Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 сентября 2012 г. N 644 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Региональная программа
"Развитие торговли в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 декабря 2011 N 883)
27 сентября 2012 г., 29 апреля 2014 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 апреля 2014 г. N 203 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
региональной программы "Развитие торговли в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы"
Наименование |
- региональная программа "Развитие торговли в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Правовые основания |
- Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли"; Закон Республики Хакасия от 01.07.2011 N 60-ЗРХ "О государственном регулировании торговой деятельности в Республике Хакасия"; Закон Республики Хакасия от 30.09.2011 N 70-ЗРХ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" |
Ответственный исполнитель |
- Министерство регионального развития Республики Хакасия |
Соисполнители |
- Министерство экономики Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия; Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия |
Цели |
- решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия |
Задачи |
- совершенствование правового регулирования в сфере торговли; формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Хакасия; повышение экономической доступности товаров для населения; повышение качества и обеспечение безопасности товаров; развитие системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли; стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия; развитие сельской торговли; информационное обеспечение торговли; совершенствование кадрового обеспечения отрасли; обеспечение необходимого уровня конкуренции; содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли |
Сроки реализации |
- 2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования |
- финансирование за счет средств федерального, республиканского бюджетов и средств внебюджетных источников не предусмотрено |
Показатели эффективности (целевые индикаторы) по годам |
1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, м2 (в расчете на 1000 человек): 2012 год - 420,0 м2; 2013 год - 420,0 м2; 2014 год - 420,0 м2; 2) повышение доступности товаров для населения: объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках, млн рублей: 2012 год - 6096,3; 2013 год - 6811,1; 2014 год - 7516,3; оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, млн рублей: 2012 год - 27772,1; 2013 год - 31028,2; 2014 год - 34240,8; 3) формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения: оборот розничной торговли, млн рублей: 2012 год - 33868,4; 2013 год - 37839,3; 2014 год - 41757,1; темп роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах), %: 2012 год - 105,7; 2013 год - 105,5; 2014 год - 104,7; оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. рублей: 2012 год - 63,6; 2013 год - 71,1; 2014 год - 78,5; оборот оптовой торговли, млн рублей: 2012 год - 36749,6; 2013 год - 39195,7; 2014 год - 41978,6; темп роста оборота оптовой торговли (в сопоставимых ценах), %: 2012 год - 100,1; 2013 год - 101,0; 2014 год - 102,0; 4) доля налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия, %: 2012 год - 12; 2013 год - 13; 2014 год - 14 |
Ожидаемые конечные результаты |
- реализация мероприятий Программы обеспечит: увеличение темпа роста оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) к 2014 году до 104,7 процента к предыдущему году; достижение показателя оборота розничной торговли в расчете на душу населения к 2014 году - 78,5 тыс. рублей; увеличение темпа роста оборота оптовой торговли (в сопоставимых ценах) к 2014 году до 102,0 процентов к предыдущему году; повышение доли налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия к 2014 году до 14 процентов; совершенствование нормативной правовой базы Республики Хакасия в сфере торговли; недопущение снижения показателя фактической обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов - обеспечение к 2014 году населения Республики Хакасия торговыми площадями до 763,0 кв. метров на 1000 жителей; увеличение количества объектов нестационарной и ярмарочной торговли; увеличение количества объектов стационарной торговли (вне рынка); своевременное выявление необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, выявление причин указанного роста и обеспечение оперативного реагирования на изменение обозначенных цен; обеспечение реализации безопасной и качественной продукции на территории Республики Хакасия; совершенствование системы регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям; стабилизация процессов ценообразования на продукты питания; обеспечение населения широким ассортиментом товаров российских и местных производителей; развитие фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий; развитие каналов прямой доставки продукции потребителю; увеличение числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; обеспечение доступности товаров повседневного спроса в малых и удаленных населенных пунктах; формирование единого информационного пространства; обеспечение отрасли торговли квалифицированными кадрами; повышение конкуренции в сфере торговой деятельности Республики Хакасия; увеличение числа муниципальных программ развития торговли, реализуемых на территории Республики Хакасия |
Система управления |
- управление реализацией Программы осуществляется ее ответственным исполнителем и включает текущую работу по обеспечению координации деятельности ответственного исполнителя, соисполнителей и непосредственных исполнителей мероприятий, внесению корректировок в мероприятия в соответствии с изменениями ситуации на потребительском рынке, в экономике Республики Хакасия |
1. Содержание
проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Республики Хакасия, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров.
Торговля - это особая сфера экономики республики, которая характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие. Здесь концентрируются многие проблемы, характерные для развития Республики Хакасии в целом. Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики республики, опережающая по темпам роста многие отрасли. Торговля выступает ориентиром, связующим звеном при выборе направлений развития производства и доведения товаров и услуг до потребителя.
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 25,2 млрд рублей (91,5% к предыдущему году в сопоставимых ценах), в 2010 году 25,6 млрд рублей (94,1% к предыдущему году в сопоставимых ценах). Оборот розничной торговли в 2011 году составит (по предварительной оценке) 30,4 млрд рублей (109,0% к предыдущему году в сопоставимых ценах).
За первое полугодие 2011 года оборот розничной торговли в Республике Хакасия составил 14,5 млрд рублей (104,9% к соответствующему периоду предыдущего года), в Сибирском федеральном округе составил 943,2 млрд рублей (106,7% к соответствующему периоду предыдущего года), в целом по Российской Федерации составил 8 728,1 млрд рублей (105,3% к соответствующему периоду предыдущего года) (таблица 1).
Таблица 1
Оборот розничной торговли,
оборот розничной торговли в расчете на одного жителя
(январь - июнь 2011 года)
|
Наименование показателя |
|||
Оборот розничной торговли, всего, млрд рублей |
Индекс физического объема, % к январю - июню предыдущего года |
Оценка численности постоянного населения (на 1 января 2011 года с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года), тыс. человек |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей |
|
Российская Федерация |
8 728,1 |
105,3 |
141 914,5 |
61,5 |
Сибирский федеральный округ - всего |
943,2 |
106,7 |
19 249,8 |
49,0 |
В том числе |
|
|
|
|
Республика Алтай |
6,5 |
101,2 |
206,6 |
31,4 |
Республика Бурятия |
45,3 |
100,1 |
972,2 |
46,7 |
Республика Тыва |
6,2 |
105,7 |
308,2 |
20,1 |
Республика Хакасия |
14,5 |
104,9 |
532,2 |
27,3 |
Алтайский край |
93,5 |
110,7 |
2 417,0 |
38,7 |
Забайкальский край |
49,9 |
103,3 |
1 105,7 |
45,1 |
Красноярский край |
167,9 |
104,7 |
2 829,1 |
59,4 |
Иркутская область |
103,3 |
101,4 |
2 427,9 |
42,6 |
Кемеровская область |
139,4 |
106,7 |
2 761,6 |
50,5 |
Новосибирская область |
168,7 |
110,9 |
2 666,4 |
63,3 |
Омская область |
103,4 |
113,4 |
1 976,3 |
52,3 |
Томская область |
44,4 |
101,6 |
1 046,7 |
42,4 |
Оборот розничной торговли Республики Хакасия в расчете на одного жителя за 2009 год составил 46,8 тыс. рублей, за 2010 год - 48,1 тыс. рублей, за первое полугодие 2011 года - 27,3 тыс. рублей (по оценочным данным 2011 года оборот розничной торговли Республики Хакасия в расчете на одного жителя составит 57,1 тыс. рублей).
За первое полугодие 2011 года оборот розничной торговли в расчете на одного жителя в Сибирском федеральном округе составил 49,0 тыс. рублей, по России - 61,5 тыс. рублей.
В 2009 году оборот розничной торговли в Республике Хакасия на 80,6% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Доля продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составила 19,4%.
В 2010 году оборот розничной торговли Республики Хакасия вне рынка составил 82,0%; доля рынков - 18,0%.
В первом полугодии 2011 года оборот розничной торговли республики на 84,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, доля рынков составила 15,6%.
В структуре оборота розничной торговли по республике удельный вес пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий в 2009 году составил 54,7%, непродовольственных товаров - 45,3%, 2010 год - соответственно 50,2% и 49,8%, за первое полугодие 2011 года удельный вес пищевых продуктов составил 56,2%, непродовольственных товаров - 43,8%.
Одна из основных причин преобладания продовольственных товаров в структуре потребления товаров - сокращение потребительского кредитования, возросшие процентные ставки за пользование кредитом, широко используемые при приобретении промышленных товаров населением Республики Хакасия.
В соответствии с прогнозом социально экономического развития Республики Хакасия на 2011 - 2014 годы оборот розничной торговли (по оценке) в 2012 году составит 33,9 млрд рублей, в 2013 году - 37,8 млрд рублей, в 2014 году - 41,8 млрд рублей.
В крупных торговых предприятиях за 2009, 2010 и первое полугодие 2011 года отмечается снижение оборотных средств, но для сохранения ассортимента их пока достаточно. По продовольственной группе товаров отмечается некоторое падение покупательского спроса на импортные товары, а также сокращение спроса на ряд товаров промышленной группы.
Из-за высокой арендной платы закрываются предприятия "шаговой (пешеходной) доступности", возрастает доля вакантных площадей в торговых центрах городов Республики Хакасия. Большинство сетевых компаний в 2009 - 2010 годах отказались от новых инвестиционных проектов, осуществляют закрытие нерентабельных магазинов.
Сложившаяся ситуация имеет и положительные моменты - освобождение потребительского рынка республики от слабых и неэффективных компаний, возможности повысить логистику предприятий, упорядочить внутренние финансы и подкорректировать ценовую политику.
Эффективность бизнеса торговой отрасли напрямую зависит от экономического положения населения Республики Хакасия. Часть жителей республики сокращает уровень потребления в силу снижения доходов, недоступности дешевых кредитов, а также роста цен на товары.
Так, в январе - июне 2011 года денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц периода) в республике составили 12 861,8 рубля, денежные расходы на душу населения - 11 418,0 рублей.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - июне 2011 года снизились по сравнению с январем - июнем 2010 года на 8,5%.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Республике Хакасия в конце июня текущего года составила 8 759,23 рубля в расчете на месяц и уменьшилась по сравнению со стоимостью на конец мая 2011 года на 0,7%, с начала года увеличилась на 6,9%.
Для сравнения - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в Сибирском федеральном округе в июне текущего года составила 8 500,17 рубля и по России - 9 263,95 рубля (таблица 2).
Таблица 2
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг
(июнь 2011 года)
|
Стоимость набора, (рублей) |
Изменение стоимости набора, (%) |
|
к предыдущему месяцу |
к декабрю предыдущего года |
||
Российская Федерация |
9 263,95 |
99,8 |
107,2 |
Сибирский федеральный округ, всего, в том числе: |
8 500,17 |
99,6 |
105,3 |
Республика Алтай |
9 185,58 |
99,7 |
101,2 |
Республика Бурятия |
9 124,07 |
99,9 |
107,3 |
Республика Тыва |
8 778,26 |
99,3 |
108,2 |
Республика Хакасия |
8 759,23 |
99,3 |
106,9 |
Алтайский край |
7 899,69 |
99,4 |
104,7 |
Забайкальский край |
8 452,67 |
100,4 |
107,7 |
Красноярский край |
9 620,88 |
99,4 |
106,7 |
Иркутская область |
8 809,33 |
99,6 |
107,2 |
Кемеровская область |
7 610,40 |
99,2 |
107,8 |
Новосибирская область |
9 345,74 |
99,4 |
108,5 |
Омская область |
7 874,46 |
99,9 |
106,5 |
Томская область |
9 274,14 |
99,7 |
107,3 |
Сокращение доходов республиканских семей и рост цен привели к значительным изменениям в потребительских предпочтениях. Новая модель поведения на торговом рынке характеризуется увеличением объема продаж на торговых предприятиях эконом-класса и его уменьшением в более дорогих сегментах торговли. Наблюдается явный процесс переориентации покупателей республики на дискаунтеры (тип магазина, торгующего в розницу по ценам, приближенным к оптовым); снижается поток покупателей в супермаркетах; сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения; снижается спрос на товары длительного пользования. За предыдущий трехлетний период резко упали продажи в более дорогих магазинах городов республики, сократилась реализация промышленных товаров.
Торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых товаров.
Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей республиканской экономики по количеству созданных рабочих мест. За первое полугодие 2011 года численность занятых в розничной и оптовой торговле Республики Хакасия составила 8,3 тыс. человек (без учета микропредприятий), из них численность занятых в розничной торговле, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонте бытовых изделий и предметов личного пользования - 5,5 тыс. человек; численность занятых в оптовой торговле, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, - 2,8 тыс. человек. Удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике республики - 5,8%, а доля индивидуальных предпринимателей, занятых в розничной торговле, в общем количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (без учета глав крестьянских (фермерских) хозяйств) составляет 48,7%.
Уровень развития торговли неоднороден по регионам Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе.
В Республике Хакасия торговля в большей степени развивается в городах, что объясняется более высокой, в сравнении с районными центрами муниципальных образований, привлекательностью отрасли ввиду более высокого спроса и платежеспособности населения.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 754 "Об утверждении правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов" в Республике Хакасия разработаны нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для муниципальных районов и городских округов.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения региона.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории республики зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения из таких районов они становятся все менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там магазинов и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. В связи с этим указанные нормативы для муниципальных образований должны учитываться при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории республики.
Обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли в Республике Хакасия выявило проблему, на решение которой направлена Программа - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей Республики Хакасия на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Кроме того, указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли Республики Хакасия и требующих системного решения программным методом в ближайшей и среднесрочной перспективе, а именно:
несовершенство правового регулирования в сфере торговли;
недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
недостаточная ценовая доступность товаров для населения Республики Хакасия;
недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
недостаточный уровень развития системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
низкая деловая активность хозяйствующих субъектов;
недостаточный уровень развития сельской торговли;
недостаточное информационное обеспечение торговли;
нерешенный вопрос занятости и кадрового обеспечения отрасли;
недостаточный уровень обеспечения условий для развития конкуренции;
отсутствие муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных проблем развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем, присущих отрасли; необходимость комплексной увязки мероприятий Программы; консолидации усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и бизнеса.
2. Основные цели и задачи Программы
Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики республики, развитие которого обеспечивает баланс целей и задач Программы со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, утвержденными постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 "Об утверждении стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года".
Основными целями и задачами, определенными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, являются повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия, увеличение его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепление позиций Республики Хакасия среди субъектов Российской Федерации. Социально-экономическое положение Республики Хакасия к 2020 году должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения Республики Хакасия. Стратегические задачи и цели планируется достигнуть в том числе и путем реализации мероприятий Программы.
Кроме того, основной целью Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 31.03.2011 N 422, является максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли.
Таким образом, цели и задачи Программы сформированы с учетом целей и задач, утвержденных в выше обозначенных нормативных правовых актах, определены исходя из необходимости сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на решении основных проблем функционирования и развития торговли в Республике Хакасия и отличаются следующими свойствами:
значимость для Республики Хакасия;
достижимость в пределах срока реализации Программы;
возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных значений качественных и количественных показателей, индикаторов).
Цели Программы - решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия.
Задачи Программы:
1. Совершенствование правового регулирования в сфере торговли.
2. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Хакасия.
3. Повышение экономической доступности товаров для населения.
4. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров.
5. Развитие системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли.
6. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия.
7. Развитие сельской торговли.
8. Информационное обеспечение торговли.
9. Совершенствование кадрового обеспечения отрасли.
10. Обеспечение необходимого уровня конкуренции.
11. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли.
Задача 1. Совершенствование правового регулирования в сфере торговли
В целях совершенствования правового регулирования в сфере торговли и приведения нормативных правовых актов Республики Хакасия в соответствие с федеральным законодательством необходимо:
своевременное приведение в соответствие с современными требованиями отдельных положений действующего законодательства, обновление республиканского законодательства с учетом принятых федеральных законов;
исключение двойственного толкования положений отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность торговых организаций (любые положения нормативных правовых актов республики в случае допущения неоднозначности толкования должны быть расширены и дополнены соответствующими определениями и понятиями);
исключение избыточного регулирования, повышающего уровень отраслевых издержек, снижающего инвестиционную привлекательность отрасли, создающего почву для административных барьеров.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга нормативных правовых актов в сфере торговли, опубликования результатов его проведения в сети Интернет, а также разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере торговли (по мере необходимости).
Задача 2. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Хакасия
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Хакасии, является недостаточный уровень развития инфраструктуры розничной торговли, неприспособленность инфраструктуры для развития современных форматов торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. К проблемам в области инфраструктуры розничной торговли относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.
Размещение сети торговых объектов на территории республики характеризуется неравномерностью как по городам, так и по муниципальным районам республики.
Недостаток стационарной сети предприятий, предоставляющих товары повседневного спроса, особенно проявляется в отдаленных муниципальных образованиях республики, где население испытывает наибольшую потребность в развитии сети предприятий "шаговой (пешеходной) доступности".
В целях принципиального решения задачи по выявлению и устранению дефицита предприятий "шаговой (пешеходной) доступности" в Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года внесены изменения в части учета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Хакасия для муниципальных районов и городских округов при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональной и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории Республики Хакасия.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов, опубликования результатов его проведения в сети Интернет, что позволит проводить работу по отслеживанию текущей ситуации с целью недопущения снижения показателя, по информированию населения и всех заинтересованных лиц о фактической обеспеченности площадью торговых объектов в Республике Хакасия.
Также решение поставленной задачи будет достигнуто посредством реализации мероприятия по развитию нестационарной и ярмарочной торговли (утверждение, своевременное внесение изменений (дополнений) в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Республики Хакасия с учетом необходимости устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния на инфраструктуру соответствующего муниципального образования).
Кроме того, в целях решения поставленной задачи предусмотрена реализация мероприятия по предоставлению в аренду имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), что приведет к увеличению количества объектов стационарной торговли (вне рынка).
В настоящее время в целях увеличения сети торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), Правительством Республики Хакасия им предоставлено в аренду имущество (помещения), относящееся к государственной собственности Республики Хакасия. По состоянию на 01.10.2011 заключено 19 договоров аренды (общей площадью 1050,0 м2) с хозяйствующими субъектами, из них 10 договоров аренды - с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по реализации продовольственной группы товаров, и 9 договоров аренды - с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговлю непродовольственными товарами.
Задача 3. Повышение экономической доступности товаров для населения
Сектор торговли республики со средними (умеренными) ценами и качеством товаров развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях Республики Хакасия, а также на жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Следствием высокой дифференциации доходов и существования части населения за чертой бедности являются существенные различия в структуре и уровнях расходов и фактического потребления товаров и услуг населением по доходным группам. Это определяет высокую зависимость уровня потребления в малообеспеченных семьях от изменения цен на товары первой необходимости, включая основные продукты питания.
Структура сферы торговли Республики Хакасия должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров.
В последние годы механизмы рыночного регулирования несколько приспособили торговлю республики к доходной структуре ее населения. Показателем этого процесса является деятельность предприятий розничной торговли, торгующих широким ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных (предприятия сети "Ролби", "Светофор", "Власта", "Эльдорадо" и т.п.), и ориентированных на население с доходами на среднем уровне и ниже по всей Республике Хакасия.
Тем не менее, механизмов рыночного регулирования пока недостаточно для решения проблемы ценовой доступности для всего населения Хакасии. Во-первых, торговых предприятий, реализующих продукцию по относительно низким ценам, в республике недостаточно. В розничной торговле в последние годы не происходит должного развития низкоценового сегмента. Во-вторых, население с доходами ниже прожиточного минимума нуждается в дополнительной поддержке, поскольку предлагаемый дискаунтерами уровень цен не обеспечивает ему потребление на уровне стандартов потребительской корзины.
Обеспечение ценовой доступности товаров для всех социальных групп населения является одной из главных социальных проблем развития торговли Республики Хакасия в ближайшей и среднесрочной перспективе.
В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством сферы торговли, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Тем не менее, Министерством регионального развития Республики Хакасия проводится еженедельный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия (перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения") с обязательным размещением информации о проведении указанного мониторинга на официальном портале органов государственной власти Республики Хакасия.
Таким образом, решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения еженедельного мониторинга цен на товары, опубликования результатов его проведения в сети Интернет, что обеспечит своевременное выявление необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости; выявление причин указанного роста; информирование населения о фактическом уровне цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия, а также принятие мер по стабилизации цен.
В целях своевременного реагирования на изменение цен на социально значимые продовольственные товары, в Республике Хакасия создана региональная комиссия по мониторингу ценовой ситуации на продовольственном рынке Республики Хакасия, в полномочия которой входит оперативное принятие мер по фактам возможного необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары и по фактам возможного ценового сговора по этой группе товаров.
В рамках исполнения решений региональной комиссии по мониторингу ценовой ситуации на продовольственном рынке реализуются меры, способствующие стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости: проведение анализа потребности населения Республики Хакасия в объемах потребления определенного перечня продовольственных товаров и оказание содействия, по результатам его проведения, в налаживании межрегионального взаимодействия с другими регионами Сибирского федерального округа; оказание содействия в проведении сельскохозяйственных ярмарок на всех территориях муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия; организация работы по взаимодействию с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, в части проведения промоакций, продаж товаров со скидками, предоставления бонусов для покупателей и т.д.
Одним из оснований для назначения комиссией проверки фактов возможного необоснованного роста цен и фактов возможного ценового сговора являются показатели мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары.
Задача 4. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров
С принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с последующими изменениями) завершился переход от "качества" как основного объекта государственного нормирования и контроля к "безопасности" в первую очередь потребительских товаров.
Развитие торговли не может осуществляться без конкуренции товаропроизводителей, без реализации конкурентоспособных товаров, без обеспечения их безопасности и качества для потребителей. Основная причина появления на потребительском рынке республики некачественных и опасных товаров - отсутствие у большинства товаропроизводителей реальной возможности выпускать конкурентоспособные по качеству товары (использование устаревших технологий, низкое качество комплектующих изделий, отсутствие постоянных поставщиков сырья и комплектующих), мотивации к повышению качества товаров (услуг). Кроме того, на многих предприятиях ослаблен производственный контроль качества и безопасности выпускаемой продукции, ощущается нехватка квалифицированных специалистов.
Продвижение многих товаров от производителя до потребителя осуществляется в несколько этапов путем их неоднократной перекупки, что осложняет определение степени ответственности изготовителя и продавца за качество и безопасность товара. Ослаблен контроль качества и безопасности товаров, осуществляемый в оптовой и розничной торговле.
Наиболее остро вопросы качества и безопасности, распространения контрафактной и фальсифицированной продукции стоят в сфере неорганизованной торговли - на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основная масса подобной продукции. Существование "теневых" каналов товародвижения, тесно связанных с неорганизованной торговлей, выводит из системы контроля качества и безопасности значительные объемы потребительских товаров.
Обеспечение безопасности и качества товаров должно быть ориентировано на предотвращение производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции.
Для решения проблем качества и безопасности товаров на республиканском уровне будет реализовано мероприятие по проведению ежегодного мониторинга качества потребительских товаров, реализуемых на территории Республики Хакасия, нарушений норм и правил торговли, опубликование результатов его проведения в сети Интернет.
Реализация мероприятия будет способствовать своевременному выявлению и предотвращению производства и реализации опасной и недоброкачественной продукции, реализуемой на территории Республики Хакасия; информированию и усилению внимания населения, производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества и безопасности товаров, активизации работы по ее решению.
Задача 5. Развитие системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли
Во времена формирования рыночных отношений в нашей стране установилось и стало быстро разворачиваться новое научно-практическое направление - логистика. Логистика сочетает в себе совершенно новые, неизвестные и неприменяемые ранее в республике принципы организации и управления предприятиями, в том числе транспортными компаниями, различными объединениями и фирмами, так или иначе связанными с продвижением товаров на рынок. Фактически управление предприятием от стадии его формирования и до конечной цели - предоставления товаров потребителю - поменялось. Новое понятие позволило оптимизировать все бизнес-процессы.
На данном этапе развития торговой отрасли Республики Хакасия необходимо совершенствование системы товарообеспечения и логистики посредством организации и регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Кроме того, в целях повышения конкурентоспособности и обеспечения свободного выхода российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям на потребительский рынок республики, наращивания производства, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от российских и местных производителей, а также в целях развития фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий необходимо оказание содействия развитию торговли товарами именно российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям (в том числе фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий), что в конечном итоге приведет к уменьшению степени зависимости потребительского рынка республики от иностранных поставщиков.
Наряду с проблемой недостаточного уровня развития инфраструктуры розничной торговли в Республике Хакасия существует проблема неразвитости инфраструктуры оптовой торговли.
Основное беспокойство у торговых организаций вызывает низкая обеспеченность дорогами многих муниципальных образований республики и отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие населенные пункты, нарушает процесс товарообмена. Ситуация с развитием складских площадей складывается аналогично. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
В целях решения поставленной задачи по совершенствованию системы товарообеспечения и логистики, развитию оптовой торговли, в целях организации и регулирования процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, управления товарными запасами, решения проблем дефицита торговых площадей, создания инфраструктуры товародвижения, в рамках Программы предусматривается реализация мероприятия по стимулированию инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию, модернизацию) на территории Республики Хакасия предприятий современных форматов торговли, связанных с реализацией, приемом и хранением сельскохозяйственной продукции и других групп товаров (в том числе организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли).
Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24.12.2010 N 709 "О создании открытого акционерного общества "Дирекция республиканских рынков" с участием Республики Хакасия. На Дирекцию республиканских рынков возложено строительство сети сельскохозяйственных рынков на территории Республики Хакасия, первым запланировано возведение комплекса сельскохозяйственного рынка на территории города Абакана (площадка автоколонны N 2038). В целях обеспечения населения качественной сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственный рынок будет решать ряд задач по поддержке местных сельхозтоваропроизводителей, обеспечению конкуренции и снижению цен на товары сельскохозяйственного производства, установлению прямых хозяйственных связей "производитель - покупатель" (минуя посредников), созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджет Республики Хакасия.
Кроме того, в целях решения поставленной задачи, в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010 - 2012 годы" предусмотрено предоставление субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам полученным на приобретение технологического и холодильного оборудования для торговли, запасных частей к нему, бытовых приборов для торговли; приобретение комплектного оборудования для возведения торговых площадок и сельскохозяйственных кооперативных рынков (в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации), а также на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции.
Также в рамках решения поставленной задачи, в целях повышения конкурентоспособности и обеспечения свободного выхода российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям и перерабатывающим предприятиям на потребительский рынок республики, оказания содействия в наращивании производства российским и местным производителям товаров, местным сельхозпроизводителям, в стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от российских и местных производителей, развития фирменных торговых сетей сельскохозяйственных и промышленных предприятий, уменьшения степени зависимости потребительского рынка республики от иностранных поставщиков, в рамках Программы предусматривается реализация мероприятия по развитию торговли товарами российских и местных производителей товаров, местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий (в том числе фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий).
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться в том числе и посредством предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление грантов, субсидий) (в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы".
Задача 6. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия
Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможно посредством организации взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров; организации и проведения выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера; содействия выставочно-ярмарочной деятельности.
В целях продвижения продукции местных товаропроизводителей необходимо создание благоприятных условий для развития и обеспечения свободного выхода на региональный и межрегиональный рынки.
Так, в целях развития каналов прямой доставки продукции потребителю, обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в рамках Программы предусматривается реализация мероприятия по организации и проведению выставок, выставок-продаж, ярмарок.
Задача 7. Развитие сельской торговли
В качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами малые предприятия объединяются в кооперативы - увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Потребительская кооперация Республики Хакасия - важная социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги. Компании, состоящие в кооперации, более конкурентоспособны и эффективны по сравнению с независимыми игроками.
Основной целью оказания поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, организациям потребительской кооперации, осуществляющим торгово-закупочную деятельность в сельской местности, является содействие в обеспечении доступа на новые рынки, расширении ассортимента, обеспечении доступа к новым технологиям, наращивании мощностей и снижении издержек.
В настоящее время Союз потребительских обществ Республики Хакасия объединяет 37 хозрасчетных организаций и предприятий потребительской кооперации, из них 20 потребительских обществ, в том числе объединенные в районные потребительские общества (райпо), и один районный союз. Кроме того, в зоне деятельности потребительской кооперации находятся пять населенных пунктов, в которых проживает менее 100 человек (выездная торговля) и 12 населенный пунктов, в которых проживает до 200 человек (5 из них - стационарная торговая сеть, 7 - выездная торговля).
Для обеспечения хозяйственной деятельности и социальной миссии на селе задействованы по системе Хакреспотребсоюза 71 действующий магазин, 18 предприятий общественного питания, 14 цехов и линий в предприятиях общественного питания, 7 производственных предприятий.
В совокупном объеме хозяйственной деятельности Хакреспотребсоюза доля розничной торговли составляет 66%, доля оборота общественного питания - 10%, заготовительный оборот принятой от населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции - 10%, промышленное производство - 6%, оптовая торговля, в том числе поставки товаров социально-бюджетной сфере республики - 6%, оборот платных услуг, оказываемых населению, в том числе бытовых, - 2%, строительно-монтажных работ - 1%.
Из-за низкой покупательной способности сельского населения кооперативные магазины реализуют в основном продовольственную группу товаров, в которой почти 35% составляют товары первой необходимости: хлеб и хлебопродукты, растительное масло, соль, сахар, чай. Несмотря на то, что содержание магазинов в мелких и отдаленных населенных пунктах убыточно, товары в них реализуются по тем же ценам, что и в районных центрах. В результате уровень рентабельности кооперативной торговли в целом составляет порядка одного процента.
За счет собственных средств организации потребительской кооперации ежегодно проводят ремонт, реконструкцию зданий, приобретают оборудование и транспорт, однако данных средств недостаточно для содержания такого количества объектов торговли, общественного питания, так как деятельность на селе менее доходна, чем в городской черте.
Важной отличительной особенностью магазинов потребкооперации на селе является тот факт, что практически все магазины - это одновременно приемо-заготовительные пункты сельхозпродукции от населения (овощей, плодов, ягод, изделий народных промыслов, а также лекарственно-технического сырья и дикорастущей продукции). Для выделения места при магазинах исключительно для целей приемозаготовительной деятельности недостаточно имеющихся площадей и дополнительного оборудования. Закупаемая продукция от местного населения используется собственными предприятиями в производстве общественного питания, реализуется в розницу и поставляется социальным и бюджетным учреждениям по более низкой цене (снижение транспортных затрат).
В настоящее время в республике существует проблема недостаточной привлекательности для бизнеса сельской торговли, особенно в малых и удаленных населенных пунктах. Отдаленные и труднодоступные территории республики зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Население труднодоступных территорий республики не имеет доступа к торговым объектам вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой.
В рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, развитию торговли в малых и удаленных населенных пунктах.
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться в том числе и посредством реализации мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2010 - 2012 годы". Указанная программа предусматривает предоставление государственной поддержки по направлению повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, в том числе сельскохозяйственных и потребительских кооперативов. В рамках реализации данного мероприятия Программой предусмотрено решение следующих задач: обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам; развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с порядком предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса в Республики Хакасия, в настоящее время, используются следующие механизмы по повышению эффективности сельскохозяйственной и потребительской кооперации, по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации (в том числе осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности):
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, в том числе по инвестиционным кредитам (займам), на строительство, реконструкцию и модернизацию мясохладобоен и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока;
- предоставление субсидий на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования;
- предоставление субсидий на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на оплату потребленной электроэнергии;
- предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, закупающим и перерабатывающим молоко или закупающим и сдающим молоко предприятиям, перерабатывающим молоко.
Кроме того, реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться посредством предоставления финансовой поддержки (предоставление грантов, субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельской местности (в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы").
Задача 8. Информационное обеспечение торговли
В настоящее время на федеральном уровне проводится работа по созданию системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 N 887 "О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации".
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в республике начата работа по формированию торгового реестра Республики Хакасия. Со всеми органами местного самоуправления муниципальных образований городов и районов республики подписаны соглашения по информационному взаимодействию в части предоставления сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров).
Формирование торгового реестра Республики Хакасия позволит создать систему мониторинга отрасли, позволяющую отслеживать ее динамику и проведение анализа.
В целях информационного обеспечения хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления республики и других заинтересованных лиц по вопросам организации и ведения торговли в рамках реализации мероприятий Программы помимо ежеквартального опубликования обобщенных сведений из торгового реестра Республики Хакасия будет осуществляться и систематическое обновление информации о состоянии торговой отрасли республики.
Задача 9. Совершенствование кадрового обеспечения отрасли
Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами большую часть экономически активного населения, занятого в экономике Хакасии, с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по республике. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены, главным образом, быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям учебными заведениями республики.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
Основными инструментами снижения дефицита квалифицированного персонала для торговых предприятий Республики Хакасия являются планирование потребности сферы торговли Республики Хакасия кадрах в профессионально-квалификационном разрезе; трудоустройство безработных граждан и незанятого населения на свободные рабочие места (вакантные должности) в сфере торговли; профессиональное обучение учащихся, подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и работников торговых предприятий по профессиям (специальностям), востребованным в сфере торговли, на базе учебных заведений республики (училищ среднего профессионального образования, лицеев, техникумов), осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец и т.д.) в целях обеспечения потребности работодателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли, в квалифицированной рабочей силе.
В рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по проведению комплексного исследования потребности в кадрах для торговой отрасли, наличия дефицита кадров в разрезе специальностей и направлений подготовки; оказанию содействия работодателям, осуществляющим деятельность в сфере торговли, в подборе необходимых работников; профессиональному обучению безработных граждан по профессиям (специальностям), востребованным в сфере торговли.
Реализация указанного мероприятия будет обеспечиваться в том числе посредством реализации мероприятий по повышению уровня занятости экономически активного населения, созданию системы профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, формированию единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услугах, повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Хакасия (в рамках долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия (2011 - 2013 годы).
Задача 10. Обеспечение необходимого уровня конкуренции
Обеспечение необходимого уровня конкуренции является одним из ключевых факторов для развития торговли республики, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.
Для того чтобы возможность появления новых конкурентов, новых поставщиков и покупателей из других регионов или из других стран была реальной, в Республике Хакасия должны быть созданы привлекательные условия для ведения бизнеса и для жизни населения. Другими словами, необходимо предпринять меры, которые приведут к повышению привлекательности республики с тем, чтобы на ее территории появились новые хозяйствующие субъекты, что в свою очередь вызовет усиление конкуренции на региональном рынке и позволит сформировать развитую конкурентную среду.
Кроме того, в целях повышения конкурентоспособности и содействия продвижению продукции местных сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий на потребительский рынок, наращивания производства, стабилизации процессов ценообразования на продукты питания, обеспечения населения широким ассортиментом товаров непосредственно от производителя в Республике Хакасия необходимо развивать каналы прямой доставки сельхозпродукции потребителю посредством розничных рынков, ярмарок выходного дня, развозной торговли.
В рамках решения поставленной задачи Программой предусмотрена реализация мероприятия по проведению ежегодного мониторинга выполнения антимонопольных требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и анализа их влияния на развитие конкуренции в сфере торговой деятельности республики.
Задача 11. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли
В целях развития муниципальной торговли предусмотрена реализация мероприятия по проведению обучающих семинаров, конференций, "круглых столов" в целях информационно-методического обеспечения органов местного самоуправления республики по вопросам разработки и реализации муниципальных программ развития торговли.
Целесообразность решения указанных задач развития торговли программно-целевым методом определена такими основными факторами, как масштабность, сложность и многообразие проблем отрасли торговли Хакасии; необходимость комплексной увязки мероприятий Программы; необходимость консолидации усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления и бизнеса.
Программное решение указанных задач позволит достичь поставленные цели Программы: решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия, а также обеспечение качественно нового, более социально ориентированного облика торговли Республики Хакасия, поддержание высоких темпов развития отрасли, увеличение предложения товаров и услуг, создание новых рабочих мест, что обеспечит значительную часть поступлений налогов от торговой отрасли в бюджеты всех уровней. Это полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Хакасия.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы (показатели эффективности реализации Программы)
Посредством реализации программных мероприятий планируется увеличение темпов роста показателей социально-экономического развития Республики Хакасия: достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек); повышения доступности товаров для населения; формирования торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм, способов торговли и потребностей населения Республики Хакасия, а также обеспечения роста оборота розничной и оптовой торговли на территории Республики Хакасия; продаж на одного жителя Республики Хакасия.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены следующие основные индикаторы, характеризующие ожидаемые результаты реализации Программы:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, м2 (в расчете на 1000 человек);
повышение доступности товаров для населения;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов).
В связи с большим количеством мероприятий Программы перечень индикаторов дополнен следующими дополнительными показателями:
объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках;
оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка - оборот розничной торговли;
темп роста оборота розничной торговли;
оборот розничной торговли в расчете на душу населения;
оборот оптовой торговли;
темп роста оборота оптовой торговли;
доля налогов, поступивших от торговых предприятий, в доходной части бюджета Республики Хакасия.
Дополнительные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации, решение основных задач и достижение целей Программы и определяются на основе данных государственного статистического наблюдения. Основные целевые индикаторы не входят в состав данных официальной статистики и имеют следующие алгоритмы их формирования.
Показатель "Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, м2 (в расчете на 1000 человек)" определяется следующим образом.
Общая торговая площадь в Республике Хакасия составляет 326198,7 м2, реальная обеспеченность населения республики площадью торговых объектов - 613 м2 на 1000 человек при расчетной минимальной (исходя из учета оборотов розничной торговли муниципальных образований) - 420 м2 на 1000 человек (Российская Федерация - 521 м2 на 1000 человек), т.е. показатель республики превышает общероссийский показатель. Конечным результатом реализации мероприятия будет не только обеспечение роста фактического показателя в запланированном периоде (по оценке 2012 год - 613 м2, 2013 год - 615 м2 и 2014 год - 617 м2), но и обеспечение информированности о реальной обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов, а также отслеживание текущей ситуации с целью предупреждения снижения показателя.
Алгоритм формирования показателя "Повышение доступности товаров для населения" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению двух его составляющих показателей: объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках и оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка.
Показатель "Формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов)" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению составляющих его дополнительных показателей: оборот розничной торговли; темп роста оборота розничной торговли; оборот розничной торговли в расчете на душу населения; оборот оптовой торговли; темп роста оборота оптовой торговли.
Показатели (целевые индикаторы) Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации (приложение 1).
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий в рассматриваемый период заключается в достижении ожидаемых непосредственных результатах от реализации каждого конкретного мероприятия (приложение 2).
4. Перечень программных мероприятий
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в разделе 2 Программы, реализуются в соответствии с Перечнем мероприятий Программы (приложение 2).
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование за счет средств федерального, республиканского бюджетов и средств внебюджетных источников не предусмотрено.
6. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы: 2012 - 2014 годы.
7. Система управления и контроля за реализацией Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы.
Внесение изменений в Программу, оказывающих влияние на ее параметры, осуществляется по инициативе ответственного исполнителя Правительством Республики Хакасия.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы (далее - годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным и направляется в Министерство финансов Республики Хакасия и Министерство экономики Республики Хакасия.
Публичность (открытость) информации о ходе реализации и оценке эффективности Программы обеспечивается размещением годовых отчетов на официальном сайте ответственного исполнителя в сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.