Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства образования
и науки Республики Хакасия
от 9 ноября 2005 г. N 849
Ведомственная целевая программа
"Развитие образования Республики Хакасия на 2006 год"
1. Характеристика проблемы
Ведомственная целевая программа "Развитие образования Республики Хакасия на 2006 год" (далее - Программа) направлена на решение проблемы создания необходимых и достаточных условий, обеспечивающих формирование нового качества образования республики.
В 2006 году предстоит решить комплекс задач, связанных с внедрением целого ряда системных инноваций. Продолжится участие республики в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. С 2005/2006 учебного года начинается поэтапный переход общеобразовательных учреждений Республики Хакасия на новые учебные планы, разработанные на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. N 1312, и базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.06.2005 г. N 214.
В настоящее время в Республике Хакасия проблемная ситуация в части наличия условий, обеспечивающих развитие системы образования, характеризуется следующими показателями.
Для целого ряда школ Хакасии вопрос перехода на новые учебные планы становится логическим продолжением сложившейся практики работы. Вместе с тем, говорить о массовой готовности (учебно-материальная база, кадры, опыт работы по углубленным программам и т.д.) образовательных учреждений республики к работе в новых условиях преждевременно.
По предварительным оценкам администраций муниципальных образований республики, в 2006/2007 учебном году только 54 средние школы (36%), готовы к введению профильного обучения старшеклассников. В 5 сельских муниципальных образованиях республики готовы к переходу на новые учебные планы лишь 1-2 школы. Предполагаемый охват профильным обучением учащихся 10 классов республики колеблется от 78-80% в городах до 27-31% в сельских муниципальных образованиях.
Таким образом, вопрос подготовки школ республики к переходу на новый базисный учебный план, а, следовательно, создания условий для обеспечения гарантий равных прав граждан на получение качественного образования, требует реализации специального комплекса мер.
Так, оснащенность необходимым учебным оборудованием средних общеобразовательных школ республики составляет лишь 45%. Ряд школ обеспечены учебным оборудованием только на 30%. В настоящее время современное учебное оборудование, соответствующее требованиям нового базисного учебного плана, имеется только в 6 школах, участвовавших в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Оснащенность школ оказывает влияние на качество образования. Если результаты ЕГЭ в Республике Хакасия находятся на уровне общероссийских показателей, то средние тестовые баллы по предметам, требующим соответствующей учебно-материальной базы, - ниже общероссийских (физика: РХ - 46,6, РФ - 49,8; химия: РХ - 47,8, РФ - 49,5).
Обеспеченность учебниками учащихся средних общеобразовательных школ Хакасии в 2004 году составила 92%. Однако, имеет место износ фондов, несоответствие части учебников реализуемым учебным программам, приобретение учебной литературы, не имеющей грифа Минобрнауки РФ и т.д.
Особая проблема - обеспеченность учебниками по родному (хакасскому) языку и литературе, а также по предметам национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов. Переход на новые учебные планы требует разработки и издания 35 видов учебников, в том числе 12 - принципиально новых.
Анализ сети образовательных учреждений республики, реализующей программы повышенного уровня, показывает отставание от средних общероссийских показателей. Сегодня в Хакасии функционируют 152 средние общеобразовательные школы, из них - 2 гимназии, 1 лицей, 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Лишь одна, сельская школа - повышенного уровня. В школах 4 муниципальных образований республики не изучаются предметы на углубленном уровне. Все это свидетельствует о недоступности образования повышенного уровня для большинства граждан Хакасии.
Для удовлетворения образовательных потребностей населения республики слабо используются ресурсы заочных и очно-заочных школ, интернет-ресурсы, ресурсы дистанционного образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и т.д. Созданные в 2005 году первые информационные ресурсные центры требуют дальнейшего материального укрепления.
Программа определяет стратегию развития системы образования республики на год и меры по ее реализации в соответствии с основными направлениями развития российского образования, сформулированными в Законе Российской Федерации "Об образовании", Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, а также приоритетными национальными проектами в сфере образования.
Проблему повышения качества образования, внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения невозможно решить без использования программно-целевого метода, участия всех заинтересованных сторон, в том числе федеральных структур, концентрации имеющихся ресурсов. Кроме того, привлечение федеральных средств для развития системы образования республики (в частности, участие в федеральных экспериментах и реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования) возможно лишь при условии принятия и выполнения соответствующей целевой программы в республике.
2. Основные цели и задачи
Основная цель Программы - создание условий устойчивого развития системы образования Республики Хакасия, гарантирующих повышение качества и рост доступности образования.
Задачи Программы:
- принять дополнительные меры по реализации национальных проектов в сфере образования на территории республики;
- обеспечить введение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования;
- обеспечить введение предпрофильной подготовки девятиклассников, создать условия для поэтапного введения профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- привлечь в систему образования республики дополнительные финансовые и материальные средства из федерального бюджета, укрепить учебно-материальную базу образовательных учреждений.
3. Перечень программных мероприятий
N | Мероприятия | Исполни- тели |
Сроки исполне- ния |
Ожидае- мые результа- ты |
Республи- канский бюджет (тыс.руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Укрепление учебно- материальной базы образовательных учреждений, обеспечивающих введение государственных образовательных стандартов |
МО и Н РХ, МОУО |
в течение 2006 года |
переход с 2006/2007 учебного года на стандарты до 50% общеобразо- вательных учреждений республики |
100,0 |
2 | Организация и проведение государственной итоговой аттестации образовательных учреждений республики |
МО и Н РХ, ХРИПК и ПРО |
2 - 3 кв. 2006 года |
отработка механизма тестового контроля |
100,0 |
3 | Разработка национально- региональных компонентов государственных образовательных стандартов, подготовка и издание учебных программ, пособий, методических рекомендаций |
МО и Н РХ, ХРИПК и ПРО |
в течение 2006 года |
издание программ по 3-м учебным предметам национально -региональ- ного компонента |
75,0 |
4 | Развитие опытно- экспериментальной работы |
МО и Н РХ, МОУО |
в течение 2006 года |
увеличение количества республикан ских базо- вых и эксперимен- тальных площадок |
90,0 |
5 | Участие образовательных учреждений республики во |
МО и Н РХ, МОУО |
2 кв. 2006 года |
представле- ние Хакасии на Всероссийс- |
150,0 |
Всероссийском конкурсе "Лучшие школы России" |
ком образователь ном форуме |
||||
6 | Проведение конкурса на лучшее образовательное учреждение по подготовке к новому учебному году |
МО и Н РХ, МОУО |
3 кв. 2006 года |
расширение круга участников конкурса, соответству ющих всем требованиям безопаснос- ти |
100,0 |
7 | Проведение Второго республиканского образовательного форума |
МО и Н РХ, МОУО, ХРИПК и ПРО |
3 кв. 2006 года |
увеличение числа инновацион- ных образо- вательных учреждений, обобщение передового опыта |
160,0 |
8 | Конкурс на предоставление грантов инновационным образовательным учреждениям, премирование иннова- ционных программ и проектов |
МО и Н РХ, Реском профсо- юзов ра- ботников образова- ния и науки |
3 кв. 2006 года |
Стимулиро- вание инновацион- ных программ в сфере образования |
2225,0 |
9 | Конкурс на предоставление грантов лучшим педагогам Хакасии |
МО и Н РХ, Реском профсо- юзов ра- ботников образова- ния и науки |
4 кв. 2006 года |
Поощрение лучших учителей |
150,0 |
Всего: | 3150,0 |
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Объем финансирования мероприятий за счет средств республиканского бюджета составляет на 2006 год 3 млн. 150 тыс. рублей.
На укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений (приобретение наглядных пособий, лабораторного и технологического оборудования), в соответствие с новыми требованиями к оснащенности образовательного процесса, планируется израсходовать 100 тыс. рублей.
На разработку и издание программ, учебников и учебных пособий по предметам национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов планируется направить 75 тыс. рублей, на организацию и проведение единого государственного экзамена - 50 тыс. рублей.
250 тысяч рублей планируется направить на проведение массовых республиканских мероприятий. Однако, большая часть этих средств - призовой фонд за участие в конкурсах. Участие образовательных учреждений республики в республиканских конкурсах также косвенно привлекает немалые финансовые средства муниципальных образований Республики Хакасия и спонсорскую помощь в сферу образования.
Большая часть финансовых средств программы направляется на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере образования. Так, на проведение конкурса грантов лучшим инновационным образовательным учреждениям планируется направить 2225 тыс. рублей. Для поддержки лучших учителей Хакасии планируется учредить 15 грантов по 10 тыс. рублей.
В свете инициатив Президента Российской Федерации в области образования первостепенное значение приобретает развитие экспериментальной деятельности образовательных учреждений. На развитие опытно-экспериментальной работы, распространение имеющегося инновационного опыта, планируется израсходовать 300 тыс. рублей.
5. Механизм реализации
Исполнение Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования и науки Республики Хакасия с исполнителями программных мероприятий.
Оперативное управление Программой и контроль за сроками выполнения ее мероприятий осуществляет отдел развития образования Министерства образования и науки Республики Хакасия. Планирование финансовых операций по реализации программных мероприятий, а также контроль за целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляет отдел экономики и статистики Министерства образования и науки Республики Хакасия. В свою очередь, Министерство отчитывается за реализацию ведомственной целевой программы "Развитие системы образования Республики Хакасия в 2006 году" и эффективность выполняемых мероприятий перед Коллегией Министерства образования и науки Республики Хакасия.
6. Оценка социально-экономической эффективности
Показателями результативности, позволяющими оценивать ход реализации Программы, являются:
1. Участие выпускников общеобразовательных школ в итоговой государственной аттестации в форме и по материалам единого государственного экзамена (до 70% от общего количества выпускников).
2. Создание 5 учебных программ, обеспечивающих реализацию национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования.
3. Наличие апробированных моделей предпрофильной подготовки и профильного обучения, переход на новый базисный учебный план до 50 учреждений общего образования.
4. Увеличение числа инновационных образовательных учреждений республики (не менее 30).
5. Укрепление учебно-лабораторной, материально-технической базы образовательных учреждений и, следовательно, повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
6. Повышение профессионального уровня педагогов, работников методических служб и органов управления образованием.
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование программы ведомственная целевая программа
"Развитие образования Республики Хакасия
на 2006 год"
Дата принятия решения приказ Министерства образования и науки
о разработке программы, дата Республики Хакасия от 30.08.2005 г. N 583
утверждения (наименование и "О разработке целевых программ";
номер соответствующего приказ Министерства образования
нормативного акта) и науки Республики Хакасия от "_" ____2005 г.
N ____
Государственный заказчик Министерство образования и науки
(субъект бюджетного Республики Хакасия
планирования)
Цели и задачи программы Создание условий устойчивого развития
системы образования Республики Хакасия,
гарантирующего повышение качества и рост
доступности образования
Задачи программы:
- принять дополнительные меры по
реализации приоритетных национальных
проектов в сфере образования на
территории республики;
- обеспечить введение национально-
регионального компонента
государственных образовательных
стандартов общего образования;
- обеспечить введение предпрофильной
подготовки девятиклассников, создать
условия для поэтапного введения
профильного обучения на старшей ступени
общего образования;
- привлечь в систему образования
республики дополнительные финансовые и
материальные средства из федерального
бюджета, укрепить учебно-материальную
базу образовательных учреждений.
Показатели результативности 1. Результаты итоговой аттестации
(индикаторы) выпускников общеобразовательных школ
в форме единого государственного экзамена.
2. Создание учебных программ,
обеспечивающих реализацию национально-
регионального компонента государственного
стандарта общего образования.
3. Наличие апробированных моделей
предпрофильной подготовки и профильного
обучения.
4. Увеличение числа инновационных
общеобразовательных школ республики.
5. Укрепление учебно-лабораторной,
материально-технической базы
образовательных учреждений и повышение
качества предоставляемых образовательных
услуг.
Сроки и этапы реализации 2006 год
программы
Объемы и источники 3 млн. 150 тыс. рублей - за счет средств
финансирования республиканского бюджета
Ожидаемые конечные - создание организационных, материально-
результаты реализации технических, информационных и кадровых
программы условий для введения образовательных
государственных стандартов нового
поколения;
- укрепление учебно-материальной базы
образовательного процесса;
- развитие инновационной деятельности
в сфере образования Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.