Решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 27 апреля 2007 г. N А74-576/2007
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2007 года.
Решение в полном объеме составлено 27 апреля 2007 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Сидельниковой Т.Н., судей Каспирович Е.В., Хабибулиной Ю.В. при ведении протокола судебного заседания судьей Сидельниковой Т.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Республики Хакасия, г. Абакан, к Совету депутатов города Черногорска, г. Черногорск,
о признании недействующими подпункта 5.3 пункта 5, подпункта 6.4 пункта 6, подпунктов 7.2, 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения "О порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности города Черногорска, утвержденного решением Совета депутатов города Черногорска от 17 июня 2004 года N 42.
В судебном заседании принимали участие представители:
Прокурора Республики Хакасия - Кузнецова Н.В., старший помощник Прокурора Республики Хакасия, служебное удостоверение N 89527;
Совета депутатов города Черногорска - отсутствовал.
Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими подпункта 5.3 пункта 5, подпункта 6.4 пункта 6, подпунктов 7.2, 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения "О порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности города Черногорска", утвержденного решением Совета депутатов города Черногорска от 17 июня 2004 года N 42.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал требование и пояснил, что решением Совета депутатов города Черногорска от 17 июня 2004 года N 42 утверждено Положение "О порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности города Черногорска" (далее - Положение о порядке сдачи в аренду объектов). Решениями Совета депутатов города Черногорска от 27 сентября 2005 года N 56, от 14 апреля 2006 года N 19 и от 29 июня 2006 года N 46 в Положение о порядке сдачи в аренду объектов внесены изменения.
Прокурор Республики Хакасия полагает, что подпункт 5.3 пункта 5, подпункт 6.4 пункта 6, подпункты 7.2, 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности исходя из совокупности следующих правовых норм.
Так, подпунктом 5.3 пункта 5 Положения о порядке сдачи в аренду объектов установлено, что арендная плата за имущество, находящееся в собственности муниципального образования город Черногорск, вносится на специальный счет Комитета по управлению имуществом города Черногорска, а затем перечисляется Комитетом на счет местного бюджета.
В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 41, абзацем 1 части 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются неналоговым доходом бюджета.
Статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.
Из содержания приведенных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, по мнению заявителя, следует, что денежные средства, получаемые в виде арендной платы за использование муниципального имущества, поступают в бюджет муниципального образования и расходуются путем списания с единого счета бюджета.
В силу статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" субъекты муниципального образования вправе закреплять источники доходов бюджета за администраторами поступлений в бюджет, которые осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет. При этом администратору поступлений в бюджет законодательством 35841 не предоставлено право на открытие специального счета для промежуточного поступления бюджетных средств.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке России с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через названные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, предоставляемой им финансовым органом. Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 года N 1н, установлено, что при переводе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства финансовые органы обеспечивают закрытие счетов по учету средств бюджетов, открытых в подразделениях расчетной сети банка России и кредитных учреждениях.
Таким образом, по мнению Прокурора Республики Хакасия, предусмотренное подпунктом 5.3 пункта 5 Положения о порядке сдачи в аренду объектов промежуточное зачисление арендной платы как неналогового дохода бюджета от использования муниципального имущества на специальный счет Комитета по управлению имуществом города Черногорска, не соответствует принципу единства кассы, установленному статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, функциям администратора поступлений в бюджет, определенным статьей 20 названного Кодекса, статье 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Пунктом 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов установлено, что при передаче имущества в субаренду арендатор дополнительно к арендным платежам, предусмотренным договором аренды, уплачивает единовременный субарендный платеж, размер которого рассчитывается по формуле. Согласно подпунктам 6.1, 6.2 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов муниципальное имущество может быть передано в субаренду при наличии письменного согласования с Комитетом по управлению имуществом города Черногорска, которое осуществляется путем визирования договоров субаренды.
В соответствии с действующим законодательством под арендной платой понимается плата за пользование имуществом, которая вносится арендатором в размере и сроки, установленные договором, то есть это плата за сдачу имущества во временное владение и пользование. Плата за согласование права субаренды находится за рамками понятия платы за сдачу имущества во временное владение и пользование, поскольку Комитет по управлению имуществом города Черногорска стороной по договору субаренды не является.
Нормами гражданского законодательства, регламентирующими договор аренды, не предусмотрено взимание каких-либо иных платежей помимо арендной платы.
В соответствии с частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача арендованного имущества в субаренду может быть осуществлена только по согласованию с арендодателем. Условия, связанные с оплатой согласования, в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют. Поэтому, по мнению прокурора, единовременный платеж за согласование субаренды муниципального имущества, не может быть отнесен к предусмотренным законодательством Российской Федерации доходам от использования муниципального имущества, к неналоговым доходам местного бюджета.
Поскольку установленный единовременный платеж в бюджет договорным для участников сделки не является, взимается независимо от волеизъявления сторон, носит общеобязательный характер, взимается за совершение в отношении плательщика органом местного самоуправления юридически значимых действий, Прокурор Республики Хакасия полагает, что установленный платеж обладает признаками сбора.
Налоговым законодательством не установлены сборы за согласование права субаренды.
Таким образом, по мнению прокурора, подпункт 6.4 пункта 6 Положения, устанавливающий единовременный платеж за право субаренды, не соответствует статьям 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации федеральные, региональные или местные налоги и сборы устанавливаться не могут.
Подпунктом 7.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов установлено, что конкурс за право заключения договора аренды муниципального имущества может быть коммерческим либо некоммерческим.
В месте с тем, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами не предусмотрены формы проведения торгов в виде коммерческого и некоммерческого конкурса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Разграничив конкурс на коммерческий и некоммерческий, Совет депутатов города Черногорска ввел не предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации форму торгов, поскольку коммерческий конкурс представляет собой открытые аукционные торги, но с выполнением определенных условий, предусмотренных конкурсом.
Таким образом, подпункт 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов не соответствует пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прокурор Республики Хакасия полагает, что в оспариваемой части Положение о порядке сдачи в аренду объектов противоречит действующему законодательству по приведенным выше основаниям и нарушает права и законные интересы индивидуальных предпринимателей и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку устанавливает для них дополнительные обязанности, не предусмотренные законом,
Прокурор Республики Хакасия просит признать недействующими подпункт 5.3 пункта 5, подпункт 6.4 пункта 6, подпункты 7.2, 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов.
Совет депутатов города Черногорска не представил отзыв на заявление прокурора, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил.
О дате, времени и месте судебного разбирательства Совет депутатов города Черногорска извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 22 марта 2007 года N 58905 о вручении заказного письма с определением арбитражного суда о назначении дела к судебному разбирательству.
Арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя Совета депутатов города Черногорска.
Арбитражный суд установил, что 17 июня 2006 года Совет депутатов города Черногорска принял решение N 42 "Об утверждении Положения "О порядке сдачи в аренду муниципальной собственности города Черногорска".
27 сентября 2005 года, 14 апреля 2006 года и 29 июня 2006 года решениями Совета депутатов города Черногорска N 56, N 19 и N 46 соответственно в Положение о порядке сдачи в аренду объектов внесены изменения, не касающиеся оспариваемых пунктов.
Тексты решения Совета депутатов города Черногорска от 17 июня 2004 года N 42, Положения о порядке сдачи в аренду объектов и внесенных в него изменений опубликованы в газете "Черногорск" N 49 за июнь 2004 года, N 83 за ноябрь 2005 года и N 55 за июль 2006 года.
В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Положения о порядке сдачи в аренду объектов арендная плата за имущество, находящееся в собственности муниципального образования город Черногорск, вносится на специальный счет Комитета по управлению имуществом города Черногорска (далее - Комитет). Комитет каждые 15 дней направляет поступившие средства на счет местного бюджета.
Подпунктом 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов определено, что при передаче имущества в субаренду арендатор дополнительно к арендным платежам, предусмотренным договором аренды, уплачивает единовременный субарендный платеж. Размер платежа рассчитывается по приведенной в пункте формуле.
В соответствии с подпунктами 7.2, 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов конкурс может являться коммерческим либо некоммерческим. Коммерческий конкурс представляет собой способ определения арендатора, при котором из нескольких заявителей право на аренду получает заявитель, предложивший наивысшую плату за право заключения договора аренды либо наивысшую ставку арендной платы (в зависимости от условий конкурса) и обязавшийся выполнить условия конкурса. Некоммерческий конкурс представляет собой способ определения арендатора, при котором из нескольких заявителей право на аренду получает заявитель, предложения которого наилучшим образом отвечают объявленным критериям.
По приведенным выше основаниям Прокурор Республики Хакасия просит признать Положение о порядке сдачи в аренду объектов недействующим в оспариваемой части.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к следующим выводам.
В силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Руководствуясь положениями статей 52, 191, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", арбитражный суд признал, что рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, отнесено к компетенции арбитражных судов, если оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из подпункта 5.3 пункта 5 Положения о порядке сдачи в аренду объектов арендная плата за имущество, находящееся в собственности муниципального образования город Черногорск, вносится на специальный счет Комитета, а затем перечисляется Комитетом непосредственно на единый счет бюджета города Черногорска.
Арбитражный суд признал обоснованными доводы Прокурора Республики Хакасия о несоответствии подпункта 5.3 пункта Положения о порядке сдачи в аренду объектов требованиям принципа единства кассы при исполнении бюджетов всех уровней.
Так, в соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 41, абзацем 1 части 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются неналоговым доходом бюджета.
Статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.
Ссылка Прокурора Республики Хакасия на необходимость в силу приведенных правовых норм поступления денежных средств виде арендной платы за использование муниципального имущества в бюджет муниципального образования и последующего расходования путем списания с единого счета бюджета соответствует названным выше статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" субъекты муниципального образования вправе закреплять источники доходов бюджета за администраторами поступлений в бюджет, которые осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.
Однако полномочия на открытие специального счета для промежуточного поступления бюджетных средств администратору поступлений в бюджет законодательством не предоставлены.
С учетом требований статьей 156, 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установленного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 года N 1 Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами казначейства в части указания на обеспечение финансовыми органами закрытия счетов по учету средств бюджетов, открытых в подразделениях расчетной сети банка России и кредитных учреждениях при переводе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства, арбитражный суд признал состоятельным довод Прокурора Республики Хакасия о несоответствии подпункта 5.3 пункта 5 Положения о порядке сдачи в аренду объектов, предусматривающего промежуточное зачисление арендной платы как неналогового дохода бюджета от использования муниципального имущества на специальный счет Комитета по управлению имуществом города Черногорска, принципу единства кассы, установленному статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, функциям администратора поступлений в бюджет, определенным статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Приказа Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. следует читать "N 1н"
Подпунктом 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов предусмотрено, что при передаче имущества в субаренду арендатор дополнительно к арендным платежам уплачивает единовременный субарендный платеж. Размер платежа рассчитывается по приведенной в подпункте 6.4 формуле.
Определяя общие положения о доходах бюджетов, законодатель указал в статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам отнесены предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам указанная статья относит в числе прочих доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
К другим собственным доходам местных бюджетов вышеназванная статья относит, в частности, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель.
Статья 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно названной статье в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что возможные виды доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, строго регламентированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Предусмотренный подпунктом 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов субарендный платеж не относится к перечисленным в статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходам.
Так, под арендной либо иной платой понимается плата за пользование имуществом, которая вносится арендатором, а также иным лицом - нанимателем, в размере и сроки, установленные договором.
В любом случае указанный доход является платой за сдачу имущества во временное владение и пользование, тогда как плата за передачу имущества в субаренду находится за рамками понятия платы за сдачу имущества во временное владение и пользование, поскольку Комитет не является стороной по договору субаренды.
Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к договору аренды не предусмотрено взимание каких-либо иных платежей помимо арендной платы, в связи с чем предусмотренный подпунктом 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов платеж взимается вне договорных и гражданских правоотношений.
Часть 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит обязательное правило только относительно согласования арендодателем сдачи арендованного имущества в субаренду. Условия, связанные с оплатой согласования передачи имущества в субаренду, в Гражданском кодексе Российской Федерации не предусмотрены.
Вследствие этого предусмотренный подпунктом 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов единовременный субарендный платеж не относится к неналоговым доходам местного бюджета в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а равно к другим предусмотренным законодательством Российской Федерации неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Виды налогов и сборов в Российской Федерации, а также полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов обозначены в статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
По смыслу оспариваемого подпункта плательщиками единовременного субарендного платежа в доход бюджета города являются лица, выразившие желание получить согласование права субаренды. В силу подпункта 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов размер платежа рассчитывается по соответствующей формуле, платеж является обязательным.
Исходя из определений налога и сбора, данных в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал состоятельным довод прокурора о том, что установленный Советом депутатов города Черногорска единовременный субарендный платеж обладает признаками сбора.
Налоговым законодательством не установлены сборы за согласование права субаренды.
Таким образом, устанавливая единовременные платежи за передачу имущества в субаренду, Совет депутатов города Черногорска нарушил положения пункта 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд признал состоятельным довод Прокурора Республики Хакасия о несоответствии оспариваемого подпункта 6.4 пункта 6 Положения о порядке сдачи в аренду объектов требованиям статей 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпункт 7.2 Положения о порядке сдачи в аренду объектов предусматривает, что конкурс за право заключения договора аренды может быть коммерческим либо некоммерческим.
Коммерческий конкурс обозначен в подпункте 7.2.1 Положения о порядке сдачи в аренду объектов как способ определения арендатора, при котором из нескольких заявителей право на аренду получает заявитель, предложивший наивысшую плату за право заключения договора аренды либо наивысшую ставку арендной платы (в зависимости от условий конкурса) и обязавшийся выполнить условия конкурса.
Из содержания подпункта 7.2.2 Положения о порядке сдачи в аренду объектов следует, что некоммерческий конкурс представляет собой способ определения арендатора, при котором из нескольких заявителей право заключения договора аренды получает заявитель, предложения которого по заключению конкурсной комиссии наилучшим образом отвечают объявленным критериям.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд признал обоснованным требование Прокурора Республики Хакасия в части подпунктов 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов.
Так, пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из буквального толкования пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику имущества предоставлено право только выбрать форму торгов из названных в данном пункте.
Совет депутатов города Черногорска вышел за установленные гражданским законодательством рамки, предусмотрев наряду с установленными формами торгов, иные формы.
Разграничив конкурс на коммерческий и некоммерческий, Совет депутатов города Черногорска ввел не предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации форму торгов, поскольку по определению в пункте 7.2.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов коммерческий конкурс представляет собой открытые аукционные торги, но с выполнением определенных условий, предусмотренным конкурсом.
Учитывая приведенные обстоятельства, арбитражный суд признал обоснованными требования Прокурора Республики Хакасия и полагает удовлетворить заявление об оспаривании подпункта 5.3 пункта 5, подпункта 6.4 пункта 6, подпунктов 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов.
Государственная пошлина по настоящему спору составляет 2.000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при обращении в арбитражный суд Прокурором Республики Хакасия не производилась.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на Совет депутатов города Черногорска и с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с Черногорского городского Совета депутатов в доходы федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Удовлетворить заявление Прокурора Республики Хакасия, город Абакан.
Признать недействующими подпункт 5.3 пункта 5, подпункт 6.4 пункта 6, подпункты 7.2, 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности города Черногорска, утвержденного решением Совета депутатов города Черногорска от 17 июня 2004 года N 42 как несоответствующие положениям статей 20, 216, 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Взыскать с Совета депутатов города Черногорска, город Черногорск, в доходы федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.000 рублей.
3. Выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председательствующий судья |
Сидельникова Т.Н. |
Судьи |
Каспирович Е.В. |
Хабибулина Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2007 г. N А74-576/2007
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения официально опубликован не был