Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Мэра г. Абакана
от 19 декабря 2002 г. N 1940
Городская целевая программа "Я-абаканец"
1. Паспорт программы
Наименование программы: Городская целевая программа патриотического воспитания молодежи г. Абакана "Я - абаканец!"
Основание для разработки Программы:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N122 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N1015 "О федеральной целевой программе "молодежь России (2001-2005 годы)"
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"
- Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)"
- Рекомендации выездного совещания руководителей органов управления образованием (профессиональным образованием), органов по делам молодежи и руководителей образовательных учреждений субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа (март 2002 г.)
- Рекомендации Круглого стола "Военно-патриотическое воспитание молодежи: состояние и перспективы развития" (март 2002 г.). В выработке рекомендаций приняли участие лидеры молодежных общественных объединений, представители муниципальных учреждений, работающих с молодежью, специалисты Управления культуры, молодежи и спорта..
Разработчик программы: Управление культуры, молодежи и спорта
Основные исполнители и соисполнители Программы: Управление культуры, молодежи и спорта, городское управления образования, военный комиссариат, городской совет ветеранов, общественные организации.
Цели программы: Создание условий для развития системы патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи г. Абакана.
Задачи программы
1. Развитие организационных основ системы патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
2. Развитие системы информационно-пропагандистской работы по продвижению идеи патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
3. Обеспечение целостности и инновационности подхода к определению содержания, форм и методов патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
Сроки реализации программы:
Начало: январь 2003 года
Окончание: декабрь 2005 года.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Формирование системы субъектов патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
- Привлечение внимания городского сообщества к идеям патриотизма и гражданственности
- Освоение и распространение позитивного опыта организации работы по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции молодежи
- Целостность подхода в организации работы по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции молодежи
- Укрепление веры молодого поколения в ценность патриотического и гражданского служения обществу
- Повышение физической и духовной готовности молодежи к службе в российской армии
- Внедрение и укрепление традиций патриотического и гражданского служения обществу
- Поддержание социального согласия и духовно-нравственного единства поколений горожан
Плановый объем средств на финансирование Программы:
2003 год - 69 тыс. рублей
2004 год - 45 тыс. рублей
2005 год - 60 тыс. рублей
Всего - 174 тыс. рублей
Организация контроля выполнения Программы: Дирекция программы
2. Концептуальное обоснование программы
Программа патриотического воспитания молодежи г. Абакана отражает объективную необходимость в развитии и конкретизации на местном уровне основных идей Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и Федеральной программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Вместе с тем она продолжает и развивает работу в сфере гражданского и патриотического воспитания, которая уже ведется в городе
К наиболее интересным и востребованным молодежью формам работы здесь можно отнести проведение городского конкурса патриотической песни "Полигон", конкурсно-игровых программ "Защитники Отечества", Форума молодежи "Солдаты Державы Российской", военно-спортивной игры "Зарница", Дня открытых дверей в Абаканском гарнизоне. Библиотеками и общественно-культурными центрами микрорайонов города регулярно проводятся викторины на историко-патриотическую тематику. Значительная работа проводится в школах, где организуются встречи учащихся с ветеранами войны. В ряде школ действуют военно-патриотические клубы. Значимый воспитательный эффект для молодежи имело участие Абакана в международном проекте "Город, в котором хочется жить". Возможно, впервые, участвуя в совместных общественных акциях, молодые горожане задумались о своем отношении к городу, о его значении в их судьбе.
Развитие работы по патриотическому воспитанию в городе не имеет узкой направленности на формы военно-патриотического воспитания. Есть опыт работы, где патриотическое воспитание идет в тесной связи с формированием гражданской позиции Молодежи (общественно-активная школа N7), правового воспитания (школы NN 1, 10), духовно-нравственного и историко-патриотического воспитания (школы NN 14, 18), однако этот опыт пока не стал общим достоянием, не получил широкого распространения. Во многом это связано с тем, что не определены, а, значит, и не заявлены приоритеты муниципальной политики в области патриотического воспитания. Для школы как государственного института наличие таких приоритетов оказывается весьма значимым и действенным фактором.
Есть и другие проблемы в организации работы по патриотическому воспитанию в городе. Ощущается дефицит внимания к проблеме развития патриотизма и гражданственности молодежи со стороны средств массовой информации, семьи. Не хватает взаимопонимания и конструктивного взаимодействия субъектам патриотического воспитания (например, у молодежных общественных организаций нет желания сотрудничать с воинскими частями). Сворачивание работы по патриотическому воспитанию в годы перестройки привело к сокращению профессиональных кадров, занимавшихся данной работой через сеть школьных музеев, уроки начальной военной подготовки в школах, вузах, сеть патриотических, спортивных, спортивно-технических, историко-краеведческих клубов и кружков. Утрачена, таким образом, и идеологическая, и кадровая, и организационная база. Для ее восстановления сегодня нужны финансовые вложения.
Учитывая деформацию ценностей молодежи и наличие государственного заказа на патриотическое воспитание, основную проблему сложившейся ситуации можно определить так: для выполнения государственного заказа необходимо развивать городскую систему патриотического воспитания молодежи, однако достаточные условия для ее развития отсутствуют.
В связи с этим предлагаемая программа имеет свои особенности. Она нацелена на развитие целостного подхода в решении проблем патриотического воспитания, синтез традиционных и инновационных форм и методов его реализации. Концептуальные особенности программы определяют специфику ее целей и задач:
Цели программы: Создание условий для развития системы патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи г. Абакана".
Задачи программы:
1.Развитие организационных основ системы патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
2. Развитие системы информационно-пропагандистской работы по продвижению идеи патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
3. Обеспечение целостности и инновационности подхода в определении содержания, форм и методов патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
3. Содержание и механизмы программы
Содержание программы раскрывается через основные направления деятельности по созданию условий для развития системы патриотического воспитания, обеспечению целостности подхода в решении проблем патриотического воспитания.
1. Развитие организационных основ системы патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
2. Развитие системы информационно-пропагандистской работы по продвижению идеи патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
3. Развитие целостности содержания, форм и методов патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи
Механизм реализации программы предполагает выделение подготовительного этапа (2003 г.), на котором будут решаться проблемы развития организационных основ системы патриотического воспитания и ее информационно-пропагандистского обеспечения. В течение этого этапа должны сформироваться дополнительные субъекты патриотического воспитания - Координационный совет и методические сообщества. В состав Координационного совета должны войти не только представители власти, но и ветеранские, молодежные общественные организации Его задача - в организации и координации совместной деятельности городских субъектов патриотического воспитания, задача методических сообществ - в изучении, накоплении, обобщении и распространении опыта патриотического воспитания в городе. В отличие от методических объединений как профессиональных объединений учителей, методические сообщества формируются с целью решения возникающих технологических, методических проблем, имеющих нередко комплексный характер. Это временная, и потому более мобильная структура. Ее задачи исчерпываются, когда найдены методические решения.
На этом этапе должен быть запущен и нормативно-правовой, финансовый механизм обеспечения деятельности по программе. Его суть заключается в стимулировании творческой инициативы субъектов, призванных заниматься патриотическим воспитанием, посредством введения целевых грантов на реализацию проектов патриотического воспитания, эффективность которых будет доказана в ходе эксперимента. С этой целью в учреждениях ГУО, УКМиС, военного комиссариата проводится конкурсный отбор на право организации экспериментальных площадок по отработке форм и методов патриотического воспитания. К конкурсу могут быть представлены проекты патриотических клубов, военно-спортивных лагерей, музеев боевой истории, поисковых экспедиций и т.п.
Выигравшие конкурс получают грант на время работы экспериментальной площадки. Для этого в УКМиС формируется грантовый фонд для обеспечения работы по патриотическому воспитанию. По итогам эксперимента методическими сообществами должны быть подготовлены перечень и описания проектов, рекомендуемых к распространению, а также рекомендации для их внедрения.
На втором этапе, который охватывает период с января 2004 года по сентябрь 2005 года, должны быть решены задачи по развитию целостности содержания, форм и методов патриотического воспитания в следующих направлениях: военно-патриотическое, историко-патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное и физическая подготовка к службе в армии за счет распространения опыта через систему целевого гранта по патриотическому воспитанию и деятельность методических сообществ.
Заключительный этап (октябрь - декабрь 2005 г.) даст возможность произвести оценку эффективности выполнения программы.
План
мероприятий по реализации программы патриотического воспитания
молодежи г. Абакана на 2003-2005 годы
N п/п |
Мероприятия | Исполнители | Сроки | Финансирование |
1. Подготовительный этап (январь - декабрь 2003 года) |
||||
1. Развитие организационных основ системы патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи | ||||
1. | Создание Координационного совета по патриотическому воспитанию молодежи при мэре города, составление плана его деятельности |
Дирекция программы |
Январь | - |
2. | Проведение конкурса среди общественно-активных школ, общественно- культурных центров микрорайонов, библиотек, учреждений дополнительного образования, воинской частей на создание экспериментальных площадок по патриотическому воспитанию |
УКМиС, ГУО | Февраль - апрель |
- |
3. | Создание экспериментальных площадок на базе общественно-активных школ, общественно-культурных центров микрорайонов, библиотек, учреждений дополнительного образования, воинской части для накопления и обобщения опыта патриотического воспитания по направлениям: "военно-патриотическое воспитание", "историко- патриотическое воспитание", "гражданско-правовое воспитание", "духовно-нравственное воспитание", "физическая подготовка к военной службе". |
УКМиС, ГУО Военный комиссариат |
Апрель | - |
4. | Формирование городских методических сообществ по направлениям патриотического воспитания с целью обобщения опыта и подготовки к распространению |
Дирекция программы |
Май-октябрь | - |
5. | Учреждение грантового фонда для обеспечения работы по патриотическому воспитанию в учреждениях |
Дирекция программы |
Декабрь | - |
6. | Подведение результатов работы экспериментальных площадок по патриотическому воспитанию. |
Дирекция программы Корд. совет и комиссии, метод.сообщества |
Декабрь | - |
2. Развитие системы информационно-пропагандистской работы по продвижению идей патриотического воспитания и формирования гражданской позиции молодежи |
||||
7. | Проведение пресс-конференции для информирования представителей СМИ о целях, задачах городской программы патриотического воспитания молодежи и участии журналистов в этой работе |
Дирекция программы |
Январь | - |
8. | Приобретение комплектов плакатов "Государственные символы России" и компакт-дисков "Гимн Российской Федерации" (продукция ЦДО "Новая школа") с целью оформления тематических уголков в библиотеках, ОКЦМ и обеспечения просветительских мероприятий |
УКМиС | Январь - март | 12000 |
9. | Открытие патриотических рубрик в городских газетах | Информ. отдел администрации |
В течение года |
- |
10 | Поиск и рассылка в редакции местных и российских СМИ информации о положительных примерах проявления патриотизма, опыте работы по патриотическом |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра г. Абакана от 19 декабря 2002 г. N 1940 "Об утверждении городской целевой программы "Я - абаканец!"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.