Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методическое руководство комиссии
по делам несовершеннолетних администрации города
Абакана по целевому межведомственному
практическому сотрудничеству
(утв. постановлением Мэра г. Абакана
от 23 апреля 2003 г. N 620)
Введение
Проблема государственного и общественного противодействия прогрессирующим тенденциям распространения наркомании в молодежной середе обязывает принципиально пересмотреть практику проведения профилактических мероприятий. Ведомственная разобщенность и отсутствие возможности автономного влияния на наркоситуацию со стороны отдельных структур исполнительной власти требуют разработки и осуществления последовательных согласованных действий. Межведомственная координация в проведении профилактики наркозависимости должна стать основой целенаправленного противодействия незаконному обороту наркотических средств.
В настоящее время медико-социальные исследования свидетельствуют, что основным потребителем, который вовлекается в незаконный оборот наркотиков, является молодежь. Социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, затрудняет создание единой модели профилактики наркомании. Однако разработки частных методик профилактики наркомании по социальным группам молодежи, находящихся, в частности, в образовательном пространстве учебных заведений, вполне обоснованны и являются крайне необходимыми.
Действующий государственный контроль за ведением образовательного процесса в учебных заведениях предполагает его квалифицированное обеспечение специалистами в области педагогики, психологии, медицины и права, а нахождение и деятельность учебных заведений в правовом поле российских законов создают благоприятные возможности проведения целенаправленных профилактических мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Цель разработки данного методического руководства состоит в разрешении ведомственных проблем наркопрофилактики посредством создания межведомственных механизмов противодействия незаконному обороту наркотиков и проведения общей согласованной антинаркотической политики в общеобразовательных учреждениях.
§1. Состояние и общая характеристика тенденций распространения
наркомании в молодежной среде
В настоящее время доказано, что склонность к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, т.е. склонность к нездоровому образу жизни и асоциальному поведению в значительной мере закладывается в детстве. Соответствующие интересы, потребности, навыки и нормы поведения формируются на основе механизмов подражания, ориентировочно-исследовательского поведения, группового общения, самоутверждения, главное в котором - выход из подчинения взрослых. Поэтому главная задача Позитивной профилактики - осуществление системы мер по положительному изменению общества в целом, пропаганда положительных примеров здорового Образа жизни среди подростков, молодежи, родителей и других старших лиц из ближайшего окружения ребенка.
Предпосылки отклонений в поведении несовершеннолетнего могут находиться длительное время (на протяжении нескольких лет) в латентном состоянии и проявляются при стечении определенных обстоятельств, особенно в периоды психофизиологических кризисов подросткового возраста, следовательно, воспитательный процесс в учебном заведении должен обеспечить разрушение негативных микро- и макросоциальных факторов: семейных, медицинских, педагогических, психологических, культурных. Очевидно, что профилактическая работа по предупреждению дезадаптации несовершеннолетних должна быть комплексной и последовательной.
Профилактика наркомании, как одной из форм девиантного поведения несовершеннолетних, с учетом особенностей детской психики, должна строиться на позитивной основе, что означает прежде всего культурное и гигиеническое воспитание, привитие с раннего детства жизнеутверждающих потребностей и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья, развитие способностей к достижению личного и социального благополучия. При этом темы, актуализирующие интерес к психоактивным веществам, не должны выпячиваться на передний план. Они должны быть подчинены (по контрасту) формированию позитивных жизненных установок.
Проблема распространения наркомании в образовательных учреждениях сейчас вызывает большую тревогу. Образовательные учреждения представляют для наркодельцов потенциальный рынок сбыта наркотиков. Пассивное невмешательство должностных лиц в факты открытых нарушений законов Российской Федерации, в том числе и Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями на 2000 год), создают идеальную почву для незаконного оборота наркотиков. Однако возможности как общей, так и индивидуальной профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательных учреждений являются универсальными. Администрации школ, педагогические коллективы, медицинские работники и сотрудники ОДН УВД в состоянии обеспечить должный правопорядок на территории школ. Таким образом, профилактика наркомании в учебном заведении в данном контексте должна обеспечивать последовательную реализацию воспитательной политики, цель которой заключается в становлении гражданственности и личной ответственности каждого подростка.
Среди основных направлений профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях можно выделить как основное: формирование социально-правовой культуры у обучающихся подростков посредством разъяснения содержания действующего законодательства Российской Федерации в условиях функционирования образовательно-правового пространства. Существующие трудности в решении данного вопроса обусловлены отсутствием практики привлечения к ответственности детей и родителей за девиантное поведение несовершеннолетних.
Обязанности педагогов, родителей и обучающихся (участников и субъектов образовательного процесса) в Законе РФ "Об образовании" формулируются как "выполнение положений Устава образовательного учреждения". Однако анализ содержаний действующих уставов общеобразовательных учреждений показывает, что конкретные обязанности, права и правовые запреты формулируются, как правило, слабо, недостаточно четко, хотя администрация учебного заведения заинтересована в недопущении фактов курения, несанкционированной торговли, появления подростков в состоянии опьянения на территории учебного заведения, порчи и уничтожения учебного имущества.
Современные взгляды на образовательный процесс как на правовые отношения субъектов, действующих в образовательном пространстве, требуют соответствующей корректировки порядка принятия учащихся в образовательные учреждения.
Считаем целесообразной формой установления правовых отношений между администрацией учебного заведения и родителями несовершеннолетнего - заключение договора об организации образовательного процесса, предусматривающего делегирование родителями прав администрации учебного заведения по воспитанию обучающихся и возложением на администрацию образовательного учреждения ответственности за здоровье учащихся. В соответствии с данным договором администрация учебного заведения при обнаружении признаков болезненного состояния либо иного неадекватного поведения несовершеннолетнего обязана оказать соответствующую медицинскую помощь, а в необходимых случаях - провести медицинское освидетельствование для установления причин, вызвавших угрозу здоровью учащегося, и проведения квалифицированных реабилитационных мероприятий.
Наличие данного договора и существование административной ответственности за факты противоправного поведения обучающихся предполагают впоследствии и применение административных форм воздействия за действия, противоречащие организации и содержанию образовательного процесса. Так, администрация образовательного учреждения обязана:
а) при обнаружении признаков болезненного состояния либо другого неадекватного поведения несовершеннолетнего оказать соответствующую медицинскую помощь, а в необходимых случаях - провести в установленном законом порядке медицинское освидетельствование подростка;
б) пресекать несанкционированные факты розничной торговли психотропными веществами среди подростков и рассматривать их как административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ;
в) не допускать проникновения в образовательную среду сторонних предметов, свободная реализация которых запрещена или ограничена, и рассматривать данные факты как грубые нарушения лицензионного порядка их обращения, квалифицируя такие действия по ст. 14.2 КоАП РФ;
г) не допускать и пресекать случаи появления в образовательном учреждении учащихся в пьяном виде и рассматривать их как административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.21,20.22 КоАП РФ;
д) разъяснять существование социальных обязанностей в ходе учебного процесса как у учащихся, так и у их родителей, и правовой ответственности за их нарушение.
Охрана психического и физического здоровья обучающихся и создание в образовательном учреждении соответствующих структур, предусмотренных ведомственными нормативными актами
В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об образовании" на администрацию образовательного учреждения возлагаются такие обязанности, как
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;
- медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников.
Содержание типового Положения об образовательном учреждении прямо предусматривает ответственность администрации учреждения за жизнь и здоровье, как психического, так и физического, обучающихся во время образовательного процесса.
Профилактику наркомании, как первичную, так и вторичную, не следует рассматривать как узконаправленную профилактическую деятельность. Наркомания является одним из проявлений девиантного поведения несовершеннолетних, поэтому создание специализированных структур может привести к неоправданному социальному ажиотажу. Тактически правильно и целесообразно вести профилактику наркомании по уже созданным (или нормативно предусмотренным) формированиям. На школьном уровне можно выделить существование как минимум трех структур, деятельность которых может быть спроецирована на профилактику наркомании:
1. Психолого-медико-педагогический консилиум;
2. Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;
3. Совет профилактики образовательного учреждения. Указанные структурные подразделения образовательного учреждения, в деятельности которых должны принимать участие педагоги, психологи, врачи, инспектора ПДН, являются оптимальной формой взаимодействия должностных лиц по проведению профилактики наркомании в образовательной среде.
Создание механизмов позитивного развития личности участников образовательного процесса:
1. Использование индивидуально-ориентированных программ с применением методов психодиагностики и поведенческой коррекции, психологических тренингов, классных дискуссий, ролевых игр и др.;
2. Возможность активного участия в жизни класса и школы при обязательном наличии прав и обязанностей по вопросам управления этой жизнью;
3. Организация различных форм (кружковых, клубных) досуга и дополнительного образования среди учащихся;
4. Организация центров занятости подростков.
§2. Силы и средства, обеспечивающие проведение профилактических
мероприятии антинаркотической направленности в общеобразовательных
учреждениях
Государственное обеспечение образовательного процесса и административное руководство общеобразовательными учреждениями определяют основные положения функционирования учебных заведений:
1. Правовую основу деятельности учебного заведения составляют федеральные законы и локальные правовые акты каждого образовательного учреждения. Последовательное отражение в них основных моментов проведения антинаркотической политики зависит только от инициативы и правовой настойчивости администрации соответствующей школы.
2. Непосредственными участниками, имеющими соответствующие права и обязанности, являются педагоги, обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся.
Медицинское обслуживание обеспечивается штатным (или специально закрепленным органом здравоохранения) персоналом. Обеспечить правопорядок при осуществлении образовательного процесса призваны сотрудники органов внутренних дел. Так, за каждой школой должен быть закреплен инспектор ОДН для оказания правовой помощи педагогическому коллективу образовательного учреждения по вопросам воспитания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Администрация учебного заведения обязана в соответствии с Законом РФ "Об образовании":
- гарантировать личную безопасность учащихся;
- обеспечить оказание необходимой медицинской и психологической помощи обучающимся;
- исключить из учебного процесса факторы, препятствующие успешному овладению учебным материалом.
Распространение наркомании в образовательной среде противоречит основным положениям Закона РФ "Об образовании" и затрудняет выполнение соответствующих обязанностей со стороны должностных лиц, в функции которых входит обеспечение задач образовательного процесса. Кроме того, в Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается необходимость защиты детей от злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. Вполне обоснованным в связи с этим является конкретизация обязанностей обучающихся по отдельным моментам их поведения в образовательном процессе, в том числе и проблемам курения, частной торговли на территории школ, появления на учебных занятиях в состоянии опьянения.
В связи с тем, что современный образовательно-воспитательный процесс в учебных заведениях обеспечивают сегодня: педагоги;
- школьные психологи;
- социальные педагоги;
- медицинские работники;
- врачи-наркологи (информирование);
- инспектора ОДН (отдел по делам несовершеннолетних) УВД;
- оперуполномоченные уголовного розыска по делам несовершеннолетних и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, профилактика наркомании в образовательном учреждении может иметь три направления;
1. Психолого-педагогическая профилактика наркомании;
2. Медицинская профилактика наркомании;
3. Правовая профилактика наркомании.
За каждое из направлений профилактики наркомании несет ответственность конкретное должностное лицо, правомочия которого определяют конкретные функциональные обязанности.
Так, обязанности работников образовательного учреждения предусматривают следующие формы психолого-педагогической профилактики наркомании:
- формирование у несовершеннолетних ценностей и навыков здорового образа жизни;
- разработка и реализация образовательных и досуговых профилактических программ;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним;
- недопущение фактов противодействия обучающихся ведению образовательного процесса;
- проведение разъяснительной (просветительской) работы с родителями обучающихся;
- информирование руководства образовательного учреждения о выявленных фактах противоправного поведения учащихся;
- медико-психологическое обследование детей в школе, направленное на выявление учащихся с признаками социальной дезадаптации;
- обучение вопросам наркопрофилактики родителей и других членов семьи учащегося подростка;
- обучение вопросам наркопрофилактики воспитателей, учителей, педагогов, психологов и социальных работников учебного заведения.
Обязанности работников здравоохранения в учебном заведении предусматривают такие формы медицинской профилактики наркомании, как:
- обеспечение незамедлительного реагирования на факты агрессивного поведения несовершеннолетних - при необходимости с привлечением к участию детских психоневрологов;
- оказание квалифицированной медицинской помощи при обнаружении болезненного состояния обучающихся;
- проведение профилактических осмотров;
- обнаружение признаков потребления учащимися наркотических средств и проведение, по возможности, необходимого тестирования; ведение персонального учета лиц, подозреваемых в употреблении наркотиков;
- информирование руководства образовательного учреждения о выявленных фактах, противоправного поведения учащихся. Обязанности сотрудников ОДН УВД составляют:
- незамедлительное реагирование по поступающим фактам агрессивного поведения учащегося;
- проведение соответствующих проверок по выявленным фактам немедицинского употребления наркотиков;
- оказание помощи руководству образовательного учреждения в проведении антинаркотической пропаганды;
- постановка на учет с последующей индивидуально-профилактической работой несовершеннолетних, причастность которых к незаконному обороту наркотиков установлена; выявление каналов поступления наркотиков в образовательное учреждение;
- оказание помощи педагогам и медицинским работникам в пресечении фактов противоправного поведения, проведении личного досмотра правонарушителя и досмотра его вещей;
- посещение места проживания несовершеннолетнего и беседы с родителями; составление протоколов административного правонарушения по выявленным фактам противоправного поведения обучающихся;
- предоставление информации в подразделение по незаконному обороту наркотиков о лицах, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков в конкретном образовательном учреждении.
Возможности координирования деятельности по общей профилактике наркомании целесообразно возложить на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), создаваемый при образовательном учреждении. Учитывая достаточную сложность решения вопросов психологической коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и принятия мер адекватного воздействия на подростка, целесообразно обязанности заместителя председателя ПМПк возложить на школьного психолога. Комплексный подход в оценке девиантного поведения учащегося, основу которого может составить информация о возможной причастности подростка к незаконному обороту наркотиков, позволит последовательно осуществлять индивидуально-ориентированные мероприятия в отношении конкретного несовершеннолетнего.
Учитывая латентный характер незаконного оборота наркотиков, следует отметить приоритетную роль руководителя образовательного учреждения в определении характера профилактических мероприятий, в том числе медицинского и правового содержания, в отношении учащегося, вовлеченного в незаконный оборот наркотиков. Однако по фактам сбыта либо каналам поступления наркотиков в учебное заведение в целях изобличения и привлечения к уголовной ответственности сбытчиков и поставщиков наркотиков должны проводиться оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Законом РФ N 144 от 12.08.95 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" подразделениями криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
§3. Правовая основа межведомственного взаимодействия должностных лиц
учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел по
профилактике наркомании в общеобразовательных учебных заведениях
Правовой основой общей и индивидуальной превенции (профилактики) наркомании в образовательной среде являются законы Российской Федерации "Об образовании", "О наркотических средствах и психотропных веществах" N 3 от 8 января 1998 г., "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" N 3185-1 от 2 июля 1992 года, "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 120 от 24.06.1999 г. с изменениями, внесенными ФЗ N 1 от 13 января 2001 года.
Кажущиеся элементы внешне автономной деятельности педагогов школьных медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов (инспекторов ОДН, оперуполномоченных ОБНОН) на самом деле полноценно дополняют общую систему профилактики наркомании в учебном заведении. Умелое сочетание методов убеждения и принуждения в воспитательном процессе образовательного учреждения позволяет обеспечивать активное противодействие незаконному обороту наркотиков в замкнутом социальном пространстве учебного заведения.
Основные формы взаимодействия:
1. Всесторонний обмен интересующей информацией между представителями каждого ведомства;
2 Совместное определение и принятие адекватных (социальных, медицинских или правовых) индивидуально-профилактических мер в отношении несовершеннолетних, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков;
3. Совместное выявление каналов поступления в образовательное учреждение наркотических средств в целях привлечения лиц, поставляющих наркотические вещества, к уголовной ответственности и пресечения наркоторговли.
Основной задачей межведомственного взаимодействия должно стать социальное и правовое противодействие наркоторговле, а также фактам нелегального появления наркотиков в учебном заведении. Следует отметить, что демонстративный показ наркотиков одним из учащихся своим одноклассникам преследует со стороны владельца наркотика только одну цель - возбудить желание у подростков попробовать "запретный плод". Бравада наркотиком и наглядная процедура его потребления в окружении посторонних подростков вполне может рассматриваться как преступное поведение, то есть подстрекательство (побуждение) к незаконному приобретению наркотических веществ.
Параллельное наблюдение за поведением обучающихся тремя заинтересованными в профилактике наркомании специалистами различных ведомств создает оптимальные условия влияния на наркоситуацию. Универсальный характер данного взаимодействия заключается в том, что субъективные подозрения одной стороны о причастности отдельного учащегося к незаконному обороту наркотиков, например педагога, должны подтвердиться наблюдениями и выводами других специалистов, то есть врачом и инспектором ОДН.
Полноценный обмен информацией о возможной причастности к незаконному обороту наркотиков конкретного ученика возможен только при условии ведения каждым из специалистов самостоятельных учетов поступающей информации о незаконном обороте наркотиков в учебном заведении и последующими обсуждениями на заседаниях ПМПк, Центра содействия укреплению здоровья (Приказ министерства образования РФ от 15 мая 2000 года N 1418), Совета профилактики.
Алгоритм проверки поступившей информации о немедицинском потреблении наркотических веществ несовершеннолетним, следующий:
1. Изучение личностной и социальной зрелости школьника - возможного потребителя психоактивных веществ;
2. Изучение ближайшего, в том числе и семейного, окружения данного учащегося;
3. Развенчивание ложного авторитета взрослости у лица (подростка), потребляющего наркотики, что является не только предметом общей профилактики наркомании, но и задачей индивидуальной работы с самим потребителем наркотиков.
Необходимо особо отметить, что подростковая психология и желание собственного лидерства среди ровесников требуют серьезного внимания.
Проведенные социальные исследования фиксируют наличие у потребителя наркотиков характерного социального окружения, состоящего из 6-10 таких же потребителей наркотиков. Такая информация ни в коей мере не означает, что предполагаемые потребители наркотиков находятся в данном учебном заведении. Они могут находиться как в дворовом, так и в семейном окружении подростка.
4. Сбор объективной информации о поведении несовершеннолетнего учащегося с помощью всех заинтересованных структур по профилактике наркомании.
Для официальных выводов о причастности либо непричастности подростка к незаконному обороту наркотиков необходимо получить сведения комплексного характера. Видами такой информации могут быть:
а) докладные записки (заявления) о поведении подростка и об усвоении им учебного материала;
б) характеристика классного руководителя на данного учащегося;
в) заключение школьного психолога;
г) информация школьного врача о проведенном индивидуальном медицинском осмотре;
д) акт обследования врачом-наркологом;
е) информация родителей;
ж) информация других лиц;
з) информация инспектора ОДН УВД. Формы документирования получаемых сведений могут быть различными: справки, акты, объяснения, протоколы и другие. Следует отметить, что собирание фактической информации основывается на элементах добропорядочности учащегося и его открытости в общении.
5. Выяснение каналов поступления наркотиков к подростку и степень его участия в сбыте наркотиков.
Получение данной информации возможно посредством обследования места проживания подростка, беседы с его родителями, со сверстниками. Данная работа входит в круг обязанностей педагогических работников и инспекторов ОДН.
6. Принятие руководством учебного заведения решения о необходимости применения мер соответствующего воздействия к учащемуся, причастность которого к незаконному обороту наркотиков установлена.
Большинство решений, касающихся принятия к учащимся образовательного учреждения мер административно-правового характера, может приниматься только руководителем (директором) образовательного учреждения.
Среди них можно выделить следующие:
а) направление материалов на психолого-медико-педагогический консилиум;
б) направление материалов в комиссию по делам несовершеннолетних администрации города;
с) направление сообщений в органы здравоохранения, УВД по фактам немедицинского потребления наркотиков;
д) направление сообщений в правоохранительные органы о фактах нелегального сбыта наркотиков на территории образовательного учреждения. Отдельной формой общей профилактики наркомании может рассматриваться принудительная изоляция учащегося, не достигшего возраста уголовной ответственности, за совершенное общественно опасное деяние в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), правовая деятельность которого основывается на положениях Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних". Обеспечение задач и целей образовательного процесса предполагает возможное применение к лицам, совершающим общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности, принудительных мер воспитательного характера. Помещение несовершеннолетнего правонарушителя в ЦВИНП осуществляется по постановлению судьи на основании предоставленных материалов о противоправном поведении подростка и отсутствия возможности методами убеждения скорректировать его поведение.
Перечень основных функций, прав и обязанностей служб
и ведомств, занимающихся практической работой
по наркопрофилактике
На основании Закона РФ N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Приказа Министерства образования РФ N 619 от 28.02.2000 г. "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" и в целях правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике наркозависимости среди несовершеннолетних, предлагается перечень основных функций, прав и обязанностей служб и ведомств, занимающихся практической работой по наркопрофилактике.
Органы управления образованием
Органы управления образованием в пределах своей компетенции обязаны обеспечить:
- Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в профилактической работе с несовершеннолетними по предупреждению зависимости от психоактивных веществ.
- Оценку эффективности профилактических мер. Создание условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.
- Осуществление мер по развитию сети, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, находящихся в группе "риска" или наркозависимых.
- Комплекс мер по приостановлению сокращения сети дошкольных образовательных учреждений. Обеспечение сохранности и расширения сети дошкольных образовательных учреждений и учреждений общего образования с целью увеличения срока пребывания детей всех возрастов и подростков в нормативных микросредах.
- Принятие мер по обеспечению круглогодичной занятости детей и подростков. Участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, подверженных наркозависимости или находящихся в группе "риска", организация профильных смен.
- Строгий контроль за соблюдением требований действующего законодательства (Сан.Пин.) по недопущению перегрузок, переутомления, превышения психофизических нагрузок, разрешенных для каждого возраста обучающихся, обеспечив особое внимание на организацию обучения и воспитания детей в сети "элитных" школ.
- Учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, раннее выявление группы "риска".
- Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в организации здорового образа жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды. Основные направления: внедрение специальных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработка и внедрение комплекта учебно-профилактических программ (курсов) в обязательное школьное обучение (возможный вариант исполнения - в составе регионального компонента включения в инвариантную часть учебного плана методом интеграции или включения в перечень основных учебных курсов).
- Создание психолого-медико-педагогических комиссий для выявления несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию помощи, определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
- Создание системы консультативной помощи специалистам различных ведомств, работающим с детьми и молодежью.
- Проведение лекций, бесед специалистов в производственных коллективах, на родительских собраниях в целях повышения компетентности слушателей в выборе тактики и стратегии поведения при столкновении с наркотической ситуацией.
- Создание системы, обеспечивающей информированность работников образовательных учреждений, обучающихся и родителей о последствиях употребления наркотиков: медицинских, юридических, социальных. Организация взаимодействия между образовательными учреждениями, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения, группами родительского актива, поддержка "проблемных" семей в целях создания на уровне микрорайона благополучной микросреды в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.
Органы управления образованием обязаны незамедлительно информировать:
- орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних, подверженных наркозависимости или находящихся в группе "риска", на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
- орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних группы "риска" или наркозависимых, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию,
- орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с наркозависимостью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих наркозависимых членов семьи,
- орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в сферу незаконного оборота наркотиков или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, попавшие в наркозависимость
- орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних группы "риска", нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ,
- орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи, в организации отдыха, досуга, занятости.
Орган управления образованием обязан обеспечить хранение и использование информации, полученной от других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Обеспечение наркопрофилактики при осуществлении работы с педагогическими кадрами
- Целенаправленная подготовка кадров, специализация учителей-предметников для работы с детьми, подростками, имеющими проблемы.
- Обучение по утвержденным программам специалистов различных служб формам и методам профилактической работы с постоянным обновлением информационно-методического материала, возможностью обмена опытом.
Подготовка слушателей курсов повышения квалификации всех категорий по основам наркопрофилактической работы в учебных заведениях путем:
- включения в учебные планы программ курсов, рассчитанных либо на 12 часов, либо на 18 часов подготовки (в зависимости от особенностей аудитории слушателей),
- организации и проведения выездных курсов, например, по подготовке желающих по профилю: "Методист образовательного учреждения по формированию навыков здорового образа жизни" и т.п.,
- организации и проведения выездных (или на базе ХРИПКРО) тематических семинаров по вопросам наркопрофилактики, ее методов, форм и содержания работы.
- Обучение специалистов принципам и методам ведения профилактики наркозависимости среди населения.
- Научное руководство, экспертиза форм и методов профилактической работы.
- Разработка для курсов последипломной подготовки и переподготовки социальных педагогов программ развития активной антинаркотической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ.
- Распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении употребления психоактивных веществ, освещение антинаркотической профилактической работы в местных средствах массовой информации.
- Подготовка и издание методических материалов для специалистов в области профилактики наркомании.
- Организация профилактических программ на радио, телевидении, серии газетных материалов.
- Организация издания информационных листков по вопросам профилактики наркомании для специалистов и населения города.
Наркопрофилактика при осуществлении воспитательной работы с обучающимися
Воспитательная работа должна быть направлена на развитие у детей и подростков личностной зрелости и способности к самореализации, формирования установки на здоровый образ жизни. Необходимо обеспечить:
- Развитие и внедрение основ воспитательной системы в учебно-образовательных учреждениях, препятствующих возникновению причин, приводящих к употреблению наркотиков, формирование антинаркотических установок.
- Поддержка и развитие существующих, организация новых молодежных объединений по интересам, их участие в профилактической работе.
- Методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков.
- Разработка и внедрение оформления предметов молодежной культуры и школьных принадлежностей символикой антинаркотического направления.
- Проведение конкурсов газет, выставок плакатов, рисунков.
- Беседы "в классах, в группах с учетом возраста детей, тематические классные часы с профилактической тематикой.
- -Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся во внеурочное время.
- Принятие мер по разъединению наркотических, асоциальных групп в целях улучшения криминальной обстановки.
- Работа по формированию группы "позитивных лидеров" из числа употребляющих наркотики подростков как альтернатива распространению наркотической зависимости среди сверстников, использование в профилактической работе волонтеров из числа отказавшихся от употребления наркотиков.
- Организация работы подростковых клубов по месту жительства.
- Воспитательная, антинаркотическая профилактическая работа с детьми и подростками в микрорайоне
- Составление социального паспорта микрорайона с определением "зон риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных и проблемных" семей микрорайона, нерешенных социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль за работой баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками).
- Организация под социальным патронажем образовательного учреждения общественных многопрофильных детско-подростковых клубов. Создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ.
- Установление через социальных педагогов органов образовательных учреждений взаимодействия с депутатской группой, общественными благотворительными объединениями, старостами, которые работают в микрорайоне и в рамках своей деятельности оказывают социально-психологическую помощь и поддержку "проблемным" семьям и детям с риском наркотизации.
- Организация и развитие на уровне микрорайона через общественные клубы, учреждения дополнительного образования детей, центры социально-реабилитационной направленности различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона. Участие социальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача совместно с социальными работниками в организации из числа положительно ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомощи по предупреждению употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодежью.
Организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площадки и т.д.), установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения в целях обеспечения рабочими местами и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время.
Профилактическая работа с родителями
Работники образовательных учреждений выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей, широко привлекают родителей к профилактической работе с детьми и подростками группы "риска":
с помощью родительской общественности обеспечивают:
- формирование нетерпимого отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок,
- организацию на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ,
- силами родительских комитетов осуществление общественного контроля за проведением досуга детей и подростков,
- -участие, организация и проведение массовых семейных мероприятий с участием детей и подростков, школьной общественности,
- реализация программы повышения родительской компетентности, развития родительских клубов, в которых идет обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с собственными детьми (лекции на родительских собраниях, семинары, занятия в родительском университете и т. д.),
- формирование из родительского актива группы родительской поддержки для "проблемных семей",
- выявление детей и родителей группы "риска" (алкоголизация, наркотизация), обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи,
- предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними,
- социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование (семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел и т. д.),
- оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: начало наркотизации ребенка, уходы из дома, реабилитация после антинаркотического лечения и т. д. (консультирование по вопросам "семейного примирения", информирование родителей о формах и методах обследований, помощь в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи, индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи),
- организация в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних,
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в здоровом образе жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды,
- обеспечение систематических медицинских комплексных профилактических осмотров учащихся школ, дошкольных учреждений, профессиональных училищ (в необходимой временной частотности).
Наркопрофилактика, осуществляемая в учебном процессе образовательного учреждения
Профилактическая работа через учебный процесс предполагает изменение концепции содержания и основных направлений учебно-воспитательной работы с детьми и подростками, для чего необходимо:
- повышение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся,
- формирование в микросоциальной и образовательной среде детей и подростков поддерживающей атмосферы, благоприятствующей раскрытию зрелых личностных качеств,
- разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни, неприятия наркотической культуры, предупреждения употребления психоактивных веществ,
- развитие ценностных ориентиров созидательного смысла жизни, адекватных представлений о здоровье и успешности,
- выработка у подростков мотивации к необходимости работы над собой,
- повышение уровня профессиональной подготовки учителей, изменение собственной установки преподавателей на здоровый образ жизни, улучшение профессионально-эмоциональной позиции учителя,
- исполнение Закона РФ "Об образовании" в русле гуманизации и гуманитаризации образования, исключение возможности работы в учреждениях образования педагогов с низкой квалификацией, вызывающих конфликтные ситуации, плохо владеющих методикой преподавания учебного предмета и несведущих в вопросах психологии общения с детьми и подростками разного возраста.
Профилактическая, антинаркотическая работа в образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования
Образовательные учреждения, осуществляющие учебный процесс в соответствии с уставами или положениями о них:
- выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении,
- выясняют причины пропусков занятий с обязательными, конкретными, практическими мероприятиями профилактического характера, выявляют группу "риска",
- оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении с целью обеспечения первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ, предупреждения образования группы "риска",
- организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете, включая формы работы: учет обучающихся с "риском" наркотизации и проблемами наркозависимости, методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении, проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации, консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком,
- организация психологической службы, призванной обеспечивать:
- выработку мотивации к лечению у наркозависимых,
- социально-психологическое сопровождение группы "риска",
- разработку и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста,
- психолого-профилактическую работу по развитию навыков самопознания и саморегуляции подростков,
- организацию внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде, по обучению педагогов навыкам эффективного общения и взаимодействия с учениками,
- возврат в образовательное учреждение детей и подростков, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью, профессиональная работа по предотвращению срывов и рецидивов заболевания,
- разработку и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий (тематические беседы, дискуссии, конференции, ролевые игры, спектакли и т. п. по проблемам противодействия наркотикам и иным психоактивным веществам),
- информационно-методическое сопровождение общегородских праздников с привлечением профилактических методологий,
- организацию работы общественных объединений родителей и развитие их участия в профилактической работе.
Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа обязаны выполнять следующие функции:
Осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, находящихся в группах "риска", наркозависимых или в состоянии ремиссии, обеспечивая в пределах своей компетенции, индивидуальную, профилактическую работу с ними. Должностные лица органов управления образованием, органов опеки и попечительства, руководители и педагогические работники образовательных учреждений всех видов и типов имеют право:
- осуществлять мероприятия по раннему выявлению детей группы "риска",
- в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами,
- запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или их законных представителей, иных лиц.
Принимая для содержания, воспитания и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних (в соответствии со статусом учреждения), особое внимание обращать на детей и подростков, имеющих отклонения в поведении и развитии, для обеспечения своевременной индивидуальной профилактической работы или специальной (медицинской, психологической) помощи в случае необходимости вторичной профилактики.
Органы управления здравоохранением
Органы управления здравоохранением обеспечивают:
- развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих медицинскую помощь наркозависимым и членам их семей,
- выявление, учет, обследование (при наличии показаний медицинского характера) и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в поведении,
- выявление группы "риска", оказание консультативной помощи членам группы "риска",
- психосоциальное консультирование созависимых членов семей наркоманов: первичная консультация, групповая терапия, индивидуальная терапия,
- психосоциальные консультации для наркоманов: первая консультация, общая консультация, помощь в кризисе, создание мотивации к лечению у наркозависимых,
- лечение наркозависимых: детская, подростковая терапия, ранняя медицинская и социальная реабилитация,
- круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера,
- медико-социальное сопровождение пролеченных пациентов,
- распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни (совместно со средствами массовой информации, учреждениями образования и социальной защиты),
- участие в подготовке профилактических программ на радио, телевидении, серии газетных материалов профилактического характера,
- подготовка материала к выпуску информационных листков по вопросам профилактики наркомании для специалистов и населения,
- поддержка научно-практических изысканий в области профилактики, экспертизы, диагностики и лечения наркомании, научное руководство и экспертиза форм и методов профилактических мероприятий,
- обеспечение высокого качества информированности специалистов в вопросах профилактики наркомании,
- проведение со специалистами различных ведомств, работающих с молодежью (ГУВД, социальные службы, отдел по делам молодежи и т. д.), информационно-методических семинаров по вопросам профилактики наркозависимости, участие специалистов системы здравоохранения в совещаниях работников других ведомств, посвященных вопросам наркозависимости.
Стационарное звено обеспечивает:
- комплексную медицинскую помощь (детоксикация, медицинская реабилитация),
- обследование,
- помощь взрослому и подростковому населению,
- семейную терапию,
- наркологическую экспертизу лиц призывного возраста,
- оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении в связи с наркозависимостью,
- медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, обратившихся по поводу наркозависимости, подготовка рекомендаций по их устройству и лечению с учетом состояния здоровья,
- систематическое, своевременное, комплексное и профилактическое обследование всех обучающихся в учебных заведениях и посещающих детские дошкольные учреждения,
- обязательное использование тестов экспресс-диагноза наличия наркотических веществ в биологических жидкостях при проведении профилактических осмотров с согласия родителей,
- оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или законным представителям несовершеннолетних по вопросам профилактики зависимости от психоактивных веществ и адаптации наркозависимых.
Орган управления здравоохранением информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, об учреждениях здравоохранения, осуществляющих функции по наркопрофилактике.
Должностные лица органов управления и учреждений здравоохранения, осуществляющие функции наркопрофилактики, пользуются правами:
- в установленном порядке посещать несовершеннолетних, состоящих на учете, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами,
- запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.
Органы управления здравоохранением обязаны незамедлительно информировать:
орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних,
- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, лечение, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению наркозависимости и правонарушений несовершеннолетних,
- орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних группы "риска" или наркозависимых, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их лечению,
- орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних группы "риска" или наркозависимых, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих наркозависимых членов семьи,
- орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в сферу незаконного оборота наркотиков, злоупотребления психоактивными веществами, или других антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия,
- орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних группы "риска" или наркозависимых, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях,
- орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних группы "риска" или наркозависимых, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи для организации отдыха, досуга, занятости, лечения. Органы управления здравоохранением обязаны обеспечить хранение и использование информации, полученной от других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Органы внутренних дел
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении наркомании, токсикомании, злоупотребления психоактивными веществами, а также оказывают в этих целях необходимое содействие подразделениям органов внутренних дел: по делам несовершеннолетних, центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, подразделениям криминальной милиции, другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющих профилактическую работу по предупреждению наркозависимости.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны незамедлительно информировать:
- орган прокуратуры - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних, подверженных наркозависимости,
- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних - наркозависимых или находящихся в стадии ремиссии на образование, труд, отдых, жилище, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению наркомании и злоупотреблению психоактивными веществами,
- орган опеки и попечительства - о выявлении наркозависимых несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию,
- орган управления социальной защитой населения - о выявлении наркозависимых несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих наркозависимых членов семьи,
- орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ,
- орган управления образованием - о выявлении наркозависимых или находящихся в группе "риска" несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях,
- орган по делам молодежи - о выявлении наркозависимых несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этих связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Информация, полученная от других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Отдел по делам несовершеннолетних городского Управления внутренних дел:
- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних наркозависимых либо находящихся в группах "риска", а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними,
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в сферу незаконного оборота, сбыта, употребления наркотических средств или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия,
- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, попавших в сферу наркобизнеса, а также наркозависимых несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные системы лечения или реабилитации наркозависимых,
- рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, общественно опасных деяниях наркозависимых несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних,
- участвуют в подготовке материалов для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в состоянии наркотического опьянения, о совершении ими правонарушений или антиобщественных действий.
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции:
- выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, а также устанавливают лиц, их подготавливающих или совершивших,
- выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений,
- осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в сферу наркобизнеса, злоупотребления психотропными веществами, применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации,
- принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исправительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Должностные лица подразделений органов внутренних дел имеют право:
- доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, в том числе занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств,
- вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств, их родителей или законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними,
- вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить отделу по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений,
- принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств,
- вести учет несовершеннолетних, употребляющих нарко- и психотропные вещества, а также вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.
Управ. Делами
Администрации Абакана
Р. А. Кабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.