы: 2010-2013 годы.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 ноября 2012 г. N 771 в раздел 3 настоящего Приложения внесены изменения
3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
В рамках программы "Становление" предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) утратил силу;
См. текст пункта 1 раздела 3
2) повышение квалификации работников Служб, которое предусматривает проведение целевых курсов, обучающих семинаров-практикумов, издание методических рекомендаций и пособий; создание консультационного пункта, участие в семинарах и конференциях на федеральном уровне.
Кроме этого, будет организовано повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение квалификации работников Служб планируется за счет организации и проведения республиканских курсов по теме "Актуальные вопросы социально-психологической поддержки замещающих родителей". Планируется проведение курсов для социальных педагогов и психологов образовательных организаций "Подготовка воспитанников учреждений интернатного типа к помещению в замещающую семью".
Конечными результатами мероприятия являются:
- повышение уровня профессиональной компетентности работников Служб в области семейной педагогики и психологии, приобретение и совершенствование практического опыта по осуществлению социально-психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих родителей и их семей. Проведение данной работы позволит повысить число работников Служб, получивших профессиональную подготовку, а также обучить педагогических работников интернатных учреждений основам проектирования индивидуального маршрута сопровождения, развития воспитанника, подготовки его к помещению в замещающую семью и конструктивному взаимодействию с новыми родителями. Курсами планируется охватить около 110 человек к 2012 году;
- увеличение количества специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, повысивших квалификацию (ежегодно не менее шести специалистов).
Данные мероприятия будет реализовывать Министерство образования и науки Республики Хакасия совместно с Министерством труда и социального развития Республики Хакасия и ГОУ ДПО "Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования";
Финансирование расходов, связанных с командированием работников служб сопровождения замещающих семей, учреждений социальной поддержки населения (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, оплата обучения) с целью повышения квалификации, осуществляется на основе договоров, заключаемых Министерством образования и науки Республики Хакасия (далее - Министерство) с работниками служб сопровождения замещающих семей и учреждениями социальной поддержки населения. Министерством устанавливаются квоты на численность работников, направляемых на повышение квалификации. Учреждениям социальной поддержки населения денежные средства перечисляются в виде аванса с последующим предоставлением отчетности.
3) утратил силу;
См. текст пункта 3 раздела 3
4) формирование и методическое сопровождение школ замещающего родителя в муниципальных образованиях республики, которое будет осуществляться на базе Центра "Радость", РГОУ "Детский дом "Малышок";
Планируется организовать работу 13 школ замещающего родителя, в том числе в отдаленных сельских территориях, а также создание 8 передвижных пунктов по оказанию регулярной и оперативной квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи замещающим семьям. Создание данных школ и передвижных пунктов позволит повысить уровень знаний замещающих родителей, сформировать их осознанное отношение к приему ребенка в свою семью и обеспечить их профессиональное сопровождение. Будут созданы условия для прохождения обучения кандидатами в замещающие родители на территории каждого муниципального образования, в том числе и в отдаленных сельских населенных пунктах.
Конечным результатом данной работы будет повышение уровня знаний кандидатов в приемные родители в области семейной педагогики и детской психологии; профилактика, снижение, а в перспективе - отсутствие возвратов несовершеннолетних из замещающих семей;
5) утратил силу;
См. текст пункта 5 раздела 3
6) проведение фестиваля приемных семей. Данное мероприятие будет способствовать развитию творческих способностей детей и приемных родителей. Освещение в средствах массовой информации обеспечит формирование положительного имиджа замещающих семей.
Конечным результатом данной работы является профилактика возвратов детей из замещающих семей, распространение передового опыта воспитания в условиях приемной и опекунской семей;
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 7 июня 2011 г. N 328 в пункт 7 раздела 3 настоящего Приложения внесены изменения
7) внедрение новых технологий по работе с замещающими семьями предусматривает приобретение компьютерного, реабилитационного оборудования, диагностических методик для муниципальных Служб и учреждений социальной поддержки населения, которое позволит обеспечить следующий конечный результат:
- повысить качество оказываемых услуг кандидатам в замещающие родители и самим родителям;
- создать необходимые условия для работы специалистов, осуществляющих сопровождение, оказать приемным родителям и опекунам своевременную и квалифицированную помощь;
- подготовить условия для реорганизации РГОУ "Детский дом "Малышок" в РГОУ "Центр подготовки и поддержки замещающих семей";
- оснастить современным оборудованием республиканские учреждения социального обслуживания семьи и детей с целью повышения качества оказываемых ими услуг;
Приобретение оборудования осуществляется Министерством путем размещения государственного заказа и передачи приобретенного имущества.
8) утратил силу;
См. текст пункта 8 раздела 3
9) утратил силу;
См. текст пункта 9 раздела 3
10) медицинское (наркологическое) освидетельствование граждан, желающих принять детей-сирот на воспитание в замещающие семьи, будет проводиться по современным методикам и технологиям, что позволит исключить из категории потенциальных замещающих родителей лиц, страдающих наркологическими расстройствами;
11) использование потенциала республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей для профессионального сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо с целью оказания психолого-педагогической, медико-социальной, консультационной, материальной помощи замещающим родителям и их семьям с детьми-инвалидами, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Конечными результатами мероприятия являются:
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия субъектов социального обслуживания замещающих семей;
- увеличение количества лиц из замещающих семей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым была оказана квалифицированная психолого-педагогическая, медико-социальная помощь и консультационные услуги специалистами республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей (ежегодно не менее 25-30 % семей данной категории, нуждающихся в оказании данного вида услуг).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 7 июня 2011 г. N 328 раздел 3 настоящего Приложения дополнен пунктом 12
12) повышение эффективности деятельности Служб в муниципальных образованиях республики позволит повысить качество предоставляемых ими услуг, что связано с разработкой и использованием инновационных методик, программ и подходов при работе с замещающими семьями, а также обеспечением Служб транспортными средствами.
Данное мероприятие позволит обеспечить в полном объеме сопровождение, проведение оценки благополучия несовершеннолетних в приемных и опекунских семьях и необходимой профилактической работы с замещающими родителями, а также условия для работы передвижных консультационных пунктов. Особенно это касается семей, проживающих в отдаленных сельских поселениях.
Конечным результатом данной работы будет являться расширение охвата семей, нуждающихся в сопровождении, в том числе своевременное оказание социально-психолого-медико-педагогической поддержки замещающим семьям, которые, проживая в сельской местности, не всегда при необходимости могут получить квалифицированную помощь со стороны психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников.
Приобретение транспортных средств осуществляется Министерством путем размещения государственного заказа и передачи приобретенного имущества.
4. Управление и контроль за ходом реализации
В целях межведомственной координации и оценки эффективности реализации программы, для управления и контроля за ходом ее реализации будет создан координационный совет из представителей разработчиков программы. Министерство образования и науки Республики Хакасия ежеквартально запрашивает информацию у исполнителей мероприятий программы о целевом использовании финансовых средств и показателях эффективности, анализирует, обобщает и представляет ее ежеквартально координационному совету и в адрес Фонда в установленном порядке.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 ноября 2012 г. N 771 в раздел 5 настоящего Приложения внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение программы
На реализацию мероприятий в рамках программы необходимо 58472,6 тысячи рублей в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Министерству здравоохранения Республики Хакасия. За счет этих средств будет осуществляться финансирование мероприятий по повышению квалификации специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На формирование и методическое сопровождение школ замещающего родителя необходимо 33384,8 тысячи рублей, повышение эффективности деятельности Служб - 19237,8 тысячи рублей, проведение фестиваля приемных семей - 130,0 тысяч рублей, внедрение новых технологий по работе с замещающими семьями - 780,0 тысяч рублей, медицинское (наркологическое) освидетельствование граждан, желающих принять детей на воспитание в замещающие семьи, - 300,0 тысяч рублей, использование потенциала республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей для профессионального сопровождения замещающих семей - 4500,0 тысяч рублей.
Внебюджетные средства в размере 70,0 тысяч рублей планируется затратить на проведение фестиваля приемных семей, также на внедрение новых технологий по работе с замещающими семьями - в размере 450,0 тысяч рублей, на повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья - в размере 120,0 тысяч рублей.
Средства Фонда, планируемые на реализацию мероприятий, составят 6552,4 тысячи рублей, в том числе на повышение квалификации работников Служб - 230,0 тысячи рублей, на повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья - в размере 553,5 тысяч рублей, на внедрение новых технологий по работе с замещающими семьями - 2968,9 тысячи рублей, на повышение эффективности деятельности Служб - 2800,0 тысяч рублей.
В целом затраты на реализацию программы из всех источников финансирования составят 65575,0 тысячи рублей, в том числе бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Министерству здравоохранения Республики Хакасия на соответствующий финансовый год, - 58382,6 тысяч рублей, внебюджетные средства - 640,0 тысяч рублей, средства Фонда - 6552,4 тысячи рублей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 7 июня 2011 г. N 328 в раздел 6 настоящего Приложения внесены изменения
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации
Абзац 1 раздела 6 утратил силу.
См. текст абзаца 1 раздела 6
Повышение квалификации работников Служб и дальнейшее совершенствование их деятельности повысит эффективность социально-медико-психолого-педагогического сопровождения и профессиональную компетенцию около 300 человек, в том числе работников Служб, социальных педагогов и психологов образовательных организаций, участвующих в подготовке к передаче детей - сирот на семейные формы воспитания.
Повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги замещающим семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, позволит увеличить количество специалистов, оказывающих данные услуги (на 6 человек ежегодно).
Организация деятельности 13 школ замещающего родителя обеспечит высокий уровень социально-медико-психолого-педагогических и правовых знаний около трех тысяч замещающих родителей. Это также будет способствовать уменьшению числа возвратов детей - сирот из замещающих семей.
Проведение фестиваля приемной семьи будет способствовать профилактике возвратов детей-сирот из замещающих семей и развитию их творческих способностей, распространению передового опыта воспитания в условиях приемной и опекунской семьи.
Внедрение новых технологий в работе с замещающими семьями позволит оказать своевременную и квалифицированную помощь 473 приемным родителям, 2086 опекунам (попечителям) и 4144 детям-сиротам, воспитывающимся в семьях граждан, а также оснастить современным оборудованием республиканские учреждения социального обслуживания семьи и детей и повысить качество оказываемых услуг.
Повышение эффективности деятельности Служб за счет приобретения транспортных средств расширит охват семей, нуждающихся в сопровождении, в том числе позволит своевременно оказать социально-психолого-медико- педагогическую поддержку замещающим семьям, проживающим в отдаленных сельских поселениях.
Медицинское (наркологическое) освидетельствование граждан, желающих принять детей на воспитание в замещающие семьи, позволит более тщательно осуществлять обследование кандидатов в замещающие родители.
Использование потенциала республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей для профессионального сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, позволит усилить межведомственное взаимодействие субъектов социального обслуживания замещающих семей, увеличить количество лиц из замещающих семей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ежегодно не менее 25-30 % семей данной категории, нуждающихся в оказании данного вида услуг).
Освещение в средствах массовой информации хода реализации мероприятий и достигнутых результатов позволит сконцентрировать внимание общества на проблемах замещающих семей, обеспечить привлечение спонсорских средств на реализацию мероприятий и создание положительного имиджа замещающих семей.
7. Механизм получения средств Фонда
По результатам конкурсного отбора между Фондом и заявителем программы, Министерством образования и науки Республики Хакасия, заключается соглашение о выделении денежных средств (гранта). Средства будут перечисляться на внебюджетный счет Министерства образования и науки Республики Хакасия. Министерство образования и науки Республики Хакасия на основании своего распоряжения направляет поступившие средства на внебюджетные счета исполнителей программных мероприятий.
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18 декабря 2012 г. N 874 в раздел 8 настоящего Приложения внесены изменения
8. Перечень основных программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.