Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 18 июля 2006 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Соколовой И.С.,
с участием представителя Правительства Республики Хакасия Клыпина Д.Н., прокурора Гончаровой М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Салайдиновой Анны Ивановны и Брюханцевой Любови Геннадьевны о признании абзаца 2 раздела 8.3 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2005 года N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (с изменениями от 6 марта 2006 года) в части противоречащим федеральному законодательству, недействующим, установил:
30 декабря 2005 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (далее Постановление), 6 марта 2006 года внесены изменения, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 18 апреля 2006 года N 18.
В соответствии с абзацем 2 раздела 8.3 приложения N 2 к Постановлению педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную площадь с отоплением и освещением в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Республики Хакасия.
Салайдинова А.И., Брюханцева Л.Г. обратились в суд с заявлением о признании абзаца 2 раздела 8.3 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2005 года N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (с изменениями от 6 марта 2006 года) в части противоречащим федеральному законодательству, недействующим.
В обоснование требований заявительницы сослались на то, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном федеральным законодательством.
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем указанная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен постановлениями Совета Министров СССР от 10 февраля 1984 года N 246 и от 4 мая 1971 года N 255, которые в силу статьи 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР" являются действующими.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением, без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.
В судебном заседании заявительницы не присутствовали, представили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Правительства Республики Хакасия Клыпин Д.Н., действующий на основании доверенности от 14 февраля 2006 года, с доводами заявительниц не согласился, пояснил, что принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в пункте 2 статьи 26.3 которого перечислены полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, среди которых полномочия по предоставлению социальных гарантий педагогическим работникам не названы. Таким образом, установленная Законом Российской Федерации "Об образовании" социальная гарантия в виде предоставления бесплатной жилой площади педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В настоящее время закон о передаче полномочий органами государственной власти Российской Федерации по обеспечению дополнительными социальными гарантиями педагогических работников не принят.
В силу абзаца 1 статьи 26.3.1 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами, а также вправе самостоятельно устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование таких полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется при наличии соответствующей возможности. Закон Российской Федерации "Об образовании" не соответствует требованиям, перечисленным в статье 7 названного Федерального закона, поскольку не установлен источник финансирования социальной поддержки педагогических работников, не предусмотрена методика расчета субвенций, не определен порядок предоставления субсидий. В связи с чем, наряду с установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" гарантией по предоставлению жилых помещений педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, Республика Хакасия вправе установить дополнительную гарантию по предоставлению бесплатного жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилого помещения.
Представитель Муниципального унитарного предприятия "Коммунальник" в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, в котором указал, что Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальник" является коммерческой организацией, оказывает коммунальные услуги населению в целях получения прибыли. Оспариваемый нормативный правовой акт Республики Хакасия нарушает права и законные интересы предприятия в сфере экономической деятельности, предприятие несет убытки. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки в жилищной сфере, федеральным законодательством какой-либо нормы предоставления бесплатного жилья и отопления не предусмотрено, изменения в части замены порядка предоставления льгот не внесены.
Выслушав представителя Правительства Республики Хакасия, заключение прокурора, полагавшей заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "е", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 31 декабря 2005 года) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Салайдинова А.И. и Брюханцева Л.Г. работают учителями начальных классов в Муниципальном образовательном учреждении "Таштыпская общеобразовательная школа-интернат N 1". До 6 мая 2005 года педагогическим работникам сельской местности предоставлялась бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением на основании постановлений Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", которые в силу статьи 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР" являются действующими, а также положений пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 ноября 2005 года N 393 "Об установлении региональных стандартов на 2006 год по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Хакасия" (с изменениями от 24 мая 2006 года) в целях реализации прав граждан Республики Хакасия на получение субсидий, льгот и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, а также расчета размера субвенций, передаваемых в рамках межбюджетных отношений из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2006 году местным бюджетам, утвержден размер региональных стандартов: нормативная площадь жилого помещения:
- 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из 3-х и более человек;
- 42 кв. метра общей площади жилья для семьи, состоящей из 2-х человек;
- 33 кв. метра общей площади жилья для одиноко проживающего человека.
30 декабря 2005 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (далееПостановление), 6 марта 2006 года внесены изменения, опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 18 апреля 2006 года N 18.
Абзацем 2 раздела 8.3 приложения N 2 к Постановлению предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную площадь с отоплением и освещением в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Республики Хакасия.
Между тем, согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 26 декабря 2005 года) до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом каких-либо ограничений и норм не установлено. По нормам может предоставляться только жилое помещение.
В силу статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 16 марта 2006 года) педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную площадь с отоплением и освещением.
При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, изменения в части замены порядка предоставления льгот компенсацией не внесены, в связи с чем указанная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Возложение на граждан, являющихся работниками образования, обязанности осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает их права и законные интересы, поскольку федеральное законодательство сохраняет для указанной категории граждан предоставление льготы в натуральной форме.
Таким образом, оспариваемой правовой нормой предоставление мер социальной поддержки ограничено размером нормативной площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 ноября 2005 года N 393, тогда как ранее педагоги в сельской местности пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением на всю фактически занимаемую жилую площадь без ограничения какими-либо нормами.
Возражая против заявленных требований, представитель Правительства Республики Хакасия пояснил, что полномочия по предоставлению педагогическим работникам сельской местности бесплатной жилой площади с отоплением и освещением переданы субъектам Российской Федерации Законом Российской Федерации "Об образовании", при этом не определен источник финансирования этой меры социальной поддержки, не предусмотрена методика расчета субвенций из федерального бюджета. В связи с чем Республика Хакасия за счет собственных средств, исходя из возможностей бюджета, установила дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления педагогическим работникам сельской местной бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья.
Однако с приведенными доводами согласиться нельзя, поскольку отсутствие порядка, методики расчета субвенций из федерального бюджета, возможности бюджета Республики Хакасия не являются основанием для отказа в предоставлении гражданам мер социальной поддержки, которые им положены в соответствии с федеральным законодательством.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки в жилищной сфере, в связи с чем ограничение предоставления этой меры пределами нормативной площади жилого помещения не может быть расценено как установление субъектом Российской Федерации, исходя из возможностей бюджета, дополнительной меры социальной поддержки.
Наделение федеральным законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки граждан, являющихся педагогическими работниками, равно как и положения пункта 7 статьи 26.3, статьи 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направлены на формирование механизма межбюджетных отношений, участниками которых граждане не являются, и не регулируют правоотношения по предоставлению льгот педагогическим работникам сельской местности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что абзац 2 раздела 8.3 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия в части от 30 декабря 2005 года N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 25 ноября 2004 года N 98 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (с изменениями от 6 марта 2006 года) в части установления права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную площадь с отоплением и освещением в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Республики Хакасия, противоречит федеральному законодательству.
Принимая во внимание, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать абзац 2 раздела 8.3 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2005 года N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (с изменениями от 6 марта 2006 года) в части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, что не лишает заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением этого акта, на защиту своих субъективных прав путем предъявления соответствующих исков.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что постановление Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2005 года N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (с изменениями от 6 марта 2006 года) опубликовано в бюллетене "Вестник Хакасии" от 18 апреля 2006 года N 18, суд считает необходимым обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении в указанном издании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Салайдиновой Анны Ивановны и Брюханцевой Любови Геннадьевны удовлетворить.
Признать абзац 2 раздела 8.3 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия в части от 30 декабря 2005 года N 439 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2006 год" (с изменениями от 6 марта 2006 года) в части установления права педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную площадь с отоплением и освещением в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Республики Хакасия, противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 июля 2006 г.
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Хакасия по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника