Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 55-Г07-4 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Верховного Совета Республики Хакасия - без удовлетворения
Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 22 января 2007 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Кайлачаковой О.В.,
с участием прокурора Гончаровой М.И.,
представителя Верховного Совета Республики Хакасия Чустеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании статьи 37 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года N 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 21 февраля 2006 года) противоречащей федеральному законодательству, недействующей, установил:
28 декабря 1999 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (далее- Закон Республики Хакасия), 10 мая 2001 года, 25 октября 2001 года, 23 мая 2002 года, 26 марта 2003 года, 1 марта 2004 года, 25 ноября 2004 года, 21 февраля 2006 года внесены изменения, текст закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 17 мая 2001 года N 102, от 5 ноября 2001 года N 46-47, от 7 июня 2002 года N 23, от 1 апреля 2003 года N 22-23, от 5 марта 2004 года N 12, от 7 декабря 2004 года N 59, от 3 марта 2006 года N 10.
Статьей 37 Закона Республики Хакасия установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными и иными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений норм настоящего Закона влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральными законами и Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании статьи 37 Закона Республики Хакасия противоречащей федеральному законодательству, недействующей, ссылаясь на то, что в силу неопределенности, оспариваемая норма допускает установление административной ответственности должностных лиц всех государственных органов, в том числе федеральных, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Хакасия, тогда как организация и правовое регулирование деятельности должностных лиц федеральных государственных органов находится в ведении Российской Федерации и субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование.
В судебном заседании прокурор Гончарова М.И. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Чустеева И.А., действующая на основании доверенности от 28 августа 2006 года, с доводами прокурора не согласилась, пояснив, что оспариваемая норма носит отсылочный характер к Закону Республики Хакасия "Об административных правонарушениях" (статья 77), не распространяет на субъектов правоотношений каких-либо прав и обязанностей, не устанавливает административную ответственность. Согласно статье 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
По мнению представителя, учитывая, что деятельность федеральных государственных органов регулируется федеральным законодательством, установление административной ответственности должностных лиц этих органов нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации исключается, а в статье 37 Закона Республики Хакасия содержится ссылка на федеральные законы, то оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
Заслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса).
В судебном заседании установлено, что 28 декабря 1999 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (далее Закон Республики Хакасия), 10 мая 2001 года, 25 октября 2001 года, 23 мая 2002 года, 26 марта 2003 года, 1 марта 2004 года, 25 ноября 2004 года, 21 февраля 2006 года внесены изменения, текст закона опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 17 мая 2001 года N 102, от 5 ноября 2001 года N 46-47, от 7 июня 2002 года N 23, от 1 апреля 2003 года N 22-23, от 5 марта 2004 года N 12, от 7 декабря 2004 года N 59, от 3 марта 2006 года N 10.
Статьей 37 Закона Республики Хакасия установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными и иными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений норм настоящего Закона влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральными законами и Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
В силу неопределенности оспариваемая норма позволяет считать установление субъектом Российской Федерации административной ответственности должностных лиц всех государственных органов, в том числе федеральных, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Хакасия.
Между тем, в соответствии с подпунктами "г" и "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти и федеральная государственная служба находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Соответственно, должностные лица подразделяются на должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Поскольку деятельность федеральных государственных органов регулируется федеральным законодательством, установление законом субъекта Российской Федерации административной ответственности должностных лиц этих органов за действия (бездействие), совершенные в процессе осуществления этой деятельности, исключается.
Поэтому административная ответственность должностных лиц федеральных государственных органов за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм Закона Республики Хакасия не может определяться законом субъекта Российской Федерации, так как нарушает компетенцию федеральных органов власти.
Право субъекта Российской Федерации на осуществление опережающего правового регулирования по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации не закреплено, и отсутствие правового регулирования таких вопросов в силу каких-либо причин в соответствующем федеральном законе не означает, что субъект Российской Федерации вправе восполнять пробелы федерального законодательства.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 15 января 2007 года признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 статьи 77 Закона Республики Хакасия от 15 марта 2004 года N 17 "Об административных правонарушениях" (с изменениями от 21 февраля 2006 года) в части установления административной ответственности должностных лиц государственных органов в той мере, в какой они применимы к должностным лицам федеральных государственных органов.
Суд не может согласиться с доводом представителя Верховного Совета Республики Хакасия о том, что в отношении должностных лиц федеральных государственных органов в оспариваемой норме имеется ссылка на федеральные законы, поскольку из смысла этой нормы не исключается возможность привлечения к административной ответственности должностных лиц федеральных государственных органов и в соответствии с Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
Таким образом, положение статьи 37 Закона Республики Хакасия в той мере, в какой оно применимо к должностным лицам федеральных государственных органов, противоречит федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании оспариваемого положения Закона Республики Хакасия противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года N 72 "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 21 февраля 2006 года) опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 17 мая 2001 года N 102, от 5 ноября 2001 года N 46-47, от 7 июня 2002 года N 23, от 1 апреля 2003 года N 22-23, от 5 марта 2004 года N 12, от 7 декабря 2004 года N 59, от 3 марта 2006 года N 10, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать статью 37 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия" (с изменениями от 21 февраля 2006 года) в части, предусматривающей установление Законом Республики Хакасия "Об административных правонарушениях" административной ответственности должностных лиц государственных органов в той мере, в какой они применимы к должностным лицам федеральных государственных органов, противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 января 2007 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника