Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 6 марта 2007 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Кайлачаковой О.В.,
с участием прокурора Гончаровой М.И.,
представителя Верховного Совета Республики Хакасия Шейерман Н.И., представителя Избирательной комиссии Республики Хакасия Шулбаева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании пунктов 3 и 5 статьи 6 в части; пункта 4 статьи 25 в части; пунктов 5, 6, 8, 9, 10, 11 статьи 28 в части; пункта 3 статьи 32 в части; пункта 3 статьи 33 в части; пунктов 3 и 5 статьи 34 в части; пункта 2 статьи 35 в части; абзацев 2, 3, 4 пункта 8 статьи 38 в части; пункта 8 статьи 39 в части; абзаца 10 пункта 7 статьи 59 в части; пункта 8 статьи 59 в части; подпункта 4 пункта 2 статьи 61 в части; пунктов 3 и 4 статьи 61 в части; абзацев 1 и 2 пункта 22 статьи 62 в части; пункта 13 статьи 63 в части; пункта 10 статьи 65 в части Закона Республики Хакасия от 1 июля 2003 года N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года), Примечаний к Приложениям 1, 2, 3 к названному Закону Республики Хакасия в части противоречащими федеральному законодательству и недействующими, установил:
1 июля 2003 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (далее- Закон Республики Хакасия), 1 марта 2004 года, 6 мая 2004 года, 22 сентября 2004 года, 16 ноября 2006 года внесены изменения, текст закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасия" от 10 июля 2003 года N 44-45, от 5 марта 2004 года N 12, от 14 мая 2004 года N 23, от 30 сентября 2004 года N 43, от 29 ноября 2006 года N 61.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании пунктов 3 и 5 статьи 6 в части; пункта 4 статьи 25 в части; пунктов 5, 6, 8, 9, 10, 11 статьи 28 в части; пункта 3 статьи 32 в части; пункта 3 статьи 33 в части; пунктов 3 и 5 статьи 34 в части; пункта 2 статьи 35 в части; абзацев 2, 3, 4 пункта 8 статьи 38 в части; пункта 8 статьи 39 в части; абзаца 10 пункта 7 статьи 59 в части; пункта 8 статьи 59 в части; подпункта 4 пункта 2 статьи 61 в части; пунктов 3 и 4 статьи 61 в части; абзацев 1 и 2 пункта 22 статьи 62 в части; пункта 13 статьи 63 в части; пункта 10 статьи 65 в части Закона Республики Хакасия от 1 июля 2003 года N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года), Примечаний к Приложениям 1, 2, 3 к названному Закону Республики Хакасия в части противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отдельные положения Закона Республики Хакасия вступили в противоречие с федеральным законодательством.
Так, пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что днем голосования на выборах депутатов Верховного Совета является второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок полномочий Верховного Совета Республики Хакасия, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта (пункт 5 статьи 6 Закона Республики Хакасия).
Однако, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2006 года) (далее- Федеральный закон) днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 81.1 Федерального закона в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.
Пунктом 4 статьи 25 Закона Республики Хакасия установлено, что избирательное объединение одновременно с представлением списков кандидатов для заверения вправе представить в Избирательную комиссию Республики Хакасия свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представить эмблему, описание которой содержится в его уставе (далее - зарегистрированная эмблема).
Вместе с тем, федеральное законодательство не возлагает на избирательные объединения обязанности регистрировать свои эмблемы.
В соответствии с пунктом 12 статьи 35 Федерального закона в случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.
Пунктом 5 статьи 28 Закона Республики Хакасия определено, что гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата.
В силу пункта 6 статьи 28 Закона Республики Хакасия одновременно с уведомлением, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также гражданство иностранного государства с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства (далее - сведения об иностранном гражданстве кандидата);
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной приложением 4 к настоящему Закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом.
Пунктом 8 статьи 28 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, обязан представить в окружную избирательную комиссию лично. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого).
Пунктом 9 статьи 28 Закона Республики Хакасия установлено, что если к моменту выдвижения кандидата окружная избирательная комиссия не сформирована, уведомление, указанное в пункте 5 настоящей статьи, заявление кандидата о согласии баллотироваться и другие документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, представляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию, которая осуществляет функции окружной избирательной комиссии по работе с представленными документами до ее сформирования.
Согласно пункту 10 статьи 28 Закона Республики Хакасия уведомление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении нотариально удостоверенной доверенности). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению.
Пунктом 11 статьи 28 Закона Республики Хакасия определено, что соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения уведомления, указанного в пункте 5 настоящей статьи, заявления кандидата о согласии баллотироваться и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы.
Пунктом 3 статьи 32 Закона Республики Хакасия установлено, что уведомление о выдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении нотариально удостоверенной доверенности).
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 33 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата.
Пунктом 5 статьи 34 определено, что в случае наличия у кого-либо из указанных кандидатов помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата.
Примечанием к Приложению 1 к Закону Республики Хакасия установлено, что в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
Примечанием к Приложению 2 к Закону Республики Хакасия предусмотрено, что в случае наличия у указанного кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
Примечанием к Приложению 3 к Закону Республики Хакасия определено, что в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
Вместе с тем, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ исключены положения, обязывающие отражать в подписном листе сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства.
Пунктом 3 статьи 34 Закона Республики Хакасия установлено, что избирательное объединение вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов со дня, следующего за днем заверения Избирательной комиссией Республики Хакасия этого республиканского списка кандидатов.
Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Хакасия определено, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены Федеральным законом.
Между тем, согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Абзацем 2 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия установлены основания отказа в регистрации кандидата.
Между тем, Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и к числу оснований для отказа в регистрации кандидата дополнительно отнесены: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Абзацем 3 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия установлены основания отказа в регистрации списка кандидатов.
Между тем, Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и к числу оснований для отказа в регистрации списка кандидатов дополнительно отнесены: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для назначения референдума; установленный решением суда факт несоблюдения избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Абзацем 4 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия определено, что перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, установленные настоящим пунктом, являются исчерпывающими.
Вместе с тем, основания отказа в регистрации кандидата и списка кандидатов перечислены в пунктах 24 и 25 статьи 38 Федерального закона и являются исчерпывающими.
Пунктом 8 статьи 39 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что избирательное объединение в соответствии со своим уставом вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутого им по одномандатному избирательному округу кандидата, подав письменное заявление об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая в случае, если кандидат был зарегистрирован, принимает решение об аннулировании регистрации кандидата.
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и пункт 32 статьи 38 Федерального закона изложен в новой редакции: избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.
Пунктом 8 статьи 59 Закона Республики Хакасия определено, что в случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене указываются сведения об иностранном гражданстве зарегистрированного кандидата.
Вместе с тем, Федеральными законами от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ из пункта 7 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключены положения, обязывающие указывать в избирательном бюллетене сведения об иностранном гражданстве зарегистрированного кандидата.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 61 Закона Республики Хакасия установлено, что каждый из протоколов участковой избирательной комиссии должен содержать наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка.
Однако в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 67 Федерального закона протокол об итогах голосования должен содержать адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума.
Абзацем 10 пункта 7 статьи 59 Закона Республики Хакасия определено, что справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Пунктом 3 статьи 61 Закона Республики Хакасия установлено, что в строку 12 и в последующие строки протокола N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу дополнительно вносятся: в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества, а при их совпадении иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Пунктом 4 статьи 61 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что в строку 12 и в последующие строки протокола N 2 об итогах голосования по республиканскому избирательному округу дополнительно вносятся: наименования избирательных объединений, зарегистрировавших республиканские списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене и число голосов избирателей, поданных за каждый республиканский список кандидатов; число голосов избирателей, поданных против всех республиканских списков кандидатов.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 июля 2006 года N 107-ФЗ в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" из пункта 2 статьи 67 Федерального закона исключена такая форма голосования, как против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Согласно абзацу 11 подпункта "д" пункта 2 статьи 67 Федерального закона (с изменениями от 12 июля 2006 года) протокол об итогах голосования должен содержать строку 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
В силу абзаца 1 пункта 22 статьи 62 Закона Республики Хакасия первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо после заверения этих копий незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо после заверения этих копий незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию (абзац 2 пункта 22 статьи 62 Закона Республики Хакасия).
Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пункт 30 статьи 68 Федерального закона изложен в новой редакции: первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
Согласно пункту 13 статьи 63 Закона Республики Хакасия окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу не состоявшимися в следующих случаях:
1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования (число избирателей, принявших участие в выборах, равно сумме чисел в строках 3, 4, 5, 6 протокола N1 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу);
2) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
- в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
- менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
-за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
- все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
- а также в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
В силу пункта 1 статьи 71 Федерального закона законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.
Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.
Пунктом 10 статьи 65 Закона Республики Хакасия установлено, что выборы признаются Избирательной комиссией Республики Хакасия не состоявшимися в случае, если:
1) в них приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;
2) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
3) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
4) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;
5) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
6) а также в случае, если при повторном голосовании в бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.
Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпункт "а" пункта 2 статьи 70 Федерального закона, предусматривающий, что выборы признаются несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей, признан утратившим силу.
В судебном заседании прокурор Гончарова М.И. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Шейерман Н.И., представитель Избирательной комиссии Республики Хакасия Шулбаев А.О. не возражали против удовлетворения заявления прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими пунктов 5, 6, 8, 9, 10, 11 статьи 28 в части; пункта 3 статьи 32 в части; пункта 3 статьи 33 в части; пунктов 3 и 5 статьи 34 в части; пункта 2 статьи 35 в части; пункта 8 статьи 39 в части; абзаца 10 пункта 7 статьи 59 в части; пункта 8 статьи 59 в части; подпункта 4 пункта 2 статьи 61 в части; пунктов 3 и 4 статьи 6 в части; абзацев 1 и 2 пункта 22 статьи 62 в части; пункта 13 статьи 63 в части; пункта 10 статьи 65 в части Закона Республики Хакасия от 1 июля 2003 года N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года), Примечаний к Приложениям 1, 2, 3 к Закону Республики Хакасия.
С доводами прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими пунктов 3 и 5 статьи 6 в части, пункта 4 статьи 25 в части, абзацев 2, 3, 4 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия не согласились, пояснив, что согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона. Из смысла данной нормы следует, что голосование на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления может проводиться во второе воскресенье октября в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Такие случаи определены в статье 81.1 Федерального закона, в силу пункта 3 которой если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах. Пункт 4 статьи 81.1 Федерального закона определяет порядок назначения выборов на второе октября в органы местного самоуправления, что Закон Республики Хакасия не регулирует. Таким образом, случаи, когда днем голосования является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий депутатов и иных органов, установлены статьей 81.1 Федерального закона, субъектам Российской Федерации не предоставлено право определять такие случаи.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 1 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 30 декабря 2006 года) политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 5 февраля 2007 года), Федеральным законом "О политических партиях" Устав политической партии подлежит государственной регистрации, а соответственно, и содержащиеся в нем описания эмблемы и иных символов. Использованная в Законе Республики Хакасия формулировка "зарегистрированная эмблема" является сокращенной от формулировки "эмблема, описание которой содержится в его уставе". Оспариваемая норма пункта 4 статьи 25 Закона Республики Хакасия не содержит требований об обязательной регистрации эмблемы избирательного объединения.
В заявлении прокурора не указано, в какой части противоречат федеральному законодательству абзацев 2, 3, 4 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия, а в случае отсутствия в законе субъекта Российской Федерации каких-либо положений применяется федеральный закон.
Заслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации избирательное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2006 года) настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие установленные настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 1 Федерального закона).
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону (пункт 6 статьи 1 Федерального закона).
В судебном заседании установлено, что 1 июля 2003 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (далее- Закон Республики Хакасия), 1 марта 2004 года, 6 мая 2004 года, 22 сентября 2004 года, 16 ноября 2006 года внесены изменения, текст закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасия" от 10 июля 2003 года N 44-45, от 5 марта 2004 года N 12, от 14 мая 2004 года N 23, от 30 сентября 2004 года N 43, от 29 ноября 2006 года N 61.
Пунктом 4 статьи 25 Закона Республики Хакасия установлено, что избирательное объединение одновременно с представлением списков кандидатов для заверения вправе представить в Избирательную комиссию Республики Хакасия свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представить эмблему, описание которой содержится в его уставе (далее- зарегистрированная эмблема).
Однако федеральное законодательство не возлагает на избирательные объединения обязанности регистрировать свои эмблемы.
В соответствии с пунктом 12 статьи 35 Федерального закона в случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.
В силу пункта 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Между тем, в судебном заседании представителем Верховного Совета Республики Хакасия и Избирательной комиссии Республики Хакасия не приведено доводов, свидетельствующих о необходимости правового регулирования правоотношений в области выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединения посредством введения не предусмотренных федеральным законодательством понятий.
Пунктом 5 статьи 28 Закона Республики Хакасия определено, что гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата.
В силу пункта 6 статьи 28 Закона Республики Хакасия одновременно с уведомлением, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также гражданство иностранного государства с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства (далее - сведения об иностранном гражданстве кандидата);
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной приложением 4 к настоящему Закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом.
Пунктом 8 статьи 28 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, обязан представить в окружную избирательную комиссию лично. Уведомление о самовыдвижении кандидата и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого).
Пунктом 9 статьи 28 Закона Республики Хакасия установлено, что если к моменту выдвижения кандидата окружная избирательная комиссия не сформирована, уведомление, указанное в пункте 5 настоящей статьи, заявление кандидата о согласии баллотироваться и другие документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, представляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию, которая осуществляет функции окружной избирательной комиссии по работе с представленными документами до ее сформирования.
Согласно пункту 10 статьи 28 Закона Республики Хакасия уведомление о самовыдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении нотариально удостоверенной доверенности). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению.
Пунктом 11 статьи 28 Закона Республики Хакасия определено, что соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения уведомления, указанного в пункте 5 настоящей статьи, заявления кандидата о согласии баллотироваться и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы.
Пунктом 3 статьи 32 Закона Республики Хакасия установлено, что уведомление о выдвижении кандидата и прилагаемые к нему документы принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом, - при предъявлении нотариально удостоверенной доверенности).
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона установлено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, пункты 5, 6, 8, 9, 10, 11 статьи 28, пункт 3 статьи 32 Закона Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству в части, указывающей на направление в избирательную комиссию уведомления о самовыдвижении, то есть в части слов "уведомление", так как федеральное законодательство не содержит указания на обязательность направления в избирательную комиссию уведомления как отдельного документа, а определяет, что избирательная комиссия считается уведомленной после поступления в нее заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности.
Пункт 6 статьи 28 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части, предусматривающей предоставление в избирательную комиссию сведений о размере и источниках доходов кандидата, согласно приложению к Закону Республики Хакасия, а не приложению к Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 33 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата.
Пунктом 5 статьи 34 определено, что в случае наличия у кого-либо из указанных кандидатов помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата.
Примечанием к Приложению 1 к Закону Республики Хакасия установлено, что в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
Примечанием к Приложению 2 к Закону Республики Хакасия предусмотрено, что в случае наличия у указанного кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
Примечанием к Приложению 3 к Закону Республики Хакасия определено, что в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это указывается с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
Вместе с тем, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ исключены положения, обязывающие отражать в подписном листе сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства.
Таким образом, пункт 3 статьи 33, пункт 5 статьи 34 Закона Республики Хакасия, Примечания к Приложениям 1, 2, 3 к Закону Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству в части, обязывающей в подписном листе отражать сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства.
Пунктом 3 статьи 34 Закона Республики Хакасия установлено, что избирательное объединение вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов со дня, следующего за днем заверения Избирательной комиссией Республики Хакасия этого республиканского списка кандидатов.
Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Таким образом, пункт 3 статьи 34 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части, устанавливающей зависимость начала сбора подписей от регистрации Избирательной комиссией Республики Хакасия республиканского списка кандидатов.
Пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Хакасия определено, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены Федеральным законом.
Между тем, согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Таким образом, пункт 2 статьи 35 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части, разрешающей сбор подписей по месту учебы.
Абзацем 2 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия установлены основания отказа в регистрации кандидата.
Между тем, Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и к числу оснований для отказа в регистрации кандидата дополнительно отнесены: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Абзацем 3 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия установлены основания отказа в регистрации списка кандидатов.
Между тем, Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и к числу оснований для отказа в регистрации списка кандидатов дополнительно отнесены: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для назначения референдума; установленный решением суда факт несоблюдения избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Оценивая приведенные нормы Закона Республики Хакасия, суд приходит к выводу о том, что, установив в них иные перечни оснований для отказа в регистрации кандидата, списков кандидатов, чем это предусмотрено Федеральным законом, и входит в систему основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации, установленных им, Верховный Совет Республики Хакасия изменил содержание федерального регулирования по указанному вопросу, сужение круга этих оснований Законом Республики Хакасия неправомерно и противоречит федеральному законодательству.
Абзацем 4 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия определено, что перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, установленные настоящим пунктом, являются исчерпывающими.
Вместе с тем, основания отказа в регистрации кандидата и списка кандидатов перечислены в пунктах 24 и 25 статьи 38 Федерального закона и являются исчерпывающими.
Пунктом 8 статьи 39 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что избирательное объединение в соответствии со своим уставом вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутого им по одномандатному избирательному округу кандидата, подав письменное заявление об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая в случае, если кандидат был зарегистрирован, принимает решение об аннулировании регистрации кандидата.
Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и пункт 32 статьи 38 Федерального закона изложен в новой редакции: избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.
Таким образом, пункт 8 статьи 39 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству, поскольку предусматривает право избирательного объединения на отзыв выдвинутого им по одномандатному избирательному округу кандидата лишь в соответствии со своим уставом.
Пунктом 8 статьи 59 Закона Республики Хакасия определено, что в случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене указываются сведения об иностранном гражданстве зарегистрированного кандидата.
Вместе с тем, Федеральными законами от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ из пункта 7 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключены положения, обязывающие указывать в избирательном бюллетене сведения об иностранном гражданстве зарегистрированного кандидата.
Таким образом, пункт 8 статьи 59 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части, обязывающей указывать в избирательном бюллетене сведения об иностранном гражданстве зарегистрированного кандидата.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 61 Закона Республики Хакасия установлено, что каждый из протоколов участковой избирательной комиссии должен содержать наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка.
Однако в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 67 Федерального закона протокол об итогах голосования должен содержать адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума.
Таким образом, подпункт 4 пункта 2 статьи 61 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части, определяющей содержание протокола избирательной комиссии об итогах голосования, отличного от установленного Федеральным законом.
Абзацем 10 пункта 7 статьи 59 Закона Республики Хакасия определено, что справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Пунктом 3 статьи 61 Закона Республики Хакасия установлено, что в строку 12 и в последующие строки протокола N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу дополнительно вносятся: в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества, а при их совпадении иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Пунктом 4 статьи 61 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что в строку 12 и в последующие строки протокола N 2 об итогах голосования по республиканскому избирательному округу дополнительно вносятся: наименования избирательных объединений, зарегистрировавших республиканские списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене и число голосов избирателей, поданных за каждый республиканский список кандидатов; число голосов избирателей, поданных против всех республиканских списков кандидатов.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 июля 2006 года N 107-ФЗ в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" из пункта 2 статьи 67 Федерального закона исключена такая форма голосования, как против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Согласно абзацу 11 подпункта "д" пункта 2 статьи 67 Федерального закона (с изменениями от 12 июля 2006 года) протокол об итогах голосования должен содержать строку 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
Таким образом, абзац 10 пункта 7 статьи 59, пункты 3 и 4 статьи 61 Закона Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству в части, обязывающей указывать в протоколах об итогах голосования строки: "против всех кандидатов" и "против всех республиканских списков кандидатов".
В силу абзаца 1 пункта 22 статьи 62 Закона Республики Хакасия первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо после заверения этих копий незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, либо после заверения этих копий незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию (абзац 2 пункта 22 статьи 62 Закона Республики Хакасия).
Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пункт 30 статьи 68 Федерального закона изложен в новой редакции: первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
Таким образом, абзацы 1 и 2 пункта 22 статьи 62 Закона Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству в части слов "либо после заверения этих копий", поскольку устанавливают отличный от федерального порядок направления протокола об итогах голосования в соответствующую избирательную комиссию
Согласно пункту 13 статьи 63 Закона Республики Хакасия окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу не состоявшимися в следующих случаях:
1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования (число избирателей, принявших участие в выборах, равно сумме чисел в строках 3, 4, 5, 6 протокола N1 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу);
2) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
- в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
- менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
-за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
- все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
- а также в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
В силу пункта 1 статьи 71 Федерального закона законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.
Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.
Таким образом, пункт 13 статьи 63 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству, так как определяет случаи признании окружной избирательной комиссией выборов по одномандатному избирательному округу не состоявшимися, отличные от установленных Федеральным законом.
Пунктом 10 статьи 65 Закона Республики Хакасия установлено, что выборы признаются Избирательной комиссией Республики Хакасия не состоявшимися в случае, если:
1) в них приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;
2) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
3) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
4) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;
5) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
6) а также в случае, если при повторном голосовании в бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.
Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпункт "а" пункта 2 статьи 70 Федерального закона, предусматривающий, что выборы признаются не состоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей, признан утратившим силу.
Таким образом, пункт 10 статьи 65 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству в части, определяющей, что выборы признаются не состоявшимися, в случае, если в них приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 4 статьи 25 в части; пунктов 5, 6, 8, 9, 10, 11 статьи 28 в части; пункта 3 статьи 32 в части; пункта 3 статьи 33 в части; пунктов 3 и 5 статьи 34 в части; пункта 2 статьи 35 в части; абзацев 2, 3, 4 пункта 8 статьи 38 в части; пункта 8 статьи 39 в части; абзаца 10 пункта 7 статьи 59 в части; пункта 8 статьи 59 в части; подпункта 4 пункта 2 статьи 61 в части; пунктов 3 и 4 статьи 61 в части; абзацев 1 и 2 пункта 22 статьи 62 в части; пункта 13 статьи 63 в части; пункта 10 статьи 65 в части Закона Республики Хакасия от 1 июля 2003 года N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года), Примечаний к Приложениям 1, 2, 3 к названному Закону Республики Хакасия являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
В тоже время суд не находит оснований для признания противоречащими федеральному законодательству, недействующими пунктов 3 и 5 статьи 6 Закона Республики Хакасия.
Пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия установлено, что днем голосования на выборах депутатов Верховного Совета является второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок полномочий Верховного Совета Республики Хакасия, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта (пункт 5 статьи 6 Закона Республики Хакасия).
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.
Из смысла данной нормы следует, что голосование на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления может проводиться во второе воскресенье октября в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Такие случаи определены в статье 81.1 Федерального закона, в силу пункта 8 которой в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах
Если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах (пункт 3 статьи 81.1 Федерального закона).
Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года (пункт 5 статьи 81.1 Федерального закона).
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" (с изменениями от 5 июля 2005 года) Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 6 октября 2004 года N 1071-30 выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия четвертого созыва были назначены на 26 декабря 2004 года.
Решением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 30 декабря 2004 года N 64/427-4 выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия четвертого созыва признаны состоявшимися и действительными.
Таким образом, срок проведения выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия не подпадает под случаи, перечисленные в пункте 3 статьи 81.1 Федерального закона.
Пункты 4 и 7 статьи 81.1 Федерального закона определяют порядок назначения выборов в органы местного самоуправления, что Закон Республики Хакасия не регулирует.
Из приведенных норм следует, что случаи, когда днем голосования является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий депутатов и иных органов, установлены статьей 81.1 Федерального закона, субъектам Российской Федерации не предоставлено право определять такие случаи.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 1 июля 2003 года N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года) опубликован в бюллетене "Вестник Хакасия" от 10 июля 2003 года N 44-45, от 5 марта 2004 года N 12, от 14 мая 2004 года N 23, от 30 сентября 2004 года N 43, от 29 ноября 2006 года N 61, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Республики Хакасия от 1 июля 2003 года N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года):
пункт 4 статьи 25 в части слов "далее- зарегистрированная эмблема";
пункты 5, 6, 8, 9, 10, 11 статьи 28, пункт 3 статьи 32 в части, указывающей на направление в избирательную комиссию уведомления о самовыдвижения, то есть в части слов "уведомление";
пункт 6 статьи 28 в части, предусматривающей предоставление в избирательную комиссию сведений о размере и источниках доходов кандидата, согласно приложению к Закону Республики Хакасия;
пункт 3 статьи 33, пункт 5 статьи 34, примечания к Приложениям 1, 2, 3 к названному закону Республики Хакасия в части, обязывающей в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства отражать сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе, то есть в части слов "сведения об иностранном гражданстве кандидата";
пункт 3 статьи 34 в части, устанавливающей зависимость сбора подписей от регистрации Избирательной комиссией Республики Хакасия республиканского списка кандидатов;
пункт 2 статьи 35 в части, разрешающей сбор подписей по месту учебы;
абзац 2 пункта 8 статьи 38 в части, определяющей основания для отказа в регистрации кандидата, отличные от установленных Федеральным законом;
абзац 3 пункта 8 статьи 38 в части, предусматривающей основания для отказа в регистрации списка кандидатов, отличные от установленных Федеральным законом;
абзац 4 пункта 8 статьи 38 в части устанавливающей, что перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, предусмотренные настоящим пунктом, являются исчерпывающими;
пункт 8 статьи 39 в части, определяющей право избирательного объединения на отзыв выдвинутого им по одномандатному избирательному округу кандидата лишь в соответствии со своим уставом;
пункт 8 статьи 59 в части, обязывающей указывать в избирательном бюллетене сведения об иностранном гражданстве зарегистрированного кандидата;
подпункт 4 пункта 2 статьи 61 в части, определяющей содержание протокола избирательной комиссии об итогах голосования, отличного от установленного Федеральным законом;
абзац 10 пункта 7 статьи 59, пункты 3 и 4 статьи 61 в части, указывающей на то, что в строку 12 и в последующие строки протоколов N 1, 2 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу помещается строка "протии всех кандидатов", "против всех республиканских списков кандидатов";
абзацы 1 и 2 пункта 22 статьи 62 в части слов "либо после заверения этих копий";
пункт 13 статьи 63 в части определяющей случаи признания окружной избирательной комиссией выборов по одномандатному избирательному округу не состоявшимися, отличные от установленных Федеральным законом;
пункт 10 статьи 65 в части, предусматривающей, что выборы признаются не состоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 25 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
В удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими пунктов 3 и 5 статьи 6 в части Закона Республики Хакасия от 1 июля 2003 года N 43 "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 16 ноября 2006 года) отказать.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 6 марта 2007 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника