Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная республиканская целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 ноября 2012 г. N 815)
30 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2013 г. N 737 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной республиканской целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)"
Наименование |
- долгосрочная республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке нормативного акта |
- постановление Правительства Республики Хакасия от 03.10.2012 N 663 "Об утверждении перечней долгосрочных республиканских целевых программ, разрабатываемых на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, а также действующих долгосрочных республиканских целевых программ, планируемых к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 - 2015 годов" |
Государственный заказчик |
- Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия |
Цель |
- снижение рисков и смягчение последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия |
Задачи |
- повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия; развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам |
- снижение времени реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения: 2013 год - 2 часа 0 минут; 2014 год - 1 час 55 минут; 2015 год - 1 час 50 минут; 2016 год - 1 час 45 минут; 2017 год - 1 час 40 минут; наличие резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в расчете на душу населения Республики Хакасия, руб./чел.: 2013 год - 0; 2014 год - 47; 2015 год - 50; 2016 год - 52; 2017 год - 54; обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, %: 2013 год - 0; 2014 год - 2,0; 2015 год - 3,8; 2016 год - 6,7; 2017 год - 9,8; обеспеченность населения медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, %: 2013 год - 0; 2014 год - 10; 2015 год - 16; 2016 год - 39; 2017 год - 73; доля подразделений добровольной пожарной охраны, которым была оказана государственная поддержка, %: 2013 год - 9; 2014 год - 13; 2015 год - 25; 2016 год - 36; 2017 год - 36; доля мест массового пребывания населения с информационным обеспечением об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, %: 2013 год - 0; 2014 год - 2,5; 2015 год - 10; 2016 год - 17; 2017 год - 22; количество человек, прошедших подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", чел.: 2013 год - 720; 2014 год - 750; 2015 год - 780; 2016 год - 810; 2017 год - 850; количество детей, принявших участие в соревнованиях "Школа безопасности", чел.: 2013 год - 1290; 2014 год - 1300; 2015 год - 1350; 2016 год - 1400; 2017 год - 1450 |
Сроки и этапы реализации |
- 2013 - 2017 годы: 1 этап 2013 - 2015 годы; 2 этап 2015 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования |
- общий объем финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 20274,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 1200 тыс. рублей: 2013 год - 2198,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 300,0 тыс. рублей; 2014 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 120,0 тыс. рублей; 2015 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 420,0 тыс. рублей; 2016 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 360,0 тыс. рублей; 2017 год - 4519,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
сокращение на 20% времени реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения; повышение до 10% обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и до 73% - медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах; увеличение до 22% охвата населения системами информирования населения Республики Хакасия в местах массового пребывания людей о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (г. Абакан); повышение на 15% количества населения, прошедшего подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям |
1. Характеристика проблемы
Опасные природные явления, которые могут стать источниками чрезвычайных ситуаций на территории Республики Хакасия, включают в себя опасные гидрометеорологические явления (подтопления, связанные с половодьем и дождевыми паводками, сильные ветры, сильный мороз, сильные метели, град, засуха атмосферная и почвенная), опасные геологические процессы (землетрясения, оползни, сели), природные пожары (лесные, лесостепные, степные). Из всех перечисленных угроз наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют подтопления, природные пожары, землетрясения.
Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населенных пунктов, расположенных по руслу реки Абакан и возле ее притоков, где проживает значительная часть населения, в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние десять лет в Республике Хакасия зарегистрированы две чрезвычайные ситуации регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социальный и материальный ущерб. Так, в 2003 году были подтоплены муниципальное образование г. Абаза, населенные пункты муниципальных образований Аскизский и Таштыпский районы. В результате подтопления пострадало 50 объектов ЖКХ, 18 объектов социальной сферы, 853 дома с населением 2641 человек. Общий ущерб составил около 40 млн. рублей, а общая площадь подтопления - 44,6 км2. В 2004 году были подтоплены муниципальное образование г. Абаза, ряд населенных пунктов муниципального образования Аскизский район. В результате подтопления пострадало 60 объектов ЖКХ, 6 объектов социальной сферы, 1077 домов с населением 3296 человек, погибли 10 человек. Общий ущерб составил около 30 млн. рублей, общая площадь подтопления - 20,5 км2.
Значительный ущерб приносят лесные и степные пожары. В зависимости от метеорологических факторов и степеней пожарной опасности лесов в лесных массивах республики может возникнуть напряженная обстановка в пожароопасный период. На территории лесного фонда республики ежегодно регистрируется от 100 до 300 пожаров на общей площади 1500 - 5000 га. Наиболее подвержены пожарам лесные массивы Аскизского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Ширинского и Усть-Абаканского районов. Так, в 2007 году в результате сухой погоды и сильного ветра с порывами 25-28 метров в секунду была зарегистрирована чрезвычайная ситуация, связанная с массовыми пожарами в жилом секторе, в результате которой в восьми населенных пунктах республики огнем было уничтожено 47 жилых домов, без крова остались 68 семей, общий ущерб от пожаров составил более 46 млн. рублей.
Территория республики относится к 6-8-балльной зоне сейсмической активности (по карте сейсмического районирования ОСР-97-А). В 8-балльной зоне находятся южные части Таштыпского и Бейского районов. К 7-балльным зонам относятся Аскизский, Усть-Абаканский район, Боградский район, основная часть Бейского районов, южная часть Ширинского района, северная часть Таштыпского района. Орджоникидзевский район и основная часть Ширинского района относятся к 6-балльной зоне. За последние годы непосредственно на территории Республики Хакасия сильных землетрясений с силой 5 и более баллов не отмечалось. Вместе с тем последние события показали, что в республике имеется вероятность возникновения сейсмособытий силой 3-4 балла, источниками которых могут стать землетрясения в соседних субъектах Российской Федерации - юге Красноярского Края, республиках Тыва и Алтай. Возможны также сильные землетрясения непосредственно на территории Республики Хакасия.
Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий свидетельствует о существовании высокой степени рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Произошедшая в 2009 году техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой погибли 75 человек, показала, что нельзя полностью исключать возможность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. При этом ущерб и затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций могут быть значительными. Кроме того, объекты жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия имеют достаточно высокую степень износа, из-за дефицита финансовых средств: продолжительное время не проводится или проводится в недостаточном объеме их капитальный ремонт и модернизация. В связи с этим постоянно в отопительный период существует вероятность возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения и значительному материальному ущербу.
Практика показывает, что при оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации часто существует необходимость использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, который в основном используется для организации первоочередного жизнеобеспечения населения. Проведенный анализ показал, что имеется необходимость пополнения резерва материальных ресурсов, прежде всего пневмокаркасными модулями, электростанциями, тепловыми пушками, осветительными установками и другим имуществом.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (с последующими изменениями) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в мирное время средствами индивидуальной защиты, прежде всего, должно быть обеспечено население, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. Также данные категории населения должны быть обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты. В настоящее время проживающее в зоне возможного химического загрязнения население республики не обеспечено гражданскими противогазами, камерами защитными детскими и медицинскими средствами индивидуальной защиты.
В настоящее время из 277 населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия, 76 населенных пунктов не прикрыты подразделениями пожарной охраны, что составляет 27% от общего количества. Для решения данного вопроса основные усилия необходимо направить на создание в данных населенных пунктах подразделений добровольной пожарной охраны. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.11.2011 N 94-ЗРХ "О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия" планируется оказать финансовую поддержку подразделений добровольной пожарной охраны за счет республиканского бюджета Республики Хакасия.
Для повышения оперативности принятия управленческих решений при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, сокращения времени поиска, обработки, передачи информации для принятия решений предполагается создать автоматизированную систему учета рисков возникновения ЧС на потенциально-опасных и опасных производственных объектах Республики Хакасия.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) создается в рамках реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 555 (с последующими изменениями). Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий. Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, с использованием электронных наружных и внутренних информационных табло, прививать нормы безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.
В целях совершенствования подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия планируется внедрить дистанционную и выездную формы обучения населения, организовать проведение соревнований "Школа безопасности". Внедрение дистанционного и выездного методов обучения в Республике Хакасия позволит:
снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей);
увеличить процент обучаемых в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, особенно в удаленных районах республики;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, таких как объемные электронные библиотеки;
создать единую образовательную среду в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Важнейшим звеном в совершенствовании умений и навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях подрастающего поколения является проведение мероприятий в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности". В Республике Хакасия элементы соревнований "Школа безопасности" ранее проводились в рамках военно-патриотической игры "Победа". Также команда от Республики Хакасия ежегодно принимает участие в межрегиональных соревнованиях. Для повышения уровня подготовки детей в области безопасности жизнедеятельности, обучения умелым действиям в любой критической обстановке, освоения приемов само- и взаимопомощи необходимо на постоянной основе проводить соревнования "Школа безопасности", приобрести необходимую экипировку, оборудование и другое имущество. В 2013 году на территории загородного оздоровительного детского лагеря "Баланкуль" планируется создать учебно-тренировочную площадку для проведения соревнований "Школа безопасности". При этом школьники смогут получить базовые знания по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, способов оказания первой помощи, правил поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, на базе учебно-тренировочной площадки учащимся представится возможность приобретения навыков работы со специальным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом. Вместе с тем в ходе проведения республиканских соревнований "Школа безопасности" и участия в межрегиональных соревнованиях постоянно ощущается нехватка финансовых средств, необходимого оборудования, экипировки, имущества. Также необходимо отметить, что в 2015 году на территории Республики Хакасия планируется проведение межрегиональных соревнований "Школа безопасности".
Цели и задачи долгосрочной республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия (2013-2017 годы)" соответствуют Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 октября 2011 года N 700 (с последующими изменениями) (далее - Стратегия). Основным инструментом реализации Стратегии является программа "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденная Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ.
Реализация Программы позволит обеспечить реализацию следующих основных задач Стратегии:
обеспечение безопасности жизнедеятельности, укрепление безопасности и общественного порядка в республике, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
развитие информационного общества, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение доступности информации и технологий для населения;
повышение доступности образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
С учетом современного уровня угроз для безопасного развития республики эффективное противодействие возникновению чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов на предупреждение чрезвычайных ситуаций. В современных экономических условиях в целях повышения эффективности мероприятий антикризисной направленности возрастает важность реализации методов программно-целевого планирования. При ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение подобных масштабных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - снижение рисков и смягчение последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия.
Задачи Программы:
повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия;
развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2013 г. N 737 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень
программных мероприятий
Таблица 1
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2013 г. N 737 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Общий объем финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Хакасия составляет 20274,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 1200,0 тыс. рублей:
2013 год - 2198,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 300,0 тыс. рублей;
2014 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 120,0 тыс. рублей;
2015 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 420,0 тыс. рублей;
2016 год - 4519,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 360,0 тыс. рублей;
2017 год - 4519,0 тыс. рублей.
На повышение оперативности реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с авариями на потенциально опасных объектах, пожарами, а также при организации первоочередного жизнеобеспечения населения Республики Хакасия предусмотрено финансирование в размере 12071,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям 1200 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 300,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 300,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 319,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 120,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 3819,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 420,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 3819,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям - 360,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 3814,0 тыс. рублей.
На развитие системы информирования населения Республики Хакасия о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций предусмотрено финансирование в размере 6390,0 тыс. рублей, из них в 2013 году -1040,0 тыс. рублей, в 2014 году - 4000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 450,0 тыс. рублей, в 2016 году - 450,0 тыс. рублей, в 2017 году - 450,0 тыс. рублей.
Для совершенствования системы подготовки населения, руководящего состава и специалистов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия предусмотрено финансирование в размере 1813,0 тыс. рублей, из них в 2013 году - 858,0 тыс. рублей, в 2014 году - 200,0 тыс. рублей, в 2015 году - 250,0 тыс. рублей, в 2016 году - 250,0 тыс. рублей, в 2017 году - 255,0 тыс. рублей.
5. Механизм реализации
Общая организация и контроль за ходом реализации Программы обеспечиваются государственным заказчиком Программы - Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
Для управления реализацией Программы государственный заказчик осуществляет следующие функции:
проводит размещение заказов и выступает государственным заказчиком;
осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
осуществляет мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, участвующими в реализации Программы;
подготавливает предложения по распределению средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на реализацию Программы.
6. Оценка эффективности
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе показателей результативности выполнения программных мероприятий, приведенных в таблице 2.
В результате реализации Программы планируется сократить время реагирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации первоочередного жизнеобеспечения населения, повысить обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты, проживающего на территориях в пределах зон возможного опасного химического заражения при авариях на химически опасных объектах, увеличить охват населения системами информирования в местах массового пребывания людей о складывающейся обстановке при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, увеличить количество населения, прошедшего подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГБОУ ДПО РХ "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям".
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2013 г. N 737 в таблицу 2 раздела 6 настоящего приложения внесены изменения
Таблица 2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.