Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства образования
и науки Республики Хакасия
от 9 ноября 2005 г. N 849
Ведомственная целевая программа
"Одаренные дети на 2006 год"
1. Характеристика проблемы
Социально-экономические преобразования последних десятилетий привели к смещению ценностных ориентиров у части родителей в сторону материального благополучия и, как следствие, к снижению заинтересованности в развитии одаренности у детей.
В то же время, в число приоритетных направлений развития общества и государства входят обеспечение стабильного функционирования системы образования, реализация прав граждан на качественное образование. В этой связи количество одаренных детей, уровень и качество их образованности становятся сегодня важными показателями интеллектуального потенциала страны. Талантливая молодежь рассматривается уже как стратегический ресурс государства. Поэтому выявление, развитие и поддержка одаренных детей - это обязанность не только родителей, но и государственных ведомств, общества в целом.
Понимание необходимости поддержки детской одаренности существует на сегодняшний день на всех уровнях. Соответствующие программы разрабатываются и реализуются на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, действуют практически во всех регионах России. Утверждена такая программа и на федеральном уровне.
Выявление и пополнение интеллектуальных и творческих ресурсов Республики Хакасия - одно из первостепенных условий успешного социально-экономического развития и нашего региона.
Сегодня в системе образования республики наблюдается активизация работы с талантливыми детьми, стремление к созданию необходимых условий для их выявления и последующей самореализации. Также возрастает желание успешного обучения и развития детей и со стороны значительной части родителей. Это, в свою очередь, ведет к усилению их требований к условиям учебно-воспитательного процесса.
С другой стороны, реалии настоящего времени таковы, что зачастую желания и возможности значительной части родителей ограничены. Эффективность работы педагогов в данном направлении также нередко снижается в силу недостаточного финансового и материально-технического обеспечения деятельности системы образования и, главное, в силу недостаточно целенаправленной поддержки способных и талантливых учащихся. Отсутствие или недостаточность заинтересованности соответствующих структур государства и общества, их долговременной и системной работы по моральной и материальной поддержке одаренных детей отнюдь не способствуют дальнейшей мотивации учителей и учеников к самосовершенствованию и повышению интереса к творческой, учебной и исследовательской деятельности.
Следовательно, выявление, развитие и социализация одаренных детей в условиях снижения реальных возможностей семьи и школы требует серьезной государственной поддержки, дополнительной инициации со стороны органов исполнительной власти.
Решению задач в данном направлении на протяжении ряда лет в значительной мере способствовала реализация подпрограммы "Одаренные дети" республиканской целевой программы "Дети Хакасии" (далее - подпрограмма).
Опыт реализации подпрограммы в 2001 - 2005 годах показывает, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены верно, они отражают реальные проблемы и способствуют их поэтапному решению.
В рамках подпрограммы сложилась определенная система работы с одаренными школьниками. В целях выявления способных и талантливых учащихся создана и успешно функционирует система предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных соревнований, которые проводятся как на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, так и на республиканском уровне. Традиционной стала научно-практическая конференция учащихся; совместно с Хакасским фондом поддержки одаренных детей ежегодно проводится конкурс наиболее талантливых школьников. В целях морального и материального поощрения одаренных детей каждый год организуется заграничное турне, Правительственная новогодняя елка. Поддерживается участие детей в зональных и всероссийских олимпиадах, конференциях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
Данная систематическая деятельность должна быть продолжена на новом этапе реализации ведомственной целевой программы. Работа с одаренными детьми - это непрерывный процесс, требующий постоянного совершенствования, внимания и поддержки со стороны органов исполнительной власти.
Очевидно, что без программно-целевого участия государственных структур система долговременной комплексной поддержки одаренных детей на всех этапах - от обнаружения таланта до его социализации - существовать не может.
Оценить социально-экономический эффект от вложений в помощь детской одаренности абсолютными или процентными показателями крайне сложно. Однако очевидно, что поддержка одаренных детей сейчас - это надежный залог формирования творческих, научных, кадровых и иных ресурсов нашей республики в будущем.
Ежегодная реализация мероприятий, предусмотренных программой "Одаренные дети", в значительной степени поможет активизировать работу со способными и талантливыми детьми, повысить уровень мотивации познавательной деятельности учащихся, реализовать их творческий и интеллектуальный потенциал и обеспечить целенаправленное совершенствование системы работы с одаренными детьми республики.
В предстоящий период необходимо сделать более действенным механизм реализации прав одаренных детей путем оказания материальной и моральной поддержки, укрепления материально-технической базы учреждений, работающих с одаренными детьми. Проблемным остается вопрос психолого-педагогического сопровождения работы со способными детьми, научно-методической поддержки педагогов, что требует разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.
2. Основные цели и задачи программы
Целью программы является создание в республике оптимальных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- активизация на всех уровнях - от школьного до республиканского - работы по выявлению и развитию способных и одаренных детей, удовлетворению потребностей учащихся в качественном образовании;
- выявление одаренных детей в области академических знаний, творческих способностей, спортивных достижений и т.д.;
- расширение охвата учащихся образовательных учреждений массовыми мероприятиями республиканского уровня, направленными на выявление талантливых и способных детей;
- содействие дальнейшему развитию способностей одаренных детей и их социализации через привлечение специалистов образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций, представителей творческой интеллигенции, общественных лидеров к работе с ними;
- поддержка талантливых детей, их педагогов и родителей через привлечение финансовых и иных средств в целях морального и материального поощрения;
- подготовка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, через курсы повышения квалификации, семинары, участие во всероссийских мероприятиях;
- объединение усилий заинтересованных государственных и муниципальных органов, учебных заведений, общественных организаций, детских и других фондов для решения указанных задач
3. Перечень мероприятий программы "Одаренные дети"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Объем финансиро- вания из республи- канского бюджета (тыс. руб.) |
Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Государственная поддержка одаренных детей | |||||
1. | Проведение республиканских предметных олимпиад школьников |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
190,0 | январь 2007 года |
выявление детей, одаренных в области академических знаний |
2. | Участие победителей республиканских предметных олимпиад школьников в федеральных окружных и всероссийских предметных олимпиадах |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
70,0 | март-апрель | представительство Республики Хакасия на межрегиональном и федеральном уровнях, моральная и материальная поддержка одаренных детей |
3. | Проведение республиканской научно-практической конференции учащихся |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
60,0 | ноябрь | стимулирование исследовательской деятельности учащихся, моральная и материальная поддержка одаренных детей |
4. | Проведение республиканских творческих и интеллектуальных конкурсов, смотров и т.д. для |
Министерство образования и науки Республики |
40,0 | в течение года |
выявление и развитие творческих и учебных способностей детей, их |
школьников республики | Хакасия Министерство культуры Республики Хакасия (по согласованию) |
моральная и материальная поддержка |
|||
5. | Участие детей республики в межрегиональных и всероссийских творческих конкурсах, смотрах, фестивалях, научно-практических конференциях и т.д. |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
40,0 | в течение года |
представительство Республики Хакасия на общероссийском уровне, поддержка детей |
6. | Проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
30,0 | февраль-май | стимулирование роста профессионального мастерства учащихся |
7. | Участие победителей республиканских конкурсов профессионального мастерства во всероссийских конкурсах |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
40,0 | апрель-май | представительство Республики Хакасия на общероссийском уровне |
8. | Проведение зимней спартакиады школьников Республики Хакасия |
Министерство образования и науки Республики Хакасия Министерство по физической культуре и спорту Республики Хакасия |
130,0 | январь | выявление одаренных детей в области спорта, развитие их спортивных достижений |
9. | Участие победителей зимней спартакиады школьников в зональной и всероссийской спартакиаде школьников |
Министерство образования и науки Республики Хакасия Министерство по физической культуре и спорту Республики Хакасия |
40,0 | февраль-март | поддержка одаренных детей в области спорта |
10. | Участие в организации и проведении конкурса на соискание Премий Хакасского республиканского общественного фонда поддержки одаренных детей |
Министерство образования и науки Республики Хакасия Хакасский республиканский общественный фонд поддержки одаренных детей |
30,0 | май | моральная поддержка и материальное поощрение детей, одаренных в различных областях деятельности, популяризация их достижений |
11. | Премия Председателя Правительства Республики Хакасия одаренным детям - туристическо-познавательный тур по зарубежным странам |
Министерство образования и науки Республики Хакасия Комитет по туризму при Правительстве Республики Хакасия |
800,0 | июль | моральная и материальная поддержка победителей предметных олимпиад, научно- практических конференций, творческих конкурсов |
12. | Организация Правительственной новогодней елки для одаренных детей республики |
Министерство образования и науки Республики |
160,0 | декабрь | моральная поддержка одаренных детей республики |
Хакасия Министерство культуры Республики Хакасия |
|||||
2. Информационное и организационное обеспечение программы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13. | Проведение организационно- методических мероприятий по программе |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
текущее финансирование |
в течение года |
обмен опытом, знакомство с новыми формами работы |
14. | Контроль за состоянием работы с одаренными детьми в Республике Хакасия |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
текущее финансирование |
в течение года |
оценка состояния работы с одаренными детьми |
3. Методическое обеспечение и работа с педагогическими кадрами | |||||
15. | Курсовая подготовка и переподготовка специалистов, работающих с одаренными детьми |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
текущее финансирование |
в течение года |
повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми |
16. | Проведение республиканских семинаров и конференций для специалистов, работающих с одаренными детьми |
Министерство образования и науки Республики Хакасия |
текущее финансирование |
в течение года |
обмен опытом, совершенствование системы работы с одаренными детьми |
Всего: | 1630,0 |
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансирование программных мероприятий, направленных на государственную поддержку одаренных детей, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Объем финансирования программы составляет 1630,0 тыс. рублей.
Практика показывает, что изменяющиеся условия и возрастающие, адекватные современным требованиям, потребности, а также инфляционные процессы, зачастую требуют увеличения планируемых в бюджете финансовых средств, достаточных для обеспечения качественного, соответствующего республиканскому, уровня проводимых мероприятий.
В частности, значительных расходов требует ежегодно проводимая республиканская предметная олимпиада школьников, при проведении которой задействовано свыше 400 человек. Необходимо увеличение призового фонда в целях улучшения качества наградного материала, представляющего интерес для современного школьника и способного к стимулированию участия в олимпиадах.
Следует ежегодно учитывать удорожание продуктов питания, транспортного, бытового, культурного обслуживания участников. Высокий методический уровень олимпиады обеспечивается привлечением высококвалифицированных преподавателей ВУЗов (более 60 человек), поэтому минимально необходимая оплата их работы Министерством образования и науки Республики Хакасия как организатором олимпиады - важное условие для дальнейшего сотрудничества и поддержания высокого уровня республиканских олимпиад.
Повышение качественного уровня олимпиад, а также ряда республиканских конкурсов и научно-практической конференции, важно еще и потому, что им присвоен региональный статус, дающий право их победителям на льготное поступление в вузы и ссузы Хакасии и Тувы. Предоставление приоритетной возможности поступления наиболее одаренных школьников именно в вузы Хакасии обеспечивает подготовку высокопрофессиональных кадров и увеличивает вероятность их последующего трудоустройства в нашей республике, что в перспективе положительно отразится и на социально-экономическом развитии Хакасии.
Призеры республиканских олимпиад участвуют в федеральных окружных и всероссийских олимпиадах. В 2005 г. число школьников, участвующих в этих олимпиадах за счет средств республиканского бюджета, в сравнении с 2004 г. заметно возросло (в 2004 г. - 3 участника, в 2005 г. - 6 участников плюс 1 участник международной олимпиады). Увеличение средств, планируемых в республиканском бюджете на эти цели, позволит представлять Хакасию более широко, снимет проблему выбора кандидатур учащихся, желающих участвовать во всероссийских олимпиадах и, очевидно, скажется и на результативности. Более полно будут реализованы права учащихся, поскольку во всероссийских олимпиадах могут участвовать все победители региональных олимпиад. Увеличение бюджетных средств необходимо еще и в силу того, что Минобрнауки России ввело в практику проведение всероссийских олимпиад по каждой из учебных дисциплин в разных городах страны и в разные сроки. Это усложняет организацию участия в них школьников республики, лишая возможности отправлять единую команду учащихся в сопровождении одного педагога. Следовательно, появляется необходимость транспортных расходов на взрослых сопровождающих для каждого из участников. Кроме того, ежегодно увеличиваются суммы организационных взносов как для участников олимпиад, так и для их сопровождающих (в 2004 году 1-5 тыс. руб. на человека, в 2005 г. - 5-7 тыс. руб.). Общая стоимость участия одного школьника в российских олимпиадах в 2005 году составила около 19 тыс. руб.
Подобным же образом требуется увеличение средств, планируемых в республиканском бюджете, для более широкого участия детей из Хакасии и в других мероприятиях окружного и федерального уровней. Программа "Одаренные дети" должна также предусматривать участие педагогов, работающих с талантливыми детьми, в республиканских, межрегиональных и всероссийских семинарах, конференциях и т.д. Участие детей и педагогов в таких мероприятиях в той или иной степени формирует мнение о нашем регионе и создает определенный имидж на российском уровне, а главное, способствует приобретению участниками творческого, интеллектуального, организационного опыта на уровне более высоком, чем республиканский.
Важным показателем эффективности работы с одаренными детьми является расширение охвата участников мероприятиями республиканского уровня. К примеру, на республиканской научно-практической конференции учащихся 2004-2005 учебного года работало 10 предметных секций, в которых участвовало 106 школьников. Однако тематика представляемых детьми исследовательских работ нередко не вписывается в специфику работы имеющихся 10 секций и, следовательно, ограничивает число возможных участников. Увеличение же числа секций потребует соответствующего увеличения расходов на питание и проживание участников, культурную программу, оплату работы жюри и т.д.
Мероприятия, подобные предметным олимпиадам и научно-практическим конференциям, инициируют исследовательскую, научно-практическую, поисковую деятельность учащихся. Именно на этой стадии формируется интерес школьников к научным изысканиям, что, очевидно, предопределяет характер деятельности многих из них в будущем и, тем самым, влияет на научный потенциал республики.
Необходимы значительные средства на моральное и материальное поощрение одаренных детей республики. Эти средства должны быть достаточным для достойного награждения и стимулирования развития способностей ребят, достигших наибольших успехов в обучении и творчестве.
В частности, наиболее крупных расходов требует организация туристическо-познавательного тура, который является Премией Председателя Правительства Республики Хакасия. Недостаток средств может привести к упрощению экскурсионной программы и усложнению условий туристической поездки по причине снижения качества проезда и проживания. Ежегодно происходит удорожание: если в 2004 г. на организацию тура потребовалось 550 тыс. руб., то в 2005г. - уже 680 тыс. руб.
Значителен также объем средств на проведение Правительственной новогодней елки для одаренных детей, требуемых для приобретения 600 качественных подарочных наборов, организации разнообразной культурно-развлекательной программы.
В 2005 г. произошла передача учреждений начального профессионального образования из федерального подчинения в республиканское. Соответственно, в 2006 году программа "Одаренные дети" должна включать в себя ряд мероприятий для учащихся данных учреждений, в частности, традиционные для системы НПО конкурсы профессионального мастерства и последующее участие их победителей в общероссийских мероприятиях.
Таким образом, комплексная поддержка одаренных детей республики, совершенствование работы с ними, требуют значительных финансовых вложений из бюджетов всех уровней. Причем, если первые этапы большей части мероприятий (олимпиад, спортивных соревнований, конкурсов и т.д.), как правило, финансируются образовательными учреждениями и муниципалитетами, то расходы на республиканские этапы и участие в межрегиональных и общероссийских этапах должны быть заложены в республиканском бюджете.
5. Механизм реализации программы
Министерство образования и науки Республики Хакасия как государственный заказчик осуществляет оперативное управление программой, контролируя сроки выполнения мероприятий подпрограммы, целевое расходование выделяемых финансовых средств и эффективность их использования, уточняя затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
К участию в реализации подпрограммы привлекаются республиканские органы исполнительной власти, администрации городов и районов республики (по согласованию).
Исполнение подпрограммы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством образования и науки Республики Хакасия с исполнителями программных мероприятий.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- увеличить на 12% число участников мероприятий, направленных на выявление и развитие детей, одаренных в области академических знаний;
- увеличить на 7% число участников мероприятий, направленных на выявление и развитие детей, одаренных в области спорта;
- увеличить на 30% представительство талантливых учащихся на всероссийских мероприятиях;
- сохранить на прежнем уровне количество одаренных детей, получивших материальное поощрение;
- реализовать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся республики;
- популяризовать среди учащихся республики значимость высоких достижений и стимулировать развитие собственных способностей;
- продолжить совершенствование системы работы с одаренными детьми республики
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование программы ведомственная целевая программа
"Одаренные дети на 2006 год"
Дата принятия решения приказ Министерства образования и науки
о разработке программы, дата Республики Хакасия от 30.08.2005 N 583
утверждения (наименование "О разработке целевых программ";
и номер соответствующего приказ Министерства образования
нормативного акта) и науки Республики Хакасия
от "__" _______2005 г. N _____
Государственный заказчик Министерство образования и науки
(субъект бюджетного Республики Хакасия
планирования)
Цель и задачи программы Создание условий для выявления и
поддержки одаренных детей в Республике
Хакасия посредством решения следующих
задач:
- активизация на всех уровнях работы по
выявлению и развитию одаренных детей;
- поддержка дальнейшего развития
талантливых и способных детей;
- моральное и материальное поощрение
одаренных детей;
- подготовка педагогических кадров,
работающих с одаренными детьми;
- объединение усилий заинтересованных
государственных и общественных структур
для решения указанных задач
Показатели результативности - увеличение охвата школьников
(индикаторы) республиканскими массовыми
мероприятиями, направленных на
выявление одаренности в области
академических знаний, художественного
творчества, спортивного мастерства;
- увеличение представительства
Республики Хакасия на межрегиональных и
всероссийских олимпиадах, конференциях,
конкурсах и иных мероприятиях;
- сохранение числа школьников,
получающих моральное и материальное
поощрение
Сроки и этапы реализации 2006 год
программы
Объемы и источники 1630,0 тыс. рублей за счет средств
финансирования программы республиканского бюджета
Ожидаемые конечные - устойчивое существование и
результаты реализации совершенствование системы работы
программы с одаренными детьми;
- выявление одаренных детей и оказание
им государственной поддержки;
- широкое участие одаренных детей
в республиканских, межрегиональных,
всероссийских олимпиадах, конкурсах,
конференциях, спартакиадах;
- подготовка и повышение квалификации
специалистов, работающих с одаренными
детьми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.