Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Хакасия
от 2 июля 2004 г. N 266
Концепция национально-регионального компонента
государственного стандарта общего образования
Введение
В системе образования Республики Хакасия накоплен определенный положительный опыт реализации национально-регионального компонента содержания общего образования, получивший отражение и обобщение на региональной научно-практической конференции "Национально-региональный компонент в содержании современного образования: опыт, проблемы, перспективы" (Абакан, 2003г.).
Однако отсутствие стандартизированного национально-регионального компонента содержания общего образования и соответствующих учебно-методических комплексов с единой системой контрольно-измерительных материалов является основной причиной, не обеспечивающей обучающимся доступность и равные возможности в освоении указанного содержания, затрудняющей образовательный процесс и объективную оценку качества знаний.
Актуальность Концепции национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования Республики Хакасия (Концепция) обусловлена необходимостью устранения противоречий между потребностями субъектов образовательного пространства в получении качественного образования в части национально-регионального компонента содержания образования и уровнем разработанности его концептуальных основ для полноценного функционирования.
Концепция определяет теоретико-методологические основы национально-регионального компонента содержания общего образования. Она развивает основные принципы государственной политики в сфере образования, определенные в Законе Российской Федерации "Об образовании". Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы, приказе Минобразования Российской Федерации N1089 от 05. 03. 2004. г. "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", Законе Республики Хакасия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия "Об образовании"" от 17.02. 1998 г.
Назначение Концепции заключается в модернизации национально-регионального компонента содержания общего образования через:
определение целевых и содержательных приоритетов для разработки стандартов учебных предметов и их практической реализации в оптимальной последовательности;
создание региональных учебно-методических комплексов нового поколения;
формирование единой системы контроля качества национально-регионального компонента;
совершенствование системы подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации в условиях развития и реализации национально-регионального компонента.
Концепция определяет стратегию развития национально-регионального компонента содержания общего образования на основе удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, вовлечения интеллектуальных, культурных, экономических ресурсов региона в процессы развития системы образования Республики Хакасия.
1. Национально-региональный компонент государственного стандарта
общего образования, его цель, задачи, структура содержания,
принципы формирования
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего, образования Республики Хакасия (далее - национально-региональный компонент) как часть государственного стандарта общего образования определяет в дополнение к федеральному компоненту государственного стандарта общего образования нормы и требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ общего образования и к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений Республики Хакасия. В нем находят отражение потребности и интересы народов Республики Хакасия в сфере образования, особенности Республики Хакасия, уровень и тенденции ее развития.
Назначением национально-регионального компонента являются:
содействие решению задач региональной образовательной политики, направленных на обеспечение качества образования, понимаемого как соответствие требованиям и интересам личности и общества, региона и государства;
обеспечение дополнительных возможностей самоопределения и саморазвития обучающихся (выпускников) Республики Хакасия через изучение природных, историко-культурных, экономических, социально-экологических особенностей региона, через освоение основ национальной культуры, национального языка и национальной литературы;
гармонизация (в контексте общероссийского) регионального культурно образовательного пространства;
содействие межэтнической консолидации многонационального сообщества Республики Хакасия;
обеспечение развития вариативности учебных планов образовательных учреждений, дифференциации и индивидуализации, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования;
оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества результатов образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Основной целью национально-регионального компонента является развитие системы образования Республики Хакасия, способствующей обучению и воспитанию личности, способной к саморазвитию, самоопределению, самореализации в специфической для региона природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде.
Для достижения указанной цели национально-региональный компонент призван решать следующие задачи:
формирование социокультурных потребностей и социально-ориентированного мышления личности, позволяющих оптимизировать процесс ее социализации в условиях Республики Хакасия;
включение личности в поликультурное пространство Российской Федерации на основе этнической самоидентификации и представления о многообразии культур в Хакасии, России и мире;
создание условий для получения обучающимися знаний о природе, истории, экономике и культуре региона, установленных стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
реализация права обучающегося на обучение и воспитание на родном языке;
повышение роли и значимости общего образования в социально-экономическом, научно-техническом, культурном и духовном развитии региона.
Обозначенные цель и задачи национально-регионального компонента должны конкретизироваться и детализироваться на каждой ступени общего образования, по учебным предметам, а также в системе дополнительного образования для формирования регионально-значимых жизненных установок личности.
В структурировании содержания национально-регионального компонента, основополагающей является социокультурная модель обучающегося (выпускника) общеобразовательной школы Республики Хакасия, позволяющая учитывать разнообразный национальный состав населения Республики Хакасии, тенденции этнокультурного возрождения и культурно-исторической самоидентификации этнических групп, диверсификацию образовательного пространства, что предполагает наличие разных типов и инновационных моделей образовательных учреждений.
Развивающемуся обществу Республики Хакасия нужен достойный представитель региона и конкретного этноса, который обладает общей культурой, гражданской зрелостью, физическим и психическим здоровьем, профессионально ориентирован в соответствии с социокультурными, экономическими потребностями республики, проявляет компетентность и готовность внести позитивный вклад в развитие Республики Хакасия, России в целом, в том числе через достижение личного успеха.
В структуре содержания национально-регионального компонента выделяются содержательные линии, выражающие приоритеты развития содержания образования на республиканском уровне:
региональная составляющая (краеведение), включающая учебный материал о географических, исторических, экономических и социокультурных особенностях региона;
национальная составляющая, включающая изучение языков (родного (нерусского), русского (неродного)), литературы, фольклора, а также систему знаний об этносах.
Содержательные линии национально-регионального компонента направлены на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и предполагают создание в образовательных учреждениях Республики Хакасия оптимальных условий для получения обучающимися системы знаний о Республике Хакасия, а также обучения родному (нерусскому) языку детей хакасской и других национальностей от дошкольного возраста до окончания основного общего образования. Содержание национально-регионального компонента реализуется через образовательные программы и находит концентрированное выражение в учебных предметах и курсах.
Принципами формирования содержания национально-регионального компонента являются:
Принцип межкомпонентного взаимодействия предполагает встраивание части содержания национально-регионального компонента в федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Национально-региональный и федеральный компоненты взаимодействуют на основе взаимоувязывания содержания. Федеральный компонент в рамках республиканского образовательного пространства внедряется, развивается, дополняется региональным материалом, который выполняет функции конкретного (частного) проявления общенаучных знаний и выступает фактором активизации учебно-познавательной, интеллектуально-творческой деятельности обучающихся.
Принцип содержательной целостности предусматривает взаимообусловленность содержания национально-регионального компонента содержанием общего образования и его относительную самостоятельность с учетом возрастных, этнических, индивидуальных особенностей обучающихся. В содержании и структуре таких учебных предметов, как "Окружающий мир", "Природоведение", "История", "Обществознание", "География", "Биология", "Искусство", "Технология", "Физическая культура", а также в эстетическом, экологическом воспитании, физической и трудовой подготовке обучающихся следует придерживаться национально-регионального компонента содержания образования, этнокультурных знаний и народных педагогических традиций.
Принцип диалога и взаимодействия культур позволит полнее отразить гуманистические идеи в учебном материале дисциплин гуманитарного, естественно-математического, художественно-эстетического циклов, в специальных и факультативных курсах. Реализация данного принципа позволит повысить степень междисциплинарности образовательного процесса, системно внедрять и активно использовать информационные и коммуникационные технологии, формировать открытое информационное образовательное и культурное пространство. Изучение и освоение разных культурных ценностей, в том числе национального, иностранного языков, формирует толерантность, чувство патриотизма у обучающихся, способствует созданию поликультурной образовательной среды. Знакомство личности с элементами культур других народов обеспечивает сохранение, творческое взаимодействие и развитие национально-культурной самобытности каждого народа, укрепляет осознание приверженности к духовной общности народов России.
Принцип этнокультурной направленности показывает, в какой мере цели, задачи общего образования, его содержание, технологии обучения и воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и региона, способного к самоопределению в современных условиях. Осуществление данного принципа способствует освоению этнической культуры, сохранению родного языка и развитию культурного наследия своего народа, формированию национального самосознания этноса.
Принцип воспитания и обучения на родном языке является основополагающим для развития национальной школы Республики Хакасия. Осуществление данного принципа обеспечивает полноценное функционирование родного языка в качестве языка обучения, являющегося ведущем фактором развития личности, сохранения и развития национального языка и национальной культуры. Признается важным создание национального корпуса текстов хакасского языка в электронном виде.
Реализация национально-регионального компонента позволит сформировать следующие ключевые компетенции личности выпускника общеобразовательной школы Республики Хакасия:
учебно-познавательная компетенция - умение самостоятельно добывать, углублять знания основных общеобразовательных программ, осмысливать полученные сведения, при необходимости конкретизировать знания, используя региональные источники; способность организовать собственную учебно-познавательную деятельность на основе мульти-медиа, информационных и коммуникационных технологий;
ценностно-смысловая компетенция - осознание личностью значимости знаний для построения своей жизненной стратегии, личной ответственности за сохранность и процветание родной земли; умение соответствовать потребностям региона, действовать автономно и рефлексивно, проявлять самостоятельность и ответственность при планировании и достижении личностных целей, умение проявлять гражданскую позицию;
общекультурная и этнокультурная компетенция - владение личностью общей культурой, позволяющей продуктивно и равноправно взаимодействовать с носителями различных культур, стремление сохранять и приумножать культурное наследие региона; освоение культурой своего народа, владение родным языком, национальными обычаями и традициями; умение идентифицировать себя как представителя конкретного этноса;
коммуникативная компетенция - владение основными видами и формами речевой деятельности на государственных языках Республики Хакасия, основами коммуникативной культуры; умение входить в социально-гетерогенные группы и успешно осуществлять коммуникацию в них; способность устанавливать хорошие взаимоотношения с инонациональными представителями в поликультурной среде;
экологическая компетенция - сформированность экологических знаний, экологического сознания и наличие опыта экологической деятельности; умение жить в гармонии, согласии с самим собой, природой, обществом, миром.
социально-трудовая компетенция - владение информацией о профессиях на рынке труда Хакасии, способность оценивать собственные профессиональные возможности, находить социоидентификацию в регионе, умение ориентироваться в этике социальных взаимоотношений, наличие достаточной степени самостоятельности и навыков самоорганизации, установление связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией для решения личной и общественной проблемы.
2. Общие требования к разработке стандартов учебных предметов
в пределах национально-регионального компонента
Структура национально-регионального компонента формируется в логике структуры федерального компонента государственного стандарта общего образования: по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), внутри ступеней - по учебным предметам.
Образовательные стандарты учебных предметов в пределах национально-регионального компонента должны быть построены по концентрическому принципу: первый концентр - дошкольное образование как необходимая часть непрерывного общего образования, начальная и основная школа, второй - старшая школа.
Дошкольное образование
Национально-региональный компонент содержания дошкольного образования нацелен на развитие личности ребенка во взаимодействии с окружающим его миром и социокультурной средой.
Содержание национально-регионального компонента дошкольного образования направлено на формирование эмоционально-волевой и художественно-речевой сферы, эстетического развития, экологического образования ребенка и основано на:
опоре на национальную культуру как способ приобщения к социуму и фактор вхождения ребенка в социально-этническую среду;
создании условий для овладения ребенком родным языком, воспитания уважения к культуре других народов;
организации в дошкольных образовательных учреждениях развивающей предметной этнокультурной образовательной среды, ознакомление с устным народным творчеством, художественной литературой, национальными праздниками в системе разнообразных видов познавательной деятельности (игра, труд, музыка, театр, изобразительное искусство и др.).
Начальное общее образование
Национально-региональный компонент содержания начального общего образования закрепляет художественно-речевое, эстетическое развитие младшего школьника, продолжает его экологическое образование, нацелен на воспитание культуры общения, деятельностно-игровое приобщение к этническим традициям и культуре.
Содержание национально-регионального компонента начального общего образования формирует представления об этнокультурной картине мира, этническую идентичность, знания о родном крае, особенностях образа жизни, праздниках, нравственной культуре народов Республики Хакасия, о героях национального эпоса, мифологии на основе приобщения к сказке, фольклору; знакомит с основами декоративно-прикладного искусства, народными играми и словесно-народным творчеством, особенностями географического ландшафта и историческими памятниками Республики Хакасия.
Основное общее образование
Национально-региональный компонент содержания основного общего образования нацелен на развитие личности школьника через углубление и расширение знаний, полученных на начальной ступени обучения, а также на воспитание регионально-значимых качеств личности, на этнокультурное самоопределение, подготовку к осознанному выбору профилирующего направления собственной деятельности.
Содержание национально-регионального компонента основного общего образования формирует систему знаний о родном крае, его истории, культуре, природе, литературе, позволяющей обучающемуся самоопределиться в социокультурном пространстве, системе социальных и межличностных отношений через разновидности жанров устного народного творчества, искусства, музыкальное творчество, национальные обряды и ритуалы, народные спортивные игры, декоративно-прикладное искусство: национальной резьбы по дереву, шитье, вышивка и др.
Среднее (полное) общее образование
Национально-региональный компонент содержания среднего (полного) общего образования нацелен на достижение выпускниками общеобразовательных учреждений уровня зрелости, достаточного для самоопределения и самореализации в сферах межличностных и социальных отношений, на формирование готовности к творческой деятельности в условиях региона и самостоятельного принятия решений в изменяющихся жизненных, профессиональных и социальных ситуациях.
Содержание национально-регионального компонента среднего (полного) общего образования направлено на формирование у обучающихся представлений о человеке как культуросообразной и творческой личности, понимания значения народных традиций и искусства для современного человека для решения актуальных региональных проблем; знаний экологических проблем, основанных на стратегии сохранения экологии Республики Хакасия, системы прикладных знаний, умений и навыков; на осмысление истории Республики Хакасия, овладение культурой профессионального самоопределения в соответствии с выбранным профилем, знакомство с основными научно-культурными достижениями в регионе.
В первом концентре национально-региональный компонент рассматривается в обязательных для изучения учебных предметах, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Во втором концентре содержание национально-регионального компонента будет реализовано в рамках профильного обучения.
Стандарты учебных предметов должны включать: цели изучения; обязательный минимум содержания образовательных программ; требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников.
Цели изучения учебных предметов соответствуют общим целям государственного стандарта общего образования и должны:
строиться с учетом цели и задач национально-регионального компонента, необходимости социализации и всестороннего развития личности обучающегося как представителя конкретного этноса, региона - Хакасии;
ориентироваться на концептуальные представления о национально-региональном компоненте содержания учебных предметов;
включать освоение знаний, овладение умениями для решения личностных задач в повседневной жизни, для осуществления допрофессиональной или социально-значимой деятельности.
Обязательный минимум содержания учебных предметов национально-регионального компонента должен быть построен с учетом целевых приоритетов и общих принципов формирования, а также на основе концептуальных представлений о базовом содержании учебных предметов: "Русский язык", "Родной (хакасский) язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Обществознание", "География"; "Окружающий мир", "Природоведение", "Химия", "Биология"; "Технология", "Искусство (Музыка и Изобразительное искусство)", "Физическая культура".
Русский язык, Родной (хакасский) язык, Литература, Иностранный язык
Содержание национально-регионального компонента образовательной области "Филология" должно быть основано на межпредметной интеграции, языковой взаимоподдержке с целью оптимизации учебного материала.
Русский язык
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "Русский язык" направлено на обучение языку не только как средству общения и познания мира, но и приобщения к национальной культуре на основе культуроносной (кумулятивной) функции русского языка. В этом случае русский язык является эффективным средством приобщения обучающихся к материальной и духовной культуре русского народа, его истории, обычаям и традициям.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "Русский язык" должен включать следующее: познание культуры русского языка в диалоге культур, в сопоставлении богатства русского языка с другими культурами и языками;
национальное и региональное своеобразие культуры, обеспечивающей погружение обучающихся в национально-этническую среду, ее культуру, язык и быт, обычаи и традиции;
сопоставительное изучение лексики и текстообразования в русском и нерусском языках; знакомство со сведениями по исторической ономастике, топонимике Хакасии;
национально-культурный пласт лексики, относящийся к региональной культуре и культуре коренного населения;
изучение национально-культурных сведений о языках народов, компактно проживающих в Республике Хакасия (время возникновения, древнейшие письменные памятники, современное состояние языков, их уникальность и богатство).
Родной (хакасский) язык
Содержание учебного предмета "Родной (хакасский) язык" направлено на овладение хакасской речью как средством общения и на усвоение обучающимися устной и письменной форм языка. Содержание учебного предмета должно быть построено с учетом реально существующей языковой ситуации в Республике Хакасия и языкового статуса личности, выражающегося в оппозиции: одноязычие (русскоязычие) и двуязычие (хакасско-русское и русско-хакасское).
Отбор языкового и речевого материала должен осуществляться на основе унифицированной литературной нормы языка, распространенной и закрепленной в грамматиках, словарях и в художественных произведениях, и коммуникативной нормы, ситуативно обусловленной правилами речевого поведения, и с учетом всех уровней функционирования хакасского языка (социально-бытовой, социально-культурный, официально-деловой и пр.).
Обязательный минимум содержания учебного предмета "Родной (хакасский) язык" должен включать сведения о:
родном языке, его истории, месте и связи с другими языками тюркской семьи; литературном языке и его диалектах; исследователях;
самобытности, духовном богатстве, культурной и социальной ценности языка;
стилистическом, лексическом, грамматическом разнообразии языка, фактах, формирующих страноведческую. культуроведческую грамотность учащихся; реалиях, способствующих лингвострановедческой компетенции обучающихся; традиционном мировоззрении народа; об этикете общения и культуре речи;
культурно-языковых контактах (русской и родном) и их отражении в языковом материале.
Литература
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "Литература" направлено на изучение произведений хакасского фольклора и современной хакасской литературы, а также произведений поэтов и писателей Хакасии, пишущих на русском языке.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "Литература" должен включать следующее:
основные жанры хакасского фольклора, представления о специфике хакасского народного творчества, его типологической общности с аналогичными жанрами русского фольклора на основе их взаимосвязанного изучения;
основные роды и жанры современной хакаской литературы - поэзии, прозы, драматургии - в единстве формы и содержания, основные историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия; этнические особенности хакасской литературы, ее эстетические традиции и традиции влияния русской литературы;
произведения русскоязычных поэтов и писателей Хакасии в контексте современных литературных процессов России.
Иностранный язык
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "Иностранный язык" направлено на формирование фоновых знаний с национально-региональной точки зрения и соответствующих речевых навыков и коммуникативных умений, необходимых для обеспечения правильности речи и ее адекватной интерпретации в зоне межкультурной коммуникации. Содержание национально-регионального компонента учебного предмета должно быть построено с учетом языковых традиций (иностранного и родного), их генетической и типологической близости; культуры народов, этнического своеобразия обучающегося, его принадлежности к той или иной этносоциоязыковой среде (русской, хакасской и пр.) и языкового статуса (одноязычие, двуязычие и многоязычие). В случае двуязычия и многоязычия необходимо учитывать интерферирующее влияние не только русского, но и родного языка обучающегося, и тот факт, что иностранный язык является, как правило, третьим по порядку включения в процесс обучения, но по времени обучения функционирующем одновременно с русским и родным языками.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "Иностранный язык" формируется на основе базового содержания и должен включать информацию о:
регионе в целом, его территории, природно-климатических особенностях, политическом и экономическом устройстве;
культуре и традициях русских, хакасов и других народов (при наличии таковых в данном языковой коллективе);
фактах языка, полученных в результате сравнительно-сопоставительных исследований, выявляющих как изоморфные так и алломорфные явления различных уровней.
Математика
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета
"Математика" направлено на следующее:
этнокультурное наполнение содержания общего математического образования;
реализацию прикладной и практической направленности обучения математике;
интеграцию математических знаний с историко-культурологической, естественнонаучной областями знаний.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "Математика" должен отражать:
диалектическое единство и историческую преемственность математических представлений и знаний хакасского народа и других народов, населявших в разные периоды истории территорию современной Хакасии;
универсальность математических понятий, целостность математического знания и непрерывность развития основных математических линий по всем ступеням общего образования.
История
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "История" направлено на изучение истории Хакасско-Минусинского края (ХМК) и ознакомление с основными этапами исторического и культурного развития, образа жизни народов региона.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "История" должен отражать:
региональную специфику, начиная с XVIII в органической связи с различными частями курса отечественной истории;
направленность на познание исторических закономерностей, а также важных особенностей специфики региона. Этот материал может быть сформирован из нескольких блоков: археологическое изучение, этногенез и этническая история коренного населения, роль русского населения в географическом и промышленном освоении региона, особенности их традиционной культуры, взаимовлияние культур народов ХМК, вклад народов Хакасии в победу над нацистской Германией;
направленность на патриотическое воспитание обучающихся, пропаганду служения Отечеству представителей народов Хакасии. Этот материал может быть включен в историю древнего мира, историю средних веков, новую историю, отечественную историю (с XVII в. - по настоящее время).
Обществознание
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "Обществознание" направлено на развитие познавательных интересов личности, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной информации и определение собственной позиции, нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению в условиях Республики Хакасия.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "Обществознание" должен отражать:
социокультурную направленность содержания, позволяющую сформировать этническую самоидентификацию личности;
тематическое разнообразие, способствующее развитию компетентности в различных сферах жизни: экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
География
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "География" направлено на формирование у обучающихся географической культуры и мышления, комплекса знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах местности, региона.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "География" должен отражать:
преемственность по всем ступеням общего образования, реализующуюся через изучение географических особенностей природы, населения, организацию хозяйственной деятельности народов, проживающих на территории Хакасии;
конкретизацию базового географического содержания, определенного федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; формирование основ экологической культуры;
интеграцию знаний различных образовательных областей в изучении особенностей географического ландшафта и исторических памятников Республики Хакасия, знакомство со сведениями из истории названий, связанных с ними легенд, преданий;
целостность региональной составляющей как комплекса знаний о природных ресурсах Хакасии и их роли в развитии экономического потенциала, об основных промышленных предприятиях, истории географического и геологического изучения региона, экономических факторах динамики численности населения и миграций.
Окружающий мир, Природоведение, Химия, Биология
Содержание национально-регионального компонента учебных предметов "Окружающий мир", "Природоведение", "Химия", "Биология" направлено на формирование у учащихся представлений о процессах, происходящих в неживой и живой природе Республики Хакасия, об их многообразии; на осознание того, что человек - важный компонент окружающей среды и жизнь его подчинена законам природы; на развитие у учащихся понимания ценности жизни, составляющей базу для осознания экологических проблем Хакасии в практической деятельности людей и путей их решения.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебных предметов "Окружающий мир", "Природоведение", "Химия", "Биология" должен отражать:
целостность естественнонаучного образования, направленного на формирование гуманистического мировоззрения и экологической культуры на всех ступенях общего образования с учетом позитивного опыта взаимоотношения человека с природой в условиях региона: начальная школа - освоение знаний об окружающем мире, о безопасности жизни и здоровья (Окружающий мир); основная школа -изучение систематических курсов (Природоведение, Химия, Биология,); старшая школа - изучение систематических и специализированных курсов;
формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нем и изучение научного метода исследования окружающей среды региона, выявление роли человека - представителя Хакасии в процессе познания природы Хакасии.
Технология
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "Технология" направлено на формирование у обучающихся представлений о роли технологических знаний и умений в этнокультурных традициях, мировоззрении хакасского народа, других народов Республики Хакасия в процессе освоения школьниками технологической культуры. Оно направлено на подготовку подрастающего поколения к успешной преобразующей творческой деятельности и включает разделы, охватывающие основы наиболее распространенных (традиционных) и перспективных технологий,
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "Технология" должен включать следующее:
ознакомление учащихся с традиционной культурой коренного народа Хакасии: основами культуры дома (этнические традиции, обычаи), с традиционными технологиями обработки материалов и традиционными видами ремесел (резьба по дереву, инкрустация, вышивка и др.), с современным декоративно-прикладным искусством народов Хакасии и Южно-сибирского региона;
изучение традиционного декоративно-прикладного искусства народов Республики Хакасия, национальной кухни, национального костюма (хакасского, русского и других народов), элементов убранства национального жилища, в том числе юрты, семейно-бытовой обрядности и семейно-бытовых отношений (на примере культуры Хакасии);
использование традиционных технологий при проектировании и изготовлении изделий материальной культуры, отражающих национальные традиции в художественной обработке материалов, возрождение и развитие национальных технологий (национальных ремесел).
Искусство (Музыка и Изобразительное искусство)
Учебные предметы образовательной области "Искусство" направлены на художественно-творческое развитие обучающихся, формирование эстетического отношения к миру, объектам и явлениям окружающей жизни.
Музыка
Содержание национально-регионального компонента учебного предмета "Музыка" направлено на возрождение духовных ценностей коренного народа и других народов Республики Хакасия в процессе освоения школьниками музыкальной культуры, народного музыкально-поэтического творчества.
Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента учебного предмета "Музыка" должен быть основан на следующем:
применении единых методологических принципов музыкального образования, представление его в качестве органической части общего образования;
ориентации на понимание школьниками механизмов развития музыкальной культуры и возникновения культурного многообразия;
освоении национальной культуры на основе целостного подхода, понимаемого как единство народного и профессионального искусстваи творчества;
взаимопроникновение музыкальных культур, традици
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 2 июля 2004 г. N 266 "О Концепции национально-регионального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.