Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Мэра г. Абакана
Республики Хакасия
от 18 октября 2007 г. N 1912
Целевая программа "Инновационное развитие муниципальной системы
образования города Абакана на 2008 год"
Паспорт
целевой программы "Инновационное развитие муниципальной системы
образования города Абакана на 2008 год"
Наименование Программы |
Целевая программа "Инновационное развитие муниципальной системы образования города Абакана на 2008 год" |
Основной разработчик Программы |
Городское управление образования Администрации города Абакана |
Цели и задачи Программы |
Основная стратегическая цель целевой программы "Инновационное развитие муниципальной системы образования города Абакана на 2008 год" (далее - Программы) - обеспечить инновационные преобразования муниципальной системы образования г. Абакана для повышения качества образовательных услуг Основными задачами Программы являются: - совершенствование муниципальной сетевой модели управления экспериментальным и инновационным пространством; - информатизация образовательного процесса; - формирование новых финансово- экономических отношений в системе муниципального образования; - повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений в различных областях инновационной деятельности: - во внедрении информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс; - в осуществлении профильного обучения; - в осуществлении экспериментальной, рефлексивно-аналитической и проектировочной деятельности и др. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- Результативность деятельности муниципальных образовательных учреждений, имеющих статус экспериментальных, базовых площадок и ресурсных центров - Количество муниципальных образовательных учреждений, имеющих доступ к глобальным информационным ресурсам и эффективно их использующих - Позитивные изменения финансово- экономических отношений в системе образования - Сохранение и укрепление здоровья детей - Число победителей конкурсов, проводимых в рамках приоритетного национального проекта "Образование" - Численность обучающихся 9-11 классов по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения - Численность школьников, обучающихся в системе дополнительного образования |
Этапы реализации Программы |
На первом этапе планируется - качественное совершенствование муниципальной сетевой модели управления образовательными учреждениями, работающими в режиме развития, механизма взаимодействия образовательных сообществ в реализации новшеств; - разработка и апробация инновационных направлений деятельности, в том числе внедрение информационно- коммуникационных технологий; - участие в масштабных экспериментах и проектах федерального и республиканского уровней, прежде всего в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" На втором этапе осуществляется наращивание инновационного потенциала муниципальной системы образования, ресурсное обеспечение Программы, проводится мониторинг экспериментальных аспектов образования, |
создаются условия для построения современной информационной и здоровьесберегающей среды. На третьем этапе реализуются мероприятия, направленные на распространение и внедрение результатов предыдущих этапов, осуществляется осмысление и обобщение результатов экспериментов, тиражирование инновационного опыта. |
|
Источники финансирования Программы |
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетных средств |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- Переход к качественно новому состоянию муниципального образования, ориентированному на динамику развития, наращивание инновационно- образовательного потенциала посредством создания новых условий, ресурсов, способов деятельности - Обновление модели продуктивного управления, обеспечивающей интегративные связи субъектов инновационной деятельности - Увеличение числа образовательных учреждений, системно использующих информационно-коммуникационные технологии в управлении и образовательном процессе - Формирование в системе муниципального образования новых финансово-экономических отношений - Увеличение числа обучающихся по индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения - Увеличение доли обучающихся в системе дополнительного образования - Увеличение доли обучающихся, получающих образование с использованием информационных и других современных технологий - Сформированность здоровьесберегающей среды, положительная динамика индекса здоровья |
1. Анализ проблем, на решение которых направлена Программа
Реализация основных направлений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетного национального проекта "Образование" выявила состояние и тенденции развития муниципальной системы образования.
Анализ результатов деятельности показал, что на муниципальном уровне происходит динамичная модернизация системы образования: обновление структуры и содержания общего образования, создание условий для внедрения информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, осуществление государственно-общественного управления образованием, формирование экспериментального и инновационного пространства.
Реализация целевой программы "Развитие инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Абакана на 2007 год" обеспечила
- информационную поддержку экспериментальной и управленческой деятельности (приобретение методической литературы и компакт-дисков по вопросам инноватики);
- активное тиражирование результативного педагогического опыта
- привлечение научных работников к руководству инновационными площадками, что позволило повысить научный уровень экспериментальной деятельности, ориентировать ее на получение конкретного результата;
- обучение 30 педагогических работников на проблемных курсах по предшкольной подготовке;
- поддержку педагогических инициатив образовательных учреждений педагогов через проведение в учебном году
- конкурсов муниципальных образовательных учреждений (Смотр-конкурс педагогических инициатив образовательных учреждений, конкурс "Лучший детский сад" - 32 участника);
- 15 профессиональных конкурсных массовых мероприятий, в которых участвовало 388 учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников.
В результате проведенной работы увеличилось число ОУ - участников республиканских конкурсов.
- Республиканский конкурс инновационных разработок "Инновации - движение к качеству, эффективности, доступности образования":
2006 год - 14 участников, из них 7 победителей
2007 год - 15 участников и 18 проектов, из них 7 финалистов
- Республиканский конкурс "Лучший детский сад"
2007 год - 10 участников, из них 3 победителя
- Республиканский конкурс инновационных проектов ОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорога без опасности"
2007 год - 9 участников, их них 4 победителя.
В апреле 2007 года лицей получил кубок "Жемчужина российского образования" за инновационную разработку "Развивающая среда лицея как основа нового качества лицейского образования".
Не снизилось в 2007 году число школ-миллионеров; во всероссийском этапе конкурса "Лучшие школы России" будет участвовать гимназия.
В республиканских конкурсах "Лидер в образовании" приняли участие 4 руководителя, трое из которых стали победителями, а один - лауреатом, "Учитель года" - 3 (2 лауреата и победитель).
Из 19 участников конкурса лучших учителей в рамках ПНПО 14 стали победителями, что составило 64% от общего числа победителей по городам Республики Хакасия.
Реализация муниципальной целевой программы способствовала совершенствованию деятельности 27 инновационных площадок различного уровня (муниципальные и республиканские экспериментальные и базовые площадки, ресурсные центры), направленной на повышение качества образования.
В течение учебного года инновационными образовательными учреждениями было проведено свыше 20 отчетно-аналитических мероприятий по итогам экспериментальной деятельности.
Заметны позитивные изменения в информатизации образования.
Таким образом, в городе Абакане созданы условия для появления новых педагогических инициатив, их развития и использования на практике, обеспечиваются широкие возможности профессионального взаимодействия, то есть сформирована инновационная образовательная среда, преобразующая муниципальную систему образования в соответствии с современными задачами.
Вместе с тем, наряду со значительными достижениями, произошедшими в период реализации муниципальной целевой программы, выявлено ряд проблем, решение которых может обеспечить данная Программа:
- отсутствие прогнозирования изменений и эффективной системы мониторинга результативности инновационного процесса;
- несоответствие степени информатизации образования современным условиям;
- недостаточная эффективность государственно-общественного управления образованием;
- неотработанность нового финансово-экономического механизма модернизации муниципального образования;
- недостаточность и нестабильность ресурсного обеспечения инновационного развития муниципального образования;
- отсутствие конкурсного отбора педагогических кадров и современной системы повышения квалификации, обеспечивающей рост профессионального уровня субъектов инновационной деятельности, их перевод в режим развития и саморазвития;
- недостаточная готовность образовательных учреждений в полной мере использовать современные и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Это позволило определить ключевые задачи, направленные на обеспечение комплексных изменений в системе образования и создание условий для усиления инновационного потенциала образования г. Абакана.
2. Обоснование путей решения проблем через реализацию Программы
Обеспечение комплексных изменений в системе образования и создание условий для усиления инновационного потенциала образования г. Абакана, запланированные в Программе, основаны на аналитике состояния инновационной деятельности МОУ и современных теориях управления педагогическими системами (В.П. Симонова, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева и др.).
Условия обеспечения системного развития инновационного потенциала муниципальной системы образования, необходимые для успешного решения выявленных проблем:
- повышение качества экспериментальной и инновационной деятельности, в первую очередь экспериментальных и базовых площадок, ресурсных центров, на которых должны проектироваться и создаваться новые типы содержания образования, новые технологии обучения, развития и воспитания личности;
- совершенствование сетевого взаимодействия ОУ в рамках инновационного пространства в соответствии с принципами:
- прогнозирование изменений в инновационной среде,
- управляемость нововведениями,
- устойчивость инновационных процессов,
- наличие модульных и системных преобразований системы управления, образовательной системы, системы работы с кадрами,
- целостность и компетентность
- совершенствование информационной системы поддержки муниципального образования;
- повышение степени информатизации муниципальной системы образования;
- создание на основе сложившейся и дающей положительные результаты системы методической работы в городе инновационной научно-методической службы, в которой совместно с экспериментальными учреждениями происходит освоение нового содержания и новых форм образовательной практики с одновременной подготовкой (переподготовкой) педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
Оптимизация деятельности методической службы предполагается через развитие системы сервисных услуг:
- мониторинговый сервис - проведение мониторинговых исследований и обеспечение образовательных учреждений аналитико-диагностической информацией;
- маркетинговый сервис - выявление информационно-методических запросов и потребностей образовательных учреждений и их удовлетворение, разработка организационно-правовых документов;
- экспертный сервис - экспертиза авторских материалов, образовательных программ, программ развития и других инновационных продуктов;
- консалтинговый сервис - управленческое консультирование.
Системный сервис обеспечит научно-методическое сопровождение и поддержку образовательных учреждений, работающих в режиме развития.
При выполнении этих условий муниципальная система образования обязана выявить, учесть и удовлетворить потребности всех групп образовательного сообщества в получении доступного качественного образования, создать при необходимости новые виды программ и услуг, т. е. обеспечить переход в качественно новое состояние, сохраняя при этом стабильность режима развития.
3. Цели и задачи Программы
Основная стратегическая цель целевой программы "Инновационное развитие муниципальной системы образования города Абакана на 2008 год" - обеспечить инновационные преобразования системы для создания условий эффективной реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
- совершенствование муниципальной сетевой модели управления экспериментальным и инновационным пространством;
- повышение степени информатизации муниципальной системы образования;
- формирование новых финансово-экономических отношений в системе муниципального образования;
- повышение профессиональной компетентности руководителей и педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений в различных областях инновационной деятельности:
- в обновлении содержания образования;
- в осуществлении профильного обучения;
- во внедрении информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и других современных технологий в образовательный процесс;
- в осуществлении экспериментальной, рефлексивно-аналитической и проектировочной деятельности и др.
4. Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2008 год и включает три этапа.
На I этапе предусмотрены:
- качественное совершенствование муниципальной сетевой модели управления образовательными учреждениями, работающими в режиме развития, механизма взаимодействия образовательных сообществ в реализации новшеств;
- активизация внедрения ИКТ в образовательный процесс образовательных учреждений, являющихся внедренческими площадками;
- разработка и апробация инновационных направлений деятельности, в том числе новых финансово-экономических механизмов;
- участие в экспериментах и проектах федерального и республиканского уровней, прежде всего в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
На II этапе осуществляется наращивание инновационного потенциала муниципальной системы образования, ресурсное обеспечение Программы, проводится мониторинг экспериментальных аспектов образования, создаются условия для построения современной информационной и здоровьесберегающей среды.
III этап реализует мероприятия, направленные на распространение и внедрение результатов предыдущих этапов, осмысление и обобщение результатов экспериментов, тиражирование инновационного опыта.
5. Структура Программы
Программа состоит из основных разделов:
1. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности
2. Информационно-методическая поддержка инновационной деятельности 3. Информатизация муниципальной системы образования
4. Создание оптимальных условий для развития личности педагога и образовательных учреждений
Направления реализации основных разделов Программы
1. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности
1.1 Совершенствование локальных нормативных актов, регламентирующих инновационную деятельность
1.2 Создание сети взаимосвязанных инновационных площадок, действующих самостоятельно, для достижения согласованных целей
1.3 Отработка эффективного механизма управления инновационными процессами через деятельность Инновационного совета ГУО
1.4 Инвентаризация, регулирование и коррекция инновационных процессов в муниципальных образовательных учреждениях
1.5 Обеспечение мониторинга инновационных процессов, внедрение в практику методик анализа и оценки инноваций (сбор информации, анкетирование и т.п.)
2. Информационно-методическая поддержка инновационной деятельности
2.1 Проведение обучающих семинаров по актуальным проблемам экспериментальной деятельности и освоению нововведений
2.2 Приобретение научно-методической литературы по вопросам развития образования
2.3 Приобретение программ учебных предметов для профильной школы
3. Информатизация муниципальной системы образования
3.1 Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов
3.2 Активная информатизация образовательной и управленческой деятельности образовательных учреждений, являющихся внедренческими площадками
3.3 Проведение ключевого мероприятия - городского Форума "Информатизация образования"
3.4 Активное присутствие в сети Интернет, взаимодействие с профессиональными сообществами посредством группы WEB-сайтов
3.5 Приобретение компьютерных программ по управлению муниципальной системой образования и образовательными учреждениями и др.
4. Создание оптимальных условий для развития личности педагога и
образовательных учреждений
4.1 Изучение образовательных потребностей и запросов педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений (тестирование, проведение опросов и др.), определение оптимальных форм методической учебы, в том числе дифференцированных и индивидуальных
4.2 Внедрение эффективных форм и методов обучения педагогов в массовую практику (мастер-классы, тренинги, педагогические мастерские, проектная деятельность и др.)
4.3 Обеспечение возможности знакомства педагогов с результативным инновационным опытом через его тиражирование и распространение
4.4 Обучение, повышение квалификации педагогических и руководящих работников в научно-образовательных центрах РФ
4.5 Проведение семинаров и конференций по инновационным направлениям деятельности муниципальных образовательных учреждений
4.6 Обеспечение научного руководства инновационными площадками
4.7 Активизация инновационной деятельности, развитие инициативы через проведение профессиональных массовых мероприятий
6. Нормативное сопровождение Программы
- Закон РФ "Об образовании"
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
- Приоритетный национальный проект "Образование"
- Стратегический план развития города Абакана, раздел 15
7. Критерии оценки реализации Программы
7.1 Управленческие
- Уровень обеспечения нормативно-правовой основы инновационной деятельности
- Системность проблемно-ориентированного анализа состояния муниципального образования, прогнозирования тенденций инновационной среды, мониторинга и оценки эффективности опытно-экспериментальной и инновационной деятельности
- Уровень сформированности оптимальной сетевой модели управления муниципальной системы образования
- Уровень демократичности управления образованием, вовлеченности в него широких слоев педагогического сообщества и партнеров
- Уровень ресурсного обеспечения инновационного образования
- Рост банка информации о ходе и результатах инновационной работы
7.2 Образовательные
- Число педагогов, осуществляющих научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу
- Количество педагогов - участников и победителей профессиональных конкурсов, в том числе в рамках ПНПО
- Количество участников и призеров международных, российских, республиканских олимпиад учащихся, конкурсов, соревнований
- Количество и качество продуктов творческой деятельности педагогов и обучающихся
- Уровень обученности, состояние физического и психического здоровья подрастающего поколения
8. План мероприятий по реализации Программы
N п/п |
Основные действия и мероприятия | Срок исполнения | Исполнитель | Финансирование, тыс. руб. |
1. |
Развитие инфраструктуры инновационной деятельности |
3,0 |
||
1.1 | Совершенствование локальных нормативных актов, регламентирующих инновационную деятельность |
Апрель 2008 года | ГУО | |
1.2. | Создание сети взаимосвязанных инновационных площадок, действующих самостоятельно, для достижения согласованных целей. |
Декабрь 2008 года | ГУО, МК | |
1.3. | Отработка механизма эффективного механизма управления инновационными процессами через деятельность Инновационного совета ГУО |
В течение года | Инновационный совет |
|
1.4 | Инвентаризация, регулирование и коррекция инновационных процессов в муниципальных образовательных учреждениях |
Каждое полугодие | МК, ОУ | |
1.5 | Обеспечение мониторинга инновационных процессов, внедрение в практику методик анализа и оценки инноваций (сбор информации, анкетирование и т.п.) |
Систематически | ОУ | 3,0 |
2. |
Информационно-методическая поддержка инновационной деятельности |
25,0 |
||
2.1 | Осуществление консалтинговой деятельности по актуальным вопросам развития образовательных учреждений |
Весь период | МК | |
2.2 | Проведение обучающих семинаров по актуальным проблемам экспериментальной деятельности и освоению нововведений |
В соответствии с планом работы ГУО |
ГУО, МК | 5,0 |
2.3 | Экспертно-методическое сопровождение образовательных учреждений и учителей - участников конкурсов в рамках ПНПО |
Январь-март 2008 года |
МК | |
2.4 | Приобретение научно-методической и учебно-методической литературы по вопросам развития образования |
Периодически | МК | 10,0 |
2.5 | Приобретение программ учебных предметов для профильной школы |
Сентябрь 2008 года | МК | 10,0 |
3. |
Информатизация муниципальной системы образования |
648,0 |
||
3.1 | Создание, поддержка баз данных и анализ информации по информационно-коммуникационным ресурсам ОУ |
Систематически | ГУО, МК | |
3.2 | Мониторинг уровня ИКТ-компетентности педагогов и степени внедрения ИКТ в реальный образовательный процесс |
Систематически | МК, ГУО | 2,0 |
3.3 | Использование возможностей дистанционного обучения | Весь период | МК, ОУ | |
3.4 | Оптимизация использования Интернет-ресурсов через деятельность методиста узла Интернет: - систематизация информационно-образовательных ресурсов; - создание виртуальных методических объединений; - ведение сетевых коммуникации в педагогическом Интернет-сообществе; - и т.п. |
Систематически | МК, ОУ | 30,0 |
3.5 | Организация презентаций современного программного обеспечения, электронных учебных и методических материалов |
В соответствии с планом работы ГУО |
МК |
3.6 | Повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогов (семинары, практикумы, мастер- классы и др. по использованию компьютерных средств в образовательном процессе) |
В соответствии с планом работы ГУО |
МК | 3,0 |
3.7 | Определение площадок для активной информатизации образовательной и управленческой деятельности |
Январь 2008 года | ГУО | |
3.8 | Приобретение компьютерной техники для школ, являющихся площадками внедрения основных идей информатизации, отработанных ведущими ОУ |
Весь период | ГУО, ОУ | 400,0 |
3.9 | Приобретение электронных учебников и других средств обучения для школ-площадок внедрения основных идей информатизации |
Весь период | ГУО, ОУ | 68,0 |
3.10 | Приобретение коррекционных, диагностических профилактических и других программ, повышающих продуктивность образовательного процесса |
Весь период | ГУО, ОУ | 50,0 |
3.11 | Приобретение программных продуктов по управлению муниципальной системой образования и образовательным учреждением |
Июль 2008 года | ГУО, ОУ | 20,0 |
3.12 | Проведение ключевого мероприятия - городского Форума "Информатизация образования" |
Март 2008 года | ГУО, МК | 75,0 |
4. |
Создание оптимальных условий для развития личности педагога и образовательных учреждений |
824,0 |
||
4.1 | Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности |
Периодически | МК | 2,0 |
4.2 | Изучение образовательных потребностей и запросов педагогических и руководящих работников (тестирование, проведение опросов и др.), определение оптимальных форм |
Периодически | МК | 3,0 |
методической учебы, в том числе дифференцированных и индивидуальных |
||||
4.3 | Внедрение эффективных форм и методов обучения педагогов в массовую практику (мастер-классы, тренинги, педагогические мастерские, проектная деятельность и др.) |
Весь период | МК, ОУ | |
4.4 | Обеспечение возможности знакомства педагогов с результативным инновационным опытом через его тиражирование и распространение |
Систематически | МК | 60,0 |
4.5 | Проведение семинаров и конференций по итогам инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений |
В соответствии с планом работы ГУО |
МК, ОУ | 12,0 |
4.6 | Обеспечение научного руководства муниципальными инновационными площадками (экспериментальными, базовыми площадками и ресурсными центрами) |
Весь период |
ГУО, ОУ |
417,0 |
4.7 | Обучение и повышение квалификации участников инновационных процессов в научно-образовательных центрах РХ и РФ (в том числе по использованию ИКТ) |
Весь период |
ГУО, МК |
155,0 |
4.8 | Поощрение результативной деятельности педагогических работников через проведение фестиваля "Триумф мастерства" |
Февраль 2008 года | ГУО, МК | 50,0 |
4.9 | Поддержка деятельности классных руководителей через проведение стимулирующих массовых мероприятий: - Конкурс творческих работ школьников "Мой любимый классный руководитель" - Педагогический марафон "День классного руководителя" - Слет творчески работающих классных руководителей "Секреты мастерства" |
Январь-апрель 2008 года Апрель 2008 года Ноябрь 2008 года |
МК, ОУ |
8,0 17,0 30,0 |
4.10 | Инициирование создания инновационных проектов через Конкурс педагогических инициатив ОУ |
Декабрь 2008 года | ГУО, МК | 70,0 |
Всего:
Мониторинговая и диагностическая деятельность - 10,0
Проведение семинаров, конференций - 20,0
Приобретение научно-методической, учебно-методической литературы и
программ профильного обучения - 20,0
Приобретение компьютерной техники - 400,0
Приобретение программного обеспечения, электронных средств обучения
- 138,0
Научное руководство - 417,0
Оплата труда методиста узла Интернет - 30,0
Обучение, повышение квалификации - 155,0
Тиражирование инновационного опыта - 60,0
Массовые педагогические мероприятия - 250,0
Итого: 1500,0 тысяч рублей
(Один миллион пятьсот тысяч рублей)
Используемые сокращения:
ГУО - Городское управление образования
МК - методический кабинет
ОУ - образовательные учреждения
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра г. Абакана Республики Хакасия от 18 октября 2007 г. N 1912 "Об утверждении целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.