Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 2 августа 2007 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Чурдиковой Е.В.,
с участием прокурора Васильевой Е.В., представителя Правительства Республики Хакасия Королева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании абзаца 16 раздела 7 постановления Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год" (с изменениями от 25 мая 2007 года) противоречащим федеральному законодательству, недействующим в части, установил:
29 декабря 2006 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год" (далее Постановление), 5 марта 2007 года и 25 мая 2007 года внесены изменения, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 19 января 2007 года N 3.
Разделом 7 Постановления предусмотрена реализация Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год" в части социальной политики.
В соответствии с абзацем 14 раздела 7 Постановления территориальные органы социальной поддержки населения выплачивают гражданам, имеющим звание "Ветеран труда", "Ветеран труда Республики Хакасия", "Ветеран военной службы", "Ветеран государственной службы", компенсацию в размере 50% расходов по абонентской плате за пользование телефоном и радио.
Согласно абзацу 16 раздела 7 Постановления от отделений Хакасского филиала "Сибирьтелеком", других предприятий электросвязи территориальные органы социальной поддержки населения ежеквартально получают письменные справки о размере месячного тарифа оплаты за пользование телефоном (основной, диодный), а в г.Абакане (в связи с переводом абонентской платы услуг электросвязи на новые тарифные планы) применяется "социальный" тарифный план.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании абзаца 16 раздела 7 Постановления противоречащим федеральному законодательству, недействующим в части.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 6 Закона Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия" ветеранам труда, ветеранам труда Республики Хакасия, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты 50% абонентской платы за пользование телефоном, услуг за пользование радио.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 ноября 2006 года N 279-с/з утверждены тарифы на услуги местной, внутризоновой телефонной связи, предоставляемые ОАО "Сибирьтелеком" населению Республики Хакасия, которым установлены три основных тарифных плана на услуги местной связи: повременный, комбинированный, безлимитный, и один дополнительный социальный.
Ежемесячный платеж физического лица, выбравшего системы оплаты с безлимитным тарифным планом, составляет 325 рублей, и состоит из платы за абонентскую линию в размере 125 рублей, и платы за неограниченный объем телефонных соединений в размере 200 рублей.
Абонент, сделавший выбор в пользу комбинированного тарифного плана оплачивает 125 рублей за линию, и 85 рублей за местные разговоры, лимит которых определен как 386 минут в месяц (или 22 копейки в минуту, каждая последующая минута соединения дешевле на 20% (18 копеек в минуту).
При выборе повременного тарифного плана ежемесячные платежи абонента составляют 125 рублей плата за линию, и 22 копейки за минуту местного соединения.
При выборе социального тарифного плана предусмотрена плата за линию в размере 125 рублей, и за включенный лимит (150 минут) в размере 25 рублей, при сверхлимитном соединении стоимость одной минуты возрастает до 44 копеек.
В январе-октябре 2004 года размер компенсации услуг телефонной связи льготной категории граждан составлял 60 рублей (50% от 120 рублейежемесячной оплаты стоимости услуг), в ноябре-декабре размер компенсации составлял 80 рублей (160 рублей- размер ежемесячной оплаты стоимости услуг). При этом указанная мера социальной поддержки ветеранам оказывалась без ограничения по времени разговора. В 2007 году размер ежемесячной компенсации для льготной категории граждан, проживающих за пределами г.Абакана, составляет 105 рублей (210 рублей ежемесячный тариф за услуги местной телефонной связи).
Между тем, ежемесячная компенсация по социальному тарифному плану абонентам г.Абакана составляет 75 рублей (150 рублей ежемесячный платеж) с ограничением по времени разговора.
Ветераны, пользующиеся услугами связи, являются потребителями (абонентами) услуг и обладают правом выбора системы оплаты местных телефонных соединений.
Оспариваемое положение Постановления определяет, что при финансировании такой меры социальной поддержки как оплата 50% абонентской платы за пользование телефоном осуществляется только по социальному тарифу, тем самым ухудшены права льготной категории граждан г.Абакана, выбравших другой тарифный план, поскольку социальная поддержка предоставляется в размере 50% от абонентской платы по социальному тарифному плану, а не выбранному ими.
При этом действующим федеральным и республиканским законодательством предоставление мер социальной поддержки, в том числе в виде оплаты 50% абонентской платы за пользование телефоном не находится в зависимости от выбранного тарифа.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия" Правительство Республики Хакасия должно определять порядок и механизм финансирования расходов республиканского бюджета, в том числе, на социальную политику.
Однако оспариваемым Постановлением урегулированы не только порядок и механизм финансирования правовых гарантий социальной защиты ветеранов, но и предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов в г.Абакане в виде оплаты 50% абонентской платы за пользование телефоном по социальному тарифу.
Оспариваемое положение Постановления является дискриминационным, так как влечет ухудшение объема предоставляемых льгот: в 2004 году -50% абонентской платы за пользование телефоном без ограничения времени разговора, с февраля 2007 года- 50% абонентской платы за пользование телефоном с ограничением времени разговора по социальному тарифному плану, тогда как в силу части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих порядок реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до принятия настоящего Федерального закона в натуральной форме, совокупный объем льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. требования уточнила, просила признать оспариваемое положение Постановления противоречащим федеральному законодательству и Закону Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в обоснование привела те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Правительства Республики Хакасия Королев В.В., действующий на основании доверенности от 5 февраля 2007 года, с доводами прокурора не согласился, пояснил, что ссылка прокурора на противоречие оспариваемого положения Постановления требованиям части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 необоснованна, поскольку в указанной норме речь идет не о конкретно предоставляемой льготе, а обо всей совокупности льгот и выплат, включающих не только льготы по оплате услуг телефонной связи.
Анализ законов Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия свидетельствует о том, что с 2005 года по 2007 год включительно, совокупный объем финансовых средств, выделяемых на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда, за счет средств республиканского бюджета увеличивался. Порядок предоставления льгот прокурором не оспаривается.
Вместе с тем, органы государственной власти при определении размера и порядка предоставления финансовых средств на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, в частности, на предоставление льгот по оплате услуг телефонной связи, не могут быть поставлены в зависимость от деятельности хозяйствующих субъектов.
В статье 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип самостоятельности бюджета, что означает право законодательных и исполнительных органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств бюджета.
В статье 85 БК РФ установлен порядок возникновения расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства органов государственной власти Республики Хакасия по социальной поддержке ветеранов вытекают из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 22 Федерального закона "О ветеранах".
Исходя из положений названных законов, принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда.
Законом Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия" полномочия по установлению порядка финансирования расходов, а также порядка возмещения организациям указанных расходов делегированы Правительству Республики Хакасия.
Оспариваемым положением Правительство Республики Хакасия не устанавливает и не изменяет объем предоставляемых ветеранам социальных гарантий, не нарушает их прав, а определяет порядок исполнения республиканского бюджета.
Заслушав прокурора, представителя Правительства Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 19 декабря 2005 года) (далее Федеральный закон) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
С 1 января 1999 года действовал Федеральный закон от 18 ноября 1998 года N 172-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которым расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных ветеранам настоящим Федеральным законом, производятся за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета производятся расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения, и статья 10 изложена в следующей редакции:
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В редакции указанной статьи, действовавшей до 1 января 2005 года, содержались конкретные, единые для всей Российской Федерации меры социальной защиты ветеранов труда. Согласно ныне действующей редакции полномочия по установлению мер социальной поддержки ветеранов труда делегированы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 10 мая 2007 года).
Таким образом, федеральным законодательством измен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.
Поскольку федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, он не установил никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций.
В то же время, передав решение этих вопросов субъектам Российской Федерации, федеральный законодатель, как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предписал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, которых должен придерживаться субъект Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки ветеранов труда и условиях их предоставления.
Приведенные положения свидетельствуют о сохранении обязанности государства по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки. Порядок же реализации этой обязанности устанавливается исходя из совокупного объема предоставленных им в натуральной и денежной формах указанных мер на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Таким образом, льготы по оплате услуг за пользование телефоном Федеральным законом "О ветеранах" не предусмотрены. В то же время, статья 22 Федерального закона не содержит предписаний на то, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации.
В связи с чем субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос, отразить свою позицию в соответствующем законе, и с учетом возможностей бюджета предоставить дополнительные, помимо перечисленных в статье 13 Федерального закона, меры социальной поддержки.
В силу пункта 7 части 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года N 84-ФЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", вступившего в силу с 1 января 2005 года, ветеранам после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в частности, оплата в размере 50 процентов абонентной платы за пользование телефоном.
Таким образом, В Республике Хакасия оплата 50% абонентской платы за пользование телефоном сохранена в виде дополнительной меры социальной поддержки ветеранов труда (натуральная льгота).
Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия" меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, являются расходными обязательствами Республики Хакасия.
В силу пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (с изменениями от 29 декабря 2006 года) оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты.
В судебном заседании установлено, что 29 декабря 2006 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год" (далее- Постановление), 5 марта и 25 мая 2007 года внесены изменения, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 19 января 2007 года N 3.
Разделом 7 Постановления предусмотрен порядок финансирования расходов республиканского бюджета на социальную политику.
В соответствии с абзацем 14 раздела 7 Постановления территориальные органы социальной поддержки населения выплачивают гражданам, имеющим звание "Ветеран труда", "Ветеран труда Республики Хакасия", "Ветеран военной службы", "Ветеран государственной службы", компенсацию в размере 50% расходов по абонентской плате за пользование телефоном и радио.
В силу абзаца 16 раздела 7 Постановления от отделений Хакасского филиала "Сибирьтелеком", других предприятий электросвязи территориальные органы социальной поддержки населения ежеквартально получают письменные справки о размере месячного тарифа оплаты за пользование телефоном (основной, диодный), а в г.Абакане (в связи с переводом абонентской платы услуг электросвязи на новые тарифные планы) применяется "социальный" тарифный план.
Согласно Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 года N 310 (с изменениями от 5 февраля 2007 года) абонентская линия- это линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с оконечным элементом сети связи; единица тарификации телефонного соединенияпродолжительность телефонного соединения, за предоставление которого с абонента взимается плата, равная тарифу, установленному для соединения данного вида; тарифный план- совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 637, при наличии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений (разговоров) устанавливаются следующие обязательные тарифные планы, предлагаемые оператором связи абонентам-гражданам:
а) тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;
б) тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений (разговоров), устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также с учетом стоимости единицы тарификации, установленной в рамках тарифного плана с повременной системой оплаты;
в) тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений (разговоров) в единицах тарификации за расчетный период.
Таким образом, плата за услуги связи включает плату за предоставление абонентской линии и за предоставление местного телефонного соединения.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Хакасия пояснил, что абонентскую плату за пользование телефоном составляют оба названных платежа.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 ноября 2006 года N 279-с/з утверждены тарифы на услуги местной, внутризоновой телефонной связи, предоставляемые ОАО "Сибирьтелеком" населению Республики Хакасия, которым установлены три основных тарифных плана на услуги местной связи: повременный, комбинированный, безлимитный, и один дополнительныйсоциальный.
Ежемесячный платеж физического лица, выбравшего систему оплаты с безлимитным тарифным планом, составляет 325 рублей, и состоит из платы за абонентскую линию в размере 125 рублей, и платы за неограниченный объем телефонных соединений в размере 200 рублей.
Абонент, сделавший выбор в пользу комбинированного тарифного плана оплачивает 125 рублей за линию, и 85 рублей за местные разговоры, лимит которых определен как 386 минут в месяц (или 22 копейки в минуту, каждая последующая минута 18 копеек).
При выборе повременного тарифного плана ежемесячные платежи абонента составляют 125 рублей плата за линию, и 22 копейки за минуту местного соединения.
При выборе социального тарифного плана предусмотрена плата за линию в размере 125 рублей, и за включенный лимит (150 минут) в размере 25 рублей, при сверхлимитном соединении стоимость одной минуты -44 копейки.
Из материалов дела видно, в январе-октябре 2004 года размер компенсации услуг телефонной связи льготной категории граждан составлял 60 рублей (50% от 120 рублей- ежемесячной оплаты стоимости услуг), в ноябре-декабре размер компенсации составлял 80 рублей (160 рублей- размер ежемесячной оплаты стоимости услуг), при этом указанная мера социальной поддержки ветеранам оказывалась без ограничения по времени разговора.
В 2007 году размер ежемесячной компенсации для льготной категории граждан, проживающих за пределами г.Абакана, составляет 105 рублей (210 рублей ежемесячный тариф за услуги местной телефонной связи).
Ежемесячная компенсация по социальному тарифному плану абонентам г.Абакана составляет 75 рублей (150 рублей ежемесячный платеж) с ограничением по времени разговора.
Между тем, ветераны, пользующиеся услугами связи, являются потребителями услуг и обладают правом выбора системы оплаты местных телефонных соединений.
Оспариваемое положение Постановления определяет, что финансирование такой меры социальной поддержки как оплата 50% абонентской платы за пользование телефоном осуществляется только по социальному тарифу, тем самым права льготной категории граждан г.Абакана, являющихся абонентами телефонной связи, ухудшены в части получения мер социальной поддержки, поскольку при выборе ветеранами другого тарифного плана, кроме социального, им предоставляется мера социальной поддержки в размере 50% абонентской платы по тарифу "социальный", а не выбранному ими, тогда как, ежемесячный платеж (абонентская плата) по безлимитному тарифному плану составляет 325 рублей, по комбинированному тарифному плану- 210 рублей.
Оспариваемое положение Постановления влечет ухудшение условий предоставления льгот: в 2004 году -50% абонентской платы за пользование телефоном без ограничения времени разговора, с февраля 2007 года- 50% абонентской платы за пользование телефоном с ограничением времени разговора и лишь по социальному тарифному плану, что противоречит требованиям части 2 статьи 153 вышеприведенного Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и пункту 7 части 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", имеющего большую юридическую силу, поскольку из названной нормы следует, что предоставление такой меры социальной поддержки, как оплата 50% абонентской платы за пользование телефоном не находится в зависимости от выбранного абонентом тарифного плана.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия" порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, а также порядок возмещения организациям указанных расходов устанавливаются Правительством Республики Хакасия.
Из приведенной нормы не усматриваются полномочия Правительства Республики Хакасия на изменение в порядке осуществления финансирования расходов на социальную политику условий предоставления мер социальной поддержки, установленных названных Законом.
Между тем, оспариваемым Постановлением урегулированы не только порядок и механизм финансирования мер социальной поддержки ветеранов, но и установлена мера социальной поддержки ветеранов в г.Абакане в виде оплаты 50% абонентской платы за пользование телефоном по тарифу "социальный", в то время как Закон Республики Хакасия такого ограничения не содержит, в связи с чем суд находит несостоятельным довод представителя Правительства Республики Хакасия о том, что оспариваемым положением Постановления не изменены условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки.
Нельзя согласиться и с доводом представителя Правительства Республики Хакасия о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению часть 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, поскольку указанной нормой установлена недопустимость не только уменьшения совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат, но и ухудшения условий предоставления льгот.
Правительством Республики Хакасия не принято во внимание, что ветераны, пользовавшиеся таким видом социальной поддержки, как оплата 50% абонентской платы за пользование телефоном, до принятия оспариваемого Постановления, оплачивали 50% абонентской платы за пользование телефоном без ограничения по времени разговора, в полном объеме сохраняя при этом право на получение всех иных, предусмотренных законом льгот. Установление оспариваемой нормой оплаты ветеранами 50% абонентской платы за пользование телефоном с ограничением времени разговора по тарифу "социальный", а не выбранному ими тарифному плану, влечет ухудшение условий предоставления льгот, снижение уровня социальных гарантий, предусмотренных Законом Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", тогда как Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что при принятии нормативных правовых актов органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны соблюдать принцип сохранения гарантий, предоставлявшихся в соответствии с законодательством ранее.
Правительство Республики Хакасия в порядке реализации закона о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год, устанавливая порядок и механизм финансирования расходов республиканского бюджета на социальную политику, не может реализовывать их за счет снижения уровня социальных гарантий в сравнении с уровнем, установленным законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о признании абзаца 16 раздела 7 оспариваемого Постановления в части указания на применение в г.Абакане тарифного плана "социальный" противоречащим федеральному законодательству и закону Республики Хакасия, имеющему большую юридическую силу, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать пункт 16 раздела 7 постановления Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год" (с изменениями от 25 мая 2007 года) в части указания на применение в г.Абакане тарифного плана "социальный" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что постановление Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год" опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 19 января 2007 года N 3, суд считает необходимым обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать абзац 16 раздела 7 постановления Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года N 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год" (с изменениями от 25 мая 2007 года) в части указания на применение в г.Абакане тарифного плана "социальный" противоречащим федеральному законодательству и Закону Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия", имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 августа 2007 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника