Решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 31 июля 2006 г. N А74-1795/2006
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2006 года.
Решение в полном объеме составлено 31 июля 2006 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой Т. Н.,
судей Каспирович Е.В., Хабибулиной Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш", город Абакан к
Государственному комитету по тарифам Республики Хакасия, город Абакан, о признании недействующим подпункта 1.1 части 1 постановления от 31 марта 2006 года N 14.
В судебном заседании 24 июля 2006 года принимали участие представители сторон:
заявителя - Дмитриенко М.А., адвокат, ордер от 29 мая 2006 года N 136, доверенность от 22 мая 2006 года; Старкова А.Д., доверенность от 17 мая 2006 года;
Государственного комитета по тарифам РХ - Ливинцов С.А., доверенность от 09 марта 2006 года N Р/03-145.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 июля 2006 года объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 27 июля 2006 года.
В судебном заседании 27 июля 2006 года принимали участие представители сторон:
заявителя - Дмитриенко М.А., адвокат, ордер от 29 мая 2006 года N 136, доверенность от 22 мая 2006 года; Старкова А.Д., доверенность от 17 мая 2006 года;
Государственного комитета по тарифам РХ - Ливинцов С.А., доверенность от 09 марта 2006 года N Р/03-145.
Протокол судебного заседания вела судья Сидельникова Т.Н.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием к Государственному комитету по тарифам Республики Хакасия (далее - Государственный комитет по тарифам), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим подпункта 1.1 части 1 постановления от 31 марта 2006 года N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 года N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год" в части указания на многоквартирные жилые дома независимо от формы собственности и выбранной формы управления (жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев, кондоминиумы), общежития (в том числе ведомственные).
В обоснование требования заявитель ссылается на нарушение Государственным комитетом по тарифам статей 2, 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", превышение предоставленных ему названным Федеральным законом полномочий.
Так, Методическими рекомендациями Федеральной службы по тарифам, утвержденными приказом ФСТ от 23 ноября 2004 года N 193-э/11 (в редакции последующих приказов), в целях установления тарифов предусмотрены три категории (группы) потребителей: базовые потребители, население и прочие потребители. Государственный комитет по тарифам исключил из категории "население" граждан, проживающих в многоквартирных домах, и включил их в категорию базовых потребителей - предприятий ЖКХ, находящихся в муниципальной собственности. Поскольку полномочия на формирование групп потребителей предоставлены Государственному комитету по тарифам, заявитель полагает, что оспариваемое постановление противоречит Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Оспариваемое постановление нарушает права заявителя как организации, осуществляющей обслуживание населения, поскольку с учетом особенности расчета тариф для населения ниже тарифов для иных групп потребителей. Нарушение прав и законных интересов заявителя выразилось, по его мнению, в том, что оспариваемое постановление незаконно возлагает на него обязанность оплачивать тепловую энергию по незаконно установленным тарифам. Законные интересы и права заявителя в рассматриваемой ситуации затрагиваются опосредованно, поскольку заявитель как управляющая компания осуществляет сбор с граждан, проживающих в управляемых заявителем жилых домах, платы за тепловую энергию. Граждане вправе обратиться с исками о взыскании с Общества сумм излишне, незаконно уплаченных сумм тарифов. Таких исков на данный момент нет, но реальная возможность их предъявления имеется. В подтверждение этого довода заявителем представлен протокол собрания инициативной группы граждан, поступивший заявителю 31 января 2006 года.
По поводу отношений с МП "Тепловые сети" представители заявителя пояснили, что договор на поставку тепловой энергии с МП "Тепловые сети" отсутствует, но поставка тепловой энергии в многоквартирные дома, принятые заявителем в управление, осуществлялась при отсутствии договора. Указанное обстоятельство явилось поводом для предъявления заявителем иска к муниципальному предприятию "Абаканские тепловые сети" о понуждении к заключению договора и иска последнего о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш" задолженности по оплате тепловой энергии. Решения по делам не приняты арбитражным судом.
Государственный комитет по тарифам возражает по поводу предъявленных требований. Представитель Государственного комитета по тарифам полагает, что требования Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" при вынесении оспариваемого постановления соблюдены, оспариваемое постановление от 31 марта 2006 года N 14 законно, не нарушает и не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности и не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое постановление, постановление Государственного комитета по тарифам по Республике Хакасия от 06 декабря 2005 года N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год", в которое оспариваемым постановлением внесены изменения, адресовано иным субъектам - промышленным предприятиям и прочим потребителям, предприятиям ЖКХ муниципальной формы собственности, предприятиям, финансируемым из бюджета, и бюджетным учреждениям, МП "Тепловые сети" и гражданам, проживающим в частных и многоквартирных домах. Ни к одной из перечисленных категорий заявитель не относится, в связи с чем его требование необоснованно. В рассматриваемой ситуации субъектами правоотношений по поводу установления тарифов являются граждане, проживающие в многоквартирных домах и поручившие управление своим жильем заявителю, в связи с чем вопрос о размере тарифа может быть разрешен судом общей юрисдикции.
Государственный комитет по тарифам также полагает, что спор по поводу размера тарифов отсутствует, поскольку граждане, заключившие с заявителем договоры управления в многоквартирном доме, согласились оплачивать коммунальные услуги и тепловую энергию по тарифам, утвержденным главой Администрации города Абакана, которые, в свою очередь, установлены с учетом постановлений от 06 декабря 2005 года N 97 и 31 марта 2006 года N 14.
Поскольку заявитель не указал законы и иные правовые акты, которым оспариваемое постановление не соответствует, не обозначил права и законные интересы, нарушенные оспариваемым постановлением, и, вследствие этого, не является заинтересованным лицом, Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Представитель Государственного комитета по тарифам привел и поддержал также доводы относительно действительности заключенных заявителем договоров на управление квартирами, законности общих собраний жильцов многоквартирных домов и решений собраний по вопросам о полномочиях заявителя.
Арбитражный суд установил, что 01 декабря 2005 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись об обществе с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш" и выдала предприятию свидетельство серии 19 N 015154.
Согласно пункту 2.2 устава Общество вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, предметом же деятельности юридического лица является предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки, электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, оказание различных видов услуг, производство общестроительных работ по возведению зданий, устройство покрытий зданий и сооружений, монтаж металлических строительных конструкций, производство каменных, электромонтажных, изоляционных, санитарно-технических, отделочных работ, оптовая и розничная торговля строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.
27 апреля 2006 года учредитель Общества дополнил перечень осуществляемых видов деятельности и включил в него управление эксплуатацией жилого фонда, управление эксплуатацией нежилого фонда. 12 мая 2006 года запись об изменениях в учредительный документ внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством серии 19 N 000650846.
В январе-феврале 2006 года собственники помещений многоквартирных домов по улице Вокзальная, 30, улице Стофато, 16, Северному проезду, 3, улице Чертыгашева, 126, по улице Ленина, 29а, улице Советская, 48, улице Трудовая, 73а, улице Дружбы народов, 20а, в городе Абакане провели общие собрания, на которых приняли решение о выборе Общества в качестве управляющей их жилыми домами компании.
В январе, марте 2006 года заявитель заключил договоры управления многоквартирным домом с частью жильцов перечисленных выше многоквартирных домов, что установлено при исследовании представленных заявителем договоров от 18 января 2006 года, 19 января 2006 года, 23 января 2006 года, 30 января 2006 года, 01 марта 2006 года и реестров договоров.
По своему содержанию договоры на управление многоквартирным домом аналогичны. В соответствии с пунктом 2.1 договоров заявитель принял на себя обязательства по техническому обслуживанию, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечению предоставления собственникам квартир коммунальных и иных услуг, а собственники квартир обязуются оплатить техническое обслуживание, коммунальные и иные услуги на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Согласно подпункту 5.4.2, пунктам 5.6, 5.7 договоров плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников квартир включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, отопление и т.д. по тарифам, устанавливаемым органами местного самоуправления.
06 декабря 2005 года Государственный комитет по тарифам принял постановление N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год", которое опубликовано в газете "Хакасия" от 15 декабря 2005 года N 237.
В пункте 2 названного постановления утверждены и введены в действие с 01 января 2006 года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Хакасская генерирующая компания" потребителям, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
В приложении N 1 к постановлению от 06 декабря 2005 года N 97 утверждено тарифное меню по тепловой энергии для потребителей ОАО "Хакасская генерирующая компания" на 2006 год, в том числе:
- для промышленных предприятий (без учета НДС) - 541, 78 руб./Гкал;
- для предприятий, финансируемых из бюджетов, учреждений здравоохранения, учебных заведений, учреждений социально-культурной сферы (без учета НДС) - 517, 72 руб./Гкал;
- для МП "Абаканские тепловые сети" (без учета НДС) - 309, 49 руб./Гкал;
- для предприятий ЖКХ, отнесенных к муниципальной собственности, общежитий (в том числе ведомственных) (без учета НДС) - 369,11 руб./Гкал;
- для частных домов (с учетом НДС) - 224, 62 руб./Гкал.
Общество обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия с письмом от 09 марта 2006 года N 793, копию которого для сведения направило в Прокуратуру Республики Хакасия и Прокуратуру города Абакана и в котором указало, что МП "Абаканские тепловые сети" предъявляет Обществу счета на оплату тепловой энергии по тарифу в сумме 435 рублей 55 копеек, установленному для этого предприятия с учетом НДС.
По мнению Общества, тепловая энергия должна оплачиваться им по тарифу 224 рубля 62 копейки, установленному для населения, проживающего в частных домах, поскольку переданные Обществу в управление квартиры находятся в частной собственности граждан и к муниципальному жилью не относятся.
Из письма Прокуратуры Республики Хакасия от 04 апреля 2006 года N 7-93-06, письма Прокуратуры города Абакана от 10 апреля 2006 года N 1140-05 следует, что тариф для многоквартирных домов независимо от того, кому на праве собственности принадлежат квартиры, Государственным комитетом по тарифам не установлен.
31 марта 2006 года Государственный комитет по тарифам принял постановление N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 г. N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год", которое опубликовано в газете "Хакасия" от 14 апреля 2006 года N 64.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 постановления от 31 марта 2006 года пункт 2 приложения N 1 к постановлению от 06 декабря 2005 года N 97 изложен в новой редакции: "Предприятия ЖКХ, отнесенные к муниципальной собственности, многоквартирные жилые дома независимо от форм собственности и выбранной формы управления (жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев, кондоминиумы), общежития (в том числе ведомственные)".
В подпункте 1.2 пункта 1 в новой редакции изложен пункт 4 приложения N 1 к постановлению от 06 декабря 2005 года N 97: "Население, проживающее в индивидуальных жилых домах - частный сектор с учетом НДС)".
Общество полагает незаконным постановление Государственного комитета по тарифам от 31 марта 2006 года N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 г. N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год" в части указания на многоквартирные жилые дома независимо от формы собственности и выбранной формы управления (жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев, кондоминиумы), общежития (в том числе ведомственные) и оспорило постановление в приведенной части в арбитражном суде.
Дело рассмотрено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В статье 7.1 Федерального закона от 14 апреля 1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" определено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Вследствие этого заявление Общества об оспаривании постановления Государственного комитета по тарифам по поводу тарифа на тепловую энергию подведомственно арбитражному суду.
Постановление Государственного комитета по тарифам от 31 марта 2006 года N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 г. N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год" обладает признаками нормативного правового акта, поскольку издано в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с правилами части 1 статьи 192, части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет исследования входят обстоятельства, свидетельствующие о соответствии оспариваемого правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличии или отсутствии у Государственного комитета по тарифам полномочий на установление тарифов на тепловую энергию, о нарушении нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возложении на него каких-либо обязанностей или создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставлены полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В силу статьи 1 Закона Республики Хакасия от 18 января 2005 года N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия - государственный орган Республики Хакасия, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность.
Согласно статье 3 и приложению к названному выше Закону Республики Хакасия Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия включен в систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Республики Хакасия от 07 февраля 2005 года N 17 "Об органах исполнительной власти Республики Хакасия" Региональная энергетическая комиссия Республики Хакасия переименована в Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 Положения о Государственном комитете по тарифам Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 марта 2005 года N 74, Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.
С учетом приведенных правовых норм арбитражный суд признал, что оспариваемое постановление от 31 марта 2006 года N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 г. N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год" принято Государственным комитетом по тарифам в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. При этом предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" предусмотрено, что регулирование указанных тарифов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 59 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109), дифференциация тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии для групп потребителей и производиться исходя из критериев величины присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии, режима использования потребителями электрической мощности, категории надежности электроснабжения, уровня напряжения электрической сети, иных критериев, предусмотренных в Российской Федерации.
Этим же пунктом предусмотрено установление тарифа в расчете на 1 гигакалорию отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, с дифференциацией по параметрам давления пара.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 и пунктом 59 Основ ценообразования Федеральная служба по тарифам приказом от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (в редакции приказа от 23 ноября 2004 года N 193-э/11) утвердила Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические рекомендации).
Особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии согласно пункту 26 Методических рекомендаций определяются в соответствии с положениями статей 2 и 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пункта 59 Основ ценообразования.
Оспаривая постановление Государственного комитета по тарифам, Общество указало в качестве основания для признания нормативного правового акта недействующим превышение органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по формированию категорий потребителей тепловой энергии и сослалось на Методические рекомендации, которыми определены три категории потребителей - базовые потребители, население и прочие потребители. При этом население не подразделяется в зависимости от формы собственности на жилые помещения.
В пункте 27 Методических указаний три тарифные группы потребителей, в том числе базовые потребители, население и прочие потребители, обозначены применительно к электрической энергии. Указание на категории потребителей тепловой энергии в пункте 27 Методических рекомендаций отсутствует, в связи с чем довод заявителя о нарушении Государственным комитетом по тарифам требований к обязательному перечню потребителей тепловой энергии нельзя признать обоснованным. Ссылка Общества на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 марта 2003 года по делу N А12-10867/02-С37 не принята арбитражным судом во внимание, поскольку преюдициального значения при рассмотрении дела N А74-1795/2006 не имеет, предметом оценки по делу N А12-10867/02-С37 являлись иные обстоятельства.
Согласно пункту 72 Методических рекомендаций потребитель тепловой энергии оплачивает расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии, по тарифам, рассчитываемым в соответствии с разделами VII "Расчет экономически обоснованного уровня цены на электрическую энергию на шинах и тепловую энергию на коллекторах производителей энергии (энергоснабжающей организации) - субъекта розничного рынка" и IX "Расчет размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения" настоящих Методических указаний.
Анализ содержания приведенного пункта Методических рекомендаций позволяет сделать вывод, что применительно к тепловой энергии основным критерием при установлении тарифа является не группа потребителей, а состав и объем расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии. Вследствие этого установление тарифа на тепловую энергию применительно к иным, чем это установлено в пункте 27 Методических рекомендаций, категориям потребителей не является нарушением требований Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основ ценообразования и Методических рекомендаций.
Обоснованность расчетов тарифа, установленного в оспариваемой части постановления Государственного комитета по тарифам, не приведена заявителем в качестве основания своих требований, в связи с чем арбитражный суд не включил в предмет исследования обстоятельства, связанные с расчетами тарифов для многоквартирных жилых домов независимо от формы собственности и выбранной формы управления (жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, товариществ домовладельцев, кондоминиумов) и общежитий (в том числе ведомственных).
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что подпункт 1.1 части 1 постановления Государственного комитета по тарифам от 31 марта 2006 года N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 года N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год" в части указания на многоквартирные жилые дома независимо от формы собственности и выбранной формы управления (жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев, кондоминиумы), общежития (в том числе ведомственные) не противоречит Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", основам ценообразования и Методическим рекомендациям в части определения категорий потребителей тепловой энергии.
По вопросу о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из пункта 2.2 устава Общества в новой редакции, предприятие осуществляет помимо прочих видов деятельности управление эксплуатацией объектов жилого и нежилого фондов.
По смыслу заключенных в январе, марте 2006 года договоров управления многоквартирными домами обязанности заявителя применительно к тепловой энергии, коммунальным услугам и т.д. заключаются в реализации управленческих функций, а именно в обеспечении предоставления собственникам квартир отопления, коммунальных и иных услуг.
Обязанность собственников квартир по внесению заявителю платы за отопление, коммунальные и иные услуги не означает замену собственников квартир на заявителя в субъектном составе правоотношений по поводу подачи тепловой энергии: потребителями тепловой энергии являлись и являются после заключения договора на управление многоквартирным домом собственники квартир. Заявитель не приобрел статус потребителя тепловой энергии после заключения договоров на управление многоквартирными домами.
Вследствие этого оспариваемое постановление в определенной степени адресовано собственникам квартир, но не заявителю.
Права и законные интересы заявителя постановление Государственного комитета по тарифам в оспариваемой части затрагивает опосредованно, поскольку он принял на себя обязательства по управлению многоквартирными домами и осуществляет сбор и перечисление платы за поставленную тепловую энергию, но не нарушает их, поскольку потребителем тепловой энергии Общество не является.
Довод заявителя о праве собственников квартир взыскать с Общества излишне уплаченные суммы за отопление в связи с применением завышенных тарифов и представленное 24 июля 2006 года в подтверждение этого довода письмо инициативной группы собственников квартир от 31 января 2006 года не свидетельствуют о том, что у Общества после заключения договоров на управление многоквартирными домами возникли права и обязанности потребителя тепловой энергии и нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, поскольку управление многоквартирным домом не означает изменение субъектного состава правоотношений по поводу поставки и потребления тепловой энергии.
Применительно к вопросу о праве собственников квартир взыскать излишне уплаченные суммы платы за отопление суд признал довод заявителя несостоятельным и потому, что в соответствии с подпунктом 5.4.2, пунктами 5.6, 5.7 договоров плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников квартир включает в себя плату за отопление, холодное и горячее водоснабжение и т.д. по тарифам, устанавливаемым органами местного самоуправления, основанием для которых явилось постановление Государственного комитета по тарифам в оспариваемой части.
По этим же основаниям, с учетом заявленных Обществом требований и приведенных в их обоснование обстоятельств, не может быть учтена при рассмотрении данного дела позиция Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, приведенная в письме от 21 апреля 2006 года N 3-656, представленном заявителем в судебное заседание 27 июля 2006 года.
Доводы Государственного комитета по тарифам, приведенные по поводу ничтожности заключенных договоров на управление многоквартирными домами, собраний собственников квартир, не влияют на правовую оценку обстоятельств дела и не приняты арбитражным судом во внимание.
Учитывая приведенные обстоятельства, арбитражный суд не усматривает оснований для признания недействующим подпункта 1.1 части 1 постановления Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 31 марта 2006 года N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 года N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год" в части указания на многоквартирные жилые дома независимо от формы собственности и выбранной формы управления (жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев, кондоминиумы), общежития (в том числе ведомственные) и полагает отказать в удовлетворении заявления Общества.
Государственная пошлина по делу составляет 2.000 рублей, уплачена Обществом при обращении в арбитражный суд в указанном размере по квитанции от 20 апреля 2006 года.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения дела относит государственную пошлину на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш", город Абакан, о признании недействующим подпункта 1.1 части 1 постановления Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 31 марта 2006 года N 14 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 года N 97 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2006 год" в части указания на многоквартирные жилые дома независимо от формы собственности и выбранной формы управления (жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев, кондоминиумы), общежития (в том числе ведомственные) в связи с соответствием нормативного правового акта в оспариваемой части Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
В соответствии с частью 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Сидельникова Т.Н. |
Судьи Каспирович Е.В.
|
Хабибулина Ю.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 июля 2006 г. N А74-1795/2006
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения официально опубликован не был